Вопреки недавним заявлениям, ведомство Антона Силуанова хочет девальвировать российскую валюту, чтобы свести бюджетное сальдо Вопреки недавним заявлениям, ведомство Антона Силуанова хочет девальвировать российскую валюту, чтобы свести бюджетное сальдо Фото: duma.gov.ru

ЦЕЛЬ — 64,9 РУБЛЯ ЗА ДОЛЛАР

Текущий «завышенный» курс рубля совершенно не устраивает минфин — об этом чиновники беспрерывно говорят с прошлой осени. Теперь же стало известно, как сильно должна подешеветь российская валюта, чтобы не мешать команде Антона Силуанова сводить бюджетные концы с концами. Агентство Reuters опубликовало официальные расчеты минфина по применению нового «бюджетного правила». Исходя из них эксперты «Коммерсанта» утверждают: министерство предполагает девальвацию рубля на 10%.

О чем идет речь? Третий год кряду бюджетные дыры правительство затыкает деньгами резервного фонда. В прошлом году из этой кубышки изъяли 2,14 трлн. рублей, в 2015-м — 2,6 трлн. рублей, и к началу 2017 года там оставалось лишь 972 миллиарда. Поскольку этого бы не хватило на латание всех прорех, предполагалось также запустить руку в фонд национального благосостояния (ФНБ). Всего из резервов правительство хотело забрать 1,8 трлн. рублей.

Как известно, нынешний бюджет был сформирован исходя из цены нефти $40 за баррель. На совещании у президента Владимира Путина 18 января было решено эти цифры не править, но и расходную часть бюджета не увеличивать. При этом внеплановые деньги не пустят немедленно «в распыл» на текущие нужды, фактически они заменят средства резервного фонда при финансировании дефицита. После совещания у Путина Силуанов сообщил, что при $50 за баррель дополнительные доходы казны составят около 1 трлн. рублей, а при $55 — 1,4 трлн. рублей.

Исходя из опубликованных Reuters расчетов минфина при бочке по $40 среднегодовой курс доллара должен составлять 69,42 рубля. Это базовый вариант, в котором заложены и плановый дефицит федерального бюджета 3,1% ВВП, и траты резервных фондов в 1,8 трлн. рублей. При барреле по $55, без применения бюджетного правила, дефицит сокращается до 1,5% ВВП, а расходы резервов — до 464 млрд. рублей (ФНБ уже можно не трогать). Ну а при аккумулировании нефтяных «сверхдоходов» на счетах казначейства в резервный фонд вольется 241 млрд. рублей, а дефицит снижается до 0,7% ВВП. Есть лишь одно но: рубль при этом должен ослабнуть приблизительно на 10% — до 64,9 за доллар.

«Эти данные правдоподобны, примерно так минфин представляет свои завершающие расчеты, — говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Более того, 3 февраля состоится закрытое заседание руководства Банка России, что необычно: как правило, эти заседания открыты. Вероятно, там будут рассматриваться именно эти данные.

А как же предыдущие заявления представителей минфина и ведомства Эльвиры Набиуллиной — мол, новый порядок «в целом» не повлияет на курс российской валюты? Обнародованные расчеты полностью их опровергают. Нынешние «60 за доллар» при соблюдении бюджетного правила мы увидим лишь тогда, когда Urals вырастет до $75 - 80. Но в этом случае вообще все будет прекрасно: вместо дефицита — профицит бюджета в 2% ВВП, а вместо планомерного проедания резервного фонда — его прирост более чем на 2,3 трлн. рублей в течение 2017 года. Вы в это верите? Нам вспоминается лишь цитата из классика: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!»

25 января минфин и Центробанка уже сообщили, что с февраля начнут операции по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке 25 января минфин и Центробанк уже сообщили, что с февраля начнут операции по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке Фото: «БИЗНЕС Online»

МИНФИН И ЦБ ОТПРАВЯТСЯ НА РЫНОК В ФЕВРАЛЕ

Словесную интервенцию против рубля представители экономического блока правительства и ЦБ вели все последние недели. Российская валюта этим уговорам так и не поддалась, ее поддерживали стабильные цены на нефть и ожидание перемен на «американском фронте». Однако снижение курса рубля теперь выглядит неизбежным. 25 января минфин и Центробанк уже сообщили, что с февраля начнут операции по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Эксперты полагают, что эти действия могут поднять курс доллара на 3 - 5 рублей. Планируемый объем покупки будет публиковаться на третий рабочий день каждого месяца.

