Азат Гайнутдинов Гендиректор центра социальной реабилитации и адаптации, член Общественной палаты РТ Азат Гайнутдинов

КТО БУДЕТ РАБОТАТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

В настоящий момент в исправительных учреждениях Татарстана отбывают наказание более 12,5 тыс. человек. Ежегодно из мест лишения свободы в РТ освобождаются около 4 тысю человек. В то же самое время исправительные учреждения пополняются таким же количеством заключенных, из которых более 65% получают свой срок не в первый раз. Как видим, больше половины осужденных совершают рецидив и снова попадают за решетку. Причина — полная или частичная утрата родственных, социальных связей, отсутствие жилья, работы...

За время отбывания наказания заключенные практически выпадают из современной жизни общества и на свободе чувствуют себя чужими. В таком положении нередко единственным решением остается вернуться обратно за решетку, где гарантированы ночлег, еда и знакомые порядки. Страшный парадокс и одновременно неутешительный диагноз состояния общества. Столкнувшись с «ненужной» свободой, вчерашний заключенный, не найдя поддержки за воротами, работы и хоть какой-то надежды на будущее, совершает преступление и снова направляется судом в места не столь отдаленные. В результате он снова на попечении государства.

На содержание заключенных в 2016 году в бюджет уголовно-исправительной системы России было заложено 265 млрд. рублей. Если разделить эту сумму на общее число заключенных в нашей стране, то получится свыше 400 тыс. рублей в год на человека. Это около 30 тыс. рублей в месяц на одного заключенного, тогда как среднегодовой размер пенсии по старости в 2017 году в результате индексации составит 13657 рублей.

С каждым годом число пенсионеров в России неуклонно растет. На конец 2016 года их количество в нашей стране составило более 43 млн. человек, это почти треть всего населения России. А естественный прирост экономически активного населения замедлился. Такая ситуация вызвана демографическим спадом в лихие 90-е. Кто будет работать в современной России?

На данный момент в нашей стране образовался дефицит рабочей силы. Целые отрасли нашей экономики, такие как сельское хозяйство, строительство, ЖКХ и некоторые другие, в большом количестве использовали сравнительно дешевый труд иностранных граждан, во всяком случае, пока курсовая разница позволяла. Трудовые мигранты выводили миллиарды рублей из экономики России в те страны, откуда они приехали, тем самым наносили невосполнимый ущерб нашей экономике.

На содержание заключенных в 2016 году в бюджет уголовно-исправительной системы России было заложено 265 млрд. рублей — свыше 400 тыс. рублей в год на человека На содержание заключенных в 2016 году в бюджет уголовно-исправительной системы России было заложено 265 млрд. рублей — свыше 400 тыс. рублей в год на человека

В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ — ЦЕЛАЯ АРМИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ

Названные проблемы становятся актуальнее день ото дня в связи с тем, что в России большинство осужденных находятся в экономически активном возрасте. В основном это мужчины (85,5% от общей численности), относящиеся к возрастной группе 30 - 49 лет или 18 - 24 лет (соответственно, 36,0% и 27,3% от общей численности). Выходит, что в местах лишения свободы находится целая армия потенциально экономически активного населения. Все они находятся на содержании государства. Конечно же, в местах заключения есть свои производства: литейные цеха, швейные фабрики, цеха обработки металла и древесины, которые приносят доход в УФСИН, но давайте разберемся, о каких суммах идет речь.

Одно из республиканских изданий сообщает: «Ежегодно на модернизацию основных производственных средств исправительным учреждениям направляется не менее 40% прибыли, полученной от производственной деятельности, что составляет более 600 млн. рублей. Это, для сравнения, в среднем 1 млн. рублей на колонию».

