. В одном из личных подворий села Сосновка в Нурлатском районе обнаружен очаг африканской чумы свиней Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

ПОД КАРАНТИН ПОПАЛО ПОГОЛОВЬЕ В 14 ТЫС. СВИНЕЙ, В ОГОНЬ БРОШЕНО 500 ГОЛОВ

Около 500 свиней было уничтожено сотрудниками главного ветеринарного управления РТ в Нурлатском районе. Причиной стало то, что в одном из личных подворий села Сосновка обнаружен очаг африканской чумы свиней (АЧС). Службы отреагировали соответствующим образом: определили угрожаемую зону в радиусе 5 км от места обнаружения заразы — туда попало 7 близлежащих деревень, и все поголовье там было сожжено. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал замначальника главного ветеринарного управления РТ Алмаз Гибадуллин.

«29 сентября ветеринарной службой была выявлена вспышка африканской чумы свиней в личном подсобном хозяйстве деревни Сосновка Нурлатского района, — сообщил он. — Предварительно мы поставили диагноз у себя в лаборатории и в Татарской межрегиональной лаборатории Казани. 30 сентября Институтом ветеринарной вирусологии и микробиологии Покрова данный диагноз был подтвержден. Причина возникновения заболевания пока однозначно не определена. Есть две версии: дикая фауна и человеческий фактор. Очаг был выявлен в личном хозяйстве Максимова Владимира Николаевича. По данному факту проводится проверка правоохранительными органами».

Как сообщил нам Гибадуллин, АЧС человеку не страшна, ею он не заразится, даже если съест мясо чумной свиньи. А вот для самих носителей она смертоносна. Если в хозяйстве инфекцию подхватило хотя бы одно животное, заражаемость остальных составляет 100%, смертность у зараженных особей — также 100%. Вакцины от болезни нет, способ предотвратить распространение один — уничтожение животных в очаге и в радиусе 5 км от него. Это так называемая первая угрожаемая зона. Вот и попали под «санкции» 58 голов свиней в хозяйстве самого Максимова и еще 426 у сельчан, проживающих в соседних населенных пунктах. По заверениям Гибадуллина, владельцам будет выплачена компенсация. Кроме первой угрожаемой зоны есть и вторая — в радиусе 100 км от очага. В него попали сразу 8 районов Татарстана: Нурлатский, Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Новошешминский, Спасский, Черемшанский и Чистопольский. В этом регионе указом президента РТ в конце минувшей недели объявлен карантин.

Чтобы болезнь не распространялась, в первой угрожаемой зоне было установлено три ветеринарно-полицейских постаФото: shn.tatarstan.ru

«ПОНИМАЕМ, ЧТО ТРЕБОВАНИЯ ВЕТЕРИНАРОВ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ, НО ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?»

Заметим: по данным пресс-службы минсельхоза РТ, всего в республике на 1 октября насчитывается более 442,6 тыс. голов свиней. Свиноводством в РТ занимаются более 20 крупных хозяйств, из них 2 находятся в карантинной зоне. В Алькеевском районе это ПСК «Салман» и в Алексеевском — колхоз «Родина». Всего же поголовье свиней в 8 карантинных районах составляет порядка 14 тыс. голов. Но под угрозой находится вся территория республики. Именно поэтому ветеринары вынуждены принимать серьезные меры.

«Чтобы болезнь не распространялась, мы установили в первой угрожаемой зоне три ветеринарно-полицейских поста, — рассказывает Гибадуллин. — То есть весь транспорт, который заезжает и выезжает на данную территорию, дезинфицируется. Эта работа ведется по указу президента республики. Плюс проводятся ограничительные мероприятия. В эпизоотический очаг запрещен доступ посторонних лиц, кроме специалистов организаций, входящих в госветслужбу. Запрещается перемещение и убой животных, их реализация, а также работа с кормами. Под запретом и передвижение транспорта, не задействованного в процессе ликвидации вспышки».

Добавим, что в карантинной зоне также запрещен свободный выгул животных, их убой, продажа мяса и отходов свиноводства. Под запретом проведение сельхозярмарок и сельхозвыставок. Кроме того, в районах республики среди крестьян и фермеров ведется разъяснительная работа. Людям рассказывают, как обезопасить свое хозяйство от африканской заразы. Вопрос везде стоит на контроле первых руководителей районов. Во многих муниципалитетах проводится подворовая инвентаризация поголовья свиней.

Понимают масштаб угрозы и фермеры. «Угроза не просто реальна, а очень реальна, — комментирует нашему изданию Камияр Байтемиров, председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ. — И я думаю, что и ветеринарная служба, и крестьяне с пониманием к этому относятся, потому что на кону не просто большие деньги, а очень большие. У нас есть агрохолдинги, где имеется большое сосредоточение свиней. И угроза африканской чумы нависает очень серьезно. Да, пока заражение выявлено только в одном очаге. Но не надо забывать, что если чума выявлена на территории региона, то есть угроза распространения. И необходимо на уровне республики меры принимать. Зона отчуждения, насколько я знаю, определена, там работают. Угроза серьезная, потому что африканская чума свиней распространяется и воздушно-капельным путем, и через почву. И продвижение этой болезни может быть очень быстрым. Любая работа, в том числе и ветеринарная, начинается с профилактики. И профилактика, которая проводилась в плане африканской чумы, дает возможность избежать серьезного распространения».

