«И ЗА ПЯТЬ ВЕКОВ ДО НАШЕЙ ЭРЫ ТЮРКИ ЖИЛИ ТАМ ЖЕ, ГДЕ ОНИ ЖИВУТ И ТЕПЕРЬ»

Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.

Иоганн Вольфганг Гете

Один из очень известных российских лингвистов Сергей Малов своими статьями поставил меня в тупик. Мне даже очень трудно высказать какие-то разумные предположения на счет его выводов.

Малов — сын довольно одиозной фигуры, Евфимия Александровича Малова, заведующего кафедрой противомусульманской полемики Казанской духовной академии и члена-учредителя Братства святителя Гурия. К чести Евфимия Малова надо сказать, что он признал неэффективность миссионерской деятельности. В 1904 году в своем дневнике он записал следующее: «Мы, русские, не десятки лет, а целые столетия живем как господствующий класс над татарами. Ведь более 300 лет прошло со времени взятия Казани, а посмотрите, сколько мы обрусили? Ужели ждать еще три-четыре столетия?»

Сергей Малов учился в Казанской духовной академии, занимаясь восточными языками у знаменитого Николая Катанова Сергей Малов учился в Казанской духовной академии, занимаясь восточными языками у знаменитого Николая Катанова

Сергей Малов учился в Казанской духовной академии, занимаясь восточными языками у знаменитого Николая Катанова. Позднее он окончил Петербургский университет. Работал в Казанском, Петербургском университетах и Российской Академии наук. Он знал невероятное количество языков, хотя специализировался на арабском, персидском и тюркских языках. Он издал фундаментальный труд «Памятники древнетюркской письменности».

По линии министерства иностранных дел Малов изучал языки и обычаи тюркских народов, проживающих в Китае (уйгуры, салары, сарты и киргизы). Он одним из первых исследовал говор татар-мишарей. В 1910 году в Китае (Ганьсу) обнаружил полный вариант уйгурской рукописи «Алтун ярук» («Сутра золотого блеска»). Для того чтобы выяснить особенности говора желтых уйгур, он специально поехал в Синьцзян, в ту деревню, где жили представители этой этнической группы.

Сергей Малов преподавал узбекский, ойротский, другие языки, а также лингвистику древних тюркских памятников. В 1929 году он опубликовал свое открытие таласского письма — третий известный вариант древнетюркского рунического алфавита. Короче, он известен как блестящий специалист по живым и вымершим тюркским языкам. Малов стал символом русской тюркологии.

Такая обстоятельная характеристика была нужна, чтобы показать его редкий профессионализм, а значит, к его выводам надо отнестись более чем серьезно.

Итак, Малов пишет: «Могу только сказать, что и за пять веков до нашей эры тюрки жили там же, где они живут главным образом (с малыми исключениями) и теперь». Он на основе анализа 30–40 тюркских наречий приходит к выводу: «Миграции не имели того влияния и значения в истории тюркских языков, каковые им обычно приписывают». Вывод исключительно важный для понимания истории татар, чьи предки в начале новой эры уже жили в Поволжье, Причерноморье и на Дунае. Последующее Великое переселение народов внесло свои коррективы, но лишь в плане возвышения одних тюркских племен над другими. Появление гуннов, а затем татар во главе с Бату нельзя трактовать как обретение ими новой родины, они всегда рассматривали Великую Степь как свою Большую Родину, заселенную близкородственными народами.

Особо примечательно утверждение Малова о древности современного татарского языка. «Я считаю, — пишет он, — что на западе тюркской территории издавна, то есть задолго до V века до нашей эры, из многих племенных языков образовались две языковые группы: одна по характеру языков хазаро-булгарско-чувашская, а другая — башкиро-татарско-кыпчакско-мишарская. Эту последнюю для избежания недоразумения с хронологией (татары XIII в.!) лучше называть только „мишарской“, так как с термином „мишарь“ никакой историко-хронологической путаницы, надо, думать, не произойдет. Наличность на западе этой мишарской (татарской) языковой группы с древнейших времен для меня, с языковой точки зрения, не подлежит никакому сомнению. Западно-тюркские языки показывают, что они прошли слишком большую и долгую жизнь, они испытали на себе много разных влияний и пр. Это не могло произойти в очень короткий срок. Все переселения тюрков из Центральной Азии, какие мы знаем (например, гунны, монголо-татары, киргизы), не произвели на западе того языкового влияния и переворота в пользу восточнотюркских языковых элементов, какие можно было ожидать, если бы здесь на западе не было бы уже своих установившихся и отстоявшихся издавна западнотюркских языков». Это утверждение наводит на серьезные размышления. Ясно, что первичным языком предков татар в Поволжье было мишарское (татарское) наречие, на которое в VII - Х веках наслоилось булгарское, а затем, в ХIII веке, поволжско-хорезмское (татарское) наречие, после чего окончательно сформировался современный татарский язык.

