...
Фото: prav.tatarstan.ru

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПАДАЮТ, ВНУТРЕННИЕ РАСТУТ

«Ну что, все летаете, уважаемая Талия Ильгизовна? Наверное, весь мир облетели?» — такой оригинальной фразой начала свое выступление на итоговой коллегии глава АИР РТ Талия Минуллина. Оказалось, что глава агентства не сама с собой разговаривала, как некоторые, было, подумали, а цитировала коллег по правительству РТ, с которыми общается на совещаниях. «Еще не весь, отвечаю я, но мы уже сделали 90 презентаций Татарстана за рубежом, приняли у себя 60 крупных иностранных делегаций, в стадии разработки находится 90 инвестиционных проектов», — продолжила Минуллина. «Непростая международная обстановка, санкции, политические танцы, мировое заражение экономической крови — все это отрицательно влияет на инвестиционную деятельность», — обрисовала она ситуацию в мире. В результате, по словам Минуллиной, общие инвестиционные потоки в мире сократились в прошлом году на 13%. При этом больше всего досталось Европе: инвестиции в Нидерланды упали с 73 млрд. до 46 млрд. евро, в Швейцарии — с 70 млрд. до 6 млрд., а в Ирландии вообще инвестиционная катастрофа — было 188 млрд. евро, а остался 1.

Но Татарстану о таких инвестициях все равно приходится пока только мечтать. При этом республика поддерживает общий мировой понижательный тренд: по предварительным оценкам, в 2016-м объем прямых иностранных инвестиций в РТ сократился на 13,5% с 488 млн. до 422 млн. евро. При этом объем прямых иностранных инвестиций, по словам Минуллиной, сократился в прошлом году вдвое (по итогам 2015 года общий объем иностранных инвестиций оценивался в $811,8 миллиона).

Странно, но пресс-служба АИР РТ вчера не обеспечила журналистов раздаточными материалами, между тем Минуллина говорила очень быстро, не называя многих цифр, которые демонстрировались на слайдах за ее спиной. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» к представителям пресс-службы АИР РТ, почему по идее самое информационно открытое ведомство Татарстана не стало предоставлять журналистам информацию в удобном для них виде, те ответили довольно двусмысленно: «Видимо, так было задумано».

Тем временем глава АИР РТ продолжала свой доклад. По ее словам, 74% всех иностранных инвестиций пришлось на Елабужский район, где расположена ОЭЗ «Алабуга». 20% инвестиций пришлось на Набережные Челны, оставшиеся 6% распределились по всем остальным районам Татарстана. Несмотря на спад иностранных инвестиций, в основной капитал татарстанских компаний удалось привлечь значительные суммы из внебюджетных источников. Инвестиции пошли на открытие новых высокотехнологичных, в том числе и импортозамещающих, производств. По итогам 9 месяцев 2016 года их размер увеличился на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 336 до 355 млрд. рублей. Всего же, по предварительным оценкам, в 2016 году в экономику Татарстана было привлечено 670 млрд. рублей, что на 12,2% больше показателя 2015 года (597 млрд. рублей).

«ЕСЛИ ИНВЕСТОР НЕ СМОЖЕТ ПРОДАТЬ ПРОДУКЦИЮ, ОН ЕЕ И НЕ БУДЕТ ПРОИЗВОДИТЬ»

По словам Минуллиной, одной из задач АИР РТ на 2017 год станет активизация работы по привлечению инвесторов в ТОСЭР Набережные Челны, а также по заполнению муниципальных промпарков и промплощадок. Однако сначала надо решить ключевой для инвестора вопрос — о гарантированных рынках сбыта. «Если инвестор не сможет продать продукцию, то он ее и не будет производить. Поэтому многое зависит от наших крупных предприятий, и мы с ними продолжим работать по поставщикам в 2017 году», — отметила глава АИР РТ. Так, по ее словам, первый за последние 25 лет корейский проект по привлечению инвестиций в Татарстан (в 2016 году компания Apollo Co вложила в проект строительства завода запорной аппаратуры первые $10 млн.) рассчитан под потребности «Татнефти».

