Новогодние праздники не помогли остаться на рынке двум заведениям ресторанной группы OFS, расположенным на улице Пушкина, 23 — «Хмельная 1» и «Итальяно» Новогодние праздники не помогли остаться на рынке двум заведениям ресторанной группы OFS, расположенным на улице Пушкина, 23 — «Хмельная 1» и «Итальяно»

«С ПУШКИНА СЪЕЗЖАЕТ ОЧЕНЬ МНОГО АРЕНДАТОРОВ, НЕ ТОЛЬКО РЕСТОРАННЫХ»

Новогодние праздники не помогли остаться на рынке двум заведениям ресторанной группы OFS, расположенным на улице Пушкина, 23 — «Хмельная 1» и «Итальяно». Чуть ранее — в конце прошлого года — закрылось кафе Yokoso на Пушкина, 29, входящее в Bulatov Group. И также на днях, в середине января, — кафе «Лапшон» (специализация — «необычная лапша») от создателей баров ReLab и Mr Williard.

На дверях обоих заведений OFS, вместе занимающих по соседству 800 кв. м, сразу после праздников появился листок с напечатанным «Ресторан не работает по техническим причинам до 16 января». Однако заведения на этом месте больше не откроются. По словам генерального директора и совладельца группы OFS Михаила Клопоуха, два ресторана закрылись «в плановом режиме, потому что неинтересно работать на улице Пушкина». «Такая аренда — это тяжело, экономически неинтересная модель. Мы заработали на них, так что все хорошо, все на позитиве. Все остальные наши заведения продолжают работать, — говорит Клопоух. — Возможно, для каких-то проектов улица Пушкина интересна, но вообще оттуда съезжает очень много арендаторов, не только ресторанных. Парковка отсутствует. Кроме того, у нас была тяжелая архитектура помещений — друг над другом четыре этажа с подвалом. Было экономически нецелесообразно продолжать работать».

По словам собеседника газеты, остальные заведения группы чувствуют себя хорошо. «Два „Йохо“, которые у нас есть, работают прекрасно. Хорошие показатели у „Петцольда“ в „Ривьере“ — мы растем, „Рашпер“, „Мамаджан“ тоже растут. Сегодня в Казани совсем старые проекты идут тяжело у всех без исключения. Произошло определенное перенасыщение рынка, конкуренция — двигатель торговли, — сказал совладелец группы. — Остальные объекты хорошо работают, и праздники мы отработали лучше, чем год назад. Закрывали только проекты, изначально открытые не на тех местах. „Хмельная“ и „Итальяно“ на Пушкина с первых дней давали нам плохие результаты». По словам Клопоуха, в планах есть открытие новых проектов, но подробности он пока не озвучивает.

По словам генерального директора и совладельца группы OFS Михаила Клопоуха, два ресторана закрылись «в плановом режиме, потому что нам неинтересно работать на улице Пушкина» По словам генерального директора и совладельца группы OFS Михаила Клопоуха, два ресторана закрылись «в плановом режиме, потому что неинтересно работать на улице Пушкина»

Лапшичная «Лапшон», как указано в аккаунте заведения в соцсетях, закрылась не окончательно и скоро откроется в новом месте. Она располагалась в здании известного в свое время кафе «Кафедра», и, по наблюдениям корреспондента газеты, в нем редко можно было увидеть гостей — в разное время дня.

А на Пушкина, 29 ранее находилось также заведение группы OFS — «Йохо» (развивалось совместно с Bulatov Group), но летом прошлого года было продано казанскому ресторатору Айдару Булатову. Оно располагалось в здании, в котором более 10 лет назад работал известный паб «Восточная Бавария», принадлежавший депутату Госдумы РФ Айрату Хайруллину. Булатов, в свою очередь, открыл на этом месте кафе Yokoso. Как он рассказал нашей газете, кафе проработало полгода, но для него здесь не хватало пешеходного трафика. «Аудитория Yokoso не туристы, а студенты, сотрудники близлежащих офисов. С одной стороны, место выглядит подходящим — рядом офисы, остановки общественного транспорта, вуз. С другой — люди на этом месте стараются не задерживаться и идут куда-то дальше — вверх или вниз по Пушкина. Это некий транспортный узел, который пешеход не рассматривает как место, где можно перевести дух, — говорит он. — Поэтому мы решили открыть Yokoso в другом месте в центре. У этого заведения интересная концепция с разными кухнями, а базовые — азиатская и итальянская, демократичные цены».

На Пушкина, конечно, еще осталось достаточно заведений — в начале улицы продолжают работать ирландский паб «Белфаст», бар Rockstarbar, рестораны и кафе «Бивень», «Кишмиш», «Квартирник», Shima, Brown Bear и другие, но ярких гастрономических и концептуальных новинок здесь не появлялось давно. Чуть ли не единственным любопытным открытием на Пушкина за последний год можно считать ресторан «Пушкин» — осенью 2016-го он уже успел попасть в нашу рубрику «Ресторанная критика».