«Да, не получается сбалансировать бюджет, альтернатива — повышение налогов, снижение расходов. Они всегда есть, просто они неприемлемы по тем или иным причинам, — говорит руководитель центра «Неоэкономика» Олег Григорьев. — Вопрос в другом — ослабление рубля (я считаю, что рубль переукреплен примерно на эти самые 10 процентов). 10 процентов — это не так много. Выигрывают всегда экспортеры, проигрывают те, у кого высокая доля импортных комплектующих, кто собирается делать инвестиции, потому что инновационные товары практически все импортные. Немножко пострадают потребители, но импортеры потребительских товаров за счет своей маржи справятся с таким повышением. Все говорят, что есть ослабление, и все говорят, что начнется игра на ослабление рубля. Да, это дает возможность получить некую прибыль, если вы имеете доллары».

С точки зрения реального сектора девальвация полезна, потому что сейчас российский бизнес не имеет возможность брать кредиты на Западе, а инвестиционные закупки импортного оборудования незначительны, говорит Делягин. «Умеренная девальвация принесет большую пользу, чем вред. Это, безусловно, будет временный шаг, который поддержит слабеющую российскую экономику, может быть, позволит изобразить экономический рост, не допустить спад формальных статистических показателей. Содержательно это не меняет ничего — это позволяет несколько подморозить ситуацию и несколько продлить агонию российской экономики», — считает эксперт.

Нажмите, чтобы увеличить

ДОНАЛЬД ТРАМП ИГРАЕТ ЗА И ПРОТИВ РУБЛЯ

Тем временем приличную свинью Силуанову и Ко может подложить с недавних пор лучший друг России, президент США Дональд Трамп. Если он все же наплюет с высокой колокольни на своих оппонентов и отменит антироссийские санкции, это дополнительно разогреет рубль. Опрошенные агентством Bloomberg экономисты считают, что российская валюта может укрепиться на 5 - 10%: по крайней мере, таково мнение большинства. Еще 41% аналитиков полагает, что курс рубля к доллару вырастет от 1% до 5%. При этом эксперты Bank of America говорят, что доллар может упасть до 55 - 57 рублей, а Societe Generale и вовсе допускают падение «американца» до 50 рублей и ниже. В этом случае минфину и ЦБ придется потратить дополнительные усилия для поддержки рубля. Наших монетаристов может утешить то, что сама вероятность снятия санкций за последний месяц снизилась. В декабрьском опросе Bloomberg за это «проголосовали» 43% респондентов, теперь же в такой шаг Трампа верит лишь 35%.

Что касается нефти, то там тоже «все сложно». С одной стороны, ОПЕК и еще 11 стран, включая Россию, держат слово: добыча нефти сократилась (так, члены нефтяного картеля в декабре снизили ее на 220,9 тыс. баррелей до 33,085 млн. баррелей в сутки). В январе объем добычи ОПЕК может сократиться на 900 тыс. баррелей в сутки, что говорит о добросовестном следовании организации глобальному пакту, сообщила в пятницу Petro-Logistics. Это хорошие новости, благодаря которым Brent закрепился в районе $55 за баррель и удерживается там. Увы, этим дело не ограничивается.

Обрушить нефтяной рынок может все тот же Трамп. Своими «антимиграционными» указами он уже доказал, что намерен выполнить обещания, которые он раздавал в ходе предвыборной кампании. Все бы ничего, но есть и другое программное заявление администрации нового президента США. Она намерена добиться полной энергетической независимости страны от ОПЕК, минимизировать регулирование в сфере энергетики и активизировать добычу шельфового газа и нефти. «ОПЕК дочиста высасывает деньги из наших кошельков», — это высказывание Тампа говорит само за себя.

