Инфраструктура нового мусорного проекта предполагает создание в каждом районе мусороперегрузочных станций при действующих полигонах Инфраструктура нового мусорного проекта предполагает создание в каждом районе мусороперегрузочных станций при действующих полигонах Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАН ПОДЕЛИЛИ НАДВОЕ

Территориальную схему обращения с отходами, которую участники мусорного рынка ждали с нетерпением уже как минимум год, опубликовал накануне кабмин РТ. Нетерпение объясняется просто — документ определяет дальнейшие взаимоотношения в сфере сбора, переработки и утилизации отходов в связи с изменениями в федеральном законодательстве. Имена создателей документа не указаны, однако, по информации источников «БИЗНЕС Online», схема рождалась в «Татинвестгражданпроекте». Главная новость: Татарстан теперь поделен по географическому принципу на две примерно равные зоны — западную и восточную, которые теперь и будут обслуживаться региональными операторами, которых, по всей видимости, тоже будет двое, хотя в документе об этом прямо не говорится. В западную зону включили 21 район с центром в Казани. В восточную зону — 22 района с центром в елабужско-челнинской зоне. В каждой из зон образуется примерно по 1 млн. т ТКО в год, которые и предстоит вывозить главным мусорщикам.

Как следует из опубликованной карты, инфраструктура нового мусорного проекта предполагает создание в каждом районе мусороперегрузочных станций при порядка полусотне действующих полигонов, основная часть которых в течение ближайших пяти лет подлежит закрытию. Мусор с районных станций планируется свозить на межмуниципальные полигоны, которых на всю республику будет пять — два под Казанью и по одному в Верхнеуслонском, Черемшанском и Елабужском районах. В документе эти «сборные пункты» названы «межмуниципальными отраслевыми коммунальными комплексами, состоящими из объектов сбора и накопления отходов, мусоросортировочного комплекса, межмуниципального полигона ТКО с экологическим технопарком или объекта термического обезвреживания ТКО». Что будет происходить с мусором в этих точках, пока можно лишь догадываться. По всей видимости, в экологических технопарках будет осуществляться некая переработка мусора, а «термическое обезвреживание» предполагает сжигание. Но в целом схема очень повторяет ту, что была предложена в прошлом году ГК «Мехуборка» главе Елабужского района Геннадию Емельянову.

Напомним, «Мехуборка» предлагала построить на месте Малореченского полигона ТБО в Елабужском районе новый площадью около 25 гектаров. Рядом еще на 5 га инвестор по плану построит мусороперерабатывающий завод, плюс второй завод — помощнее — разместит на площадях «Мехуборки» в Челнах. Кроме того, в каждом обслуживаемом районе устраивается локальная станция перегрузки (0,5 - 1 га). ТБО свозятся на станцию, перегружаются с мусоровозов в автопоезд и уезжают либо в Елабужский район, либо в Челны на переработку. Неперерабатываемые остатки захораниваются на новом полигоне, перерабатываемые — превращаются во вторресурсы, биокомпост и RDF (промышленное топливо). Значит ли это, что «Мехуборка» и станет тем самым региональным оператором? К сожалению, задать этот вопрос директору по региональному развитию компании Ролану Шамсутдинову не удалось — он сказал, что пока занят и ему некогда разговаривать. Наиболее вероятным претендентом на контроль над западной зоной выглядит компания «ПЖКХ» («Чистый город»), которая входит в группу «РТ-Инвест», однако и там на запрос «БИЗНЕС Online» не ответили. Отметим, что конкурс для определения регионального оператора должен быть проведен в течение двух месяцев со дня опубликования территориальной схемы.

Указаны в схеме и прогнозные показатели, к которым должен прийти Татарстан в перспективе. Так, долю населенных пунктов, включенных в систему сбора мусора, планируют довести до 100% к 2025 году. Сейчас она составляет 45%. Сортировку мусора доведут до стопроцентной к 2035 году (сейчас данный показатель составляет 25%). Причем все контейнерные площадки для сбора мусора к этому же времени должны осуществлять селективный сбор (сейчас на долю селективных контейнеров приходится лишь 1,5%). К этому же времени доля вторресурсов, извлеченных в процессе сортировки, должна дорасти до 50% (сейчас — 16%). Количество пунктов приема вторсырья должно увеличиться с 15 до 313 единиц, а количество сожженных отходов и утилизированных в RDF-топливо доведут с нуля до 50%.

