В IT-парке автограда прошла I Всероссийская научно-практическая конференция с участием глав городов и районов России, желающих войти в «налоговый рай» — ТОСЭР В IT-парке автограда прошла I всероссийская научно-практическая конференция с участием глав городов и районов России, желающих войти в «налоговый рай» — ТОСЭР Фото: nabchelny.ru

ПОРОГ НУЖНО СНИЖАТЬ, НО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ СПЕКУЛЯЦИЙ

В IT-парке автограда сегодня прошла I всероссийская научно-практическая конференция с участием глав городов и районов России, желающих войти в «налоговый рай» — ТОСЭР. Собралось таковых порядка двух десятков. Все жаждали получить из первых уст ценнейший опыт привлечения инвесторов к «райским берегам». Оставшуюся часть зала занимала шумная студмассовка из челнинского филиала Казанского инновационного университета им. Тимирясова (ИЭУП). Впрочем, их участие объясняется тем, что вуз — организатор мероприятия, хотя истинная принадлежность образовательного учреждения к проблематике ТОСЭР так и осталась за скобками.

На правах радушного хозяина открывал мероприятие мэр Челнов Наиль Магдеев. Он, как обычно, долго рассуждал о «единении судеб КАМАЗа и Набережных Челнов». Вспомнил времена, когда на автогиганте работало 100 тыс. человек, четверть населения города, а доля предприятия в ВТП составляла 80%. И сравнил их с нынешними данными — «всего 47%». Это, по мнению Магдеева, результат диверсификации моногорода. Тем не менее он озвучил почти крамольную мысль: «От монозависимости уйти нельзя. Но снизить ее можно, например, с помощью инструментов, предлагаемых в рамках создания ТОСЭР». Напомним, что сейчас в ТОСЭР зарегистрировано 7 резидентов: «ЗаряД», «Хайер», АПК «Камский», «Тэмпо», «Техноанод», «ПолиХимСистемс» и «ТЭСК», создано более 1,5 тыс. рабочих мест. Подано еще около 30 заявок, напомнил мэр, но только 10 из них находятся на стадии рассмотрения, остальные требуют доработки. «По сути, мы российский офшор, — сделал неожиданный вывод в конце своего традиционно длинного доклада Магдеев. — Офшор, имеющий нормативную базу, имеющий соответствующие документы на уровне руководства страны».

Более подробно и красочно — со слайдами и любопытными сравнениями — о ТОСЭРе в автограде доложил профильный замруководителя исполкома Эльдар Тимергалиев. Для начала он поведал собравшимся, что моногорода — вовсе не российский феномен. В качестве примера он привел немецкий город Вольсфбург, где находится крупнейший завод компании Volkswagen, который в последние годы уронил производство, и, соответственно, выплаты в бюджет на 80% до 52 млн. евро. Упомянул он и китайский Гурао, именуемый «городом нижнего белья» (эта часть особенно понравилась студентам — они заметно оживились). Там сейчас тоже пошла череда закрытия фабрик, сокращения рабочих и прочие неприятные процессы. На этом основании Тимергалиев сделал вывод, что и Поднебесная очень скоро коснется проблемы моногородов. Эта же тема актуальна и для Канады, и для США, и для Австралии.

По словам Эльдара Тимергалиева, самый важный инструмент в деле привлечения инвесторов — это не разочаровать их По словам Эльдара Тимергалиева, самый важный инструмент в деле привлечения инвесторов — это не разочаровать их Фото: nabchelny.ru

Далее докладчик привел аналитику центра стратегических разработок, по которой моногорода делятся на три основные категории: 45% имеют большой потенциал для диверсификации, 35% стабильны, но без особых перспектив, оставшиеся 20% являются кризисными. Автоград, безусловно, относится к первой. Факторы, влияющие на это, по словам Тимергалиева, — это достаточно большое население — 526 тыс. человек, причем средний возраст — 37 лет — относится к трудоспособному и активному. Кроме того, в городе немало вузов и ссузов, что обеспечивает появление немалого числа высокообразованных и высококвалифицированных кадров. «Конечно, мы не можем не учитывать и такой фактор, как потенциал размещения производств, — продолжил чиновник. — Здесь мы выделяем наличие земельных участков и готовность промплощадок. Что касается первого, то город располагает 480 гектарами. На них мы можем разместить более 500 малых и средних предприятий». Последний показатель Тимергалиев вывел, как он пояснил, исходя из такого понятия, как типовой инвестор. Для каждого города он свой. Для автограда это инвестор, производство которого занимает порядка 3 тыс. кв. м, сумма вложений — 160 - 170 млн. рублей, количество создаваемых рабочих мест — 60 - 70.

