Члены нефтедобывающего картеля договорились сократить добычу впервые с 2008 года Члены нефтедобывающего картеля договорились сократить добычу впервые с 2008 года Фото: kremlin.ru

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ ВКЛЮЧИЛА ЗАДНЮЮ

Накануне вечером было озвучено неожиданное для большинства участников рынков решение стран-участниц ОПЕК. Члены нефтедобывающего картеля договорились сократить добычу впервые с 2008 года в тот момент, когда надежды на это, казалось бы, иссякли. Заявленный объем сокращения — около 700 тыс. баррелей до совокупного уровня 32,5 - 33 млн. баррелей в сутки. «Банкет» организуют не за счет Ирана, которому позволят даже нарастить добычу, а за счет самого влиятельного члена картеля — Саудовской Аравии. По отдельным сообщениям, саудиты готовы ужаться на 440 тыс. баррелей, а ведь именно им больше других не нравилось желание Ирана увеличить добычу до «досанкционного» уровня.

На фоне такого решения цены на нефть марки Brent подскочили более чем на 5% до отметки $49,5 за баррель, однако к открытию торгов на российском рынке уже скорректировались ниже $49 за баррель, где продолжает плавать сейчас. Российская валюта смогла укрепиться на 1,6%, или 1 рубль, до отметки 63 рубля за доллар, на 13:38 мск торгуется около 63,22 рубля за доллар. Как видим, эффект оказался довольно сглаженным, что можно занести в плюс команде Эльвиры Набиуллиной: тонкие настройки денежной системы были сделаны достаточно удачно — и даже сентябрьское решение ЦБ понизить ключевую ставку на 0,5 п. п. до 10% оказалось, что называется, «в кассу». Ведь нельзя сбрасывать со счетов промышленное лобби, которое просит не дать рублю слишком укрепиться. Кроме того, ситуация выглядит подходящей для пополнения золотовалютных резервов. В то же время при более высокой рублевой цене барреля куда проще выполнить бюджет, не увеличивая его дефицит.

Российская валюта смогла укрепиться на 1,6%, или 1 рубль, до отметки 63 рубля за долларНажмите, чтобы увеличить

Обратим внимание на график: цена на нефть марки Brent с апреля по сентябрь оказалась «зажата» как раз в диапазоне $40 - 50 за баррель после восстановления с январских минимумов около $27 за баррель. В кои-то веки можно поздравить российское правительство, которое наконец-то намерено заложить в бюджет правильную цену в $40 за баррель.

Интересно, что ОПЕК смогла договориться спустя ровно 10 дней после выборов в Госдуму, где оглушительную победу одержала «Единая Россия». Итоги выборов не оставили надежды тем, кто рассчитывал на смягчение политического курса из-за низких цен на нефть и введенных санкций. Отметим, что на фоне сравнительно высоких доходностей спрос на долговые ценные бумаги РФ со стороны тех же резидентов США и ЕС превышает предложение в несколько раз. И Россия частично восполняет свой бюджетный дефицит: в этом году размещено евробондов в мае на $1,25 млрд., в сентябре — на $1,75 миллиарда.

Цена на нефть марки Brent с апреля по сентябрь оказалась «зажата» в диапазоне $40 - 50 за баррель после восстановления с январских минимумов около $27 за баррельНажмите, чтобы увеличить

ОСТАЕТСЯ ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ — 700 - 800 ТЫС. БАРРЕЛЕЙ

Попробуем разобраться в причинах заявления ОПЕК и его значении для рынка. Многие участники рынка были удивлены тем, что вообще было достигнуто какое-либо соглашение: даже сам его факт — это уже позитивный фактор для сырьевых котировок. «Все-таки договорились, хотя я полагал, что будет принято половинчатое решение. На рынке где-то 700 тысяч баррелей нефти невостребованные, и речь идет о заморозке добычи примерно на сегодняшнем уровне, а Россия уже сидит на максимуме добычи», — говорит Ренат Муслимов, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета.