Татарстан теперь поделен по географическому принципу на две зоны — западную и восточную, которые теперь и будут обслуживаться региональными операторамиНажмите, чтобы увеличить

«ПРИ ТАКОЙ СХЕМЕ УДЕРЖАТЬ ТЕКУЩИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН НЕВОЗМОЖНО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» однозначно заявили, что эта бумага — лишь надводная часть айсберга, а все самое интересное минстрой РТ пока что утаил от лишних взоров. Как отметил в разговоре совладелец казанской компании «Экотехпром» Эдуард Антонов (ранее он возглавлял ПЖКХ, работающее в Казани под брендом «Чистый город»), полная программа в предварительном варианте была примерно 600-страничная, а текущий документ опубликован всего на 55 страницах. «Документ надо изучать, поэтому пока сложно по существу комментировать», — заметил он. Напомним, что ранее эксперт подверг сомнению даже основные параметры исследования рынка из предварительного документа — нормы накопления отходов взяты буквально с потолка.

Так, в 2015 году, согласно документу, количество образовавшихся отходов составило более 3 млн. т, из них по документам захоронена лишь третья часть — 1,2 млн. тонн. Количество ТКО, образовавшихся в Татарстане в 2015 году, составило 2 млн. тонн. Из общего объема образовавшихся ТКО извлечено для утилизации 166,2 тыс. т вторресурсов (около 8%). Куда девался весь остальной мусор, если треть захоронена, а 8% извлечено для утиля?

При этом ключевой вопрос о судьбе других участников рынка (помимо двух региональных операторов) в схеме не проясняется. Как отражено в документе, в Татарстане зарегистрировано порядка 154 специализированных предприятий, имеющих лицензию на право деятельности по обращению с опасными отходами. Из них 92 предприятия осуществляют сбор черных и цветных металлов, 62 осуществляют деятельность по обращению с другими видами отходов. Тем не менее принятая схема, по мнению ее создателей, обеспечит возможность замены одного регионального оператора другим в случае отказа одного из них от исполнения своих функций, а также необходимый уровень конкуренции между операторами в отношении качества и стоимости предоставляемой ими коммунальной услуги и инвестиционной привлекательности зоны деятельности регионального оператора.

Но куда денутся уже работающие на рынке представители МСБ? На заседаниях совета предпринимателей при президенте РТ уже высказывались мнения, что региональный оператор должен отдавать им хотя бы 15 - 25% своих объемов на субподряд. Однако правила игры в схеме не определены. «Понятно, что регоператор будет владеть контейнерными площадками, а куда я буду свои площадки выставлять? И если даже регоператор разрешит мне это сделать, то будет ли туда складываться мусор, если человеку, допустим, будет удобнее выйти с одним пакетом и кинуть все в рядом стоящую мусорку? Получается, я должен буду прийти в муниципалитет и там об этом договариваться? Но у муниципалитетов сейчас нет права на участие в этом технологическом процессе. Это все зависит от доброй воли регионального оператора. Как при этом будет малый бизнес развиваться?» — задался вопросами пожелавший остаться неназванным источник «БИЗНЕС Online».

Сомневаются эксперты и в перспективных цифрах. К примеру, по поводу стопроцентной доли сортировки и переработки. Чтобы это понять, достаточно представить весь путь мусора от ведра до конечного пункта — так называемого межмуниципального коммунального комплекса. Мусоровоз, который свозит все отходы города на мусороперегрузочную станцию, а оттуда на межмуниципальный полигон, привезет на сортировку кашу, из которой можно будет собрать лишь металл и пластиковые бутылки. Другие не менее ценные для переработчиков фракции — макулатура, ветошь, стекло — будут разбиты и раздавлены. Сегодня после двух перемешиваний переработчики могут извлечь лишь 7 - 8% вторсырья, а после трех перемешиваний будет еще меньше. Все остальное пойдет на «термическое обезвреживание», как это написано в документе, а проще говоря, в огонь. Так что переработка в схеме имеет скорее декларативный характер. Зато, по мнению собеседников издания, логистически система транспортирования и захоронения мусора продумана очень хорошо.

Возникает вопрос и по стоимости утилизации отходов. «На мой взгляд, двухэтапная схема сбора мусора приведет к повышению тарифов, поскольку увеличится логистика. И особенно в районах, где „плечо“ может достигать и 100 километров. Поэтому для плательщиков тарифы повысятся, потому что при такой схеме невозможно будет удержать текущий уровень цен. Думаю, что повысятся раза в два», — говорит Марат Алтынбаев, исполнительный директор ассоциации организаций, занятных в сфере обращения с отходами в Татарстане.

