РОСТ ВЗЫСКАННЫХ ЭКОШТРАФОВ — 360 ПРОЦЕНТОВ!

Республиканские «зеленые» ведомства — минэкологии РТ и Росприроднадзор по РТ — накануне подводили итоги своей работы в 2016 году. Местом слета был выбран энергоуниверситет, который не только взращивает специалистов-экологов, но и активен на поприще эковоспитания. Уже, наверное, по привычке на коллегию прибыл глава Росприроднадзора Артем Сидоров (в прошлом — министр экологии РТ), а возглавил президиум премьер-министр РТ Ильдар Халиков. В ожидании первых лиц журналисты и гости прогуливались по вузовской эковыставке (само минэкологии в этом году обошлось без демонстрации своих достижений). А вот энергетики постарались: здесь вам — и установка по улучшению инсоляции здания (представляет собой панели с системой зеркал), и человек-«робот» в склеенной из картонной коробки «одежде», и аквариумы с рыбками, как утверждают, теми самыми, что пострадали во время мора на озере Харовом из-за разросшихся в нем сине-зеленых водорослей.

В зале собрались главные природоохранные силы республики. В начале встречи коллег по традиции представил глава минэкологии Фарид Абдулганиев. «Глав-то забыли!» — выкрикнул кто-то из зала. Министр легко исправил эту неточность, а Халиков подивился: вот какое влияние на районы оказывает минэкологии, раз столько глав приехало. И правда, в зале их оказалось немало. Приехали даже из отделенных районов, к примеру, корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил в зале главу Альметьевского района Айрата Хайруллина... А когда министр начал свою речь и еще раз подчеркнуто поприветствовал руководителей МО, зал едва ли не перешел на овации, Халикову даже пришлось успокаивать расшумевшихся гостей.

Доклад Абдулганиева в лучших традициях ведомства не обошелся без демонстрации роликов, снятых на манер блокбастеров. Министр экологии удивлял цифрами. К примеру, за первый полноценый год его работы (назначен он был под занавес 2015-го) экологами было выявлено более 7 тыс. нарушений, а взыскано 143 млн. рублей , что на 360%(!) больше, чем годом ранее, то есть еще при Сидорове. Против самых злостных нарушителей возбуждено 24 уголовных дела, то есть в 2,5 раза больше, чем в 2015-м. За счет чего удалось достичь таких поистине революционных результатов (если только это не эффект низкой базы), в докладе не разъяснялось. Известно лишь, что каждое пятое нарушение было зафиксировано при участии общественных инспекторов через специальное мобильное приложение. В основном это охота на организаторов незаконных свалок и на «черных копателей». Интересно, что гражданам выплачено вознаграждение в размере всего 430 тыс. рублей, а в бюджет РТ это принесло прибыли в виде штрафов на 2,5 млн. рублей (!). Возникает вопрос: а нужно ли содержать громоздкие штаты профессиональных инспекторов всех мастей? Не дешевле ли будет полностью перейти на общественный контроль?

«СНЕСЕНО 365 СТРОЕНИЙ. НО ЭТО ИЗ СКОЛЬКИ?»

Говоря об ушедшем Годе водоохранных зон, министр не мог не отчитаться о снесенных незаконных заборах-пирсах, которых насчитали по всех республике 365. Также были установлены местоположения береговых линий и водоохранных зон. «Теперь водные объекты имеют узаконенные границы, что позволяет исключить случаи их неправомерного использования», — порадовал Абдулганиев. Позже Халиков, обращаясь к этой «водно-заборной» теме, дал понять, что работа проделана, конечно, значительная, но с учетом общего масштаба бедствия результат мог бы быть больше: «За год в Татарстане снесено 365 строений, которые нарушали доступ граждан к водным объектам. Но из скольки? Если бы из 400, то мы могли бы порадоваться. А это даже не из тысячи и не из четырех тысяч. Мы должны определить полный перечень всех самовольных построек и конкретно по ним работать. Опыт 2016 года показал, что существующих нормативных актов и законодательной базы достаточно для решения этой проблемы». Получается, итогами Года водоохранных зон в верхах не очень довольны. «У нас не стоит задача снести все, у нас задача — соблюсти законодательство, — сменил гнев на милость Халиков. — Важна не карательная статистика, а показать, на скольких берегах и территориях обеспечен доступ населения к воде«.Впрочем, у природоохранников еще будет возможность реабилитироваться в 2017-м — Году экологии и общественных пространств. По сути, это уже третий «экологический» год подряд, подчеркнул премьер (вспомним, что 2015 год был Годом парков и скверов в РТ).

