Тахир Хадеев Тахир Хадеев Фото: gossov.tatarstan.ru

СЛОЖНЫЙ БАЛАНС: ПОКУПАТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ, ПОСТАВЩИК

Круглый стол о том, как в Татарстане исполняется федеральный закон 273-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ и Кодекс РФ об административных правонарушениях» прошел вчера в Госсовете РТ. На него собрались представители органов власти, поставщики продукции и торговые сети, а модерировал встречу председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. Он с самого начала дискуссии, которая продлилась час, пытался воззвать присутствующих к конкретике, но, сразу скажем, не всем удалось порадовать модератора.

По данным начальника отдела потребительского рынка министерства промышленности и торговли РТ Айгуль Бабаевой, министерство опросило торговые сети, работающие в республике, и выяснило, что в настоящее время идет перезаключение договоров с поставщиками на 2017 год — порядка 30% уже перезаключены. «Торговые сети сами заинтересованы, чтобы полки не оставались пустыми», — отметила она. «Как сегодня работает закон? — спросил Хадеев. — Выполняется? Нам важно, чтобы товар был в наличии. На площадке магазина встречаются покупатель, продавец и поставщик. Когда достигнем баланса, это всем будет выгодно. Мы собрались, чтобы рассказать о проблемах. Второй год работаем в условиях импортозамещения. Какие наши товары появились?» Бабаева ответила, что доля местных производителей на полках сетей в республике меняется в зависимости от сезона. Она привела пример, что в гипермаркете питерской сети «Лента», который открылся на прошлой неделе, представлено 10 местных поставщиков, и отметила, что 6 декабря на совете по предпринимательству ретейлер X5 Retail Group презентует новую площадку, где будет предложен новый вариант сотрудничества с сетями. Детали вчера не были раскрыты.

Хадеев вновь спросил, отслеживает ли минпромторг, сколько местного товара представлено в сетях. В ответ Бабаева сообщила общие данные по всем федеральным сетям, представленным в РТ. Доля молочной продукции от местных производителей достигает 70%, социальных хлебов — почти 100%, мяса птицы, колбасных изделий — около 30%, овощной продукции — 7 - 8% (зависит от сезонности), яиц — около 20%.

Айгуль Бабаева Айгуль Бабаева Фото: gossov.tatarstan.ru

«ТОРГОВЫЕ СЕТИ ДИКТУЮТ ЦЕНЫ»

Далее перешли к динамике цен в торговых сетях. Начальник отдела экономического планирования и программирования ЦЭСИ РТ при кабмине РТ Светлана Рубцова сообщила, что ведомством проводился мониторинг по 24 позициям товаров, которые приходят из районов республики. Снижение цен наблюдается по 15, а по 9 — «незначительное увеличение цены». Больше всего она выросла на сливочное масло (индекс изменения — 113,8%) и на гречневую крупу (с 66,79 рубля в январе до 77,32 рубля в начале декабря).

Начальник отдела развития продовольственного рынка минсельхоза РТ Евгений Рещиков указал на незначительное повышение цен, в основном на молочную продукцию: «Повышение закупочной цены по сравнению с прошлым годом — на 26 процентов. Есть рост цен на сыры, молоко. Основные издержки в этом случае принимают на себя перерабатывающие предприятия. По овощной группе снижение цен носит сезонный характер. По хлебам ситуация неоднозначная. Росли цены на тарифы, курс доллара». Хадеев спросил, где конкретно подорожал хлеб. «Есть три вида социального хлеба, — объяснил Рещиков. — Рост составил примерно 10 процентов. В торговых сетях это пока не так заметно. Рост пока замечен в собственных магазинах хлебозаводов, в ларьках Третьего хлебозавода и в магазинах формата у дома». А на вопрос, есть ли проблемы при реализации продукции в сетях, представитель минсельхоза ответил: «В целом ситуация за последние два года значительно улучшилась. Доступ есть. На прошлой неделе было совещание в сети „Челны-хлеб“. Они пришли к мнению, что для определенного объема поставок надо создавать кооперативы первого уровня, чтобы проще было формировать объемы для сетей».