... Полномочия по утилизации отходов передаются от муниципалитетов на уровень субъектов Федерации — они создадут региональных операторов, работающих с отходами Фото: ©Руслан Кривобок, РИА «Новости»

«ГОЛУБОЙ ОКЕАН» ИЗ МУСОРА

Напомним, новая территориальная схема обращения с отходами должна была появиться еще в начале нынешнего года, но в итоге срок передвинули на 1 января 2017 года. Согласно федеральному закону, полномочия по утилизации отходов передаются от муниципалитетов на уровень субъектов Федерации — они создадут региональных операторов, работающих с отходами. В переходный период из-за возникшего правового вакуума в Казани даже возникли определенные сложности — например, прокуратура не согласовала исполкому выделение средств городского бюджета на субсидирование вывоза отходов с территории жилых массивов.

В процессе подготовки схемы звучали предположения о том, что в РТ будет создано три региональных оператора — в Казанской, Южной и Альметьевской территориальных зонах. Претендентами на этот статус назывались компании «КЭК», «ПЖКХ» и «Экоресурс». На этот счет министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин в ходе участия в проекте «Бизнес и власть: откровенный разговор» пикировался с «мусорными королями», сообщив, что имеющиеся у них сведения реальны только на 5 - 10%.

Серьезные опасения по поводу будущей реформы, предусматривающей ограничение числа игроков на рынке, высказывали и на круглом столе в ТПП члены профильной ассоциации. Глава минэкологии РТ Фарид Абдулганиев обещал, что места в новой схеме хватит всем: и малому бизнесу, и крупному, а затем объявил переработку мусора «голубым океаном». В ходе отчета перед депутатами Госсовета РТ премьер-министр РТ Ильдар Халиков, отвечая на вопрос о том, не останется ли малый и средний бизнес не у дел, сообщил о поисках баланса. «Наша позиция достаточно жесткая — это не должно привести к существенному росту тарифов на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов», — сказал Халиков.

Параллельно с подготовкой передела рынка обращения с отходами стало известно о том, что Казань (наряду с Москвой и Московской областью) стала участником пилотного проекта по строительству мусоросжигающего завода за 20 млрд. рублей. Инвестором выступает «РТ-Инвест» в консорциуме с фондами прямых инвестиций или финансово-промышленными группами. Власти города рассчитывают, что завод обеспечит столице РТ нулевое захоронение отходов к 2020 году. Надо сказать, что бывший замруководителя исполкома по ЖКХ Александр Лобов в начале июля перешел в «Ростех», где будет как раз курировать тему строительства в стране мусоросжигательных заводов.

Поволжская экологическая компания двигала организацию полигона для 11 районов в 2 км. от города за 150 млн. рублей Поволжская экологическая компания двигала организацию полигона для 11 районов в 2 км от города за 150 млн. рублей Фото: nabchelny.ru

КОЧУЮЩАЯ «МЕГАСВАЛКА»

Перспективой устроить в одном из городов Закамья «мегасвалку», свозя ТБО с нескольких районов, народ пугают уже около четырех лет. Первым экологическим донором виделся автоград — здесь война с идеологией централизованной системы пережила несколько кульминаций.

Сначала, в апреле 2013 года, жители близлежащих к планируемой «мегасвалке» деревень при поддержке местных коммунистов (уже не КПРФ, но еще не «Коммунистов России») дали на публичных слушаниях жесткую отповедь проекту Поволжской экологической компании. ПЭК двигала организацию полигона для 11 районов в 2 км от города за 150 млн. рублей. Местные жители утверждали, что ПЭК и с челнинским мусором справиться не в состоянии: флора в округе вымирает, вода в реках временами белеет и «обжигает руки», перерабатывать мусор ПЭК не хочет — малорентабельно — и другим не дает из соображений конкуренции. Общественная мобилизация позволила снять с повестки бизнес-план ПЭКа, но лишь на время. В конце 2014 года в публичном поле неожиданно всплыл проект постановления исполкома о концессионном соглашении на право управления потоками ТБО взамен за весь городской мусор и 13 га земли. Требования муниципалитета очевидно прописывались под возможности ПЭКа, которая, в свою очередь, должна была вложить 400 млн. рублей и построить сортировку, склады и площадку дозревания компоста. На тот момент ПЭК уже авансом строила некие сортировочные мощности, тем более перед этим их актуальная претензия на сортировку была жестко раскритикована выездной комиссией депутатов. Обнародование проекта о концессии привело к окончательному поражению ПЭКа в Челнах: новая власть — а в город как раз пришла команда Наиля Магдеева — заинтересовалась ситуацией и вынесла вердикт: «мегасвалке» в Челнах не быть.

