... Рустам Минниханов предложил ужесточить наказание для автолихачей из числа золотой молодежи и «успешных бизнесменов»
Фото: president.tatarstan.ru

«КАК БОРОТЬСЯ С АГРЕССИВНЫМИ ВОДИТЕЛЯМИ? ТОЛЬКО САМЫЕ ЖЕСТКИЕ МЕРЫ»

Необычно жарким оказалось совместное заседание кабинета министров РТ и коллегии МВД по РТ «О реализации мер по повышению безопасности дорожного движения». Обеспокоенный возросшей статистикой по количеству ДТП, озвученной министром внутренних дел по РТ Артемом Хохориным, Рустам Минниханов заявил о необходимости внесения предложений в правительство РФ и Госдуму для беспрецедентного повышения ответственности для автолихачей с опорой на международный опыт.

«Конечно, правительство [РФ] готовит изменения в правила дорожного движения, касающиеся опасного вождения, предлагается наказывать штрафом в размере 5 тысяч рублей, — оповестил присутствующих на заседании президент РТ. — Для многих это несмертельно. Основная категория наших водителей добропорядочная и законопослушная. А вот эти люди, которые немножко деньги имеют, — молодежь золотая, успешные бизнесмены — могут себе позволять эти правонарушения».

Рассуждая о необходимости ужесточения наказания для автолихачей, Минниханов рассказал о том, что их ждет в других странах. По его словам, в 11 штатах США штраф за агрессивную езду составляет от $500 до $2,5 тыс., отъявленных нарушителей ждет тюремный срок до 6 месяцев. В Австралии гонщиков тоже не любят — на континенте их наказывают штрафом в $5,5 тыс. и лишением прав на управление автомобилем на три-пять лет. В Японии их ждет штраф и исправительные работы на срок до 6 месяцев.

«Хочу привести в пример: в Великобритании штраф за опасное вождение штрафы и тюремный срок до 5 лет, в Германии штраф в 250 евро и лишение прав на три месяца. 250 евро знаете сколько? — поинтересовался Минниханов у присутствующих. — Это в несколько раз больше [чем обсуждаемый размер штрафа в России]!»

Глава республики заявил о необходимости выхода Госсовета РТ с законодательной инициативой по борьбе с нарушителями.

«Другого рецепта нет, — считает президент РТ. — Как бороться с этими пьяницами? Как бороться с агрессивными водителями? Только самые жесткие меры! Это преступник! Если человек с ружьем вышел и выстрелил в кого-то, есть закон. На машине он может сделать ущерба больше, чем выстрел из оружия. Он потенциально опасный. Или пьяный водитель. Поэтому давайте мы попросим парламент выйти с инициативой — мы тоже от имени правительства [РТ] выйдем на правительство [РФ], такие аналогичные предложения надо сделать в адрес Государственной Думы».

...
Фото: president.tatarstan.ru

«ИЗ ГОДА В ГОД ОТ РУК ПРЕСТУПНИКОВ ГИБНЕТ ГРАЖДАН МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ДТП»

Выступая перед руководством республики, Хохорин заметил, что, «не умаляя результатов многопланового комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения, остается немало проблемных вопросов, требующих решения». Генерал заявил, что Татарстан с большим запасом достиг прогнозного показателя по уровню безопасности дорожного движения, но уровень числа ДТП и социального риска на дорогах республики по-прежнему высок.

«Впервые за последние годы зафиксирован рост количества ДТП и раненых в них людей, негативная динамика отмечается в каждом третьем муниципальном образовании, в 17 регионах выросло число погибших, в некоторых более чем в два раза, — констатировал Хохорин. — Почти половина погибших приходится на федеральные дороги. Из года в год от рук преступников меньше гибнет граждан, чем в ДТП».

Отдельно докладчик отметил Лениногорский район, где прогнозный показатель по числу ДТП не выдерживается седьмой год подряд. Хохорин добавил, что в каждом втором ДТП сопутствующим фактором совершения происшествия становятся недостатки дорожной сети. Также критике подвергся и Новошешминский район.

По итогам коллегии главы упомянутых районов выступили с оправдательной речью в свой адрес, ссылаясь на особенности территорий. Оба района, дескать, транзитные и значительную часть ДТП в них совершают не местные жители, а приезжие. В Лениногорске есть и ландшафтные особенности: в городе много дорожных участков с подъемами и спусками. Но премьер-министр РТ был непреклонен.

