Мечтам о том, каким будет транспорт будущего, была посвящена накануне пленарная сессия юбилейного международного форума «Транспорт России» Мечтам о том, каким будет транспорт будущего, была посвящена накануне пленарная сессия юбилейного международного форума «Транспорт России» Фото: Елена Колебакина

«ГРУЗ ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ МОЖЕТ ПРИЙТИ ЗА 15 МИНУТ»

Розовым мечтам о том, каким будет транспорт будущего, была посвящена накануне пленарная сессия юбилейного международного форума «Транспорт России». Естественно, разговор начал глава профильного ведомства — минтранса РФ — Максим Соколов. «Наметить образ будущего транспорта России» — именно так он определил как свою задачу, так и всего форума, ведь транспорт был и всегда будет «необходимым условием территориальной целостности нашей страны».

Отдельно Соколов выделил важность увеличения скорости движения транспорта. В приоритетах его ведомства — создание высокоскоростных автомобильных, железных дорог и гиперзвуковых воздушных судов. Причем первые проекты уже реализуются. Например, дорога из Москвы в Санкт-Петербург должна быть построена в 2018 году — и этот участок в будущем станет частью международного коридора из Европы в Западный Китай. Тот собираются открыть до 2020 года. Кроме того, «Автодор» разработал стратегию развития автомобильных дорог, которая охватит 38 регионов и соединит 17 крупнейших агломераций. К слову, некогда говорили и про то, что скоростная платная автотрасса пойдет в том числе до Казани.

В связи с этим Соколов не мог не вспомнить про ВСМ Москва — Казань, вот только сказал об этом вскользь, не уточняя сроков реализации проекта. Впрочем, не так давно глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что поезда должны поехать по участку к 2022 году.

Максим Соколов Максим Соколов Фото: mintrans.ru

Кажется, особый интерес минтранс испытывает к вакуумному поезду Hyperloop, идея которого принадлежит известному миллиардеру-изобретателю Илону Маску. В случае успешного запуска тот «сделает» по скорости и ВСМ, и автомагистрали. Причем в этом году на восточном экономическом форуме уже говорили о возможном применении данной технологии на участке от Хунь-Чунь в КНР до Зарубино на Дальнем Востоке. А накануне исполнительный директор ГК «Сумма» (российская группа — один из крупных инвесторов компании Hyperloop One) Лейла Маммедзаде рассказала, что вакуумные поезда могут разгоняться до 1000 - 1100 км в час, а это значит, что можно будет преодолеть это расстояние за 15 минут. «Это означает, что груз из Китая в Россию (пройдя 65-километровый участок между Хунь-Чунь и Зарубиноприм. авт.) может прийти за 15 минут!» — заявила она. Маммедзаде говорит, что первый проект Hyperloop может быть реализован уже в 2018 - 2019 годах и компания «Сумма» будет стараться, чтобы в качестве «пилота» выбрали именно Россию. На массовые коммерческие рельсы, по ее словам, проект сможет перейти в перспективе 3 - 4, максимум 5 лет.

Минтранс также сосредоточен на развитии беспилотников. «Создание и начало испытаний первых беспилотных транспортных средств, в том числе и грузовых, таких как беспилотный „КАМАЗ“, является началом нового технологического этапа развития транспорта», — рассказал Соколов. К слову, как уже сообщал «БИЗНЕС Online», в начале 2017 года должна появиться законченная версия ADAS (система помощи водителю) первого уровня с элементами искусственного интеллекта для «КАМАЗа». По словам президента компании Cognitive Technologies Ольги Усковой, это будет реальный предпромышленный прототип, которого могут довести до стадии промпроизводства к концу следующего года. Пока же Соколов, заглядывая в будущее, полагает, что появятся беспилотные такси и индивидуальные автомобили. «Они смогут двигаться как по дорогам общего пользования, так и по специально выделенной инфраструктуре, где управление будет осуществляться автоматизированной системой», — считает министр.

Пока же «беспилотно» может передвигаться... чемодан. Почему-то данный пример особенно вдохновлял накануне Соколова. По его словам, это чудо техники может не просто двигаться за человеком, но и делать фото, снимать видео. «Призываю вас быть смелее в своих предположениях. И опыт подсказывает, что если мы ошибаемся в прогнозах, то в меньшую сторону», — задорно призывал собравшихся глава минтранса.

«БЕЗ ВСМ МЫ НЕ СТАНЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

После него радужное настроение отнюдь не радостными прогнозами подпортил президент фонда «Центр стратегических разработок» Павел Кадочников. Именно это ведомство во главе с Алексеем Кудриным отвечает за разработку долгосрочной стратегии развития России. Естественно, там задумываются и над тем, каким будет транспортный сектор. Но, судя по всему, если брать за основу экономические прогнозы, ничего прорывного нас не ждет. «Если взять официальный прогноз на 2017 - 2018 годы, то получится, что с 2012 по 2018 год экономика почти не выросла. Это означает, что мы вроде сохраняем достигнутое, но на самом деле отстаем от передовых стран очень сильно. Транспорт на себе это чувствует остро», — пришел к выводу Кадочников.

