ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ: «НЕ СЛУЧАЙНО КОММУНИСТЫ МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА СПИСАЛИ С НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ»

России не надо вечно догонять Запад, потому что «принцип догонять априори предполагает отсталость: если мы догоняем, то всегда отстаем», заявил на открытии юбилейного XX всемирного русского народного собора в Москве патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Собственно, чтобы поговорить на эту витиеватую тему — «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы», — и собрались утром 1 ноября в зале церковных соборов храма Христа Спасителя (ХХС) почтенные мужи в рясах и пиджаках, а также благочестивые дамы с отблеском фаворского света на лицах. Среди стройных рядов соборян бросались в глаза пирамидальная зеленая чалма верховного муфтия РФ Талгата Таджуддина, удивительно гармонирующая с зеленым постером православного мероприятия, высокое блестящее чело первого зампреда президентской администрации Сергея Кириенко, строго поджатые губы председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина, «учительские» очки вице-спикера Госдумы Ирины Яровой и, конечно же, решительный лик самого предстоятеля русской православной церкви патриарха Кирилла, сидящего в президиуме.

Тем временем около храма Христа Спасителя царила суета, а очередь извивалась на добрые два десятка метров. При этом в зале к началу мероприятия красными дырами зияли свободные места — по ощущениям корреспондента «БИЗНЕС Online», в этом году на соборе было гораздо меньше слушателей. И по ходу заседания пустующих мест становилось все больше и больше — видимо, многие пришли только для того, чтобы услышать патриарха. Однако еще до начала действа в холле зала церковных соборов суетились еще больше: успевшие замерзнуть на продуваемой с Москвы-реки набережной спешили скинуть верхнюю одежду. Степенно в зал шли те счастливчики, которых пропустили через специальный вход для VIP'ов и прессы. «Проходите, батюшка», — здоровенный детина заботливо приглашал мужчину в рясе и открывал перед ним двери. А там его без досмотра пропускали дальше, чего не скажешь о журналистах, которых дотошные охранники искали в многостраничных списках.

Так же явно без очереди зашел и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Кому-то может показаться странным его присутствие на такого рода событии, да еще в храме Христа Спасителя. Но на деле оказалось, что он посетил все 20 народных соборов, чем коммунист хвастался и перед журналистами, и потом, выступая со сцены. По пути в зал Геннадия Андреевича то и дело донимали то репортеры, то знакомые, а то и вовсе незнакомые с ним, но горячо желавшие подать руку самому главному «ленинцу». Теплыми объятиями приветствовал Зюганова когда-то бывший народным депутатом РСФСР, а потом и депутатом Госдумы Сергей Бабурин. А из бабуринских объятий Геннадий Андреевич прямиком угодил в плотное кольцо акул пера. «Я считаю, что русский собор играет исключительную роль с точки зрения духовного кормления страны в это сложное и ответственное время... — начал проповедовать лидер КПРФ. — Главный вызов сегодня связан прежде всего с глобальным тяжелым финансово-экономическим кризисом, когда те, кто всегда разрешал кризисы с помощью войны, пытаются снова спровоцировать войну, в данном случае локальную, но спалить свой главный долг». Не упомянуть злобных американцев Зюганов не мог. А говорил он о заокеанских Штатах так, что казалось, будто лидер коммунистов вот-вот бросится грудью на защиту и самой России, и Киева, где «власть захватили бандеровцы», и Ближнего Востока, где «зародились три мировые религии». Все это Зюганов и хотел обсудить на всемирном русском народном соборе.

Геннадий ЗюгановФото: Елена Колебакина

— На мой взгляд, диалог Восток — Запад должен быть подтвержден диалогом внутри страны. Внутри страны тоже раскол на неимущих и сверхбогатых по всем линиям. К сожалению, это ставит под сомнение даже высказывание президента, что главной идеей должны быть патриотизм и любовь к отечеству. Но человек будет любить отечество в том случае, когда оно устанавливает справедливые порядки, плодит такие же законы и последовательно выполняет это. А когда одни богатеют, а другие нищают, то в таком обществе ещё никто единства не добился, — волновался Зюганов.

— Что собор может предложить миру? — поинтересовался у него корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Духовные ценности, которые заложены в заповедях, Нагорной проповеди Иисуса Христа. Они сегодня не только не померкли, они в еще большей цене. Не случайно коммунисты — мои предшественники — моральный кодекс строителя коммунизма списали с Нагорной проповеди, — уверенно ответил лидер коммунистов.

