«НАСКО» БОЛЬШЕ ВСЕХ СОБРАЛА, «АРМЕЕЦ» СИЛЬНЕЕ ВСЕХ ПРИБАВИЛ

Итак, сборы по ОСАГО в Татарстане в первом полугодии выросли на 19,8% до 3,68 млрд. рублей по сравнению с январем-июнем 2015 года. На сей раз темпы совпали с федеральными: все российские страховщики увеличили сборы по автогражданке на 21,1% до 113,75 млрд. рублей.

В абсолютном выражении наилучшую динамику в РТ продемонстрировал болгарский страховщик «Армеец» (ранее «Итиль Армеец») — плюс 260 млн. рублей, или 70%, и итоговый результат — 630,5 млн. рублей. Многие зарубежные компании жалуются на непрозрачность, непонимание условий ведения бизнеса в России и т. д., а в результате уносят ноги с рынка. Например, швейцарцы в свое время были вынуждены продать СК «Цюрих» группе «Олма», которая переименовала актив в «Зетта Страхование». Однако восточноевропейские коллеги, видимо, куда лучше понимают российские правила игры и отхватывают все больший кусок пирога. По итогам первых шести месяцев доля «Армейца» в совокупных сборах ОСАГО в РТ выросла на 5,1 п. п. до 17,1%, и в общем зачете компания уверенно удерживает «серебро». При сохранении текущего темпа «Армеец» через квартал-другой, глядишь, сможет оспорить лавры нашего чемпиона «НАСКО Татарстан». Тот вел себя немного скромнее, увеличив урожай премий на 181 млн. рублей до 695 млн. рублей, а рыночную долю — на 2,2 п. п. до 18,9%.

Словно очнувшись от спячки 2014 - 2015 годов, вынужденно потраченных на зачистку портфеля, «Ингосстрах» увеличил татарстанские сборы на 188 млн. рублей, или в 15,6 раза, до 201 млн. рублей, что обеспечило компании прирост доли сразу на 5,1 п. п до 5,5%. В результате местный филиал страховщика под руководством Игоря Волчкова смог занять 7-е место по премиям ОСАГО.

Не намерен был отставать и местный «Талисман». Страховщик, подконтрольный братьям Айрату и Ильшату Хайруллиным, нарастил сборы на две трети, или 122 млн. рублей, до 307 млн., после чего его доля выросла на 2,3 п. п. до 8,3% — это 6-е место в общем зачете.

В пятерку самых быстро растущих попала и компания «Чулпан». Сборы страховщика, аффилированного с «Татнефтью», выросли на 90 млн. рублей, или 37%, до 331 млн. рублей, а его доля в сегменте увеличилась на 1,2 п. п. до 9%.

==table1347==

ОТКАТ «РОСГОССТРАХА» НИЖЕ 20% РЫНКА, НЕДОЛГИЙ РЕНЕССАНС ВСК

Легко заметить, что в пятерке самых активных игроков первого полугодия четверо с татарстанской «пропиской». Тем временем многие федеральные компании предпочитают отсиживаться в окопах. Например, тактика «АльфаСтрахования» и «Зетта Страхования» явно выжидательная — складывается впечатление, что страховщики ждут наступления более выгодных для себя времен. С настороженностью к рынку ОСАГО в Татарстане относятся и в «Ингосстрахе». Несмотря на прирост сборов, директор местного филиала Волчков заявил нашему изданию: «Страховщикам в Татарстане с учетом убыточности ОСАГО в лучшем случае удается получить финансовый результат в районе нуля».

Показательно, что бывший лидер по сборам «Росгосстрах» сократил их на 36%, или 288 млн. рублей, до 516 млн. рублей и теперь довольствуется только «бронзой». Впрочем, не только руководитель местного филиала Альберт Ишбулатов взял курс на сжатие портфеля — в целом по стране РГС урезал премии ОСАГО на 8,6%, или 2,8 млрд. рублей, до 29,9 млрд. рублей. Однако в «токсичном» Татарстане компания сматывает удочки гораздо быстрее, причем это происходит уже два квартала подряд. Как и по итогам первых трех месяцев, рыночная доля РГС составила лишь 14%, сократившись по итогам полугодия на 12,1 п. п.