Что касается промплощадок, то их в автограде несколько: КИП «Мастер», промпарки «Челны», «Развитие» и так далее. Преимущества их в том, что полностью готова вся инфраструктура и низкая арендная плата — от 105 рублей за «квадрат». Как следствие, если резидент входит в готовый промпарк, то очень быстро выходит и на рынок. Кроме того, в Челнах составили реестр промплощадок, которые официально занимают действующие предприятия. Но де-факто часть их пустует. «Эти точки мы тоже предлагаем нашим потенциальным резидентам, — сказал Тимергалиев. — При этом мы достигаем сразу два эффекта. Первый: мы более тонко и гибко реагируем на потребности наших резидентов, предлагая и индустриальные парки, и частные площадки. И второй: раз площади пустуют, значит, у собственника возникают сложности с платежами налогов и аренды за землю. Соответственно, деньги не поступают в бюджет. Поэтому очень важно вовлекать такие площадки в оборот. Наши предприниматели очень активно откликаются, так как это полезно и для них».

Последним привлекательным фактором челнинской ТОСЭР для потенциальных инвесторов является развитая транспортная и логистическая инфраструктура. У автограда есть речпорт, железнодорожное сообщение, международный аэропорт Бегишево и рядом пролегает федеральная трасса М-7.

.
Фото: Сергей Кудрявцев

Уже после своего яркого выступления Тимергалиев, между прочим недавно съездивший вместе с Магдеевым на инвестиционный форум в Сочи, где также обсуждали вопросы развития ТОСЭР, прокомментировал «БИЗНЕС Online» озвученное там предложение о снижении финансового порога вхождения в ТОСЭР. Напомним, что в Челнах такой порог для резидентов в первый год составляет 5 млн. рублей, а в течение всего периода — 50 миллионов. На вопрос, какая же сумма первоначальных инвестиций была бы оптимальной для Челнов, главный по ТОСЭР ответил: «Здесь нужно золотую середину найти. Очень хорошо, если ТОСЭР пополнялся бы малыми предприятиями. Это цель экономики всей страны. Но тут и переборщить нельзя, потому что будут спекуляции различного рода. У нас есть указ президента РТ о бесплатном получении земельных участков. И здесь очень тонкая грань. Представьте, придут люди, 300 тысяч заплатят, а рыночная стоимость выданного участка намного больше. И государство, и сами люди могут только потерять от спекулянтов. Но в принципе мы, конечно, за снижение. И если оно произойдет, нужно четкий анализ и контроль осуществлять. Мы не должны этим причинить ущерб и должны разделять спекулянтов от тех людей, которые хотят развивать малый бизнес».

В целом, по словам Тимергалиева, самый важный инструмент в деле привлечения инвесторов — это не разочаровать их. И в Челнах не собираются активно вмешиваться в дела привлеченных резидентов. «Один из последних инвесторов — „Полихим системс“. У них объем вложений порядка 150 миллионов рублей. Это иностранный инвестор, и они пока прощупывают, насколько у нас благоприятная ситуация. Но я знаю, что у них в планах вложить до полумиллиарда рублей и локализовать производство до 97 процентов. Это очень высокий процент. Поэтому они не должны нести дополнительных рисков в плане кардинального пересмотра арендной платы за землю или чего-то еще в этом роде. При предоставлении земли вообще нельзя использовать кривые схемы. А то один руководитель города уйдет, другой придет, и ему придется разгребать, его будут обвинять. И будет ситуация, что мы отпугиваем инвесторов. Так что мы будем делать все по закону, чтобы убрать все риски», — со знанием дела заметил Тимергалиев.

. Собравшиеся жаждали получить из первых уст ценнейший опыт привлечения инвесторов к «райским берегам» Фото: nabchelny.ru

НЕ БЫЛО БЫ ЭФФЕКТА «ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ»!