Появившийся в ХСС лидер ЛДПР Владимир Жириновский переманил внимание прессы на себя. Что и говорить, нравятся Владимиру Вольфовичу огни софитов и объективы телекамер и фотоаппаратов, а журналистам нравятся эмоциональные выпады парламентария. И в этот раз он не подвел, горячо рассказывая, как плавал в том самом месте, где сейчас стоял и ораторствовал: «Здесь был бассейн. Я сам плавал, приходил. Был храм — разрушили, бассейн убрали, снова храм построили. Все за 100 лет. Стоял бы тот храм, сколько бы денег сэкономили, сколько людей бы духовно окормлялись, а они здесь в бассейне плавали. Бассейнов полно. Разве можно было на этом святом месте делать бассейн? А они сегодня в парламенте сидят — те люди, которые давали команду на этом месте построить бассейн, — распалялся Жириновский и грозил невидимом врагу. Вообще-то распоряжение снести ХХС отдавал Сталин, а плавательный бассейн на этом месте решили устроить во времена Хрущева.

Зал потихоньку заполнялся, но происходило это так медленно, что открытие народного собора откладывалось. Пожалуй, самым невозмутимым человеком на столь серьезном мероприятии выглядел депутат Госдумы Николай Валуев. На удивление, он не занимал VIP-места в партере, а вольготно расположился на галерке. Его мощная и грозная фигура, безусловно, привлекала внимание — особенно молодежи. Так, совсем молодой парень в черных длинных одеждах (видимо, какой-нибудь семинарист) с благоговением подсел к боксеру и попросил автограф. Валуев молча взял блокнот и послушно поставил подпись. Следом потянулись учащиеся в форме (то ли кадеты, то ли суворовцы): они поочередно подсаживались к Валуеву, вытягивались по струнке и делали с ним фото на память. Депутат, ничего не комментируя, подобно ростовой кукле, лишь послушно смотрел в объектив камеры.

«НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРАКТИКА РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА ОТВЕТОМ НА ВЫЗОВЫ РАДИКАЛЬНОГО СЕКУЛЯРИЗМА?»

Собор, как и положено, открылся пением гимна. Все стояли навытяжку, а когда наконец расселись по местам, в зале одиноким столпником продолжал возвышаться только патриарх Кирилл, которому надлежало выступить с традиционным соборным словом.

Надо отдать должное первоиерарху РПЦ: его богословское образование позволяет ему рисовать стройные схемы, которые оставляют далеко за собой наивные цветные сны славянофилов и западников. Собственно, западничество святейший охарактеризовал как «догоняющую» систему взглядов, в рамках которой западное общество «неизменно является носителем передовых идей и достижений». «С ним ассоциируется комфорт, научно-технический прогресс. Россия же „отстает“ в своем развитии, — излагал основные тезисы либералов патриарх. — Для того чтобы встать на правильные рельсы, России стоит только перенять, скопировать социальное, политическое, экономическое направление того развития, которым сопровождается жизнь Запада. Как показала история, такой подход догоняющего развития едва ли можно назвать отвечающим национальным интересам», потому что он изначально предполагает отсталость одной стороны и передовые позиции другой».

Что до славянофилов, то логичным завершением их учения, как считает предстоятель РПЦ, обычно становится заклятый антагонизм между Россией и Европой (в терминах публициста и философа Николая Данилевского, жившего еще в те патриархальные времена, когда США считались захудалой региональной державой). Это конфронтационная модель, и она тоже ущербна. Хотя осколки правды есть и у западников, и у славянофилов. Что могут положить на свою чашу весов современные последователи Чаадаева-Герцена? Разумеется, петровские реформы, золотой век пушкинской культуры, когда именно западные образцы стали той формой, в которой обрела язык и самовыражение допетровская Русь святых «молчальников» и исихастов. В то же время сторонники славянофильской конфронтационной модели (от Хомякова до Проханова-Дугина) могут привести множество контраргументов — вплоть до жестокого вооруженного противостояния с Западом. «Так было, например, в 1612, в 1812 и в 1941 годах, когда мы защищали наше право на жизнь, свободу и независимость, — дидактическим тоном напомнил патриарх Кирилл. — Но ведь и для западного общества конфронтация с Россией часто приводила к очень плачевным последствиям. Эта конфронтация лишь обостряла имеющиеся противоречия, приводила к большим экономическим, политическим и репутационным потерям. Но самое главное — стоила немало человеческих жизней».

