ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ ФОРУМА ВЫПАЛ НА ПЯТНИЦУ, 13-Е

Открывавший главную панельную дискуссию Гайдаровского форума модератор первым делом напомнил, что в этом году ее формат был изменен. Изменив правила, значительную часть «эфирного времени» организаторы решили отдать единственному спикеру — главе совета центра стратегических разработок (ЦСР) Алексею Кудрину. Его выступление в итоге заняло 40 минут, заметно урезав возможности прочих участников. А ведь среди них значились федеральные министры, глава ЦБ Эльвира Набиуллина (которая предпочла выступить на международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге и выставила замену в лице своего зама Ксении Юдаевой) и заметно простуженная председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Такое внимание к фигуре бывшего министра финансов было понятно: именно команда Кудрина вскоре должна представить президенту РФ Владимиру Путину один из вариантов стратегии развития страны до 2035 года. Но либо Алексей Леонидович не захотел раскрывать все карты, либо показывать пока особо нечего — словом, сегодняшняя «презентация» напомнила пресловутый первый блин.

Впрочем, индульгенцию оратор себе как бы выписал уже в самом начале, вспомнив о сегодняшней дате — пятница, 13-е (от которой, как полагают суеверные люди, не стоит ждать ничего хорошего). Так что следующее его высказывание «Мы попали в длительную полосу низких темпов роста экономики» логично вытекало из данного посыла. По словам Кудрина, сейчас России следует разогнать эти темпы хотя бы до среднемировых, что позволит сохранить свою долю в мировой системе. Но сделать это не получается хотя бы потому, что «не принимаются решительные меры». «Эта задача ставилась и пять, и семь лет назад, но до сих пор она не выполняется», — посетовал бывший глава минфина.

«Выйти на эти темпы достаточно сложно. Я привожу прогноз наших возможных темпов экономического роста в случае проведения системных институциональных и структурных реформ, которые к 2019 году позволяют выйти на уровень больше 3 процентов, к 2022 году — выше 4 процентов. Это прогнозные вещи — что-то можно сделать раньше, что-то позже», — сообщил Кудрин. Более того, в случае серьезных реформ (под которыми, видимо, подразумевалась модель ЦСР), согласно целевому сценарию к 2035 году ВВП России может вырасти в 2 раза, по инерционному — «всего лишь» в 1,5 раза. Впрочем, возможно, даже на инерционный сценарий мы не можем рассчитывать, так что «идти надо более смело». Для этого страна, правительство и президент должны предпринять «достаточно серьезные», неординарные шаги, добавил он.

. Антон Силуанов все так же мечтает перекроить пенсионную систему так, чтобы пенсии платить больше нуждающимся и меньше тем, кто нуждается не столь сильно Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

О КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ, АКТИВНОМ ДОЛГОЛЕТИИ И «ГОСУДАРСТВЕННОЦЕНТРИЧНОЙ» ЭКОНОМИКЕ

Что конкретно предложил Кудрин? Попробуем систематизировать его высказывания с трибуны Гайдаровского форума. Главным вызовом для России Кудрин считает технологическое отставание от развитых стран. «Почему мы отстаем в технологиях? В технологиях, конечно, больше рисков, короткий горизонт планирования, зарегулированность контрольной деятельности. Даже те шаги, которые предпринимает правительство, создавая фонды поддержки, не всегда срабатывают. В результате мы встали перед проблемой технологического отставания России. На мой взгляд, это самый серьезный вызов», — заявил он.