Напомним, 18 августа общее собрание российского союза автостраховщиков (РСА) установило порог продаж ОСАГО в системе «единого агента» в убыточных регионах. Суть схемы, которая в Татарстане заработала с 1 сентября, сводится к обязательству игрока присутствовать в невыгодных регионах в размере своей общероссийской доли в ОСАГО. Это было крайне невыгодно абсолютному лидеру рынка — РГС, по итогам первого полугодия на него приходилось 26,3% сборов в стране. И РСА вошел в его положение, уточнив, что доля каждой компании в токсичных субъектах РФ не будет превышать 20%. Но, как видим, «Росгосстрах» не стал дожидаться официальных решений союза, самостоятельно ограничив свою местную активность.

Логика Ишбулатова понятна: разумный менеджер не станет развивать убыточное направление. Выплаты же «Россгосстраха» по автогражданке в республике за год увеличились на 55%, или 342 млн. рублей, до 962 млн. рублей, что привело к получению отрицательного сальдо сборов и выплат в размере 445 млн. рублей за 6 месяцев текущего года. Для сравнения: в первом полугодии 2015-го РГС по этому показателю вышел в плюс на 184 млн. рублей.

Интересно, что общероссийские выплаты компании выросли на 53%, или на 11,2 млрд. рублей, до 32,4 млрд. рублей, как видим, тут динамика практически совпадает с татарстанской. При этом отрицательное сальдо премий и выплат у «Росгосстраха» в федеральном масштабе составило 2,5 млрд. рублей (годом ранее — плюс 11,5 млрд. рублей). Так что общая картина должна удручать его офшорных акционеров и Данила Хачатурова, которого принято считать основным владельцем РГС. Уточним, что доля компании в республиканских выплатах ОСАГО выросла на 1,7 п. п. до 31,4%, а в целом по России — на 3,3 п. п. до 41,6%.

Заметно охладела к ОСАГО и ВСК, у нее урожай премий в РТ оказался на 23% меньше прошлогоднего — 121 млн. рублей, зато выплаты выросли сразу в 5,8 раза до 224 млн. рублей. Однако общая ситуация все же не столь печальна, как у лидера рынка. Российские сборы компании в первом полугодии увеличились на 30% до 9,71 млрд. рублей, а выплаты — в 2,2 раза до 6,07 млрд. рублей. Веселого мало, однако сальдо хоть и «похудело» на миллиард до 3,64 млрд. рублей, но все же осталось в зеленой зоне.

Напомним, что в 2013-м и 2014-м ВСК оказалась в рядах игроков, интенсивно чистивших свои портфели ОСАГО в Татарстане. В прошлом году компания вновь решила вступить в борьбу за долю рынка, но, как видим, этот ренессанс длился недолго.

СТРАХОВЩИКИ ЖДУТ ВОЗМЕЩЕНИЯ «НАТУРОЙ» И НЕ ГОТОВЫ К ПРЕМИАЛЬНОМУ ОСАГО

Будем объективны: для настороженного отношения к ОСАГО в Татарстане есть предпосылки. Возьмем даже простое отношение выплат к сборам — оно в республике стабильно выше, чем «в среднем по больнице». В первом полугодии 2016-го показатель взлетел на 15 п. п. до 83%, в то время как по России вырос на 9 п. п. до 68%. Если взять Топ-10 страховщиков, то у них положительное сальдо в РТ сократилось на 37%, хотя в целом по РФ — лишь на 6%. Разница — в 6 раз! И это лишь самая общая картина, без операционных и накладных расходов компаний, в том числе дополнительных трат на суды. А наши эксперты среди главных рисков работы в РТ неоднократно называли сравнительно новый дорогой автопарк, низкую культуру вождения и высокую активность так называемых автоюристов.

