Ренат Шайхутдинов Ренат Шайхутдинов Фото предоставлено автором

«ЗАПРЕТ ОХВАТЫВАЕТ ОКОЛО 200 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК, ТАКЖЕ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВЛАСТИ США АННУЛИРОВАЛИ ДО 100 ТЫСЯЧ ВИЗ»

Прошло более двух недель со дня инаугурации президента Дональда Трампа на высший политический пост США. Несмотря на довольно короткий срок со дня вхождения на должность, Трамп уже многое успел сделать. Так, например, Трамп вывел США из Тихоокеанского партнерства, предусматривающего зону свободной торговли в тихоокеанском регионе, прекратил американское финансирование международных программ и организаций здравоохранения, обеспечивающих не только практику прекращения беременности, но и само обсуждение данных процедур, заморозил прием работников на федеральные должности, резко дерегулировал банковский сектор, который был подвергнут более интенсивному подчинению правилам во время администрации Обамы после финансового и экономического кризиса 2008-го года, отменил мандат на приобретение страховки Obamacare для физических лиц, дал сигнал, что он очень заинтересован в строительстве нефтепроводов, свернутых при Обаме, фактически пригласив корпорацию ТрансКанада снова подать заявку на строительство нефтепровода «Кистоун Экс-Эл», отвергнутое Обамой, а также приказал привести точечный вооруженный рейд против «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная на территории России прим. ред.) в Йемене, в результате которого был убит американский спецназовец, восьмилетняя девочка и другие.

Но, возможно, наиболее резонансным решением Трампа является запланированное возведение стены с Мексикой, а также свертывание американской программы помощи беженцам на 120 дней и в особенности сирийской программы для беженцев на неопределенный срок. Кроме того, введен запрет на иммиграцию и неиммиграционные визиты гражданам 7 стран с преимущественно мусульманским населением. Это касается Ирака, Ирана, Ливии, Сомали, Судана, Йемена и Сирии. Последний запрет охватывает около 200 миллионов человек, а также на данный момент, по некоторым оценкам, власти США аннулировали до 100 тыс. виз. Президентский указ вступил в силу без надлежащей консультации с государственными учреждениями, напрямую связанными с исполнением данных поручений, что привело к хаосу в аэропортах и неудобству как въезжающим в страну, так и чиновникам, ответственным за безопасность границы.

Официальным оправданием данной иммиграционной политики является идея безопасности, нацеленная на защиту Америки от терроризма и преступлений, совершаемых мигрантами.

«ПО НЕКОТОРЫМ ОЦЕНКАМ, ВОЗВЕДЕНИЕ ГРАНИЦЫ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ В 7 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ»

Касательно стены на границе с Мексикой следует отметить, что физические сооружения, ограждающие границу, уже частично имеются. Кроме того, агентство по таможне и пограничному контролю имеет экстра-конституционные права в 100-мильной зоне американской сухопутной и морской границы. Теоретически эта зона охватывает большинство населения США и практически полностью штаты Коннектикут, Делавэр, Флорида, Гавайи, Мэн, Массачусетс, Нью Хэмпшир, Нью Джерси, Нью-Йорк, Род Айленд и Вермонт. Фактически частые проверки документов случаются в таких городах, как Сан Диего и Эль-Пасо, находящихся непосредственно на границе с Мексикой. Так, например, во время обучения в аспирантуре в Техасе в начале 2000-х я с друзьями отправился в Эль-Пасо. По дороге нас остановили и проверили документы. Уже в 2012 году администрация Обамы потратила $18 млрд. на исполнительные и принудительные меры в сфере миграции, что на 24% больше затрат на пять других основных федеральных правоохранительных органов. То есть уже на данный момент в финансовом плане иммиграционные органы не находились на голодном пайке.

Также сообщается об уменьшении потока недокументированных мигрантов в страну.

850 миль границы с Мексикой, скорее всего, не нуждаются в специальном ограждении, так как они покрыты высокими берегами, гористой местностью и пустыней. В любом случае постройка границы будет сопровождена экологическими, инженерными, финансовыми и другими проблемами. Кроме того, государству нужно будет решить проблему частной собственности фермеров, которым принадлежит земля на границе. По некоторым оценкам, возведение границы может обойтись в $7 миллиардов. Если эти деньги выйдут напрямую из американского бюджета и кармана налогоплательщиков, то это вызовет критику у фискально консервативных однопартийцев Трампа. Однако он обещал, что цену за строительство стены заплатит сама Мексика. Он напрямую уклонился уточнить, как Мексика это сделает, но впоследствии его пресс-секретарь отметил, что стена может быть оплачена путем наложения 20-процентного тарифа на мексиканские продукты. Эта мера будет довольно непопулярной среди экономически неолиберальных республиканцев, которые воспротивятся ограничениям в свободной торговле. Кроме того, критики отмечают, что в конечном итоге налоги на мексиканские товары выйдут из кармана самих американцев, среди которых популярны мексиканские алкогольные продукты, такие как текила, пиво, а также фрукты. Мексика является вторым крупнейшим поставщиком сельскохозяйственных товаров в США. Так как многие комплектующие части производится в Мексике, американцам также придется платить больше за покупку автомашин.