При этом в центре стратегических разработок считают, что для достижения каких-то результатов в ближайшие 10 - 15 лет экономический рост в России должен составлять хотя бы 4 - 4,5%. «Это примерно 30-процентное увеличение экономики к 2025 году и удвоение к 2035 году», — отметил Кадочников. В таком случае к 2035 году промышленное производство вырастет на 75%, а услуги, в том числе транспортные, удвоятся к тому же сроку. «Это та реальность, с которой нам бы хотелось встретиться. Мы этого не сможем достигнуть, если не будем говорить как о технологическом развитии, так и о потреблении тех решений, которые есть в мире», — отметил эксперт.

Кадочников предрекает, что в ближайшие 10 - 15 лет продолжат развитие информационные технологии, которые полностью поменяют облик и систему управления транспортом. Те же беспилотники, которые многие боятся выпускать на дороги, по словам эксперта, будут справляться с функциями лучше, чем человек. «Интернет автомобилей — это когда автомобили общаются друг с другом на дороге, это более безопасная система, чем система с наличием человеческого фактора», — считает Кадочников.

Одновременно с этим, по его мнению, в стране надо развивать международные конкурентоспособные агломерации, которых на сегодня всего две — Москва и Санкт-Петербург. При этом надо заботиться еще и о высокоскоростном сообщении этих агломераций, а значит, ВСМ непременно нужно быть. «Без этого мы не станем современной экономикой и не достигнем целей по росту», — предрекает Кадочников.

Соответственно, с развитием транспорта в ближайшее время вырастет сектор услуг, в том числе транспортных. «Если посмотрим на ведущие экономики, то у них доля сектора услуг колеблется от 60 до 80 процентов ВВП. У нас она пока существенно ниже и будет расти», — отметил эксперт. При этом придется смириться с тем, что занятость на транспорте в ближайшее время неизбежно будет сокращаться. Однако, как заверил Кадочников, для России с ее демографической ямой это не станет проблемой.

Сергей Когогин появился на пленарной сессии совершенно неожиданно, не значась в числе спикеров Сергей Когогин появился на пленарной сессии совершенно неожиданно, не значась в числе спикеров Фото: Елена Колебакина

«МНОГИЕ ВЕДУТ СЕБЯ КАК ПИЛОТЫ „ФОРМУЛЫ-1“, НЕ ПРОВЕРИВ IQ»

Татарстанскому читателю наверняка интересно будет видение будущего гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, который появился на пленарной сессии совершенно неожиданно, не значась в числе спикеров. Отметим, что Сергей Анатольевич до своего выступления внимательно слушал министра транспорта и даже делал у себя какие-то пометки. И вот очередь дошла до него самого. «Когда-то, более 100 лет назад, приход автомобиля изменил мир и нашу жизнь, — начал он издалека свои рассуждения. — Мы более 100 лет жили в этой парадигме, то есть была стандартная схема — двигатель внутреннего сгорания, тележка, человек. Мы меняли автомобиль, он становился комфортнее, экономичнее, мог перевозить больше грузов, людей, росла скорость. Тем не менее классическая схема оставалась». Когогин уверен, что накопился «предел развития», а заодно и число автомобилей на дорогах достигло своего потолка. «Дальнейший рост невозможен. Это сопровождается эффектом матрешки: реконструируешь дороги — растет количество автомобилей. Следующий этап — улучшение инфраструктуры города — снова растет число автомобилей. Это же бесконечно делать нельзя», — пожимал плечами глава автогиганта. Тут Когогин вспомнил писателя-фантаста, книгу которого читал в далеком детстве. Там описывался главный диспетчер города, который только и думал, куда же перенаправить транспортные потоки. «Для этого сносились дома, строились мосты, — рассказывал гендиректор КАМАЗа. — Когда я в детском возрасте читал эту книгу, то не верил, что это возможно. Сегодня я в это верю: автомобиль настолько сильно влияет на нашу жизнь, что наступила эпоха кардинальных перемен».

Также эти перемены, по мнению Сергея Анатольевича, обусловлены аварийностью на дорогах, которая продолжает расти... Это и рост количества смертей, увечий, а заодно и прозаических пробок. «С моей точки зрения, настал период, когда использование автомобиля ограничено тем, что за рулем сидит человек, возможностями человека, они тоже подошли к своему пределу. Дальше уже невозможно», — заявил Когогин. Он явно намекал, что КАМАЗ-то уже в тренде и работает над тем, как убрать человека из кабины автомобиля. В доказательство того, что шоферские возможности homo sapiens уже уперлись в свой потолок и вскоре, видимо, его появление на дороге за рулем будет расцениваться как опасное, Когогин рассказал, как побывал однажды в «конюшне» «Формулы-1». «Оказалось, что в „Формуле-1“ водители только те, кто имеет высочайший уровень IQ. Только с таким уровнем интеллекта водитель может управлять на такой скорости и быстро принимать решения. Но мы же не имеем в нашей жизни такое количество людей с высочайшим IQ», — пришел к выводу гендиректор КАМАЗа.