Нефтедобывающие государства явно не готовы увидеть как минимум очередное сезонное (ноябрь-январь) снижение цен на нефть, которое мы наблюдали в 2014 и 2015 годах. «Страны ОПЕК сделали это, потому что уже прозвучали тревожные прогнозы ряда нефтедобывающих стран. При сохранении нынешних темпов добычи цена может опуститься до отметки 20 - 25 долларов за баррель. Это критическая отметка, при которой добыча будет нерентабельна даже для стран Персидского залива. Созданы большие мировые запасы нефти, и страны ОПЕК наконец-то решили работать вместе, убедительно прозвучали аргументы», — говорит вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко.

Что касается «секвестра» на 700 тыс. баррелей в сутки, то это менее половины избытка с предложения 1,5 млн. баррелей в сутки. Какие варианты? Первый — предложить другим игрокам снять излишки в объеме 800 тыс. баррелей (по оценке Муслимова, 700 тыс.). И Россия демонстрирует готовность к переговорам. Президент РФ Владимир Путин уже заявлял, что готов пойти навстречу в вопросе стабилизации цен на нефть, но, видимо, после того, как ОПЕК сделает первый шаг.

Напомним, что до вчерашнего решения и Россия, и Саудовская Аравия регулярно отчитывались о выходе на новые исторические максимумы добычи. Наш абсолютный рекорд — 10,91 млн. баррелей в сутки в январе 2016-го. Каждая из сторон по итогам августа вышла на уровень около 10,5 - 10,7 млн. баррелей в сутки (по последним предварительным данным, в сентябре Россия добыла около 11,1 млн. баррелей). Неудивительно, что, по разным оценкам, до середины или до конца 2017 года эксперты не ожидали достижения баланса путем сокращения «навеса» со стороны запасов.

Другим важным фактором, препятствующим серьезному восстановлению цен, являются компании, работающие на сланцевых месторождениях в США. Как показывает статистика, они немедленно увеличивают число буровых установок — и, разумеется, добычу — при росте котировок к уровню $50 - 52 за баррель. Напомним, что в декабре прошлого года конгресс США снял запрет на экспорт нефти, а значит, местные компании могут осуществлять физические поставки на другие рынки, в тот же лакомый Азиатский регион. Правда, по целому ряду причин ждать серьезной экспансии американцев, к счастью, нам пока не приходится.

Число буровых установок в СШАНажмите, чтобы увеличить

ПОЧЕМУ СЕЙЧАС?

Возникают вопросы: почему именно на этой встрече в ОПЕК пришли к соглашению? Ведь ранее ключевого участника ОПЕК — Саудовскую Аравию — нисколько не волновали мольбы представителей Венесуэлы, где в итоге произошла смена власти на фоне тяжелейшего кризиса, или других стран с относительно высокой себестоимостью добычи. Однако саудиты сами столкнулись с разрастающимся дефицитом бюджета.

Напомним, что активно наращивать добычу в 2014 году Саудовская Аравия начала, по официальной версии, для борьбы за рынок нефти. Одними из главных оппонентов саудитов были «назначены» сланцевые компании США. Добилась ли своего Саудовская Аравия? По итогам 2015 года долю в глобальном потреблении нефти ей удалось увеличить с 7,9% до 8,1%. С учетом падения средней цены на нефть на 30% с $96 до $60 за баррель в 2015 году это полный провал.

Поскольку, в отличие от многих стран, например России или Канады, Саудовская Аравия отказалась понижать курс национальной валюты, уже по итогам 2015 года дыра в ее бюджете, по подсчетам экспертов МВФ, составила $100 миллиардов. Золотовалютные резервы (ЗВР) королевства стремительно таяли, показав снижение на $140 млрд. за 2014 - 2015 годы. Это подтолкнуло Эр-Рияд выйти на рынок госдолга впервые с 2007 года.

С другой стороны, саудиты разработали программу по сокращению госрасходов. Как только они приступили к ее воплощению, начало расти недовольство в обществе. Причем последнее не отличается такой толерантностью, как в РФ, где рейтинг правящей партии, несмотря на кризис, только вырос. «Саудовская Аравия управляется очень дурно. Неловко даже произносить такие слова, находясь в России, но на фоне Аравии наша страна выглядит неким идеалом. Саудовская Аравия имеет большой бюджетный дефицит, но она имеет большие международные резервы, которые позволяют ей пять лет ни о чем не думать вообще при любых ценах на нефть. Страна встала на путь реформ, весьма напоминающих горбачевские, с другой стороны, поняла, что захват рынков любой ценой не есть хорошо, и приняла решение о сокращении добычи», — говорит Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации.