==table1348==

По данным самого РСА, в первом полугодии его члены уже оплатили 410,4 тыс. судебных решений по ОСАГО в России. Сумма требований непосредственно по страховой выплате составила 14,7 млрд. рублей, а оплата накладных расходов (включая в том числе и вознаграждение автоюристов) — сопоставимую сумму, чуть более 11 миллиардов. В союзе приводят случай в Южном федеральном округе, когда для выплаты из компенсационных фондов РСА судья в один день списал по 90 делам 18 млн. рублей, в то время как его представители даже не были приглашены на заседание. К слову, этим летом представители пресс-службы РСА рассказали «БИЗНЕС online», что в Татарстане за некие прегрешения «ряд судей был снят с работы».

Похоже, осенью чаша терпения страховщиков переполнилась. Как сообщила 4 октября газета «Коммерсант», президиум РСА принял решение доводить все судебные рассмотрения по выплатам ОСАГО до Верховного суда. До этого компании обычно предпочитали не множить издержки и возмещали ущерб уже по решениям судов первой инстанции. Теперь страховщики пошли на принцип, чтобы продемонстрировать ЦБ масштабы засилья автоюристов на местах. А заодно и ударить по доходам последних, ведь в спорах по ОСАГО вознаграждение юристов зависит от конечного результата, а не от стадии, на котором он был достигнут.

Как рассказал источник в РСА, компании теперь намерены не просто доводить все споры до высшей инстанции, но и вести отдельную отчетность по ним. В нее, например, будет входить оценка доли вознаграждения посреднику, ФИО судьи, который отличился однотипными скоростными решениями на крупные суммы, и т. д. Эту статистику компании намерены представить в ЦБ в качестве аргумента при обсуждении тарифов ОСАГО в будущем.

Другим ключевым моментом в борьбе с «паразитами» (так характеризует автоюристов, в частности, гендиректор РГС Дмитрий Маркаров) компании считают введение натурального возмещения ущерба — проще говоря, компенсацию ремонтом. Президент союза страховщиков РТ, директор филиала «Зетта Страхование» Рустэм Сабиров высказывается более образно: «Украли шапку — получи шапку, а не шапку и еще шубу в придачу». Для этого остается сделать последний шаг — провести через новую Госдуму финальный вариант изменений в закон об ОСАГО, согласованный минфином и Банком России. После этого сам страховщик будет решать, чем платить пострадавшему — ремонтом или деньгами, и выбор очевиден.

По оценке минфина, после принятия поправок свыше 90% страховых случаев в ОСАГО будет оплачиваться ремонтом. Но не будем считать страховщиков белыми и пушистыми: многие водители после ДТП сталкивались с попытками компаний занизить размер ущерба. Отстаивая свои права, потерпевшие-нонкомформисты шли в независимые экспертные организации. Теперь же большинство экспертов-техников может потерять работу, а сам институт экспертной деятельности в спорах по ОСАГО — практически исчезнуть. Спецы такого рода не только опасаются лишиться работы, но и прямо говорят: ремонт по направлению страховщика может оказаться некачественным, ведь в его интересах отправлять водителей на СТО с наименьшими расценками. «А что вам даст независимая экспертиза, если автомобиль отремонтирован? Некачественный ремонт? Ну доремонтируют они вам. Понимаете, что обращений будет один из тысячи, кто докажет? Это просто нереально. Они скажут, что в этом автомобиле просто невозможен другой ремонт. Думаю, явные ляпы они вряд ли будут допускать, они будут следить за этим», — сказал «БИЗНЕС Online» Сергей Канаев, руководитель федерации автовладельцев России.

Пока известно, что в случае жалоб на качество ремонта ЦБ будет лишать компании права расплатиться «натурой» (правда, возникает вопрос, сколько для этого понадобится заявлений и как будут проверять обоснованность претензий). Но понятно, что это положение откровенно сырое и нуждается в доработке — остается надеяться, что делать это будут не на ходу, после принятия закона.