Неожиданно перченым получилось выступление кандидата экономических наук, доцента кафедры «Финансы и кредит» челнинского филиала КИУ (ИЭУП) Артура Зиятдинова, который поставил под сомнение эффект от райских налоговых преференций для резидентов ТОСЭР. Экономист начал с негативных примеров стимулирования экономики за счет налоговых льгот. Для начала он вспомнил о свободной экономической зоне «Ингушетия», которая была создана еще в 90-х годах. Большинство резидентов зоны, напомнил Зиятдинов, использовали ее исключительно для снижения налогового бремени, и в результате ее деятельности федеральный бюджет получил убыток в 9 млрд. рублей. Правда, в этом плане Татарстану повезло больше, ведь на ее территории функционирует самая успешная и активно действующая ОЭЗ «Алабуга».

«Тем не менее зарубежный опыт показывает, что иногда особые зоны развития имеют негативный характер, — продолжил оратор. — Например, в странах Юго-Восточной Азии резиденты приходили в зону, получали льготы. Но как только налоговые преференции прекращались, инвесторы уходили и оставляли после себя... есть такой термин — „тактика выжженной земли“. Иностранные инвесторы фактически уничтожали местный бизнес в зоне, уходили в другие места, где вновь могли воспользоваться льготами. И мы должны понимать эти риски, которые у нас есть в рамках ТОСЭР».

Не испытывает восторгов Зиятдинов и от перспектив, которые пророчат Камской агломерации создатели стратегии ее развития. «Есть огромное количество научных трудов, где говорится следующее: если в агломерации меньше трех миллионов человек, она не имеет перспектив развития. К сожалению, такая позиция подтверждается объективными факторами. Если посмотреть на динамику, мы видим: крупные города растут, а маленькие вымирают. Это объективный фактор и с этим тоже надо считаться», — строго сказал Зиятдинов. Напомним, что на территории Камской агломерации проживает всего 1,1 млн. человек.

Также докладчик обратил внимание публики на вопрос несправедливого распределения налогов. Единственное, что получает город от резидентов ТОСЭР, — прирост НДФЛ с доходов своих работников. «Главы всех городов, которые уже вошли или собираются в ТОСЭР, в большей степени заинтересованы в проектах, которые я называю «строительство пирамид». Огромное количество ручного труда, сотни тысяч работников, получающих зарплату, использующих огромные территории. Если кто-то предложит создать роботизированный завод, то Наиль Гамбарович теоретически должен всячески от него отнекиваться. Говорить: «Нет, вы что, какие роботы, им зарплату не платят, налогов я не получу», — повернулся в сторону улыбнувшегося градоначальника Зиятдинов. По его мнению, эту проблему необходимо срочно решать. Доля налога на прибыль обязательно должна оставаться в местном бюджете, уверен доцент, что простимулирует органы местного самоуправления к развитию высокотехнологичных успешных производств.

.
Фото: Сергей Кудрявцев

Еще один минус от бесконтрольной раздачи бонусов в виде статуса ТОСЭР — распыление потенциальных инвесторов между соседними «льготными территориями». «Челны находятся в центре зоны «Иннокам. Но рядом с автоградом кроме ОЭЗ «Алабуга» еще два моногорода — это Нижнекамск и Менделеевск. И оба этих города сейчас прорабатывают вопрос получения путевки в налоговый рай. Таким образом, каждая территория получит только часть инвестиций от тех, которые теоретически могли бы прийти. «Но есть и позитивный сценарий, — все же обнадежил Зиятдинов. — Челны должны стать якорем развития агломерации, вокруг которого будут развиваться производства, многопрофильные, взаимосвязанные между собой, когда машиностроение что-то может дать нефтехимии, а химическая промышленность будет тесно связана, допустим, с производством грузовых автомобилей. Для этого требуются усилия, и они должны быть согласованными. Администрации этих районов и городов должны действовать скоординированно, в связке и не пытаться перетянуть одеяло на себя, а пытаться найти общую выгоду».