Между тем все это время небольшие сортировочные мощности в автограде были — завод федерального холдинга «Мехуборка Групп», который и являлся автором концессионной основы сбора ТБО и уже реализовал ее в других регионах (в частности в городе Энгельсе Саратовской области). Татарстанское подразделение «Мехуборки», базирующееся в Набережных Челнах под руководством регионального директора Шамсутдинова, ждало своего часа и вышло на арену после фиаско ПЭКа. В конце 2015 года мэр Елабуги Емельянов в качестве приоритетного муниципального проекта предложил новую концепцию межмуниципального полигона, автором которой стала «Мехуборка». Напомним суть проекта. «Мехуборка» совместно с ЗАО «Алор Инвест» создала ЗАО «Управление отходами» (49% и 51% соответственно), которое выступало инвестором мусороперерабатывающего комплекса стоимостью около 2,4 млрд. рублей. Отметим, что основной собственник СП — «Алор Инвест» (детище московского олигарха Анатолия Гавриленко, ветерана отечественного фондового рынка, известного в финансовых кругах под прозвищем Папа). Совокупные активы под управлением НПФ Гавриленко в 2014 году Forbes оценивал в 180 млрд. рублей.

Несмотря на серьезную концептуальную базу, проект «Мехуборки» встретил не менее ожесточенное сопротивление в Елабуге, чем проект ПЭКа в Челнах. Возможно, федералам просто не повезло со временем и местом — как раз в период презентации в Елабуге разгоралась информационная война между главой района Емельяновым и местным бизнесменом Леонидом Барышевым, который удачно воспользовался попыткой мэра Елабуги пролоббировать мусорный проект, не ставя в известность свой электорат. Барышев встал во главе антимусорного движения, в результате чего мусороперерабатывающий комплекс моментально превратился в глазах елабужан в новую «мегасвалку». Возникли у проекта и экономические трудности. Президент РТ Рустам Минниханов четко высказался о недопустимости роста тарифов, а без этого проект трудно окупить. Тем не менее, как выясняется, в планах республиканских властей проект по-прежнему остается.

Татарстанское подразделение «Мехуборки», базирующееся в Набережных Челнах под руководством регионального директора Ролана Шамсутдинова, ждало своего часа и вышло на арену после фиаско ПЭКа Татарстанское подразделение «Мехуборки», базирующееся в Набережных Челнах под руководством регионального директора Ролана Шамсутдинова, ждало своего часа и вышло на арену после фиаско ПЭКа Фото: «БИЗНЕС Online

«В ТАТАРСТАНЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ПРОСТО ПЯТЬ ОГРОМНЫХ СВАЛОК»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам и учстникам рынка.

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей, секретарь совета по предпринимательству при президенте РТ:

— В начале 2016 года мы в совете по предпринимательству запустили проектную группу по теме обращения с ТКО. Цель группы — выработать прозрачную схему обращения с отходами в Татарстане и определить правила взаимодействия крупных региональных операторов с малыми компаниями. В работе проектной группы приняли участие профильные предприниматели, представители министерства строительства, эксперты.

Группа разработала предложения в проект постановления кабинета министров РТ, которое будет регулировать отношения регионального оператора с остальными участниками рынка. В процессе работы предприниматели предложили несколько вариантов того, как избежать монополизации рынка и ухода малых компаний. В качестве первого рабочего варианта предложили законодательно закрепить требование отдать 15 процентов рынка обращения с ТКО представителям МСБ. Мы довели это предложение до федерального министерства строительства. Они рассмотрели и отреагировали решением сначала дать рынку поработать, а потом посмотреть на ситуацию и принимать меры по необходимости. Мы не можем поддержать такой подход — после того, как рынок начнет работать по новым правилам, потери для малого бизнеса могут оказаться такими, что меры принимать будет поздно. Необходимо сейчас в региональных актах закрепить норму, которая защитит небольшие компании и обеспечит им возможности для продолжения работы.