Другая идея минфина не вызвала энтузиазма уже у самих страховщиков. Ведомство Антона Силуанова предложило разделить ОСАГО на три вида: экономпакет с действующими сейчас лимитами до 400 тыс. рублей за вред имуществу и до 500 тыс. рублей за урон здоровью; стандартный — с лимитами ответственности страховщика до 1 млн. рублей по каждому из рисков; и премиальный набор с выплатой 2 млн. рублей. Выбор при таком раскладе предоставлялся бы водителям.

«Вводить новые стандарты считаю преждевременными. Высока вероятность, что выгоду из этого нововведения извлекут не автовладельцы. К тому же ОСАГО — это обязательный вид страхования, поэтому условия для всех автовладельцев должны быть единые», — говорит Ильдар Камалетдинов, директор Казанского филиала АО «СОГАЗ». По его словам, у компаний есть сомнения в своевременности подобных новшеств: рынок ОСАГО сегодня и без того достаточно неустойчивый.

«На наш взгляд, данные нововведения (деление на эконом, стандарт, премиум) еще больше расшатают и так довольно неустойчивую систему ОСАГО, — соглашается Волчков. — ОСАГО — это социально направленный вид страхования, в текущей экономической ситуации повышать цену даже под благим предлогом повышения лимитов не стоит. Кроме того, повышенный лимит — это повышенный риск мошенничества, а я уверен, что расчетный тариф этого учитывать не будет. К тому же сегодня автовладельцы могут по своему усмотрению на добровольной основе выбрать разные варианты расширенного покрытия».

Впрочем, пока минфин отложил эту инициативу в долгий ящик, но еще может к нему вернуться.

«ДОЛЯ НЕСТРАХОВЫХ СУДЕБНЫХ ВЫПЛАТ В ОСАГО ЗА 5 ЛЕТ УВЕЛИЧИЛАСЬ ВТРОЕ»

Как показал экспертный опрос «БИЗНЕС Online», взгляды страховщиков и автомобилистов на предстоящую реформу ОСАГО радикально расходятся.

Ильдар Камалетдинов — директор Казанского филиала АО «СОГАЗ»:

— Общая ситуация на рынке ОСАГО вызывает вполне обоснованное беспокойство: в целом по стране средняя выплата составляет уже более 70 тысяч рублей, и эта сумма продолжает расти. При том что темп роста сборов премий заметно снизился: эффект от повышения тарифов в апреле 2015 года уже отыгран. То есть уровень убыточности в ОСАГО растет. По данным Центробанка, за первые 6 месяцев этого года рост сборов по ОСАГО в Республике Татарстан составил почти 20 процентов, а рост выплат — 47 процентов (для сравнения: в среднем по стране рост выплат — 40 процентов). По оценкам специалистов, доля нестраховых судебных выплат в ОСАГО за последние пять лет увеличилась втрое — в 2015 году этот показатель составил 43 процента, и подавляющая часть этих денег осела в карманах автоюристов. Надо отметить, что в этом году Волго-Вятским управлением Центробанка совместно с правительством РТ были предприняты меры по улучшению общей ситуации. Суды общей юрисдикции республики более внимательно начали изучать материалы и объективно принимать решения, в результате доля необоснованных выплат по решениям судов стала сокращаться. Убыточные же страховщики начали сворачивать продажи: если на конец 2014 года на территории РТ на рынке ОСАГО работала 41 компания, то через год — уже 36. А по итогам 6 месяцев 2016 года в Татарстане осталась 31 компания, реализующая полисы ОСАГО.

Если судить по данным Центробанка, то в первом полугодии 2016 года темп роста выплат по ОСАГО в Татарстане более чем вдвое превышает темп роста сборов. В деятельности СОГАЗа ОСАГО никогда не было приоритетным направлением, и компания не предпринимает специальных мер для наращивания этого бизнеса. Однако за счет ухода с рынка многих страховщиков с 2014 года доля СОГАЗа на республиканском рынке увеличилась почти в два раза.