Следует учесть, что на фоне дефицита бюджета прозвучали планы национализировать «саудовское все» — госкомпанию Saudi Aramco. Нужно ли говорить, что приватизация крупнейшего актива при ценах на нефть в районе $45 - 46 за баррель (с учетом того, что падение до текущих значений спровоцировала именно Саудовская Аравия) можно расценивать едва ли не как предательство родины? Неудивительно, что периодически начинают всплывать теории заговоров: мол, падение сырьевых котировок — дело рук влиятельных кланов (Ротшильдов, Рокфеллеров иже с ними), которые спланировали прибрать подешевле сырьевые месторождения и компании по всему миру, включая «Роснефть» и Saudi Aramco.

Возможно, Саудовской Аравии придется признать свое поражение в битве за рынок, ибо цена победы оказалась поистине пирровой, и сосредоточиться на восстановлении цен. Пока же участники рынка фокусируются на ноябрьском заседании ОПЕК и ответных ходах стран, не входящих в картель. Они не исключают, что «хрупкий мир», достигнутый в Алжире, может рассыпаться в любой момент, ведь уровень добычи для отдельных стран еще не определен и станет предметом для последующих дискуссий. «ОПЕК в последнее время не выполняла своих обязательств в полном объеме и, скорее всего, не будет их выполнять», — резюмирует Муслимов.

Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились прогнозами о том, как будут развиваться события на нефтяном рынке в ближайшие месяцы.

Михаил Делягин: «Цены будут расти вне зависимости от того, что мы там замутим с Саудовской Аравией»Фото: kremlin.ru

«ВОПРОС В ТОМ, КИНЕТ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ НАС ИЛИ НЕ КИНЕТ»

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Это все хорошие новости, но ОПЕК — это не та организация, которая выполняет свои договоренности. Поэтому когда выяснится сверхквотная добыча и она начнет превышать ожидания, то эйфория на этом закончится.

Общая тенденция цен на нефть повышательная, потому что помимо ОПЕК есть такая штука, как себестоимость, которую никто не отменял. Себестоимость американской нефти, даже не сланцевой, с учетом неэластичных корпоративных аппетитов, пиара и политической потребности составляет минимум 55 долларов за баррель. Ситуация, когда нефтяные компании берут кредиты, чтобы выплатить дивиденды акционерам, не может продолжаться долго. Цены будут расти вне зависимости от того, что мы там замутим с Саудовской Аравией. Вопрос в том, кинет Саудовская Аравия нас или не кинет.

К концу года, я думаю, мы увидим цены устойчивые, а не в прыжке 50 долларов за баррель. Многое еще зависит от победы Трампа или Клинтон, но при любых обстоятельствах даже госпожа Клинтон не сможет отменить себестоимость. Потом мы увидим 55 долларов, а к концу следующего года — и 60 долларов за баррель. Это будут не монотонное повышение, а в прыжке и с провалами. Весьма возможно, что мы увидим и 30 долларов в течение года.

«СНИЖЕНИЕ ДАЖЕ ДО 30 ДОЛЛАРОВ БУДЕТ КРИТИЧЕСКИМ ДЛЯ РОССИИ»

Вадим Хоменко — вице-президент Академии наук РТ:

— Снижение даже до 30 долларов будет критическим для России. Страны ОПЕК еще могут выдержать с точки зрения добычи нефти при цене в 15 долларов за баррель, но надо добавить к этой стоимости еще 10 долларов, которые постоянно тратятся на геологоразведку. Для России, Татарстана эта цена еще больше, можно уложиться и в 25 долларов при добыче из уже существующих скважин, но через два-три года при отсутствии новых скважин падение будет колоссальным.