Сейчас Штаты добывают примерно 9 млн. баррелей нефти в день — максимум с апреля 2016 года. Суточная же загрузка местных нефтеперерабатывающих заводов составляет 16,6 млн. баррелей. Разница восполняется за счет импорта: скажем, в прошлом году страна закупала 7,8 млн. баррелей в сутки, и 41% поставок шел из стран ОПЕК. Нетрудно представить, что будет, если американцы смогут отказаться я от этих объемов. Ценовые войны 2014 - 2015 годов покажутся рынку цветочками, с учетом замедления экономики Китая и амбиций Ливии (та до конца года рассчитывает нарастить добычу с 0,7 млн. до 1,25 млн. баррелей в сутки).

Впрочем, пока что планы Трампа выглядят нереальными — слишком уж большой объем «импортозамещения» они предусматривают. Напоследок новому президенту изрядно подгадил и его предшественник Барак Обама, в декабре наложивший запрет на бурение на тихоокеанском и арктическом шельфах США сроком на 5 лет. Правда, и без этого добыча в стране растет. По последним данным Baker Hughes, за неделю, завершившуюся 27 января, количество нефтяных буровых установок здесь выросло на 15 единиц до 566 штук. Что характерно, количество буровых растет уже больше 10 недель кряду, сдерживая пыл спекулянтов. А если баррель дойдет до $60, это немедленно вызовет взрывной рост сланцевого бизнеса.

В общем, нефть — а с ней и рубль — все так же пребывает в ситуации неустойчивого равновесия, но чаша рубля все сильнее кренится вниз. Действия же минфина могут как опустить российскую валюту почти до 70 рублей за доллар, так и полностью компенсироваться другими факторами. Об этом говорят эксперты «БИЗНЕС Online».

Нажмите, чтобы увеличить

«ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МИНФИН ХОЧЕТ ЗАНЯТЬСЯ ДЕСТАБИЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ»

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Зачем минфин собирается сверхдоходы бюджета, которые в 2017 году планируются на уровне 1,2 триллиона рублей, а если учесть занижение официальной инфляции, то получится порядка 1,3 триллиона рублей, направить не на развитие России? Даже не на погашение дефицита бюджета России, а на покупку валюты. Это не очень понятно. Возникает ощущение, что минфин хочет заняться деятельностью по дестабилизации российской экономики. Более того, покупку валюты даже в значительных масштабах можно проводить вне биржи, особенно если минфин покупает у Банка России. Если проводить такие покупки по биржевому курсу, то никакого негативного воздействия на сам биржевой курс это не окажет. Соответственно, можно осуществлять большую скупку валюты без дестабилизации валютного рынка, но Банк России еще под руководством Сергея Алексашенко игнорировал эту реальность во время дефолта 1998 года. Совершенно непонятно, почему эта возможность настойчиво игнорируется сейчас.

Нажмите, чтобы увеличить

«МИНФИН СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ ВНОВЬ ВОЗРОДИЛ ДЕВАЛЬВАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ»

Олег Богданов — главный аналитик «Телетрейд Групп»:

— Центральный банк при желании может сделать курс национальной валюты любым. Однако вмешательство ЦБ в естественный ход торгов на валютном рынке чревато перекосами и искажениями в других сегментах и развитием негативных тенденций. Отметка 60 рублей — это всего лишь психологический уровень, никаких обязательств регулятор не давал. Пока политика ЦБ РФ твердая, отходить от плавающего курса они не намерены.

В связи с этим стоит отличать от политики ЦБ те заявления, которые сделал недавно минфин. Министерство, как им кажется, разработало механизм, а покупку-продажу валюты они будут осуществлять через ЦБ. Однако минфин сколько угодно может рассчитывать желаемый курс, но на динамку рубля влияет огромное количество факторов — приток инвестиций в активы, платежный баланс, настроения участников торгов. Вот на последние минфин своими, возможно, не до конца продуманными действиями, повлиял — они вновь возродили девальвационные настроения, что в нашем обществе крайне опасно, особенно в свете падения реальных доходов населения. В общем, пока ЦБ РФ придерживается политики плавающего курса, действия минфина будут наносить только психологический ущерб.