Несложно подсчитать, что прибыльность производств, расположенных в исправительных учреждениях, составляет 1,5 млрд. рублей в год, что равняется 0,57% от средств, заложенных в бюджете на содержание заключенных. Понятно, что экономический эффект сомнительный, так как УФСИН не является коммерческой структурой, нацеленной на извлечение прибыли. Вовлеченность заключенных в трудовую деятельность преследует воспитательную цель. Как говорится, экономика отдельно, воспитание отдельно. Но возможно ли перевоспитать осужденных, получая прибыль или хотя бы снизив расходы государства? Сейчас — нет, и вот почему:

Практически для любого осужденного основная цель — условно-досрочное освобождение (УДО). Однако в последнее время и в прессе, и на уровне народного обсуждения выявляются полярные мнения по поводу этого механизма исправления преступника. Одни аргументы у потерпевшей стороны, диаметрально противоположные — у другой. Эти два мнения тяжело приходят к согласию в вопросе УДО. Понятие социальной справедливости вполне объяснимо присутствует в аргументах и защиты и обвинения. Порой в результате преступления для потерпевшей стороны наступают невосполнимые потери как в физическом, так и в моральном плане. Да и самим освобожденным условно-досрочно, увы, не всегда получается распорядиться полученной свободой с пользой. Вместе со свободой никто не преподнесет на блюдечке гарантированное место работы, а это влечет за собой длительные «каникулы». Трудоустройство для ранее судимых всегда было трудноразрешимой задачей, и острота ее становится только актуальней год от года. Нередко это длительное ничегонеделание угнетающе действует на адаптацию человека в обществе.

Так, из 12,5 тыс. осужденных на территории Республики Татарстан 843 человека повторно отбывают наказание в связи с нарушением условий условно-досрочного освобождения, что составляет 6,7% от всего количества заключенных. Более того, из числа заключенных, находящихся в колониях республики, 50% ранее уже освобождались по УДО, что никак не повлияло на их перевоспитание.

Исправительные работы — отличный способ привлечений трудовых ресурсов для работодателей Исправительные работы — отличный способ привлечения трудовых ресурсов для работодателей

ВМЕСТО ИЖДИВЕНЦА — НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Иное дело по сравнению с УДО — перевоспитание осужденных через замену неотбытой части наказания исправительными работами (ИР) в соответствии со статьями 50 и 80 Уголовного Кодекса РФ.

Знаковым отличием ИР от УДО является то, что осужденный продолжает отбывать уголовное наказание под контролем сотрудников уголовно-исполнительной системы, выплачивает государству от 5% до 20 % своего дохода, возмещает потерпевшим материальный и моральный ущерб. На выходе вместо иждивенца будет налогоплательщик.

По сути, ИР — важный элемент ресоциализации осужденных. При условии если механизм применения замены лишения свободы исправительными работами получит должное развитие, то и соответствующую подготовительную работу в исправительных учреждениях можно будет вести адресно, а значит, эффективнее.

ИР — отличный способ привлечений трудовых ресурсов для работодателей. Во-первых, осужденному к ИР может быть установлена минимальная заработная плата около 8,5 тыс. рублей, из которой будут идти отчисления в пользу государства, потерпевшей стороне, плюс еда. Итого один осужденный будет обходиться работодателю в 15 - 16 тыс. рублей. Это выгодно всем: и государству, и работодателю и осужденному. Во-вторых, дисциплина — осужденный к ИР, имея нарушения законодательства, будет вынужден вернуться в места лишения свободы на весь неотбытый срок. В-третьих, после окончания ИР уже бывший осужденный продолжит работать у работодателя при условии, что зарекомендует себя хорошим специалистом. Это возможность для использования труда отбывающих ИР на стройках, в сельском хозяйстве, в сфере ЖКХ. Более того, решается важная задача с трудоустройством бывших осужденных, которым, как известно, очень сложно найти хоть какую-нибудь работу.

Мы считаем, что трудоустройство бывших осужденных напрямую влияет на количество лиц, совершающих преступления повторно. Так, в Казани число лиц, совершивших рецидив, ниже, чем по республике. Ежегодно в Казань после отбытия наказания возвращается около 1,3 тыс. человек. Из них рецидив совершает более 47%. Этот показатель на 28% меньше, чем по республике. Это обусловлено тем, что в столице существует дефицит рабочей силы. Но, несмотря на больший спрос в работниках, человеку с судимостью практически невозможно найти даже самую невостребованную работу. И это при том, что важные отрасли экономики испытывают кадровый голод. Мы уверены, что даже отсидевшие за решеткой не один срок по тяжелым статьям могут быть полезны для экономики нашей страны.