Америку экс-министр не открыл: об этой проблеме сегодня говорят и «слева», и «справа», и правительство, и президент. «Нам нужно иметь более активную позицию на внешнем рынке и изменить долю несырьевых товаров [в экспорте]», — заявил глава совета ЦСР. По его словам, доля такого экспорта должна превысить 50% в течение ближайших 15 лет. Увы, за счет чего это будет достигнуто, Кудрин не рассказал. Правда, впоследствии он заговорил о развитии «креативной индустрии» (доля которой даже в Москве не превышает 1%, в то время как в Лондоне и прочих мировых центрах достигает 6 - 8%). Как пример он упомянул корпорацию Apple, вспомнив высказывание ее основателя Стива Джобса. Мол, только 30% сотрудников компании составляют компьютерщики, остальные же 2/3 — гуманитарии, которые занимаются дизайном и в целом создают качественный и удобный продукт. Такой реверанс мог бы приободрить гуманитариев, ценность которых в России в последнее время вообще ставится под сомнение.

Однако поскольку российская экономика является, как выразился Кудрин, «государственноцентричной», то и начать перестройку следует с корней. «Государство должно начать с себя. Нам нужно перевести госуправление на новые технологические основы», — таков был очередной тезис экономиста. Тут Кудрин вспомнил о существовании в стране целых 390 информационных систем, между которыми так и не создан полноценный обмен данными. После этого мысль бывшего министра воспарила окончательно — и он заговорил о дистанционной диагностике здоровья, аналогичном обучении и даже о «непрерывном образовании для любых возрастов, в том числе для пожилых граждан».

Вообще, выступление Кудрина в этой части сильно напоминало рекомендации Всемирного банка, который давно и настойчиво советует России больше денег вкладывать в обучение и здоровье своих граждан. Правда, когда речь дошла до прочих ораторов, Голикова метнула критическую стрелу в спикера, предложив ему определиться, как именно и на каком этапе необходимо вкладываться в образование и здравоохранение. «Дальше мы упремся в вопрос производительности труда и технологического отставания, потому что, скажем, износ в здравоохранении уже давно зашкалил за 50 процентов», — отметила глава Счетной палаты РФ.

.
Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Далее глава совета ЦСР напомнил, что за последние несколько лет стабильно росли лишь два вида бюджетных расходов — военные и социальные. Критиковать аппетиты силовиков Кудрин не рискнул, зато проехался по социалке — в первую очередь по пенсионной ее составляющей. По его словам, Россия перешла к «тренду непрерывного снижения численности трудоспособного населения». Чтобы выправить этот демографический крен, надо увеличивать пенсионный возраст. Прогноз ЦСР включает в себя повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, мужчин до 65 лет с 2020 года, а высвободившиеся средства можно направить в те же программы переподготовки и создание «активного долголетия».

Качество жизни вообще было одной из центральных тем доклада Кудрина. Сообщив, что только в двух российских городах оно устраивает жителей, он заявил, что необходимо сформировать 10 - 15 городов-агломераций, которые будут сопоставимы по качеству жизни с зарубежными. Экономика сельских регионов при этом должна быть диверсифицирована. Разумеется, не обошлось и без стандартных «общих мест» — о реформе судебной системы, неэффективности госуправления в целом и госкорпорациями в частности, давлении на бизнес и т. д. Но чем дальше, тем сильнее хотелось задать докладчику вопрос: где взять деньги на все это громадье планов? Сам Кудрин в первой части выступления заявил об «опоре на внутренние инвестиции», которые станут возможны благодаря низкой инфляции (по его оценке, в среднесрочной перспективе до 2 - 2,5%) и малой стоимости кредитных ресурсов (а вот это вряд ли достижимо при сохранении ЦБ жесткой монетарной политики). При этом на бюджет бывший глава минфина предлагает не рассчитывать. «У нас будет примерно в 2020 - 2021 годах серьезный перелом, существенное уменьшение доходов бюджетной системы», — пророчит он, объясняя это проблемами в нефтяном секторе и призывая искать новые источники доходов.