В АИР РТ сейчас на разной стадии проработки находятся множество инвестиционных проектов. Например, проект с крупнейшей китайской компанией по производству дорожно-строительной техники Shandong Lingong Construction Machinery (SLCM): весной 2017 года совет директоров компании должен принять окончательное решение о получении статуса резидента ТОСЭР Набережные Челны и размещении там своего производства. Иранская компания GPI планирует совместно с «Татхимфармпрепараты» выпускать в Татарстане лекарственные препараты, о чем уже подписано соответствующее соглашение. На финальной стадии принятие решения о размещении в республике производства медицинской и гигиенической продукции австрийской компанией Lohmann & Rauscher. Прорабатывается концессионное соглашение с американской компанией Accuracy по производству оборудования для диагностики и лечения рака. Как рассказала Минуллина, компания претендует на получение госгарантий участия в системе обязательного медицинского страхования. Инвестиции в проект составят 389 млн. рублей.

«ЕСЛИ МЫ С ВАМИ НЕ МОЖЕМ КАПИТАЛИЗИРОВАТЬ НАШУ КОНТАКТНУЮ БАЗУ, ТО ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?»

Ложкой дегтя в оптимистичном отчете Минуллиной стала информация о неудаче в переговорах с мировым лидером авиастроения — корпорацией «Боинг». «Ориентация на отраслевых лидеров мирового рынка при выборе перспективных инвесторов в Татарстан не всегда оправдана, — констатировала по этому поводу глава АИР. — Контактов с „Боингом“ было много, но они не сработали: до конкретных проектов по локализации в Татарстане производства компонентов самолетов не дошли — не смогли „докрутить“ по разным причинам. А если мы с вами не можем капитализировать нашу контактную базу, то зачем она нужна?» Некоторым утешением стала договоренность с «Боингом» о спонсорской поддержке казанского Дома занимательной науки и техники. «Косвенно республика все равно получила пользу», — отметила Минуллина.

Напомним, в ноябре 2016 года президент РТ Рустам Минниханов посетил заводы компании «Боинг» в штате Вашингтон и провел переговоры с руководством компании. Позднее в СМИ появилась информация, что республика заинтересована в сотрудничестве с «Боинг» в подготовке кадров для авиастроительной отрасти Татарстана. Однако уже тогда высказывались предположения, что речь идет о попытке привлечь заказы для «КАПО-Композита». Минуллина фактически подтвердила эти предположения.

«ПРОЕКТЫ ТАТАРСТАНА» НАЧАЛИ РАЗРАБОТКУ ПЛАТНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОРОГ

Глава АИР РТ высоко оценила результаты деятельности своей организации в минувшем году. «Я считаю, что мы и вправду провели очень серьезную работу, а нас всего в агентстве 30 человек, к тому же мы госорган, что накладывает на нас свои обязательства», — отметила она, вызвав усмешку у премьер-министра РТ Ильдара Халикова, сидящего в президиуме. «Но у нас есть недоработки, за которые мне и в правду стыдно», — тут же отреагировала Минуллина. В качестве таких недоработок она назвала сферу государственно-частного партнерства (ГЧП). «В 2016 году вступил в силу соответствующий федеральный закон, а в Татарстане получил поддержку депутатского корпуса проект регионального закона. Законы есть, разработаны нормативно-правовые акты, но к реализации проектов мы так и не приступили», — констатировала Минуллина, назвав делом чести начать реализацию проектов ГЧП в 2017 году. Причиной нежелания инвесторов сотрудничать с государством в таком формате она считает отсутствие проработанных проектов. «Многие потенциальные инвесторы предпочитают получить готовые инвестиционные предложения и вложить деньги, а не заниматься разработкой проекта. Поэтому на первый план выходит разработка инвестиционных проектов, с обоснованием бизнес-планов, инвестиционной модели, реальных сроков окупаемости и просчитанными рисками», — отметила она, сообщив, что руководство Татарстана поддержало идею создать подведомственную АИР РТ организацию «Проекты Татарстана», которая и будет заниматься разработкой и упаковкой инвестиционных проектов. Компания зарегистрирована в январе 2017 года и уже начала работу. В частности, разрабатывается проект строительства на условиях ГЧП Ледового дворца в Нурлатском районе, а также проектов платных дорог, которые соединят между собой муниципалитеты республики.

В конце своей речи Минуллина призвала участников коллегии активно продвигать Татарстан в качестве лучшего места для инвестирования как в России, так и за ее пределами.