Поэтому России суждена третья модель (очевидно, по «закону Троицы», впечатанному в национальную ментальность с рублевских времен), и это, по мысли его святейшества, — модель параллельного по отношению к Западу развития, которая не означает изолированности, но «настаивает на самобытности и на праве существования двух этих возможных путей развития». «Правильно было бы говорить не о встречных путях развития России и Запада и не о догоняющем векторе российского развития, но, вслед за великим русским ученым Николаем Данилевским, признать факт параллельного пути развития наших обществ», — резюмировал патриарх.

Хотя и Запад и «параллелен» России, у наших вроде бы непересекающихся цивилизаций остаются общие точки соприкосновения. И это не только «борьба с международным терроризмом», за успех которой поднимали бокалы не самые приятные друг другу люди, Путин и Обама, но и те христианские ценности, которые лежат в основе европейской культуры. Впрочем, сама Европа предпочла забыть о своем фундаменте, хотя даже в пору холодной войны, по воспоминанию первоиерарха РПЦ, «Запад был еще един и не ставил под сомнения христианские основы своей идентичности». «А в СССР, несмотря на декларативный атеизм советского государства, во многом доминировали христианские ценности и традиционная этика, сформированная в христианском обществе, что так ясно представлено в нашем советском кинематографе и в нашей советской литературе», — признал святейший.

В этом контексте патриарх Кирилл сделал важное заявление: в то время как «значительная часть западного христианства пересматривает фундаментальные евангельские нравственные позиции в угоду сильным мира сего», одна лишь «католическая церковь — и дай Бог, чтобы это продолжалось всегда, несмотря на огромное давление со стороны внешнего мира, сохраняет верность евангельским христианским ценностям». С ней диалог еще возможен и необходим (здесь святейший мог бы сделать ссылку на свою февральскую встречу с Папой Римским Франциском на Кубе, но поскромничал), в то время как с западным протестантизмом это уже невозможно, поэтому внешние межцерковные, межхристианские связи с ним прерваны.

Однако экзистенциальный «бунт» католиков против обесчеловечивания постхристианского Запада преимущественно оборонительный. Инициатива на этом «футбольном поле» остается у либералов и трансгуманистов. Иное дело — исламский мир. «Не является ли вызов и практика радикального ислама ответом на вызовы радикального секуляризма?» — смело предположил предстоятель православной церкви. По его мнению, «вербовке честных людей в ряды террористов» очень способствует «ссылка на обезбоженную и дегуманизированную цивилизацию Запада». «Потому что ничем другим честного мусульманина вы не соблазните, — заявил патриарх Кирилл. — Но если вы говорите, что, встав в ряды защитников ислама, вы боретесь с дьявольской цивилизацией, то люди могут пойти по пути этого искушения, поэтому нужно в связке рассматривать все эти явления. И терроризм как неприемлемое абсолютно явление в современном мире, несущее огромные страдания ни в чем не повинным людям. Но также и несомненно провоцирующий этот терроризм радикальный секуляризм, который исключает иное мнение, иную точку зрения и предполагает, что весь мир должен выстраиваться по той модели, которую определяют элиты некоторых стран».

Зал ознаменовал окончание патриаршей речи аплодисментами, а три человека, выделявшиеся среди прочих чалмами и характерными мусульманскими нарядами (уже упомянутый Таджуддин, муфтий Москвы Альбир Крганов и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин), склонили головы в знак молчаливого согласия.

Владимир ЖириновскийФото: Елена Колебакина

«ОДИН ФРАНЦУЗСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ МНЕ СКАЗАЛ: «В ЕВРОПЕ УПРАВЛЯЮТ КОММУНИСТЫ, ЕВРЕИ И ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ!»

Докладчиков, сменивших святейшего патриарха на соборной трибуне, было множество, но, безусловно, самым ярким из них показал себя «либеральный демократ» Жириновский. Его приветствовали бурными овациями в самом начале и на протяжении всей его пламенной речи. Было даже как-то неловко: сам патриарх в этом смысле проиграл Владимиру Вольфовичу, который то и дело распалял публику. Как оратор он, безусловно, нравился большей части собравшихся, остальных — активно раздражал. Его выступление, как всегда, больше напоминало бенефис, который, впрочем, получился к месту. Старый предвыборный лозунг ЛДПР — «Мы за русских, мы за бедных!» — наконец-то обрел развитие в рискованных пассажах думца, «единственного из депутатов ГД крещеного и венчанного, а не просто православного» (как он сам охарактеризовал себя, выходя на сцену).