В общем, представленные Кудриным наброски пока как-то не убеждают, хотя многие меры наверняка не были озвучены по причине их непопулярности. Экс-министр, во времена которого в стране появились резервный фонд и фонд национального благосостояния, всегда был известен как сторонник подхода «пора затянуть ремни». И на этой почве он поломал немало копий в дискуссиях с главой минэкономразвития в то время Германом Грефом, то и дело предлагавшим тряхнуть мошной ради экономических проектов. Теперь он сам играет за команду реформаторов, но ее возможности существенно ниже, чем у правительства времен сытых нулевых, а падение уровня жизни не повышает симпатии граждан к власти. «У нас высокое доверие к президенту. Но если мы посмотрим на уровень доверия к таким институтам, как парламент, полиция, отдельные министерства, то увидим, что оно ниже. Оно меньше 30, 25, а то и 15 процентов. При таком низком уровне доверия к основным институтам власти очень трудно проводить реформы», — заявил Кудрин.

. Ксения Юдаева сосредоточилась на любимой Центробанком теме инфляции, подтвердив, что регулятор верен поставленной в трехлетнем бюджете цели по достижению 4% Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

СТАБИЛИЗАЦИЯ ОЖИДАНИЙ — ЦЕЛЬ НА 2017 ГОД

После доклада Кудрина о судьбах родной страны и ее экономики заговорили действующие федеральные чиновники. Дискуссии не получилось. Все они представляли один либеральный лагерь, и даже стандартных препирательств между главой минфина РФ Антоном Силуановым и министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым зрители по понятной причине были лишены.

В отсутствии «нерва» зампредседателя Банка России Ксения Юдаева сосредоточилась на так любимой Центробанком теме инфляции, подтвердив, что регулятор верен поставленной в трехлетнем бюджете цели по достижению 4%. «На рынке сложилась достаточная степень уверенности, и наши прогнозы показывают, что 4 процента к концу этого года — достижимая цель. На период нескольких лет мы ставим задачу удерживать инфляцию в районе 4 процентов», — уверенно заявила Юдаева. Более того, по ее словам, в ближайшие годы возможно отклонение инфляции в ту или иную сторону. Однако Банк России педантично будет возвращать инфляцию туда, где ей следует быть, — на уровень именно 4%. Что важно, цифра эта, как уверяет Юдаева, была выбрана не наобум, а с учетом развитости российской экономики и ее финансовой системы. «Мы понимаем, что экономики с более развитыми финансовыми рынками имеют более низкий уровень целевой инфляции. По мере развития экономики и финансовых рынков можно будет вернуться к вопросу снижения таргетируемого уровня инфляции», — пообещала она.

А вот политика по чистке банковской системы, судя по всему, продолжится. Впрочем, как отметила Юдаева, Центробанк не ставит себе целью сократить число банков до какого-то определенного количества. «Это все-таки финансовый рынок, поэтому количество институтов определяется условиями рынка, востребованностью. Задача регулятора — задать стандарты устойчивости поведения банковских институтов, которые бы позволяли удовлетворять потребности экономики», — добавила зампред ЦБ. Так что если вдруг рынку понадобится всего с десяток банков, так тому и быть... Но об этом вслух никто не говорит.

Единодушие с финансово-экономическим блоком продемонстрировал сегодня и новый глава минэкономразвития РФ 34-летний Максим Орешкин. По его словам, в отличие от тех, кто со сменой кресла менял позицию, он свое мнение изменять не намерен. А если учитывать тот факт, что сам он выходец из минфина, то неудивительно, что публично Орешкин вновь и вновь всячески одобрял все, что делалось в последние годы. «Денежно-кредитная политика и бюджетная политика последних двух лет были адекватны тем вызовам, которые стояли перед страной, внешним шокам, необходимости адаптации, — сделал он реверанс в сторону своего еще недавнего начальника, главы минфина Силуанова. — Результат мы уже видим. Если посмотрим последние полгода, то это и стабильность валютного курса, и инфляция на низких уровнях, и возобновление экономического роста». Для себя же Орешкин главную тему обозначил еще во время вчерашнего выступления — поддержание стабильности и определенности ожиданий. Так что сегодня ему лишь оставалось об этом напомнить. Как мы знаем, словесные интервенции порой также имеют эффект, а других планов у Орешкина, судя по всему, пока нет. «Понятно, что макроэкономическая политика — это не просто достижение каких-то уровней по инфляции, а вопрос мобилизации ожиданий, вопрос уверенности бизнеса в том, что будет происходить в дальнейшем, чтобы никто не боялся каких-то шоков. Здесь еще предстоит сделать довольно много. Вопрос стабилизации ожиданий очень важен. Это одна из основных задач на 2017 год», — заявил министр. Он добавил, что в нынешнем году не видит никаких угроз, которые бы помешали достижению 4% инфляции, что должно обеспечить бюджетную стабильность. Более того, увидел даже возможность отказаться от трат резервного фонда. «Что касается бюджетной системы, то, так как цены на нефть чуть-чуть подросли, у нас хорошая возможность серьезно сократить использование средств резервного фонда и сохранить его по итогам этого года», — надеется Орешкин.