В итоге предприниматели и эксперты в проектной группе совета пришли к общему решению: региональные операторы будут обязаны закупать 25 процентов услуг по перевозкам отходов через процедуру открытых торгов. Таким образом, у всех малых компаний будет возможность справедливо конкурировать и обеспечивать себе заказы. Норма о 25-процентной доле закупок через открытые торги вошла в проект постановления кабмина, который сейчас находится на стадии подготовки и согласования.

Марат Алтынбаев исполнительный директор ассоциации организаций, занятных в сфере обращения с отходами в Татарстане:

— Территориальная схема — это изменяемый документ, в него могут вноситься корректировки, но тем не менее это некий план развития отрасли на ближайшие годы. Что она определила?

Во-первых, территория Татарстана была разделена на две зоны. Были предположения, что, возможно, сформируют три зоны. По образованию отходов зоны поделены примерно пополам, но включены не только коммунальные отходы, но и отходы от предприятий. По коммунальным отходам зона Казани, конечно, побольше. Создание двух зон не означает, что в Татарстане будет два региональных оператора. На двух территориях может быть и один региональный оператор. Насколько я помню, законодательно ограничений нет. Если ты где-то уже являешься оператором, то ты можешь и на другую территорию претендовать, например, компания, которая претендует на московские зоны, вполне может заявиться и к нам. Другое дело, как это будет на практике...

Во-вторых, схема определяет создание пяти межмуниципальных полигонов. На них мусор будет поступать через мусороперегрузочные станции, которые предполагается создать в каждом районе республики. Таким образом, решили пойти двухэтапным путем: сначала мусор будет свозиться в одну точку в районе, затем — на полигоны. Сейчас многие компании сразу отвозят мусор на полигоны.

Что касается операторов, то претендентами изначально заявлялись «РТ-Инвест» и ПЭК, возможно, добавится к ним «Мехуборка». Но не исключаю и появления крупных игроков из других регионов, которые захотят вложиться в этот бизнес. Потому что создание межмуниципальных полигонов и мусороперегрузочных станций предусматривает инвестиции и развитие инфраструктуры. Сейчас в районах практически нет станций, а если и есть, то они мало где обустроены. Все это надо будет организовывать. Получается, основной упор не на тех, кто сейчас работает, а на тех, кто готов проинвестировать в сферу в республике. Вполне возможно, что эта крупная компания встанет во главе и подключит к себе уже действующих игроков. Крупной компании не всегда выгодно содержать большой парк автотехники, иногда выгоднее отдать какую-то часть работ на аутсорсинг малому, среднему бизнесу и таким крупным игрокам, как ПЭК, «Мехуборка».

Будут ли квоты для малого бизнеса? После того как будет определен региональный оператор, субъект будет подписывать с ним соглашение, в котором региональные власти могут прописать какие-то особые условия. Поэтому пока квоты не определены, документов нет, но в минстрое РТ нам обещали, что малый бизнес будет задействован. Думаю, что районы останутся малому бизнесу: там крупным компаниям невыгодно развиваться, поскольку в районах не такие большие объемы мусора и большое транспортное «плечо».

Кроме того, в схеме заложено возможное создание ряда объектов обработки, например завода по сжиганию мусора под Казанью. Насколько новая схема скажется на экологии, сейчас сказать сложно. Законом предусмотрено, что мусор на полигонах должен перерабатываться, но будет ли? Если нет, то в Татарстане появится просто пять огромных свалок.

Николай Атласов — совладелец ООО «ПромИндустрия»:

— Эта территориальная схема будет подвергнута серьезной критике со стороны профессиональной экологической общественности. Во-первых, основными критериями были выбраны создание логистических потоков с конечным размещением отходов на межмуниципальных полигонах и сжигание, а не введение обязательной сортировки в домохозяйствах, на предприятиях. Второе — схема утверждена на фоне общественного протеста против строительства так называемых «мегасвалок». Я понимаю, что они будут построены по всем нормам и правилам, но будет ли доверие населения к этому проекту? Третье — территориальная схема не отражает мнения всех сторон, участвующих в сборе, сортировке и переработке, захоронении отходов. Но тут и невозможно найти баланс. Вся ответственность за отходы будет ложиться на регоператора, который в конечном счете будет определять политику обращения с отходами. При этом для моей компании, например, важно, чтобы оператор начал работу именно с деятельности по внедрению раздельного сбора мусора, с взаимодействия с переработчиками, чтобы встречи на площадке совета по предпринимательству при президенте РТ стали началом сотрудничества между крупным и малым бизнесом, а не началом конца для малого бизнеса. В-четвертых, минстрой РТ должен понимать важность происходящего революционного изменения в этой области.