«МНОГИЕ ГОРОДА УЖЕ ОБЪЯВИЛИ СЕБЯ ГОРОДАМИ-УБЕЖИЩАМИ, ЗАЯВИВ, ЧТО НЕ БУДУТ ПОДЧИНЯТЬСЯ УКАЗУ ТРАМПА»

Однако наибольшей проблемой является скорее и не укрепление уже довольно-таки сильных границ, а вопрос того, что делать с мигрантами, которые уже находятся в США. На данный момент в США присутствуют около 11 млн. мигрантов без надлежащих документов, среди которых около 6 млн. мексиканцев. Администрация Обамы и некоторые республиканцы предлагали план по интеграции мигрантов и представлению им конечного пути к гражданству. Но в случае с Трампом упор делается на поголовную депортацию с приоритетом для тех, кто совершил преступления на территории США. Эта политика вызывает вопросы как нравственного характера, так и самой физической и финансовой возможности американского государства воплотить данную идею в жизнь. Так, уже многие города, такие как Бостон и Нью-Йорк, объявили себя так называемыми городами-убежищами, заявив, что не будут подчиняться указу Трампа. В ответ Белый дом обещал остановить федеральные финансовые трансферты в эти города. Но даже в администрации городов, заявивших о готовности сотрудничества с Белым домом по вопросу иммиграции, таких как Майами, возникают вопросы о дополнительной финансовой нагрузке и того, как федералы будут компенсировать их за дополнительные издержки.

Указ Трампа о запрете въезда в страну граждан 7 преимущественно мусульманских стран получил неофициальное название «мусульманского запрета». Данная политика породила хаос в аэропортах страны, где многие представители из этих стран были задержаны и депортированы из США. В некоторых случаях носителям грин-карт, дающих право постоянного вида жительство в США, было предложено подписаться под документом, в котором они отказались бы от своих грин-карт. Также лицам с двойным гражданством, например с канадским и сомалийским, было запрещено въезжать в США. Однако данный запрет был снят в последующем разъяснении. Разные аэропорты действовали по-разному по отношению к прибывающим из тех же самых стран. Некоторые аэропорты решили не подчиняться последующей временной отмене директивы Трампа федеральными судьями. Бывшего премьер-министра Норвегии задержали на час для выяснения обстоятельств отметки посещения Ирана в паспорте. Женщину, работающую в моем университете и говорящую с акцентом по-английски, задержали в аэропорту Майами на два часа по возвращении из Европы. Действующая генеральный прокурор Сэлли Йейтс дала директиву адвокатам департамента юстиции не защищать указ Трампа по иммиграции и беженцам. За это она была уволена президентом со своей позиции. Федеральные судьи в Нью-Йорке, Вирджинии и штате Вашингтон заблокировали, по меньшей мере, часть данного указа. Но один Федеральный судья в Бостоне, штат Массачусетс, отказался пролонгировать предыдущую ограничительную директиву суда касательно указа Трампа. После ограничительный директивы федерального судьи Джеймса Робарта в штате Вашингтон министерство внутренней безопасности США в субботу, 4 февраля, приостановило запрет на поездки, несмотря на то, что Трамп назвал данное судебное решение возмутительным. У меня мало сомнений, что легальная борьба по этому вопросу продолжится и может дойти до Верховного суда.

«МЫ НАБЛЮДАЕМ ПРОТЕСТЫ НА УЛИЦАХ, В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ЛАВИНУ ПОДДЕРЖКИ, ИДУЩУЮ МЕЧЕТЯМ ОТ СИНАГОГ И ЦЕРКВЕЙ»

Это не первый запрет на иммиграцию определенных групп людей в США. Так, в 1882 году был принят акт об исключении китайцев, который продержался до 1943 года. По данному закону только небольшое количество китайцев смогло въехать в страну в течение данного времени. Таким же образом, акт об миграции 1924 года был нацелен на ограничение иммиграции южно- и восточноевропейцев и в особенности итальянцев и восточноевропейских евреев. Кроме того, закон существенно ограничил иммиграцию африканцев и запретил иммиграцию арабов и азиатов.

Что не характерно для предыдущих актов, но стало отличительной чертой нынешнего запрета — это ошеломляющая общественная реакция на данный указ. Мы наблюдаем протесты на улицах, в социальных сетях, лавину поддержки, идущую мечетям от синагог и церквей. В то же самое время электоральная основа Трампа, та часть электората, которая голосовала за него, выглядит очень удовлетворенной. Политическая поляризация, наблюдаемая в течение последней дюжины лет, продолжается и углубляется при новой администрации. Это та реальность, с которой нам всем придется жить.

Ренат Шайхутдинов