.
Фото: Сергей Кудрявцев

«У ТОЛЬЯТТИ ФИШКА — ПРИРОДА И... ЭКОЛОГИЯ»

Про ТОСЭР, действующую в Тольятти, рассказала начальник отдела инвестиций и стратегического планирования этого города Людмила Петрова. Она, в отличие от Тимергалиева, начала как раз с инфраструктуры. В Тольятти, как и в Челнах, есть и речпорт, и аэропорт, и федеральная трасса, и ж/д вокзал. Но при этом она заметила, что любой инвестор идет в ТОСЭР по принципу наличия потенциального потребителя. С этой точки зрения, считает докладчица, Тольятти очень выгоден. Это и так самый большой из моногородов, так еще в радиусе 500 км от него проживает 20,4 млн. человек, а в радиусе 1000 км — 71,2 миллиона! С образованием здесь тоже порядок — действует 11 вузов и 16 ссузов.

Особое внимание Петрова обратила на то, что мало заниматься развитием промпарков, а их в Тольятти целых 6, предоставляющих площадки по 33 направлениям деятельности, но надо заниматься и жилой зоной. «Развитие городской среды — очень важный аспект в деле привлечения инвестора, — сказала она. — Потому что работодателю важно не только на какую площадку он придет, на каком оборудовании будут работать его сотрудники, но и то, как они будут проводить свободное время. Вот тут и вступает в силу программа „Пять шагов благоустройства“. Но тут мало просто заниматься благоустройством. Надо, чтобы в этом процессе активное участие принимали сами горожане». Правда, тут Челны вряд ли удивишь — процесс активного благоустройства город переживает уже третий год.

В завершение своей речи Петрова посоветовала каждому городу, представители которых участвовали в конференции, иметь свои фишки. У Тольятти это, например, уникальная природа. И, несмотря на наличие АвтоВАЗа, экология. Докладчица пояснила, что чистоте природных ресурсов способствует грамотная планировка города и автозавода.

Еще одним козырем, кроме ТОСЭР, является кластерное развитие. В Закамье, как известно, работает Камский территориальный инновационно-промышленный кластер «Иннокам». По словам руководителя его аналитической службы Галины Малязиной, в кластер ныне входит около 300 организаций, в которых работает более 110 тыс. человек. Основными направлениями работы являются нефтехимия, нефтепереработка, автомобилестроение и производство автокомпонентов. Объединяет кластер предприятия, расположенные в 5 районах РТ, на этой территории, кстати, сразу 5 моногородов. За последние три года 6 тыс. работников организаций прошли обучение или переобучение, ими совместно реализовано более 30 производственных проектов, реализуются более 100 инновационных проектов на общую сумму в 300 млрд. рублей. При этом на стыке основных направлений развиваются и такие новые, как IТ, робототехника, адаптивные технологии, производство современных материалов. В общем, констатировала докладчица, промышленное сотрудничество между членами кластера уже налажено. Перспектива на ближайшее время — усиление кооперации в области исследований и новейших разработок.

Наиль Магдеев: «По сути, мы — российский оффшор. Оффшор, имеющий нормативную базу, имеющий соответствующие документы на уровне руководства страны» Наиль Магдеев: «По сути, мы российский офшор. Офшор, имеющий нормативную базу, имеющий соответствующие документы на уровне руководства страны» Фото: nabchelny.ru

Подводя итог своему выступлению, Малязина продемонстрировала слайд эффективности кластеров для моногородов, при этом озвучила, что у 25% монообразований, работающих в кластерах, рейтинг повысился. Аналогичный показатель у городов вне кластера составил лишь 3%. Однако докладчица благоразумно умолчала, что у 66% моногородов, где кластеры есть, рейтинг остался неизменным, а у 9% он и вовсе упал.

Далее участники конференции перешли к работе в режиме круглых столов, где обсуждают более узкие вопросы. Перехватить до начала их работы «БИЗНЕС Online» удалось лишь Наталью Грибанову, главного специалиста отдела развития отраслей экономики и предпринимательства администрации Златоуста. Правда, выглядела женщина несколько растерянной после заседания. Хотя в таком состоянии, по всей видимости, находится сейчас подавляющее число потенциальных обладателей заветного статуса. «Мы сейчас в самом начале пути — обсуждаем, прорабатываем эти идеи, нормативно-правовую базу. Потенциальные резиденты у нас уже есть, потому что в Златоусте идут по тому пути, что сначала необходимо найти резидентов, а потом уже добиваться статуса ТОСЭР, потому что в связи с вступившими в силу новыми изменениями в 2017 году сроки сокращаются. Если раньше на раскачку дано было два года, а теперь — всего год», — коротко рассказала Грибанова, не упомянув, впрочем, про само количество резидентов.