«НАДО ДОБИТЬСЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СУДАМИ НА ОСНОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЦБ»

Игорь Волчков — директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Татарстане:

— Ситуация на рынке ОСАГО остается сложной, каких-либо существенных изменений в первом полугодии не произошло. Главная проблема для страховых компаний — не возросшая ответственность по лимитам выплат (так как это статистически просчитывается), а повышение убытков за счет действий так называемых автоюристов. Для страхователей ситуация улучшилась с введением единого агента РСА на территории Татарстана. Эта система помогает решить проблемы с доступностью полиса ОСАГО в регионе.

Те позиции по ОСАГО, которые есть у «Ингосстраха» в Татарстане, нас устраивают, и мы будем работать в данных рамках. Одно из направлений для снижения убыточности — организация работы агентов исключительно онлайн через интернет-программу IngoGate. Все остальное — внутренние процессы организации работы и работа службы безопасности, что, как понимаете, не афишируется.

Для стабилизации ситуации необходимо обеспечить безусловное выполнение всеми сторонами (страховой компанией и страхователем) требований ЦБ РФ, а также добиться принятия решений судами на основании положений Центробанка. Нельзя, чтобы у страховой компании были только обязанности, а страхователь мог делать что хочет и потом предъявлять надуманные претензии к страховщику, которые суд удовлетворяет. Свежий пример: клиент пишет заявление об убытке без предоставления необходимых документов. Мы неоднократно официально просим предоставить документы. Клиент ничего не предоставляет, а потом обращается в суд, куда и приносит все требуемые нами стандартные документы. Не принимая во внимание наши аргументы, что мы просто никаким образом не могли выплатить возмещение, суд обязывает нас выплатить ущерб, штрафы, неустойки, услуги юриста и т. д. Вот такая наша судебная система.

«ЭТО БУДЕТ ПРОСТО БЕСПРЕДЕЛ»

Сергей Канаев — руководитель федерации автовладельцев России:

— Я могу сказать, первое, что сэкономят страховщики, — это 10 миллиардов, это то, что они сейчас уплачивают по судам автовладельцам. Ели не будет денежной выплаты, значит, судиться за это не можете. Так что в карманах страховщиков сразу оседает 10 миллиардов. А дальше, естественно, как и по денежным выплатам, страховщики будут экономить на всем, потому что руководство будет экономить на одном, сотрудники — на другом.

Я считаю, что нельзя допускать принятия этих поправок. Я считаю, что в обязательном порядке должны быть денежная выплата и ремонт, потому что наша система ОСАГО на сегодняшний момент несовершенна. Даже в мировой практике, в тех же США, есть возможность и того и другого. А уж в нашей стране, где страхового рынка в принципе нет, естественно, нельзя допускать такого. Это будет просто беспредел.

«ЖДЕМ, ЧТО СТРАХОВЩИКИ БУДУТ СТАВИТЬ РЖАВЫЕ КРЫЛЬЯ, КАПОТЫ И ДРУГИЕ ДЕТАЛИ»

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент организации «Движение автомобилистов России»:

— Во-первых, это нарушение Гражданского кодекса, потому что важнейший его принцип называется «свобода договора». Мы ждем того, что страховщики будут ставить старые, ржавые крылья, капоты и другие детали. Немножко их подскребут, подкрасят, но эти детали будут не новые, а старые. Плюс будут жулить. Например, требуется заменить всю фару, а они заменят только стекло фары и т. д. Это способ уйти от судебных исков.

Бороться только одним путем — обратиться к избранным депутатам. Можно учесть, что сейчас 225 депутатов-одномандатников, которые ближе к народу. Надо надавить на них, ибо народ — источник власти, и не принимать такие поправки. А если приняты, то изменить.

==table1349==

==table1350==