Тему продолжил председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров. Он сообщил, что ассоциация хочет создать в Татарстане межрайонный кооператив. Как позже объяснил «БИЗНЕС Online» Байтемиров, сельхозкооперативы в республике работают с 1998 года: «У них три цели. Первая: чтобы у фермерских хозяйств была возможность принимать продукцию, сырье. Вторая: получать добавленную стоимость от сырья. И третья, которая все объединяет: обеспечение доступности продукции в торговые сети. Надо создавать кооперативы по всей республике, потому что это основа взаимоотношения и развития фермерских хозяйств и малых форм хозяйств в агропромышленном комплексе». Он рассказал и о проблеме взаимодействия торговых сетей и поставщиков: «Торговые сети сегодня диктуют цены и приемку товара. На днях мы вели предметный разговор с одной из торговых сетей Набережных Челнов. Фермеры говорили, что сдают первоклассный картофель за 7 рублей, а торговые сети продают его за 25. Как это? Кому от этого хорошо и кому плохо?»

Хадеев напомнил о проблеме стабильности фермерских поставок: группа мониторинга посетила магазин «Лента» в Нижнекамске, в котором сообщили, что попросили местных поставщиков поставлять им картофель хотя бы 8 месяцев в году, но так никто и не пришел. Байтемиров отметил, что основное препятствие — в организованности, и кооперативы должны решить эту проблему. «Важны два С — стабильность поставок и стандарт, качество продукции. Сети не будут ждать», — призвал фермеров пошевеливаться Хадеев.

.
Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕСПУБЛИКИ К НАМ ОЧЕРЕДЬ СТОИТ, А В МЕСТНЫХ СУПЕРМАРКЕТАХ НАШЕЙ ПРОДУКЦИИ НЕДОСТАТОЧНО»

Член Общественной палаты РТ Артур Мустаев сообщил, что палата тоже сделала мониторинг цен и данные схожи с вышеуказанными. «Могу только сказать, что рост цен превышает уровень инфляции, — уточнил он. — С августа по ноябрь инфляция — 2 процента, а цены выросли на 10 процентов. Так, мясо птицы с августа по декабрь подорожало на 13 процентов в „Бахетле“, „Ашане“, „Магните“, „Карусели“ и других магазинах, яйцо — на 15 процентов, а на гречку — снижение цен на 18 процентов».

Наконец, слово было дано представителям торговых сетей.

«Мы заинтересованы в том, чтобы полки были заполнены, — сказал директор гипермаркета „Ашан“ Сергей Хрущев. — С местными поставщиками работа идет. В этом году есть позитивные сдвиги. Чем больше местных товаров, тем лучше для клиентов». Управляющий ТЦ «Зельгрос» Искандер Елагин заверил, что местным поставщикам сеть уделяла большое внимание с самого начала работы.

...
Фото: Эльвира Вильданова

Видимо, остался не согласен с оценкой по работе с местными поставщиками генеральный директор ООО «ТК «Майский» Ильшат Ганеев: «Мы кому поставляли продукцию нашу, так и поставляем. Много продукции поставляем в „Эссен“. Неделю назад нам обещали наладить поставку в „Карусель“, но вопрос не решился. Как огурцы из Ирана могут быть качественными?! Они годны 3 - 4 дня, а их только везут 10 дней! С „Ашаном“ не получается работать. А с „Зельгрос“ нормально работаем с первого дня. За пределами республики к нам очередь стоит, но в местных супермаркетах нашей продукции недостаточно. В Metro на заднем плане валяется наша продукция, в коробках с не нашим логотипом. А ведь „Майский“ признают и за рубежом, и мы производим продукцию, которая может конкурировать с голландской и из других стран».

На это заместитель директора Приволжского дивизиона Х5 Retail Group по связям с органами госвласти и СМИ Тимур Баймуллин ответил коротко и строго: «Мы покупаем у „Майского“ определенные позиции. Кроме томатов, так как они по цене не устраивают. По другим наименованиям объем продукции идет в „Пятерочку“, „Перекресток“, и в „Карусель“ идут позиции. Есть недопоставки. Я попросил вас поставлять напрямую, но без удорожания транспортного плеча. Сделайте нам сначала объем, а потом идите в другие сети». Спорить с Баймуллиным Ганеев не стал, а через пару минут и вовсе покинул зал заседаний.

Итог дискуссии подвел замруководителя УФАС по РТ Игорь Павлов: «Говорить про анализ работы по переподписанию договоров между поставщиками и торговыми сетями пока рано. От поставщиков я не услышал жалоб, поэтому у нас нет обращений. Видимо, легко заходят в сети».