«ОБЯЗАТЕЛЬНО УЧТЕМ ВАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ»

По традиции, в коллегии АИР РТ участвовали иностранные гости, в том числе недавно назначенный генконсул Китая в Татарстане Чэн Вэй. Назвав Халикова «прагматичным и мудрым руководителем», он призвал к активизации экономического сотрудничества и пригласил предпринимателей приезжать в Китай для заключения взаимовыгодных контрактов, пообещав сделать все для ускорения получения виз.

В свою очередь глава постоянного представительства международного валютного фонда (МВФ) в РФ Габриель Ди Белла поделился прогнозами развития мировой экономики. По его словам, в этом году ожидается увеличение темпов роста экономики до 3,5% — в основном за счет новых и развивающихся рынков. При этом он высоко оценил действия российского правительства по купированию последствий сразу двух шоков 2014 года — падения цен на нефть и введения санкций. По словам Ди Белла, МВФ ожидает роста экономики России на 1%. Однако для того чтобы добиться более высокого роста, России нужно развивать свой человеческий капитал, увеличивая финансирование образования и здравоохранения, снизить влияние государства на экономику, провести пенсионную реформу, а также вкладывать дополнительные средства в инфраструктурные проекты. «Рынок России большой, но недостаточный для того, чтобы поддержать развитие экономики в среднесрочной перспективе. Поэтому важно концентрироваться не только на импортозамещении, но и на экспорте продукции», — сказал Ди Белла, порекомендовав правительству Татарстана активнее заниматься диверсификацией экономики. «Денежные ресурсы республики не безграничны, поэтому создание ГЧП может быть одним из важных инструментов привлечения инвестиций, особенно для финансирования инфраструктурных проектов», — отметил он. «Обязательно учтем ваши рекомендации», — пообещала глава АИР РТ.

Наталья Борисова Наталья Борисова Фото: prav.tatarstan.ru

«КАЖДЫЙ СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ — ЭТО КАК НЕВЕСТА, КОТОРАЯ ХОЧЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ СОБОЙ ЖЕНИХА-ИНВЕСТОРА»

Директор центра по привлечению инвестиций в регионы России российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Наталья Борисова оспорила тезис Минуллиной по поводу общей тенденции по снижению инвестиций. Наоборот, по ее словам, прошлый год был рекордным для России в области привлечения иностранных инвестиций, превысив результаты докризисного 2013-го на 40%. По темпам роста проектов прямых иностранных инвестиций (FDI — foreign direct investment) Россия вышла на первое место в Европе. У Татарстана, по словам Борисовой, тоже «не все так плохо». За прошлый год республика поднялась с четвертого на третье место в рейтинге инвестиционных ожиданий иностранных инвесторов, который высчитывается по количеству объявленных инвестиционных планов. В этом рейтинге Татарстан опережают лишь Москва и Приморский край.

По словам Борисовой, на уровне Российской Федерации созданы все необходимые для инвесторов условия. «Так что успех регионов зависит исключительно от активности на местах. Каждый субъект Федерации — это как невеста, которая хочет заинтересовать собой жениха-инвестора. Состоится брак или нет — зависит от нее. Надо активно продвигать свои достоинства», — сказала Борисова, высоко оценив активность АИР РТ. Здесь представитель РПФИ вступил в незримую дискуссию председателя правления НКО «Национальная ассоциация агентств инвестиционного развития» Сергея Белякова, который на прошлогодней коллегии АИР РТ говорил прямо противоположное — о том, что низкая инвестиционная привлекательность регионов объясняется низкой инвестиционной привлекательностью страны в целом. «Все более тяжелой становится задача убедить инвестора в том, что ситуация в конкретном регионе может сильно отличаться в лучшую сторону от ситуации в целом по России», — говорил тогда Беляков.

Ка бы там ни было, Борисова пожурила Татарстан за недостаток качественных инвестиционных проектов. «Мы ждем от Татарстана интересные инвестиционные проекты, в которых бы смог поучаствовать РФПИ», — подчеркнула она, на что Минуллина энергично согласно закивала головой.

