ИТОГИ «ДОРОЖНОЙ ВОЙНЫ»: ТАТАРСТАН НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ПО ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ

Росстат опубликовал статданые по гибели граждан на дорогах. Татарстан оказался в лидерах среди регионов Приволжского федерального округа по числу погибших. За 9 месяцев в ДТП скончались 311 татарстанцев. За те же январь-сентябрь в 2015 году погибли 345 человек — налицо снижение. Но наши соседи по округу продемонстрировали более впечатляющую динамику: лидер печального рейтинга прошлого года — Башкортостан — сумел куда радикальнее улучшить показатели. Если в 2015 году за 9 месяцев погибли 446 жителей Башкортостана, то за тот же период этого года — 301 человек, то есть на 145 пострадавших меньше. На третьей позиции — Нижегородская область, где погибли 222 человека. Среди всех 14 регионов выросло за это время число погибших в Удмуртии и Марий Эл. К слову, в Марий Эл — наименьшее число погибших жителей: 68 человек.

К слову, новость о печальном лидерстве в цифрах Росстата «прилетела» на фоне двух смертельных ДТП. В Аксубаевском районе на 72-м километре автодороги Чистополь — Нурлат водитель LADA Priora превысил скорость и выехал на встречную полосу, где столкнулся с грузовиком Freightliner. В результате водитель и пассажирка легкового автомобиля скончались на месте. Как сообщает отдел пропаганды ГИБДД РТ, LADA была обута в летнюю резину, что и стало причиной заноса. Второе ДТП произошло в Алексеевском районе рано утром. На 26-м километре автодороги Алексеевское — Билярск водитель Geely Emgrand превысил скорость, не справился с управлением и вылетел в кювет. В результате автомобиль перевернулся, а водитель скончался на месте ДТП, не дождавшись приезда медиков. Его пассажирку с травмами доставили в больницу. Машины тоже были без зимней резины, хотя рекомендации «переобуть» авто ГИБДД выдавала и ранее. Более того, в пятницу заседала республиканская комиссия по чрезвычайным ситуациям, где прозвучало предупреждение о грядущем «дне жестянщика».

«У ВАС ЧТО ТАМ, ВОЙНА НАЧАЛАСЬ?»

Как отмечает источник «БИЗНЕС Online» в ГИБДД республики, дьявол кроется в деталях. Речь в статистике Росстат ведет именно о погибших в ДТП жителях РТ — она опирается на данные загса и не отражает реальной картины с безопасностью на дорогах в регионе. «К примеру, загс фиксирует количество погибших в ДТП жителей республики, но эти люди могут уехать в другой регион и погибнуть там, а не только в Татарстане, — в Ульяновской области, в Удмуртии или в любом другом регионе, — пояснил собеседник издания. — Для Росстата неважно, в каком регионе погиб житель Татарстана, он будет включаться в данные по республике. Точно так же житель Ульяновска, погибший в ДТП на территории Татарстана, пойдет в негативную статистику Ульяновской области». Так что в «нашей» статистике окажется водитель Nissan, влетевший в фуру на скорости 160 км/ч в Тюменской области, или погибший в Таиланде хоккеист из Татарстана, если он, конечно, прописан в РТ.

В республиканской ГИБДД есть и другие показатели для измерения уровня безопасности на дорогах Татарстана. Например, есть такое понятие, как социальный риск, которое характеризует масштаб и вероятность аварий. «У нас республика с коэффициентом 8 занимает самое последнее место по уровню этого „риска“ в ПФО и 8-е место по стране», — отметил собеседник издания.

Свежую статистику по числу ДТП непосредственно в Татарстане ГИБДД РТ к моменту публикации предоставить не успела. Но не далее как 15 сентября на совещании в кабмине РТ вице-премьер Шамиль Гафаров пенял главам на большое число аварий. «У вас что там, война началась?» — вопрошал он из президиума отличившиеся районы. По данным ГИБДД на 1 сентября, на дорогах Татарстана произошло 3,1 тыс. ДТП, что на 84 больше аналогичного показателя прошлого года. Увеличилось количество раненых с 3,8 тыс. человек до 3,9 тысячи. В ДТП погибли 269 человек (годом ранее было 300 смертей).

Владимир Колокольцев Владимир Колокольцев рекомендовал от ручных камер отказаться. Впрочем, табу касалось только устройств, данные которых автоинспектор может стереть Фото: kremlin.ru

Также в сентябре двукратный рост ДТП с лихачами стал поводом возвращения на дороги инспекторов с переносными камерами фиксации нарушений ПДД. Такое распоряжение отдал министр внутренних дел Артем Хохорин, хотя глава МВД России Владимир Колокольцев рекомендовал от ручных камер отказаться. Впрочем, табу касалось только устройств, данные которых автоинспектор может стереть, что называется, не отходя от трассы, а татарстанские комплексы были доработаны с тем, чтобы исключить такую возможность.

Стоит также напомнить еще один не самый хороший рейтинг. Общественный центр «За безопасность российских дорог» нашел в Татарстане самые опасные дорожные участки среди дорог России. Дороги Татарстана оказались на 53-м месте по безопасности среди 53 российских регионов, фигурировавших в рейтинге общественников. И это объективно, считает источник, близкий к руководству ГИБДД. «Когда мы приезжаем на место и видим какие-то недостатки в улично-дорожной сети, инспекторы ДПС не покрывают дорожников. Они указывают реальные причины ДТП. К примеру, пешехода сбили из-за того, что фонаря нет или разметка не нарисована», — объясняет собеседник «БИЗНЕС Online».

