Эльмира Зарипова

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

— Эльмира Амировна, какова сегодня ситуация на рынке труда?

— Особенность Татарстана в том, что наша республика – инвестиционно привлекательный регион, с хорошими перспективами развития. А это означает создание новых рабочих мест. Речь идет о научно-производственном кластере «Иннокам», охватывающем 6 муниципальных образований, в том числе город Набережные Челны, который, как вы знаете, получил статус территории опережающего развития. Только в этом кластере предполагается ежегодное создание более 30 тысяч рабочих мест. Туда же входит особая экономическая зона «Алабуга», где планируется открыть 16 тысяч рабочих мест. Строится Иннополис, 52 промышленные площадки муниципального уровня, там также создаются рабочие места, да и уже трудятся 5,5 тысяч человек. У нас достаточно высокий уровень занятости относительно Российской Федерации: 69 процентов против 65 процентов в среднем по стране. Аналогичные показатели с занятостью молодежи: 65 процентов молодого населения вовлечено в трудовую деятельность, по России этот показатель ниже — 62 процента. При этом в нашей республике значительно ниже уровень общей безработицы — всего 3,4 процента, тогда как в России этот показатель составил 5,7 процента. В настоящее время на учете в центрах занятости зарегистрированы 14,5 тысяч безработных — всего 0,71 процента от численности экономически активного населения. Причем в Татарстане более 35 тысяч вакантных мест. Иными словами, у нас на одного безработного приходится как минимум две вакансии. Конечно, это без учета квалификации соискателей, их возраста, пола, места проживания.

— Означает ли это, что проблем с трудоустройством у татарстанцев вообще нет?

— Работа, в принципе, есть, но, признаемся, существуют и определенные диспропорции с точки зрения территорий республики, а также несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Но что нас беспокоит — это постепенное снижение численности трудоспособного населения, что может привести к дефициту рабочей силы на рынке труда.

— То есть работать будет некому?

— Это слишком преувеличенно. Демографический фактор, конечно, играет большую роль. Для нас важен любой потенциал республики, и многие вопросы можно корректировать. С точки зрения обеспечения занятости молодежи необходимо регулировать рынок образовательных услуг, чтобы молодежь при получении образования выбирала профессии, востребованные в экономике. С другой стороны, привлекать к занятости активных людей старшего поколения, они, к слову, востребованы на рынке труда. И в ближайшее время мы начинаем новую программу по профессиональной переподготовке лиц пожилого возраста.

БИЗНЕСУ ТРЕБУЕТСЯ 22 ТЫСЯЧИ СПЕЦИАЛИСТОВ

— Ваше министерство готовит прогнозы по рынку труда. Каков ваш прогноз на ближайший год?

— Как я уже отмечала, тенденции на снижение в экономике республики трудоспособного населения, к сожалению, продолжаются. Только за последние 5 лет численность трудоспособных людей в Татарстане сократилась на 90 тысяч человек. В среднесрочном периоде до 2018 года прогнозируется дальнейшее снижение как численности трудовых ресурсов в целом, так и численности трудоспособного населения. На фоне этого ожидаем дальнейшего увеличения количества работающих пенсионеров. Если говорить о потребностях бизнеса, то на 2017 год предприятия республики заявляют о необходимости в профессиональной подготовке 21 - 22 тысяч человек. При этом потребность в специалистах с высшим образованием порядка 9 тысяч человек, в подготовке по системе среднего профессионального образования ­ — 5,1 тысячи. Кроме того, бизнес готов принять порядка 5 тысяч работников, подготовленных по ускоренной программе.

— Насколько привлекательна наша республика с точки зрения трудовой миграции?

— Однозначно, Татарстан — привлекательный регион, об этом говорят и цифры: 32 тысячи человек за год приехали к нам из других субъектов, причем 29 тысяч — трудоспособные люди. И это, отмечу, не жители стран СНГ, а именно других регионов России, даже из Центрального федерального округа! В подтверждение своих слов приведу и такие факты: недавно проводились исследования по релокации населения России по готовности жителей страны к переезду в другие регионы. По результатам исследования, Татарстан вошел в 8 популярных направлений. То есть наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Краснодаром мы входим в число регионов, куда люди готовы переехать. Кстати, свидетельством привлекательности нашей республики являются и данные общероссийского портала «Работа в России». У портала 14 миллионов пользователей, так 2,5 миллиона из них просматривали вакансии нашей республики. Причем, отмечу, у нас есть три тысячи вакансий с предоставлением жилья. Что касается внешней миграции, то итоги 2015 года показали, что число прибывших превышает число выбывших — миграционный прирост составил 1 484 человека.