Кафе Yokoso проработало полгода, но для него здесь не хватало пешеходного трафика Кафе Yokoso проработало полгода, но для него здесь не хватало пешеходного трафика

ПЛАТНАЯ ПАРКОВКА, ЖАДНЫЕ АРЕНДОДАТЕЛИ ИЛИ ОБНИЩАВШИЕ МЕНЕДЖЕРЫ?

Среди причин закрытия заведений в центре города эксперты называют несколько слагаемых. Одна из них — запрет на бесплатную парковку в центре Казани, который начали вводить с 2014 года. По словам Булатова, вопрос по улице Пушкина неоднократно обсуждался. «Основным ударом был, конечно, запрет парковки. Бизнес после этого не оправился. Парковки в целом влияют на ресторанный рынок. Мы это обсуждали, в том числе, на заседания ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана, согласовывали вопрос с мэрией Казани», — говорит он.

Отметим, что у «Хмельной 1» и «Итальяно» были собственные парковки перед входом — правда, совсем небольшие, в виде «кармашков». У «Лапшона» также была парковка — вместительнее, поэтому не на все закрытия повлияла эта причина. Разве что посетители Yokoso должны были думать, где оставить личный транспорт, но там расчет изначально был на пешеходов.

Бизнесмен Раиль Хабибуллин, который был совладельцем закрывшегося прошлым летом кафе-бара Avalon на улице Пушкина, отмечает в качестве причины проблем непомерно высокую стоимость аренды. По его словам, на этой улице она может достигать 2 тыс. рублей за квадратный метр.

У «Хмельной 1» и «Итальяно» были собственные парковки перед входом — правда, совсем небольшие, в виде «кармашков» У «Хмельной 1» и «Итальяно» были собственные парковки перед входом — правда, совсем небольшие, в виде «кармашков»

Совладелец пабов «Белфаст» (на улице Пушкина) и «Дублин» Сергей Валеев и вовсе предположил, что сложности у заведений возникают по самым прозаическим причинам — мало денег в карманах населения: «Те заведения, которые закрылись, были завязаны на импортном пиве. Сколько стоит доллар сегодня и в 2009 году? Если раньше импортное пиво стоило 190 рублей за кружку, то сейчас 400 рублей. При зарплатах в 25 - 30 тысяч рублей, которые еще и выплачиваются не вовремя, нельзя часто ходить в рестораны», — заметил он. Валеев сам в прошлом году закрыл одно из своих заведений — «Английский паб» на улице Островского. Но с другими барами, по его словам, «все прекрасно». На вопрос, почему новые заведения похожего профиля не жалуются на недостаток клиентов, Валеев отвечает, что они «нацелены на хипстеров, молодежь, которые, как правило, деньги не считают». «А мои пивные пабы — „Белфаст“, „Дублин“ и та же „Хмельная“ — рассчитаны на менеджеров, которые сейчас занимаются тем, что спасают свои бизнесы, — говорит эксперт. — Бизнес сворачивается. Если раньше у меня в компании работали около 60 человек, то сейчас примерно 15».

Нурислам Шарифулин: «Улица Пушкина больше неинтересна рестораторам. До того, как в центре Казани была запрещена бесплатная парковка, улица была интересна»

Эксперты отмечают, что сами по себе концепции у закрывшихся заведений были вполне рабочими. «Пицца всегда актуальна. В любое время года в любой стране мира это самый продаваемый продукт. Все эти три бренда — рабочие концепции. Пицца — самая рабочая, суши и роллы — тоже, и пиво тоже. Просто рынок меняется, появляются интересные пивнушки, в Казани началась крафтовая революция. Думаю, проблема во взаимоотношениях арендатора и арендодателя. Скорее, была проблема системы, а не концепции», — считает владелец чайхоны P.Love Нурислам Шарифулин. При этом он соглашается и с мнением, что само место утратило актуальность: «Улица Пушкина больше неинтересна рестораторам. До того, как в центре Казани была запрещена бесплатная парковка, улица была интересна».

Списывать падение инвестиционной привлекательности улицы вряд ли можно лишь на экономическую ситуацию. К примеру, паралелльно ресторанный бум переживает улица Сибгата Хакима — в 2016 году здесь открылся чуть ли не десяток модных и интересных заведений. Здесь есть и пешеходный трафик вдоль берега, и самое главное — обеспеченные жильцы элитных ЖК. А вот как оживить улицу Пушкина, где закрываются старые заведения, а отреставрированные исторические здания в основном так и стоят пустыми внутри? Интересный кейс для урбанистов...