«МОЖНО ЖДАТЬ ОСЛАБЛЕНИЯ КУРСА РУБЛЯ В ДИАПАЗОН 65 - 69 ЗА ДОЛЛАР»

Николай Лаптев — директор филиала брокерского дома «Открытие» в Казани:

— Ожидаемые февральские интервенции минфина на открытом рынке, на самом деле, будут оказывать небольшое давление на курс, так как будут занимать считаные проценты от совокупных оборотов биржи по валюте. Но это, безусловно, станет дополнительным фактором давления на рубль. При этом стоит учитывать, что в январе Россия проходит многолетний минимум выплат по внешним долгам, а в марте, наоборот, имеет смысл ждать годовой пик выплат. Этот факт, а также рост производства нефти сланцевыми компаниями при текущих ценах на черное золото могут оказывать давление на рубль в первые месяцы года. Говорить о неконтролируемой девальвации в этом случае не приходится, но можно ждать ослабления курса USD/RUB в диапазоне 65 - 69.

«ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПАДЕНИЯ НЕФТЯНЫХ КОТИРОВОК ВСЕ БОЛЬШЕ»

Иван Капустянский — аналитик Forex Optimum:

— Основные риски для рубля мы связываем с возможным падением нефтяных котировок, оснований для этого становится все больше. Количество работающих буровых установок в США, по данным Baker Hughes, стабильно увеличивается. Кроме этого, словесными интервенциями на нефтяные котировки продолжает оказывать давление Дональд Трамп, который намерен продолжать бороться за энергонезависимость США от ОПЕК и повышать внутреннее производство энергоносителя. Одновременно с этим сложившейся ситуацией намерена воспользоваться Ливия, где в 2017 году планируется повысить производство нефти еще на 70 процентов. В случае падения цен на нефтяном рынке мы ожидаем котировки Brent на уровне 52,3 доллара за баррель. Рубль в таком случае скорректируется в район 62 - 63 по отношению к доллару США.

Вместе с обозначенными рисками у рубля, на наш взгляд, есть потенциальный драйвер для роста. Он заключается в дальнейшей внешней политике Трампа, который пока допускает возможность снятия санкций с России. В целом торговый оборот между РФ и США и до санкций был небольшим, поэтому его восстановление несильно повлияет на курс рубля. Куда большую роль играет доступ к международным рынкам капитала. Этот фактор может обеспечить значимый приток иностранных инвестиций на российский рынок, а также дать старт новым проектам внутри страны, которые, в свою очередь, усилят экономический рост России.

Михаил Мащенко — аналитик eToro:

— Наибольшее влияние на курс российской валюты оказывает рынок нефти, ситуация на котором совсем неоднозначна. С одной стороны, члены ОПЕК заявляют о сокращении добычи опережающими темпами, а с другой — американские производители существенно нарастили объемы и, судя по всему, останавливаться не собираются. Команда нового президента США намеревается добиться нефтяной независимости и полностью удовлетворять потребность в сырье собственными силами. Данный фактор, в совокупности с заявлениями Саудовской Аравии о возможном росте добычи в середине 2017 года, делает цены на углеводороды крайне нестабильными, а падение котировок может составить вплоть до отметки 40 долларов за бочку. В таких условиях курс российской валюты вполне может упасть до 67 рублей за доллар без всякой помощи минфина.

«ТЕКУЩИЙ КУРС РУБЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ СПРАВЕДЛИВЫМ»

Богдан Зварич — аналитик ГК «Финам»:

— Основным фактором для возможности покупки валюты на рынке выступает стабильная ситуация на внешних площадках и валютном рынке. Сейчас как раз сложились такие условия, которые говорят в пользу рубля, давая ЦБ и минфину возможность выйти на рынок. При этом теоретически за счет интервенций минфин может поспособствовать ослаблению рубля. Однако здесь нужно будет учитывать и другие факторы, такие, как динамика цен на нефть и ситуация с режимом санкций. Оба фактора могут сыграть за рубль, в результате чего мы так и не увидим его ослабления.

На мой взгляд, справедливым курсом является именно тот, который мы видим в текущий момент на рынке, так как он складывается из суммарного спроса и предложения, вызванных необходимостью в рублевом или валютном фондировании для различных компаний. Интервенции со стороны ЦБ станут дополнительным фактором спроса на валюту, который может привести к изменению справедливой стоимости рубля в сторону снижения. Для среднегодового курса доллара в районе 55 рублей, учитывая новые вводные от минфина, среднегодовая цена на нефть должна составить порядка 65 долларов за баррель.