Но вернемся к докладу министра, который не переставал удивлять успехами на местах: «По выданным минэкологии РТ предписаниям проведена реконструкция и капитальный ремонт очистных сооружений казанской городской туберкулезной больницы, высокогорских коммунальных сетей, «Альметьевск-Водоканала», муслюмовских инженерных сетей, «Троицкнефти», «Акмаль-Транса»».

Много сил ушло у экологов на поиски так называемых черных копателей — тех, кто занимается незаконной добычей полезных ископаемых. Разумеется, дело облегчили те самые общественные инспекторы. 244 нарушителя причинили ущерб недрам республики на 240 млн. рублей. Дошло до возбуждения уголовных дел. «В отношении „черных копателей“ впервые была применена 158 статья Уголовного кодекса („Кража“ — прим. ред.), вместе с природоохранными органами возбуждено 21 уголовное дело», — порадовал министр и не забыл уточнить, что это втрое больше, чем при предшественнике.

В плане охраны атмосферного воздуха тоже все неплохо: несмотря на рост экономики республики, удалось сократить выбросы в атмосферу на 8,5 тыс. тонн. Госпрограмма по переводу транспорта на газомоторное топливо хотя и не блещет успехами, все равно приносит определенные результаты — выбросы от автотранспорта снизились на 4,5 тыс. тонн. Плоды принес запрет на продажу судового и печного топлива взамен ДТ. 76% АЗС республики снабжены «ловушками» паров бензина. Остается удивляться и сознательности автомобилистов: операция «Чистый воздух» показала, что только 7,7% от проверенных автомобилей загрязняли воздух сверх нормы.

Экологический «карман» республиканской программы охраны окружающей среды превысил в 2016 году 1 млрд. рублей (в бюджете на 2017 год пока фигурирует 278,5 млн.). Также Абдулганиев отметил, что на 2017 год уже «защищено» 25 проектов за счет средств федерального бюджета, на их реализацию должно поступить 322,5 млн. рублей (что примерно вдвое больше, чем в этом году). В числе крупных экопроектов, результаты которых стоит ждать в 2017-м, — экореабилитация пруда Адмиралтейского, рекультивация Тогаевской и Самосыровской свалок, реконструкция БОС Казани «для нейтрализации неприятных запахов». Наконец Абдулганиев не теряет надежды вытянуть еще одного бегемота из болота, а именно поднять со дна Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ 90 затонувших судов.

Также министр сообщил, что в РТ разведано столько запасов подземных вод, что 2,5 раза превышает необходимый показатель. Вместе с тем районные власти не спешат ими пользоваться, по крайней мере, на законных основаниях. «Несмотря на то, что система лицензирования действует уже с 1992 года, остаются не вовлеченными в эту систему более 1,5 тысяч скважин. В 2015 году был составлен график лицензирования, который выполнен только на 9,5 процентов», — повернулся министр к сидящим в зале. Он обратился к Халикову с просьбой дать поручение главам — навести наконец порядок со скважинами (по залу прошел недовольный гул).

Напоследок покозырял министр открытостью своего ведомства. К примеру, в 2016 году заработала общественная экологическая приемная министра. «Каждый житель может воспользоваться любым из 9 удобных для себя видов связи», — добавил министр. Кроме традиционных телефона и почты, в перечень каналов связи входят, например, популярные у молодежи WhatsApp и Telegram.

Фарид Хайрутдинов и Артем Сидоров Фарит Хайрутдинов и Артем Сидоров

«СВАЛКА КАК ГИДРА — НА МЕСТЕ ОТСЕЧЕННОЙ ГОЛОВЫ ОТРАСТАЕТ ДВЕ»

Глава Росприроднадзора Фарит Хайрутдинов обратился к теме ТБО. Он напомнил, что в 2016 году в РТ была принята территориальная схема обращения с отходами, которая должна наконец навести порядок на рынке отходов, который «развивается хаотически» и только плодит несанкционированные свалки. «Из года в год их количество не уменьшается, на месте ликвидированной образуется новая. Это как гидра — на месте отсеченной головы отрастает две», — привел он образное сравнение. Из 1117 свалок ликвидировано 647, рассказал Хайрутдинов. «Для примера приведу свалку объемов 12 тысяч кубометров и площадью почти 1 гектар, организованную МУП „Нижнекамскжилкомсервис“ на землях Зеленодольского района...» — начал оглашать он список главных загрязнителей. Мусор сваливали в лесопосадку, видимо, в надежде, что никто не заметит. По решению суда предприятие обязано не только убрать мусор, но и провести рекультивацию земли.