Ренат Муслимов — консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета:

— Роль ОПЕК сейчас здорово снизилась, психологически нереально возросла роль Соединенных Штатов, которые трясут сланцевой нефтью, но и она при высоких темпах добычи пойдет на покрытие внутренних нужд США. На внешний рынок эту нефть вытолкнут символически. Предполагаю, что на будущий год нефть будет доходить до 60 - 70 долларов за баррель с плавным ростом в будущие периоды. Спрогнозировать точнее невозможно — огромна спекулятивная составляющая. Пока танкер из Персидского залива идет в США, находящаяся там нефть в среднем перепродается 50 раз.

До вчерашнего решения и Россия, и Саудовская Аравия регулярно отчитывались о выходе на новые исторические максимумы добычи нефтиФото: ©Виталий Тимкив, РИА «Новости»

«ЖДЕМ ФИНАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ НА ВСТРЕЧЕ В НОЯБРЕ»

Роман Ткачук — старший аналитик «Альпари»:

— Главные вопросы сейчас — каково будет финальное соглашение (его планируется объявить на саммите ОПЕК 30 ноября) и как страны ОПЕК будут выполнять достигнутые договоренности. В картеле и без того «низкая дисциплина» — ряд стран добывает больше, чем прописано квотой. После сокращения квот количество нарушений может увеличиться. Никто не хочет терять свою долю «нефтяного пирога». Более вероятно, что сокращение добычи будет не столь существенным. При этом для ряда стран — Ирана, Ирака, Ливии, Нигерии — могут быть сохранены текущие квоты, так, по разным причинам в последние годы добыча в них снизилась. Суммируя, не стоит преувеличивать влияние достигнутых договоренностей. В ближайшие дни котировки Brent могут немного откатиться вниз.

Заметная доля сланцевых проектов в США становится рентабельной при стоимости нефти 50 - 55 долларов за баррель. Нынешний отскок цен на нефть позитивно скажется на этой индустрии в США — до конца года добыча в данной стране может вырасти, что вновь приведет к избытку предложения на рынке и будет давить на котировки нефти.

Бюджет Саудовской Аравии предусматривает серьезные расходы, сокращать которые власти не торопятся. В то же время снижение нефтяных цен привело к тому, что активно стали расходоваться резервные фонды. Показательно, что по предварительным договоренностям Саудовская Аравия согласилась на сокращение квот на 4 процента относительно августовских уровней — это больше, чем у других стран. Ради справедливости оговоримся, что перед августом саудиты нарастили добычу.

Рост цен на нефть позитивно сказался на курсе рубля — в моменте он укрепился на 1,5 процента при росте цены Brent на 6 процентов. Реакция рубля на волатильность нефти в последние месяцы всегда более сглаженной. Вероятно, сказывается влияние Центробанка, сглаживающего курс.

Михаил Поддубский — аналитик ГК ТeleTrade:

— Мы не ждем сильного дальнейшего роста цен на нефть. Любые попытки роста выше 50 - 55 долларов за баррель могут использоваться производителями сланцевой нефти для хеджирования будущих поставок. Поэтому рост выше этих рубежей в ближайшее время маловероятен. Пока диапазон в 45 - 50 долларов за баррель для нефтяных фьючерсов сохраняет актуальность.

Без дальнейшего роста цен на нефть рассчитывать на какое-либо серьезное укрепление рубля от текущих отметок уже вряд ли стоит. Хороший аппетит к риску на глобальных рынках и позитивной новостной фон могут способствовать еще некоторому укреплению рубля в краткосрочной перспективе, однако если мы смотрим хотя бы с горизонтом до конца года, то велика вероятность, что пара доллар/рубль будет к этому моменту выше текущих отметок. Мы не ждем резкого ослабления курса рубля, но плавное движение вверх по доллар/рубль — базовый сценарий.