«ЛЮБОПЫТНО СОВПАДЕНИЕ ГЕРБА КРЫМСКОГО ХАНСТВА, КОТОРОЕ В ЕВРОПЕ НАЗЫВАЛИ МАЛОЙ ТАРТАРИЕЙ, С СИМВОЛАМИ СКИФОВ»

Остается без ответа вопрос: «Какой народ говорил на тюркском языке в V веке до нашей эры?» Возможно, скифы... Мы не знаем. Во всяком случае, они занимали ту же территорию Великой Степи, что и тюркские племена с VIII века до нашей эры по IV век нашей эры. Геродот сообщает: «Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай». Большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из-за Волги.

Лингвисты склоняются к иранскому происхождению скифского языка, однако любое большое государство бывало далеко не однородным. Собственно, сам Геродот упоминает о разных племенах, живших со скифами или по соседству, причем порой ведущих сходный со скифами образ жизни.

Русский историк Андрей Лызлов писал: «Но от пятисот лет и больши, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша некоторыя государства [яко о том будет ниже], измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар или от множества народов своих, еже и сами любезнее приемлют или слышат. И меньшая половина Скифии, яже над морем Ассийским, называется Тартариа великая. Разделяется же Тартариа великая от Скифии Имаусом горою великою и знаменитою [по видимому, Уральскими горами]: еже со одну страну — то Тартариа, а еже от сея страны — то Скифиа». На какие источники опирался Лызлов ответить трудно, но явно он еще не был зашорен последующими екатерининскими изобретениями в сфере истории России, а возможно, имел источники, которые впоследствии были утеряны.

Весьма примечательно, что скифский котел очень похож на более поздние котлы сармат, гуннов и татар. Подобные котлы носили сакральный характер — в них готовили жертвенное мясо. Они не могли случайно передаваться от одного народа к другому. Например, среди русских подобные котлы не встречаются, несмотря на тесные контакты татар и русских.

Между 280 - 260 годами до нашей эры держава скифов значительно сократилась в силу вторжения родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Часть скифов погибла, часть перешла через Дунай и осела на прибрежных территориях, с тех пор долгое время называвшихся Малой Скифией (современная Добруджа). Там скифы продержались до гуннского нашествия в IV веке нашей эры. Скифское царство в Крыму и низовьях Днепра с центром в Неаполе (Симферополь) просуществовало до второй половины III века нашей эры и было уничтожено готами.

По данным тестирования ДНК из скифских захоронений, скифы были носителями Y-хромосомной галогруппы R1a, причем как европейские скифы, так и азиатские (сибирские) скифы. Эта гаплогруппа характерна для европейских и тюркских народов, включая татар.

Любопытно совпадение герба Крымского ханства, которое в Европе называли Малой Тартарией, с символами скифов. На гербе изображены грифоны. При раскопках скифских курганов в Тамани, Крыму, Кубани найдено огромное количество предметов с изображением грифона. Они датированы археологами начиная с VII века до нашей эры.

Аналогичный грифон встречается на царских вещах, в частности, на троне царей Ивана и Петра Алексеевичей. Похоже, все эти совпадения не случайны. Однако это предмет будущих исследований.

Язык острее меча.

Татарская пословица

«ПРОЙДЕТ ВРЕМЯ, И В КРЫМУ УБЕДЯТСЯ, ЧТО КРЫМСКИЕ И КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ — ЭТО ДВА НАРОДА ОДНОЙ ОБЩЕЙ НАЦИИ»

Кто же ты, если не татарин?

Шигабутдин Марджани

Делегация Татарстана во главе с Рустамом Миннихановым после Симферополя поехала в Бахчисарай. Удивительная сохранность древней столицы татарских ханов завораживает. В этом несомненная заслуга Пушкина. Его посещение Бахчисарая и знаменитые стихи стали сдерживающим фактором для советских разрушителей всего, что связано с татарами. Минниханову Мавзолей ханов, Давлет-Сарай, Музей Гаспринского показывали молодые археологи и историки. Минниханову они явно понравились, и, повернувшись ко мне, он высказал пожелание: «С этими ребятами надо работать». Сказано — сделано.