. Единодушие с финансово-экономическим блоком продемонстрировал новый глава минэкономразвития РФ 34-летний Максим Орешкин Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«МЫ ЗАБРАЛИ ЧАСТЬ ПРИБЫЛИ И ДАЛИ ЭТИ ДЕНЬГИ ТЕМ, КТО НУЖДАЕТСЯ»

В минфине на сегодня та же стабильность во взглядах. Например, Силуанов все так же мечтает перекроить пенсионную систему так, чтобы пенсии платить больше нуждающимся и меньше тем, кто нуждается не столь сильно. Впрочем, как определить эту степень «нужды», министр никогда не говорил. «Такая стратегия позволит совершить маневр внутри бюджета. больше средств направлять в здравоохранение, тому же пенсионеру важно получать качественные услуги в здравоохранении, нежели небольшую прибавку к пенсии, больше средств направлять в образование. Такой маневр планируем реализовать в ближайшее время», — заявил глава минфина.

Тут же Силуанов обещал не повышать налоговое бремя, но при этом стараться увеличить доходную базу. Для этого он даже нашел источники, например тот же теневой сектор экономики. Наконец, в его докладе прозвучал и краткий ответ на вчерашний «бунт губернаторов», недовольных «раскулачиванием» в пользу федерального центра. «Если доходы федерального бюджета сократились на 5 процентов, то регионы, наоборот, возросли на 8 процентов [в 2016 году по сравнению с 2015 годом]. Смысл в том, что у регионов достаточно устойчивая база, чтобы реагировать на все те вызовы, которые могут происходить в нашей экономике», — пояснил министр смысл этих решений. Ну как тут не отнять, раз у тебя доход упал, а кого-то вырос? В то же время, по словам Силуанова, впервые с 2005 года была проведена инвентаризация расходов и полномочий субъектов. Выяснилось, что не все регионы имеют средства для исполнения тех полномочий, которые возложил на них федеральный законодатель. Выход, который нашли в минфине, оказался достоин самого Робин Гуда: взять у богатых и отдать в пользу бедных. «Мы забрали часть прибыли у регионов, прежде всего у регионов-доноров, и дали эти деньги тем, кто нуждается. Это, уверен, позволит лучше сбалансировать бюджеты субъектов РФ в этом году», — констатировал Силуанов.

При этом о дополнительных полномочиях, о чем так просили губернаторы накануне, регионам стоит забыть, поскольку минфин этот вопрос не ставит даже на повестку. «Пока серьезных решений не планируем, говорим, что надо обеспечить устойчивость бюджетов регионального уровня, сократить давление долговой нагрузки», — добавил министр.

Завершилась главная сессия Гайдаровского форума-2017 традиционным опросом. Его участникам предложили единственный вопрос: «Каково главное условие перехода к новой модели экономического роста?». Большинство проголосовало за «пионерский» вариант «Готовность к переменам каждого из нас» (47,2%), на втором месте оказался ответ «Активное участие президента и правительства» (34,78%), на третьем — сохранение низких цен на нефть (18,01%). «Рад, что все готовы к переменам, давайте обсуждать, фокусироваться и предпринимать согласованные шаги», — подвел черту Кудрин.