. Весь транспорт, который заезжает и выезжает на территорию первой угрожаемой зоны, дезинфицируется Фото: shn.tatarstan.ru

По прикидкам фермеров, одна туша весом в 100 кг стоит примерно 20 тыс. рублей. Так что урон личным хозяйствам Нурлатского района нанесен на 10 млн. рублей. А если оценивать потенциальный ущерб на все поголовье республики, то здесь и вовсе кругленькая сумма получается — более 8,8 млрд. рублей. С другой стороны, в интернете есть и другие оценки: хавроньи живым весом идут по 100 рублей килограмм, и в этом случае потенциальный ущерб будет вдвое меньше. Но тут, как говорится, все равно что на рынке: покупателю дорого, продавцу — дешево. А свинина после забоя (даже полутушами) уже гораздо дороже, чем живым весом.

«Безусловно, угроза есть, — соглашается фермер из Верхнеуслонского района Сергей Пашков, у которого в хозяйстве 6 тыс. голов свиней. — И то, что болезнь пока не получила распространения, — это хорошо. Меры принимают, но нельзя говорить, что угрозы нет. А в хозяйствах, естественно, надо проводить профилактические мероприятия. Но тут дело еще в другом: если выполнять все предписания ветеринарной службы, которые они нам выдают, необходимы очень большие средства. А финансировать это никто не хочет. У фермеров и крестьян просто нет на это свободных средств. Вы представляете, что такое по всему периметру забор бетонный поставить? Или сделать санпропускник теплый, обогреваемый? Я понимаю, что это все должно быть, но где деньги взять? Вот и приходится писать ветеринарам в ответ объяснения, что в связи с недостатком финансирования не могу выполнить эти условия. Тем более что у меня не такая уж критичная ситуация. Забор по крайней мере у меня есть. Из сетки-рабицы, правда, но все же...»

Урон личным хозяйствам Нурлатского района нанесен на 10 млн. рублейФото: shn.tatarstan.ru

«КАК ПОКОНЧАТ СО СВИНЬЯМИ, ПРИДУМАЮТ ПТИЧИЙ ГРИПП! ПОТОМ КОРОВЬЕ БЕШЕНСТВО!»

Однако существует и мнение, что угроза африканской чумы используется в интересах крупных производителей мяса свинины. Мурат Сиразин, фермер, который ныне свиноводством уже не занимается, так как его животных совсем недавно перестреляли из охотничьего ружья, по поводу АЧС высказывается однозначно: «Я думаю, что это идет целенаправленная политика крупных хозяйств, которые есть в республике. Им это выгодно. И не только им, но и ветеринарным службам выгодно покончить со свиноводством в мелких хозяйствах. В селах и так никто скот не держит. А тут еще придумали африканскую чуму. Как только покончат со свиньями, я думаю, придумают птичий грипп, чтобы все перестали в личных хозяйствах держать кур, уток, гусей. Потом какое-нибудь бешенство коров якобы объявится. Не будет животноводства в частных подворьях, рынок захватят крупняки. А ветеринарам зарплата будет идти, а работать не надо будет. Не надо будет проводить дезинфекцию, делать прививки, лечить и прочее. Тем более что крестьяне бедные, они заплатить не могут. А у ветеринаров на каждое действо свой ценник. Вроде государственная служба, а вся на хозрасчете. Единственное, что делают бесплатно, — это кошек и собак от бешенства прививают. А все остальные виды вакцинации и лечения платные».

. Мурат Сиразин: «Я думаю, что это идет целенаправленная политика крупных хозяйств, которые есть в республике. Им это выгодно» Фото: «БИЗНЕС Online»

Более того, Сиразин считает, что именно ветеринары, имея доступ к очагам заражения чумой, могут стать ее распространителями. «Я еще ни разу не видел, чтобы какой-то ветеринар приехал ко мне в бахилах, халате, специальных шапочках, чтобы принимал душ перед визитом. Они приходят же в форме, при погонах, с папкой под мышкой, и в таком начинают выискивать всевозможные вещи. Так и заразу можно занести. У меня было такое несколько лет назад. Вызвал специалиста привить кроликов, она приехала, сделала что-то и уехала. А потом у меня кролики дохнуть начали. Я в лабораторию, а там говорят, что инфекция. Кто-то, говорят, на ногах занес».

К мнению Сиразина о том, что африканская напасть используется как способ выдавливания частников с рынка, присоединяются на условиях анонимности и другие фермеры.

«У меня такое ощущение, что это политический вопрос, — высказывается наш неназванный источник. — Крупные хозяйства хотят убрать своих более мелких конкурентов. Вот недавно представитель одного крупного производителя заявил, что к 2018 году у них будет 85 процентов рынка свиноводства. А как это возможно при серьезной конкуренции? Мое личное мнение такое, что просто хотят всех мелких фермеров уничтожить как игроков рынка». «Чума чумой, но одновременно идет давление на частников и мелких фермеров, — соглашается другой его коллега. — Случай удобный, чтобы загонять их проверками и, соответственно, штрафами. А если выявится очаг, то еще и уничтожить поголовье можно. Не исключаю, что появление инфекции в республике будет использовано в угоду крупным лоббистам рынка».

Но с этим мнением категорически не согласен Байтемиров: «Да, наступление на малые формы хозяйствования, включая крестьянские подворья, идет со стороны крупных производителей. И оно идет не всегда цивилизованным способом. Но здесь, я считаю, не тот случай. Это же ветеринарное управление! Государственная структура. И я не думаю, что она могла пойти на такой подлог, что в зоне отчуждения было уничтожено около 500 свиней».