«Это не аргумент ни для одного района, — заявил Халиков. — В вашу [главы Лениногорского] бытность средний показатель составлял 7 человек по району, а последние 6 лет этот показатель в среднем составляет 12 человек. Это тот же район, те же дороги. Артем Валерьевич поднял вопрос не случайно, это худший показатель во всей республике. Я прошу находить совместные решения, чтобы достичь плановых показателей».

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ МВД ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОРОЖНЫХ РАБОТ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ»

Камень прилетел и в огород главы минтранса РТ Ленара Сафина:

«Стоит признать, что управление ГИБДД не вышло на должный уровень взаимодействия с министерством транспорта и дорожного хозяйства, — напряженно заметил министр. — Об этом свидетельствует тот факт, что который год предложение от МВД по выполнению дорожных работ, основанное на анализе статистики ДТП, не выполняется, хотя и принимается к исполнению».

Чаще всего ДТП совершаются на пешеходных переходах (каждый пятый вблизи образовательных учреждений не оборудован), при выезде на встречку, а также в случаях, когда за рулем пьяные водители.

«Сотрудникам Госавтоинспекции выдано 312 предписаний на устранение недостатков содержания переходов, составлено 172 административных материала, более 100 направлено в прокуратуру, к административной ответственности привлечено более 274 должностных лиц, — отчитался Хохорин, но заметил, что карательные меры не панацея. — Цель — не наказать как можно больше, а устранить недостатки. Понятно, что полное обустройство только одного перехода стоит порядка 100 тысяч рублей и на эти цели необходимы большие вложения. На 2017 год предлагаем привести в соответствие переходы возле школ и детских садов — на эти цели требуется порядка 85 миллионов рублей».

В который раз обеспокоило министра и то, что не все детские автобусы выходят на маршрут с подключением к системе «ГЛОНАСС». Однако, по его словам, законодательная база не дает ответа на вопрос, что делать в том случае, если готовый для выхода в рейс автобус имеет неполадки: «Понятно, что мы не можем из-за неисправности прекратить перевозку детей, тем более, что нет резервного транспорта, но надо обеспечить всех, кто несет за это ответственность необходимыми условиями, чтобы они предпринимали меры по устранению неисправностей».

«По школьным маршрутам мы программу делали, если нужен ремонт — сделайте ремонт, — поддержал министра Минниханов. — Школьные маршруты возьмите на контроль — это руководителям муниципалитетов».

...
Фото: president.tatarstan.ru

«ТРАНСПОРТНЫЕ ИНСПЕКЦИИ, КУДА ВЫ СМОТРЕЛИ?»

Отметил Хохорин и невыполнение поручения президента РФ в части создания комплексных схем безопасности дорожного движения.

«Мы это уже обсуждали, звучала критика в отношении ряда муниципальных образований, но во многих районах работа сдвинулась с мертвой точки. В зоне риска остаются Тукаевский и Атнинский район, — отметил Хохорин. — В Казани формальная сторона вопроса соблюдена, разработан проект схемы организации до 2025 года, однако в нем отсутствует раздел о разработке дислокации дорожных знаков и схемы дорожной разметки. Это основа организации безопасности на дорогах, это сводит на нет практическую составляющую комплексной схемы».

В конце ноября в МВД по РТ поступил рапорт от МВД России, в котором была выражена озабоченность нарушениями при перевозке грузов и ростом числа ДТП в Татарстане.

«Самого серьезного внимания требуют заказные пассажирские перевозки, — подчеркнул генерал и указал на более выгодное положение предпринимателей, которые работают в этой сфере, в сравнении с маршрутными перевозками. — Для них не установлены фиксированные места для посадки-высадки пассажиров, нет необходимости заключать договоры с автовокзалами и не требуется лицензирование. Установление личности пассажиров не осуществляется, информация о них отсутствует, что снижает защищенность граждан и ущемляются права добросовестных перевозчиков. Сегодня каждый четвертый автобус в республике занят в такого рода перевозках, что приводит к риску сокращения регулярных маршрутов, пригородных и муниципальных».

Упомянутый рапорт МВД России ставил задачу территориальным органам выйти с предложением в органы прокуратуры для проведения совместных мероприятий для нормализации ситуации, включая проведение внеплановой проверки перевозчиков, а при необходимости выйти с законодательной инициативой. И вновь в этом вопросе Минниханов поддержал Хохорина.