КОМУ ПОМОГУТ АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

— Расскажите подробнее о программе трудоустройства выпускников на предприятиях республики: насколько она популярна, есть эффект от ее реализации?

— Говорить об эффекте еще рано: молодые люди должны закрепиться на предприятии, получить опыт в своей профессии. В этом году 110 выпускников по этой программе будут трудоустроены на заводе «КАМАЗ», Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова — филиале ПАО «Туполев», Казанском вертолетном заводе. Пока трудоустроены 60 человек. Государство со своей стороны оплачивает часть зарплаты в течение первых 6 месяцев работы выпускников. Помимо этого, для молодых людей от 18 до 20 лет из числа выпускников, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, осуществляется резервирование рабочих мест — в этом году для них зарезервированы 114 рабочих мест. Аналогичная программа, она называется «Молодежная практика», действует и для выпускников вузов. Кстати, уровень трудоустройства выпускников у нас в республике и так высокий — порядка 70 процентов. Они активно трудоустраиваются на свободные рабочие места.

— В прошлом году правительство страны проводило мощную антикризисную кампанию по поддержке производителей, Татарстану был выделен на эти цели миллиард рублей. В этом году на антикризисную программу республика получила в два раза меньше — 500 миллионов. На какие программы эти средства были направлены?

— Как и в прошлом году, были предложены такие меры, как организация временной занятости и опережающее обучение работников, а также точечная поддержка выпускников организаций профессионального образования. Хочу отметить, что на антикризисные мероприятия, помимо федеральных, были выделены и средства республиканского бюджета — 208,1 миллиона рублей. В этом году мы поддержали большее число предприятий. К примеру, по опережающему профессиональному обучению предусмотрено участие более 5 тысяч работников 20 предприятий автомобильной, легкой промышленности.

Наибольшая потребность в обучении работников заявлена заводом «КАМАЗ», включая зависимые и дочерние общества – 4,6 тысячи человек. КАМАЗ стал и основным участником программы по обеспечению временной занятости работников, находящихся под риском увольнения и созданию временных рабочих мест — 6 366. В целом же на трех предприятиях —«КАМАЗ», ООО «АВТОТЕХНИК», АО «КВАРТ» — на временных рабочих местах обеспечена занятость 21 тысячи работников.

ПРАВО НА ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

— Как ваше министерство выстраивает отношения с работодателями?

— Роль службы занятости меняется. И сегодня мы должны ориентироваться не только на соискателей и тех людей, кто нуждается в наших услугах, но и на работодателей, бизнес. У нас есть регламенты по оказанию услуг, а система оценки служб занятости выстроена через индикаторы. И главным из них всегда был процент трудоустроенных граждан, в том числе инвалидов, молодежи и выпускников вузов из числа обратившихся.

Сегодня актуален переход к индикаторам, отражающим уровень трудоустройства в целом наиболее уязвимых категорий граждан, а не только тех, кто обратился в службу занятости. Важна задача подбора под конкретного работодателя персонала, обладающего определенным уровнем компетенций. Это повысит уровень ответственности каждого работника службы занятости, будет способствовать индивидуальной самостоятельности и инициативе, появится стимул работать не только с теми, кто обратился в службу занятости, но и выявить тех, кто недавно потерял работу и не знает, где искать поддержку и помощь в решении вопросов трудоустройства.

В настоящее время мы тесно сотрудничаем с ассоциацией кадрового менеджмента, которая проводит мастер-классы для наших специалистов, а также аудит центров занятости. И сейчас совместно вырабатываем новые индикаторы, которые будут показывать, насколько профессиональны наши специалисты с точки зрения работодателя. Только так государство будет эффективным на рынке труда.

— Все же какие кадры нужны экономике Татарстана? Можете дать совет молодым людям, только выбирающим свой трудовой путь?

— Медицина, машиностроение, программная инженерия, строительство — вот четыре направления, по которым имеется большой спрос на кадры у работодателей. И каждое направление включает в себя все три уровня образования. Если мы говорим о медицине, то здравоохранению требуются как врачи, так и медсестры и фельдшера. В строительной отрасли острая нехватка как специалистов с высшим образованием — инженеров, проектировщиков, так и со средне-специальным и начальным — прорабов, арматурщиков, газосварщиков. В том же машиностроении сидит большой блок рабочих направлений, таких как оператор станков с ЧПУ, слесарь, фрезеровщик. Но там требуются и технари с высшим образованием, то есть все уровни образования по этим направлениям востребованы. А молодым людям нужно исходить из своих потребностей, ведь у каждого индивидуальные способности. Это право и выбор человека. Наша же главная задача как органа власти — дать информацию о прогнозе потребности экономики, мире существующих профессий, перспективах трудоустройства.

Подготовлено при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