«Один французский деятель мне сказал: „В Европе управляют коммунисты, евреи и гомосексуалисты“. Я сначала не поверил, а потом стал анализировать и увидел, что действительно так! — кричал он. — И посмотрел, что у нас произошло. Революция... Первый же удар — мы разгромили церковь. Они (Западприм. ред.) испугались. Это же издевательство! Храм построили, храм разрушили, бассейн убрали и снова храм построили. Такой кордебалет не должен быть в истории. Мы напугали Запад. Потом мы убрали собственность, не просто отобрали, а уничтожили людей, которые были собственниками, даже мелких. Это опять напугало Запад. Что это за страна: церковь разрушили, собственность отобрали, людей в ГУЛАГ загнали!»

Табуированному после Второй мировой войны еврейскому вопросу политик посвятил отдельный спич. Прежде всего он вспомнил, как в царской России появилось такое количество выходцев из «богоизбранного народа»: по версии Жириновского, Запад евреев вытеснял, вот они и осели в западных губерниях Российской империи. Дальше царь их не пустил, прикинув, что если в Европе они пришлись не ко двору, то и России стоит на всякий случай опасаться. «Он остановил их и не пустил их! — разглагольствовал главный либерал-демократ. — Все наиболее мощные революционеры во всех партиях Российской империи были молодые евреи, их не пускали дальше. Надо было пустить их дальше до Магадана, на Сахалин. Там бы пускай остановились (смех и аплодисменты)! И тогда они вынуждены были поддержать любые выступления против царя. У них не было выбора — у них не было земли. Но они были образованными. Посмотрите на состав первого советского правительства, сколько там русских — два, не больше!» — возмущался лидер либерал-демократов.

При Брежневе евреев из страны не выпускали, посетовал Жириновский: «Опять злим! Наконец отпустили, тему сняли. Теперь собственность... Храмы стоят, евреи уехали. Что осталось? Остались сексуальные меньшинства! И опять мы подставляем себя. У нас есть закон об ограждении несовершеннолетних от вредной информации (подразумевается закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди детейприм. ред.). Это нам подсунули! Примите отдельный закон, что мы вообще против гомосексуализма. Не наша тема!» Тем не менее, как считает Жириновский, зря приняли закон о запрете пропаганды, так как прежде эту скользкую тему никто не поднимал, 10 или 20 лет назад ее просто не было. «Ведь понятно, что у власти стоят сторонники сексуальных меньшинств. Зачем же мы специально ссоримся с ними? Нам мало Афганистана, Крымской войны? — далее тянул нить своих парадоксальных мыслей политик. Теперь получается, что самое репрессивное законодательство именно в России: «Самое репрессивное законодательство — русское, советское и нынешнее. Мы всех готовы сажать, расстреливать. Ходим потом цветочки кладем у Соловецкого камня. Сперва расстреливаем, а потом несем цветочки и зачитываем списки: расстрелян, расстрелян...»

Наконец он дошел до демократии в США, которую тут же окрестил профанацией и в гневе разнес все в пух и прах. «Я думал, это только у нас досрочное голосование, мертвые души. Там еще больше. Миллионы мертвых избирателей, которые якобы голосуют 8 ноября. 20 миллионов голосовали досрочно! Это что за страна? Куда американцы все поехали? Оказывается, у них 8 ноября не хватает избирательных участков. Если все американцы придут голосовать 8 ноября, то им не хватит места. Под видом этого вводят досрочное голосование. Вот уже 20 миллионов проголосовали за Хиллари Клинтон. Нам такая демократия не нужна. Но мы же все переняли, все грязные технологии», — расстраивался Жириновский. Прошелся Владимир Вольфович и по персонам американской политики. «На чем американцы будут делать выбор: он плохо отнесся [к женщинам], и она больная. Или больную избрать или того, кто руку не туда засунул. На самом деле за Клинтон стоит фонд Рокфеллеров, за Трампом — Ротшильдов. Вот два клана управляют миром», — раскрыл секрет глобальной политики лидер ЛДПР. Из его речи выходило так, что это не США, а Россия должна стать образцом демократии.