На сегодняшний день трудноразрешимым остается вопрос временного пребывания осужденных к исправительным работам, и бывших осужденных, у которых нет регистрации и места жительства На сегодняшний день трудноразрешимым остается вопрос временного пребывания приговоренных к исправительным работам и бывших осужденных, у которых нет регистрации и места жительства

ОБЩЕЖИТИЕ НЕОБХОДИМО В ЧЕРТЕ ГОРОДА КАЗАНИ

Ресоциализацию через ИР наш центр социальной реабилитации и адаптации (ЦРА) применяет не в первый раз. К примеру, подопечный, осужденный за убийство к 8 годам, теперь отбывает остаток срока в виде исправительных работ. Он трудоустроен в одной из агрофирм-партнеров — в ООО «Хаерби» и проживает в общежитии центра. Таким образом, агрофирма закрывает нехватку работников, а также помогает АНО «ЦРА» трудоустраивать своих подопечных. Другая подопечная, осужденная за мошенничество, устроена в организации, производящей хлебобулочные изделия, и проживает дома совместно со своими тремя детьми. Таких историй много.

Мы предлагаем обществу и бизнесу услугу своеобразного кадрового агентства: на основании потребностей бизнеса поможем получить конкурентные преимущества, которые заключаются в следующем:

  • высокая трудовая дисциплина работника — за нарушения трудового законодательства осужденный возвращается к отбытию наказания в места лишения свободы;
  • должная квалификация работника — в соответствии с заявкой центром будет проведен отбор персонала по необходимым критериям в самих исправительных учреждениях. Также возможно заблаговременно подготавливать специалистов с необходимыми квалификациями в профессиональных технических училищах исправительных учреждений.

К нам постоянно поступают заявки на квалифицированные кадры от заинтересованных работодателей: в частности, из сферы швейного производства (более 100 вакансий), от сельскохозяйственных предприятий (до 80 вакансий), от предприятия переработки пищевой продукции (до 30 вакансий). Существует постоянная потребность в разнорабочих.

Наш центр активно работает в Республике Татарстан с июня 2014 года. За этот период через нашу организацию прошло более 100 нуждающихся. Большинство из них уверенно стоят на ногах. Среди подопечных есть и такие, кто за короткий срок превратился в успешного бизнесмена. Теперь они сами трудоустраивают к себе ранее судимых.

Достигнув определенного этапа развития, мы столкнулись с новыми вызовами. Так, на сегодняшний день трудноразрешимым остается вопрос временного пребывания осужденных к исправительным работам и бывших осужденных, у которых нет регистрации и места жительства, так как общежитие центра на базе агрофирмы уже заполнено, что говорит о востребованности этого способа реабилитации.

Подобное общежитие необходимо и в черте города Казани, где можно было бы временно регистрировать подопечных, а также и осуществлять контроль прохождения программы реабилитации.

МЕРАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗАНИМАЕТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ

С оптимизмом смотреть на стоящие перед центром новые задачи позволяет тот факт, что президент РФ Владимир Путин по итогам ежегодной встречи с советом по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшейся в Кремле 8 декабря 2016 года, дал поручение главе правительства РФ Дмитрию Медведеву в срок до 30 марта 2017 года представить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающие реализацию мер социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

АНО «ЦРА» комфортно работает в рамках действующего законодательства, активно используя уже готовые решения законодательной базы. Полагаем, что грядущие изменения откроют новые возможности для эффективной реабилитации подопечных. Надеемся, что при подготовке соответствующих предложений от Республики Татарстан будет учтен и наш положительный опыт.

В заключение хочу отметить, что комплексный подход центра к решению задач, выработанный на основе проб и ошибок, начиная с момента встречи подопечных и заканчивая созданием необходимой инфраструктуры для их размещения, показал свою необходимость. Выведенные из порочного криминального круга люди — лучшее свидетельство правильно выбранного вектора развития центра. Всего 3% наших подопечных из более чем 100 обратившихся совершили рецидив. Это ли не главный аргумент в пользу ресоциализации.

Мы надеемся, что наша инициатива в части активизации применения исправительных работ, а также создания нового общежития в черте Казани найдет поддержку и понимание в Татарстане, регионе, привыкшем быть первым в реализации ответственных социальных и политически важных программ.

Азат Гайнутдинов