Но не всех удается поймать за руку. «Такое положение дел ложится тяжким грузом на плечи глав районов — как правило, создают свалки коммерческие структуры, а ликвидировать их приходится за счет муниципального бюджета», — сокрушался глава Росприроднадзора. Немного навести порядок должна заработавшая система лицензирования деятельности по сбору и транспортированию отходов. «Президентом Путиным поставлена задача по декриминализации отходного бизнеса», — напомнил Хайрутдинов, но признал, что уход от теневого «мусорного» бизнеса возможно при выполнении целого ряда пунктов, среди которых — ведение строгого учета размещения отходов.

Сидоров не упустил возможности выступить перед бывшими коллегами: «Сегодня мы по-прежнему фиксируем массовые нарушение водоохранного законодательства, самовольный захват и застройку территорий, прилегающих к воду, сбросы загрязняющих веществ, нарушение правил водопользования. Вода — больший дефицит, чем энергия. Есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воде сегодня нет». Он добавил, что недаром президентом страны дано поручение сохранить такие уникальные природные символы России, как Телецкое озеро на Алтае, Байкал и Волга.

Он пояснил, что сейчас в Москве прорабатываются детали нового федерального приоритетного проекта «Волга» (общефедеральная программа «Экология»), уточняется механизм его финансирования, а также механизмы промышленного перевооружения предприятий и водоканалов, стоящих на Волге. Разумеется, программа не может пройти мимо Татарстана, на что весьма рассчитывают и местные власти. «Полагаю, что Татарстан должен не просто подключиться к этой работе, а модерировать этот процесс, учитывая ресурсный потенциал РТ и беспрецедентный пример конструктивного взаимодействия всего природоохранного блока республики», — поддержал их Сидоров.

Наконец он рассказал, что в рамках года экологии Росприроднадзор намерен заключить соглашения о снижении экологической нагрузки с крупнейшими предприятиями РТ: «Татнефтью», КАМАЗом, «Нижнекамскнефтехимом», ТАИФ-НК и «Казаньоргсинтезом».

«НУЖНО ДЕЛАТЬ НЕ ПРОСТО КРАСИВО, А ТО, ЧТО ВОСТРЕБОВАНО»

Халиков в финальном слове заметил, что в наступившем году, посвященном экологии и общественным пространствам, всем природоохранным силам следует активизировать работу. Он оценил открытость министерства: «Отмечен рост взаимодействия через электронные площадки, прямое общение и в рамках разработки проектов благоустройства парков и скверов, и по многим другим актуальным вопросам. Это очень важное направление. Оно позволяет услышать, в чем чаяния, желания и проблемы граждан. Нужно делать не просто красиво, а то, что востребовано».

Далее Халиков обратился к теме «черных копателей». Он вспомнил, как, сам будучи главой, боролся с проблемой: «Однозначно не может быть незаконной добычи. Как и в отношении берегов, не может быть незаконного обустройства», — заявил премьер и обещал помочь с разрешением возможных бюрократических препон. «Заброшенные берега и леса — это не то, к чему мы стремимся, варварское отношение к природе в Татарстане недопустимо», — заявил он.

Халиков похвалил собравшихся в зале районных начальников, мол, лучше, чем прежде, работают с отходами. «Как бывший глава могу отметить, что нынешние главы лучше работают», — подбодрил он. Кстати, глава Муслюмовского района Рамиль Муллин в своем докладе на тему мусора рассказал, что прозрение на него сошло после посещения Сингапура, который начал свой путь по выходу из кризиса как раз с наведения чистоты и порядка на улицах. С тех пор район — в числе образцовых и показательных.

Премьер республики вспомнил, что еще несколько лет назад «в самом фантастическом сне не мог представить», что когда-то начнется реализация таких сложных проектов, как рекультивация Самосыровской и Тогаевской свалок, а также реконструкция очистных сооружений Казани, и пожелал успехов в этом нелегком деле.

Среди актуальных вопросов, требующих скорейшего решения, Халиков неожиданно отметил проблему распространения в водоемах РТ токсичных сине-зеленых водорослей: «Президентом дано поручение минэкологии, есть готовность выделить средства», — намекнул он многозначительно. Решать вопрос, по его словам, нужно сообща, и не только с привлечением ученых мужей республики, но также со всей России и даже Америки и Канады, где, как оказалось, проблема не менее остра.