«ТАТАРСТАН ДЕЛАЕТ НЕВОЗМОЖНЫЕ ВЕЩИ В НЕСОВЕРШЕННОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИИ»

Любопытным было выступление представителя одного из старейших и крупнейших иностранных инвесторов в Татарстан — российской «дочки» французской компании Air Liquide, которая в 2008 году стала одним из первых резидентов ОЭЗ «Алабуга». Директор по стратегическим проектам компании Дмитрий Кузнецов попытался объяснить, что не так с инвестиционным климатом в России с точки зрения инвестора. Таких «не так», по его словам, три. Во-первых, огромные сроки в получении разрешения на строительство. Во-вторых, очень дорогое подключение к инфраструктуре — электроэнергия, газ, тепло. «Зачастую подключиться к инфраструктуре стоит дороже, чем построить завод!» — возмущался он. В-третьих, медленно решаемые земельные и кадастровые вопросы. Впрочем, по словам Кузнецова, это общероссийская проблема. «Татарстан делает невозможные вещи в несовершенном правовом поле России, чтобы как-то облегчить жизнь иностранных инвесторов», — отметил он.

Артем Здунов Артем Здунов Фото: Сергей Елагин

«ЭТО ДАЖЕ ДЛЯ РАЗВИТЫХ СТРАН ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ПРОПОРЦИЯ»

Подвел итоги коллегии Халиков. Он пояснил свою усмешку, которую вызвали слова Минуллиной о том, что вопросами привлечения инвестиций занимается 30 человек. «Это миф, что 30 человек могут привлечь 650 миллиардов рублей. На самом деле это результат работы всех министерств по своим направлениям и глав муниципальных образований», — подчеркнул он, добавив, что АИР РТ координирует работу по продвижению существующих проектов и привлечение новых. «Мы не удовлетворены, как эти процессы организованы. То, что Татарстан второй год занимает 1-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России, не означает, что у нас нет проблем. Просто другие регионы сработали хуже, чем мы», — заявил премьер-министр.

Впрочем, вскоре критический запал у Халикова закончился, и он признал, что накопленные 650 млрд. рублей прямых инвестиций при валовом региональном продукте (ВРП) Татарстана в 1,950 трлн. рублей — это даже для развитых стран очень хорошая пропорция. «Для крупнейших татарстанских компаний существует десятилетняя инвестиционная программа развития производств — с источниками средств, конкретными проработанными проектами. Это внушает определенную уверенность, что каких-то серьезных спадов не произойдет», — отметил премьер-министр РТ.

По его словам, в республике сформировались новые инвестиционные площадки, они уже работают. По просьбе Халикова министр экономики РТ Артем Здунов уточнил, что в общей сложности они уже произвели продукции на 150 млрд. рублей. «Для Татарстана это означает прибавку 7 - 8 процентов ВРП. Для региона со сложившейся уже структурой экономики, в которой 24 процента ВРП приносит нефтедобыча и 37 - 38 процентов — нефтепереработка — поверьте, это очень много», — подчеркнул Халиков. Особо он выделил работу ОЭЗ «Алабуга», на которую приходится более 60% всех инвестиций, которые привлекли 30 существующих в России ОЭЗ. «При этом амбиции руководства зоны идут еще дальше. Зона удваивается, приходит много новых проектов», — рассказал премьер-министр РТ, выразив уверенность, что такой же результат будет получен ТОСЭР Набережные Челны. Он пообещал, что уже в первом полугодии 2017 года будут озвучены очень серьезные проекты как российских компаний, так и с участием зарубежных инвесторов.

Комментируя самокритику Минуллиной по поводу ГЧП, он дал поручение АИР РТ и министерству экономики РТ провести встречи с теми бизнесменами, у кого получилось и у кого не получилось партнерство с государством, чтобы понять, что необходимо сделать для развития этого направления. При этом премьер-министр предложил воспользоваться опытом минстроя РТ, где действует система электронного мониторинга строительных объектов. «Необходимо знать, на какой стадии находится каждый из инвестпроектов, для того чтобы и руководители министерств, и главы муниципальных образований видели, что происходит. Это бы позволило оценивать нашу с вами работу», — дал указание Халиков. Завершая свое выступление, он отметил, что у Татарстана есть много перспективных проектов, но ситуация в России и в мире в целом непростая, и нужно приложить максимум усилий, чтобы обязательно удержать тенденцию последних лет: «Мы не должны потерять набранный темп и сохранить объем инвестиций в основные производства экономики Татарстана».