У председателя центрального духовного управления мусульман России Таджуддина, также взошедшего на трибуну, на США и Запад были свои взгляды. «А чего нам Америку догонять? Она все равно на той стороне Запада, — указывал он пальцем в противоположную от президиума и патриарха строну. — А Земля крутится. Когда они на востоке, мы на западе. Вот она так и крутится. Нам не друг друга надо догонять. Нам еще и Китай догнать — очень далеко по численности населения». Эти философские рассуждения муфтия рождали у нашего корреспондента аналогии с апориями Зенона, например, о том, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Сам же Таджуддин опасался, как бы россиянам не превратиться в тех, кто сейчас на Западе. «Боятся того, что вдруг, не дай Бог, мы сами превратимся в тех, кто на Западе — в Европе и в Америке. В Америке они откуда появились? Бизонов и все население вырезали, а сейчас с 2003 года на Ближнем Востоке. Но нам и предки, и пророк Мухаммед говорили, что мусульмане и христиане на этих землях будут стоять против Антихриста», — заявил он. Выходило так, что Антихрист если не сам физически воплотился в солдатах Запада, то послал их на Ближний Восток в качестве своего воинства. Впрочем, как полагает Таджуддин, «пока в этом мире есть хотя бы один верующий человек, конца света не будет».

«ХВАТИТ СЧИТАТЬ, ЧТО РОССИЯ — ЭТО ПРОСТО НЕДОРАЗВИТЫЙ ЗАПАД»

Свое мнение о законе, касающемся запрета на гей-пропаганду среди несовершеннолетних, высказал на соборе и главный конституционный судья Зорькин. Причем, в отличие от Жириновского, он не боялся, как отреагирует Запад, а резал правду-матку про то, что, хотя проблема гомосексуализма в РФ не стоит остро, нам следовало обозначить такой тип поведения как «отклоняющийся». «Не могут не тревожить те тенденции современного и прежде всего западно-европейского правового развития, обнаруживающие расхождение с теми нравственными нормами общества, которые уходят своими корнями в христианские традиции, — витиевато объяснился Зорькин. — Особенно опасно, когда это противостояние затрагивает глубинные соционормативные основы, на которых было сформировано человеческое сообщество. Я имею в виду такие законодательные новеллы, которые объявляют правовой нормой нетрадиционные модели поведения сексуальных и гендерных меньшинств».

Продемонстрировал председатель Конституционного суда РФ и евангелическую эрудицию, в частности, сослался на слова апостола Павла, который «на заре эры предостерегал о том, что тайна беззакония уже в действии» (Второе послание Фессалоникийцам, 2:7прим. ред.). Теперь это действие стало настолько бросаться в глаза, что даже хранитель основного закона страны счел нужным предупредить сограждан, что «наступают времена беззакония».

Взявшая слово вице-спикер ГД Яровая предпочла развить мысль президента РФ Владимира Путина о создании единой «российской нации» (о том, что необходим соответствующий закон, глава государства говорил 31 октября в Астрахани на заседании совета по межнациональным отношениям ). По ее мнению, российская нация очень сильно отличается от тех многонациональных «плавильных котлов», которые «безуспешно пытались реализовать в мире». «Только через диалог, доверие, поддержку, взаимопонимание, сохранность друг друга, самобытность мы смогли создать российскую нацию», — подчеркнула Яровая.

Заклеймив толерантность как «синоним пошлости» и лицемерия, думский депутат объявила, что сегодня именно Россия «очень часто является единственным субъектом международного права, который позволяет себе говорить честно правду об унижении и геноциде других народов, о разрушении и войне, который позволяет себе встать на защиту слабого». «Наверное, это достоинство и преимущество нас как граждан России, нас как русского народа — русского народа в понимании многонационального народа, большого народа страны, которая сегодня встает на защиту слабого», — резюмировала автор скандального пакета законов об экстремизме. Также она назвала народное единство РФ не только «силой и мощью», но и «самым главным конкурентным преимуществом» нашего государства.

Честь одного из завершающих выступлений (среди многочисленных докладчиков) досталась Вячеславу Никонову, председателю думского комитета по образованию и науке. Его речь во многом перекликалась с речью патриарха Кирилла: «Хватит считать, что Россия — это просто недоразвитый Запад. Хватит искать места под западным солнцем. Никто не ищет места под солнцем, если он сам — солнце. Россия должна стать и уже, безусловно, является таковым цивилизационным центром притяжения. Мы самостоятельный центр силы. И именно мы должны стать стержнем активно поднимающейся Евразии, которая бросает цивилизационный вызов Западу. Мы очень многое можем предложить большой Евразии — стратегическую защиту и духовные ценности (как страна, которая не растеряла свой духовный код). Это ценности свободы, справедливости, равноправия, суверенитета, достоинства, чести, семьи и веры. Веры в себя, свое отечество и веры в Бога. Чтобы все народы, населяющие наш огромный континент, могли жить в мире с собой и с остальным миром», — заключил Никонов.

В завершение патриарх Кирилл поблагодарил собор, всех его докладчиков и «народ наш» — за «единомыслие», проявленное в стенах храма Христа Спасителя .