«В ТАТАРСТАНЕ ХАМСТВА НА ДОРОГАХ ОЧЕНЬ МНОГО. ИНОГДА ВОЛОСЫ ДЫБОМ ВСТАЮТ!»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Мне кажется, такое положение вещей связано с низкой профилактикой со стороны ГИБДД. Когда инспекторы фактически отсутствуют на дорогах, водители ведут себя как хотят, отсюда наступает анархия. Экипажи опять нужно возвращать на дороги. Камеры, которые стоят на дорогах, нужно использовать по опыту Москвы — на максимальную фиксацию нарушений, а не только на скорость и пересечение автобусной полосы... В Москве за счет камер штрафуют и за поворот не с того ряда, и за езду по обочине, и за встречку, то есть по максимуму! Там, где камеры не «закрывают» дорогу, нужны экипажи. В Первопрестольной информация с камер передается сразу ближайшему экипажу, те останавливают и наказывают. То есть наказание происходит фактически мгновенно, никаких «писем счастья» ждать не надо. Это лучшая профилактика.

Конечно, манера вождения в Татарстане отличается в сторону более грубого или даже хамского поведения за рулем. Это начинает бросаться в глаза. Вроде одно время постоянно ругали Москву, что там одни хамы, но сейчас водители стали вроде более-менее дисциплинированными. Там постоянно какие-то нововведения происходят, что-то дополняется в системе управления дорожным движением. У нас организация дорожного движения не меняется годами. Ситуация не мониторится для того, чтобы что-то поменять, что-то подправить. Это не то что менталитет у нас такой, не от хороших дорог, просто организация со стороны ГИБДД неэффективная. Многие аварии происходят от безнаказанности.

Леонид Штейнберг — президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана»:

— В Татарстане хорошие дороги. Это сказывается и на аварийности, и на количестве смертей при ДТП, ибо скорость машин увеличивается. Сюда же можно добавить усталость водителей. Плюс к тому профилактика на автопредприятиях низкая. Если раньше работники ГИБДД приходили в подобные компании, читали лекции, анализировали состояние по моделям, по причинам, которые приводили к авариям, то сейчас это никому не надо.

Мало заявить о том, что Татарстан занял первое место по погибшим в ДТП, надо анализировать, кто стал участником ДТП (легковые автомобили, малотоннажные, грузовые), и потом делать определенные выводы. Надо разложить проблему! У нас в некоммерческом партнерстве поставили задачу руководителей учить и ввели такую должность, как вице-президент по предупреждению ДТП. И всех водителей «прогоним» через обучение. Это будут краткосрочные курсы. Расскажем, в чем причина аварий, что нужно делать, чтобы безболезненно производить обгон. Не выскакивать как ошпаренный из-за машины, а оставлять 500 - 600 метров для того, чтобы можно было видеть навстречу идущий автомобиль и совершать обгон. Там много моментов.

Считаю, что надо аккуратно подходить и к наказанию. Не все же участники команды «КАМАЗ-Мастер». Не все гоняют! Если попался пьяным, надо лишать прав по полной программе. А у нас дисциплинированный водитель выехал на встречку, его сразу лишают. Если это профессиональный водитель и у него первое подобное нарушение, надо пожурить, подобное наказание останется внутри него на всю жизнь. Это со злостными нарушителями такие меры ни к чему не приведут.

Игорь Кокшагин — директор автошколы «Лидер»:

— Дороги в Татарстане одни из лучших в России, технические транспортные средства не уступают другим регионам. Остается человеческий фактор. Я, когда вижу агрессивно настроенных людей на дороге, всегда действую по принципу трех Д и учу ему других: дай дорогу дураку. Сам целее будешь и других убережешь.

Часто обвиняют автошколы, что мы плохо готовим водителей. Но как человек воспитан, так он и будет проявлять себя на дороге. В автошколе он не хамит, не дерзит, получает свои права, за руль сел — и он один на один со своим мощным автомобилем. Как сработает его психология, как покажет характер, одному Богу известно! Если бы подготовка в школах была бы плохой, то наши ученики никогда бы не получили водительского удостоверения. Раньше в некоторых школах по 70 - 80 процентов с первого раза сдавали, во что я поверить все же не могу. Процентов 25 - 30 — это нормальный результат. У нас практика такая: мы просто держим человека, который не готов, естественно, предоставляя все условия для подготовки. Некоторые огрызаются, некоторые недовольны, а потом выполняют наши требования и экзамены сдают. Школа свое дело сделала. Вы посмотрите, на дорогах у нас встречаются и крутые тачки, и отечественный автохлам. И каждый пытается себя на дороге как-то проявить.

В Татарстане хамства на дорогах очень много. Иногда волосы дыбом встают, когда видишь, как некоторые на встречку выезжают, пользуясь своей наглостью. Пожилых водителей в этом списке меньше, а вот молодежь грешит. Именно свою агрессию проявляют. И женщины тоже становятся виновниками ДТП, потому что часто едут по правилу «еду так, как я хочу».