«Мы знаем, что такое организация дорожного движения, наведите порядок, мы не можем навести порядок! — потребовал он. — Транспортные инспекции, куда вы смотрели? Наводите порядок! Это не только к ГИБДД, это к вам вопросы. Занимайтесь!»

Руководитель МВД по РТ оказался недоволен и исполкомом Казани. По его словам, только в столице Татарстана управление ГИБДД насчитало 34 опасных участка, на которых было свершено свыше тысячи ДТП. Эти недостатки годами не исправляются из-за нехватки финансирования.

«Администрации районов ссылаются на недостаток финансирования на эти цели, тогда как в мэрии указывают на ответственность администрации районов, — рассказал Хохорин. — Это замкнутый круг, в итоге все составленные в этом году административные материалы за невыполнение предписания по уровню качества дорог были прекращены в судах. Понятно, что исполком Казани эта ситуация устраивает, но это ненормально. Я прошу Верховный суд республики подключиться к разрешению этой коллизии и выработать решение».

Докладчик указал и на нарушения, которые были допущены при выполнении плановых работ. Несвоевременное выделение средств привело к несоблюдению сроков, в результате дорожная разметка была нанесена в октябре, а уже спустя полтора месяца 90% нанесенного покрытия пришло в негодность.

«Ильсур Раисович (Метшин, мэр Казани прим. ред.), сразу посмотрите этот юридический правовой казус, чтобы его не было, поручение дадим, — распорядился Минниханов. — И разметку надо делать вовремя: погодные условия и сроки не должны влиять на качество».

... Ильшату Аминову и Андрею Григорьеву велел показывать портреты пьяных водителей по телевизору
Фото: president.tatarstan.ru

«ПЬЯНЫЙ-ТО САМЫЙ ПЕРВЫЙ ДОЛЖЕН ШТРАФ ПРИЙТИ ЗАПЛАТИТЬ»

Зачитывая информацию об уровне задолженности по выплатам штрафов за правонарушения на дорогах, Хохорин назвал общую цифру — 1,7 млрд. невзысканных рублей.

«По взысканию надо работать, здесь не только МВД и судебные приставы должны работать, надо посмотреть, как эту процедуру ускорить, и улучшить работу, — указал Минниханов.

Отдельно президент республики остановился на мерах по отношению к водителям, управлявшими автомобилями в нетрезвом виде: он предложил публиковать их фотографии с расчетом на общественное порицание нарушителей. Услышав, что с начала года с пьяных водителей удалось взыскать только 59% штрафов, он расстроился.

«Пьяный-то самый первый должен штраф прийти заплатить, — заявил президент РТ. — Я смотрю на Аминова (генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век» Ильшат Аминовприм. ред.) и Григорьева (председатель совета директоров телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев прим. ред.): общественное порицание — надо этих людей знать в лицо. Как сделать, чтобы фотографии этих пьяных людей показывали? Я думаю, это будет востребованная передача. Люди будут видеть, кто у нас пьяный ездит, вот эту форму давайте найдем. Я думаю, это сработает».

В целом президент признал, что ведомством Хохорина была проведена серьезная работа «с хорошим анализом».

«Но есть некоторые вопросы, на которые мы должны особо обратить внимание, — подчеркнул президент РТ. — Основные причины тяжких последствий — это скоростной режим, встречка, пешеходные переходы и состояние алкогольного опьянения. Меры, которые мы используем, — видеофиксация — дают свои результаты. Но сколько дает «Народный инспектор»? 86 тысяч зафиксированных правонарушений, мне сказал Артем Валерьевич. Конечно, мы должны эту форму поддерживать. И конечно же, надо найти форму, как мы будем, гранты или какие-то меры поощрения для этих наших помощников. Мы не можем везде поставить камеру или инспектора».

В заключение Минниханов признал, что в масштабах страны Татарстан выглядит не худшим образом, но в сравнении с европейскими странами его позиции в два-три раза хуже.

«Но чем мы хуже? У нас смертность на 100 тысяч больше, чем в европейских странах, — возмутился президент РТ. — Вон нам какой резерв работы. Это дорожное покрытие и автомобили, которые соответствуют современным требованиям безопасности. Но самое главное — водительская культура».