«РЕАЛЬНЫЙ БАЛАНС НЕФТИ СЕЙЧАС ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ США И КИТАЕМ»

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Реальный баланс нефти сейчас определяется не только и не столько ОПЕК, сколько США и Китаем. Обе страны располагают большими запасами, имеют развитую нефтедобычу и при этом являются крупнейшими импортерами нефти. При низких ценах на нефть они действительно существенно снижают собственную добычу и наращивают импорт, тем самым поддерживая спрос. Но эти же страны в состоянии достаточно быстро нарастить собственную добычу и сократить внешние закупки, если цена поднимется слишком высоко. Фактически именно их действия стабилизировали нефтяные котировки в диапазоне от 35 до 55 долларов за баррель, и я пока не вижу объективных причин для выхода из данного коридора. Достижение договоренности странами ОПЕК должно поддержать котировки нефти в верхней части этого диапазона: от 45 до 55, максимум — от 50 до 60 долларов за баррель. Выход вверх за эти рамки вызовет расконсервацию скважин сланцевой нефти в США и сокращение импорта нефти Китаем. В результате цены вернутся обратно в коридор.

Низкий рубль выгоден не только АПК, но и другим экспортно ориентированным отраслям. Учитывая, что именно эти отрасли обеспечивают большую часть поступлений в бюджет, можно предположить, что ЦБ и минфин будут по мере возможности сдерживать укрепление рубля. Впрочем, я думаю, что рост нефтяных котировок на информации об алжирских договоренностях не будет ни значительным, ни долгосрочным и не сможет существенно укрепить рубль.

«В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ С ДИСЦИПЛИНОЙ В НЕФТЯНОМ КАРТЕЛЕ НЕ ВСЕ ГЛАДКО»

Станислав Вернер — вице-президент IFC Financial Center:

— Сюрприз от ОПЕК окажет кратковременный позитивный эффект на рынок нефти. В дальнейшем эмоции уступят место осторожности с примесью скепсиса, которые превалировали на рынке в преддверии встречи в Алжире. Участники рынка вновь начнут задаваться вопросом: а действительно ли эти договоренности удастся претворить в жизнь, будут ли они соблюдаться и не окажет ли медвежью услугу такой поворот в прежней стратегии под названием «Выдави конкурента»?

Начать можно с того, что соглашение носит пока рамочный характер и лишено конкретики: объем добычи задан в виде диапазона 32,5 - 33 миллиона баррелей в сутки. Если брать по верхней границе, то с учетом нынешнего уровня нефтедобычи в 33,24 миллиона баррелей в сутки разница невелика. А потом еще верить в то, что соглашение будет соблюдаться, ведь в последнее время с дисциплиной в нефтяном картеле не все гладко. С другой стороны, потенциальное подключение России к сделке заставит вновь перекроить прогнозы достижения баланса спроса и предложения. По оптимистичному сценарию (Россия плюс 32,5 миллиона баррелей) это может произойти уже в первом квартале 2017 года, по более реалистичному сценарию (33 миллиона без России) — летом 2017 года. Однако для реализации таких ожиданий необходимо, чтобы сбылся прогноз от международного энергетического агентства о том, что весь следующий год производство нефти в США будет снижаться.

«САМ КАРТЕЛЬ В УБЫТКАХ НЕ ОСТАЕТСЯ»

Александр Разуваев — директор аналитического департамента «Альпари»:

— Новость этой недели еще долго будет будоражить участников торгов. Сырьевой рынок отреагировал бурным подъемом нефтяных котировок, баррель Brent накануне взлетел на 7 процентов, утром в четверг торгуется по 49 процентов. Похоже, начался небольшой технический откат.

Среди положительных моментов стоит отметить, что, во-первых, интрига для нефтяных спекулянтов наконец-то исчерпана, во-вторых, это все-таки какая-никакая, а попытка ограничить переизбыток предложения нефти на мировом рынке. Однако и здесь довольно много подводных камней. Часть из них видно уже сейчас, часть проявится позже. Среди видимых проблем — отсутствие обязательного исполнения соглашения и жесткого контроля за добычей. Кроме того, 32,5 миллиона баррелей в сутки — это больше, чем ОПЕК добывала всего год назад. Получается, что сам картель в убытках не остается и существенным образом не ломает привычную картину суточной выкачки черного золота.

По всей вероятности, нефть сегодня скорректируется, поскольку вчерашний взрыв оптимизма выглядит все-таки избыточным. Для сорта Brent ориентир составляет 47,5 - 48 долларов за баррель.