Тут уже модератор — президент московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов — не мог удержаться от шутки: «Многие ведут себя как пилоты „Формулы-1“, не проверив IQ, так быстро разгоняются». Он явно намекал на золотую молодежь, которая гоняет по Москве или Казани с почти космической скоростью, создавая у окружающих вполне конкретное мнение о наличии в целом какого-либо IQ у этих персонажей.

«АВТОМОБИЛЬ УЖЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭЛЕМЕНТОМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ЗАВЕТНОМУ КЛАССУ»

Тем временем Когогин спешил предложить выход из сложившегося тупика. Во-первых, он заявил, что само общество должно поменять отношение к машине. «Владеть автомобилем становится не модно и не нужно. Это по большому счету лишние заботы. Человек, не владея автомобилем, получает высвобождение большого количества времени. Он не проводит его за рулем, не ездит на станцию сервисного обслуживания, не заправляет и не моет автомобиль. Если посчитать, то это не один час в неделю», — рассуждал он.

Ему тут же вторил Шаронов, ссылаясь на французских социологов: те пришли к выводу, что автомобиль является элементом социального статуса и престижа только в развивающихся странах. «В развитых странах появилось восприятие автомобиля как элемента непринадлежности к высшему обществу. Если у тебя есть автомобиль, значит, ты живешь как-то так, что он тебе все время нужен. А если можешь без него обходится, значит, живешь более гармонично, в удобном районе с невысокой транспортной потребностью. Меняется сознание. Автомобиль уже не является элементом принадлежности к заветному классу, скорее наоборот», — рассказал он. Выходило так, что обилие желающих козырнуть люксовым автомобилем моментально записывает Россию бесповоротно в страны «третьего мира», которым до развитых еще расти и расти. Создавалось впечатление, что и рулевой КАМАЗа, и Шаронов сами уже точно отказались от личного авто — так убежденно они говорили.

Андрей Шаронов (справа) Андрей Шаронов (справа) Фото: mintrans.ru

Когогина же тенденция к росту армии пешеходов отчасти расстраивала. Ведь если люди начнут отказываться от автомобилей, то что же делать бедным производителям? Тем более эти сами автопроизводители, по словам оратора, уже сейчас зашли в тупик. Ведь дальнейшее техническое совершенствование автомобилей дорого обходится и, соответственно, сказывается на цене для потребителя, которая, опять же, может снизить интерес к машине как таковой. «По оптимизации издержек так, как автопром, не работает ни одна отрасль. Мы вынуждены в жесткой конкурентной борьбе минимизировать затраты и снижать себестоимость», — жаловался гендиректор КАМАЗа.

«БУДУТ РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ — С НУЛЕВОЙ ПО ПЯТУЮ — АВТОМАТИЗАЦИИ»

При этом некоторые уже выводят на рынок электромобили, которые также многое меняют на нем (отметим, КАМАЗ работает и в этом направлении). Однако кардинально все сможет поменять только автономное движение, уверен Когогин. Тут, как показалось, гендиректор челнинского автогиганта собирался закончить свое выступление. Но теперь уже Шаронов решил направить спикера в нужное русло, поинтересовавшись, какое же отношение КАМАЗ имеет к беспилотникам. «Если бы мы стояли в стороне от этого, то мы бы признали, что срок жизни нашей компании ограничен. Но мы так не считаем. Мы предпочитаем оставаться на серьезных позициях, — слегка смущаясь, заявил Когогин. — Что касается автономного движения, мы тоже вынуждены были идти вперед». В этот раз гендиректор КАМАЗа отчего-то про беспилотный грузовик говорил совсем мало, ограничившись тем, что первым автоматизировать следует магистральный тягач для перевозки грузов на дальние расстояния. Именно этот рынок челнинский автопроизводитель намерен занять в будущем. «Перед тем, кто применяет транспорт для зарабатывания денег, стоит задача уменьшить влияние человека, повысить его грузоподъемность. Будут разные степени — с нулевой по пятую — автоматизации. Это будет внедрено. Самый главный вопрос: когда мы отключим человека? Эта дорога потребует достаточно много времени, когда вопрос, кто главный в процессе управления — машина или человек, будет решен. Должна и нормативная база меняться, должны быть подготовлены инфраструктура и наше сознание», — резюмировал Когогин. Когда именно финиширует КАМАЗ на этой дистанции, он уточнять не стал.

Еще один глава крупной компании — президент РЖД Олег Белозеров также увидел будущее в цифровых технологиях и интеллектуальных системах. Причем в беспилотных перевозках он все-таки отдал предпочтение железной дороге. «Ключевой будет интеграция разных видов транспорта в одну некую единую систему. Допустим, грузы будут в каком-то будущем без участия человека перевозиться на дальние расстояния железной дорогой, потом перегружаться на автомобиль и точно так же без участия человека доставляться от двери до двери... — заявил он. — В конечном итоге в будущем это будет какой-то комбинированный транспортный продукт, где железная дорога, наверное, будет занимать ключевое значение, а все остальные будут рядом». В расстановке приоритетов с ним бы наверняка поспорил сидящий рядом гендиректор КАМАЗа.