Мы, не затягивая вопрос, написали письмо президенту РТ с просьбой выделить штатные единицы для филиала Института истории им. Марджани в Бахчисарае. Мы его назвали Крымский научный центр. Набрали молодежь, и работа закипела. С ходу начали издавать журнал «Крымское историческое обозрение», куда потекли статьи из разных стран. Похоже, ученые только и ждали появление такого журнала. Авторитет центра начал расти не по дням, а по часам.

Делегация Татарстана во главе с Рустамом Миннихановым в Бахчисарае Делегация Татарстана во главе с Рустамом Миннихановым в Бахчисарае / Фото: president.tatarstan.ru

Вначале было некое раздражение среди крымских татар: «Чего это казанцы нас учат?!» Они думали, что мы их хотим подмять под себя. Поскольку мы практически не вмешивались в дела филиала, а все работы были связаны с историей и культурой Крыма, то вскоре подозрения исчезли, а проведение общекрымских форумов и вовсе рассеяло всякие сомнения.

Неожиданно у Крымского научного центра появилось одно преимущество — сотрудники могли ездить за рубеж как представители Института истории, поскольку их как жителей Крыма на международные конференции из-за санкций не пускали.

Изменению настроений на полуострове способствовали многочисленные поездки групп крымских татар в Татарстан. Казань впечатляет любого. Начали налаживаться деловые отношения, появились взаимовыгодные проекты, но тут заволновались власти Крыма, довольно агрессивно настроенные по отношению как к крымским, так и казанским татарам. Многие проекты заморожены по их вине.

. Фото предоставлено Р. Хакимовым

На одном из форумов на пленарном заседании я выступил с докладом об истоках татар и показал всю панораму Великой Татарии от Татарского пролива до Дуная. При таких масштабах деление на Сибирских, Казанских, Касимовских, Астраханских, Крымских татар, Ногайскую и Большую Орду теряет свою остроту. Выступил сотрудник нашего института и показал связи Касимовского ханства с Крымом. А директор музея «Ларишес» разъяснил титулатуру Крымских ханов. Здесь надо пояснить.

В соответствии с российской историографией в оборот вошли такие названия, как «Казанское», «Крымское», «Астраханское», «Сибирское» и «Касимовское» ханства, а также «Большая» и «Ногайская» Орда. Но в татарских документах они называются иначе: «Казан вилояты», «Мангыт йорты» («Ногайская орда»), а хан, сидевший в столице Крым (ныне Старый Крым), подписывался как хан «Улуг Урда вэ Дешт-и-Кыпчак». Крымский хан себя считал «Великим ханом», а в Казани и Астрахани сидели просто ханы — его ближайшие родственники из рода Гиреев. Крымский Гирей считал себя наследником Золотой Орды, причем включал в сферу своего влияния и Западную Сибирь, где правили шейбаниды (одна из ветвей джучидов).

. Предоставлено Р. Хакимовым

По российской историографии после распада Золотой Орды сразу появляются независимые татарские ханства, однако Казанский хан подписывался как правитель Казанского виллоята, то есть административной области, отнюдь не отдельного государства. Иначе говоря, распад Золотой Орды не был единовременным актом, трансформация шла постепенно, причем с разрушением Сарая Тамерланом, столица перекочевала в Крым и только много позже после взятия Иваном Грозным Казани и Астрахани инициатива переходит к Москве, а «Улуг Урда вэ Дешт-и-кипчак» становится Крымским ханством, включающим полуостров и Причерноморье. Анализ титулатуры ярлыков ханов Крыма и Казани в корне меняет взгляд на постзолотоордынский период.

После этих докладов мы пошли пообедать и, конечно, все обсуждали услышанное. Я прислушался к разговорам, и те, кто меня терзал своими доводами об исключительности крымских татар и считал своей родиной только полуостров, заговорили совсем иначе, у них появились имперские нотки. Их родиной, оказывается, была вся Великая Татария. Пройдет время, и в Крыму убедятся, что крымские и казанские татары — это два народа одной общей нации.

Скрывай ошибки других, а на собственные смотри.

Татарская пословица

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции