Минобороны подписало с заводом им. Горького контракт на 27 млрд. рублей на строительство еще трех малых МРК «Буян-М»

ВОПРОС О «ЛЕДОВОЙ ТРОЙКЕ» ВСЕ ЕЩЕ НЕ ЗАКРЫТ

— Ренат Искандерович, мы помним, что изначально минобороны намеревалось заказать 12 «Буянов-М», но потом решили остановиться на 9, пожертвовав тремя ради старта программы нового малого ракетного корабля (МРК) — проекта «Каракурт». Но теперь, получается, военные вернулись к прежним планам. Это стало сюрпризом для завода?

— Неожиданностью стало скорее то, что для подписания контракта нас пригласили на «Армию-2016». Это определенный аванс от минобороны, знак доверия. А об этой тройке разговор пошел еще в 2015 году. Аргументы за: в таких кораблях есть необходимость; серия апробирована; завод добился сокращения сроков строительства — с 34 до 28 месяцев. К слову, за последние напряженные 5 лет мы не сорвали ни одного госконтракта… Получив запрос минобороны, мы подтвердили, что сможем построить еще три «Буяна-М», ведь сегодня даже с учетом этих кораблей завод загружен всего на 70 процентов: завершающаяся модернизация увеличила мощности предприятия в разы... Далее — обосновали цену, прошли соответствующую проверку в минобороны, ФАС. Но, думаю, главный фактор — то, что ранее построенные корабли этого проекта от Зеленодольского проектно-конструкторского бюро хорошо зарекомендовали себя. Проект оказался очень удачным. Изначально ведь планировалось построить только три «Буяна-М» для Каспия. Но завод выполнил, по сути, непосильную задачу: в один год сдал и головной, и первый серийный корабли, доказал флоту, что без увеличения цены готов построить еще два. После этого ВМФ решил приобрести еще пару МРК. Так появилась пятерка, а затем число «Буянов-М» решили довести до 9.

— Корабли новой тройки чем-то будут отличаться от предыдущих? Ранее речь шла о том, что 10-й, 11-й и 12-й «Буяны-М» будут ледового класса…

— Да, но потом от этой идеи отказались в пользу концентрации сил на МРК нового проекта — «Каракурт», которые будут строить петербургский завод «Пелла» и наш завод. Сегодня решено строить «Буяны-М», аналогичные предыдущим 9 кораблям. Вместе с тем вопрос о «ледовой тройке» с повестки дня не снят. Проработки у Зеленодольского ПКБ есть, и, думаю, рано или поздно тема ледового класса получит продолжение.

Пресс-конференция после подписания государственного контракта

— Срок исполнения контракта?

— Первый корабль сдадим в 2019 году, второй и третий — в 2020-м.

— Вы говорили о скором завершении модернизации завода. Тем не менее хватит ли вам элементарно рабочих рук для строительства новых МРК?

— Да, дефицит рабочих и инженерно-технических кадров есть, но мы работаем над привлечением специалистов на завод. Считаю, у нас достойная социальная программа. Строим жилье. В сентябре 2013-го заселен 132-квартирный дом, в ноябре прошлого года сдали первую очередь — 78 квартир — второго дома, а до конца сентября сдадим вторую очередь — 137 квартир. В перспективе — строительство 10 домов жилого комплекса «Красный металлист». Важно и то, что мы сами готовим рабочие кадры. В итоге люди пошли на завод, и сегодня мы уже начали набирать их выборочно. За 2017 год мы должны принять 800 работников — штатных и временных. Но не одномоментно, а поэтапно, в зависимости от загрузки завода.


ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

— На «Армии-2016» вы представили заместителю министра обороны Юрию Борисову и главкому ВМФ Владимиру Королеву программу для обеспечения работ по сервисному обслуживанию кораблей. В новостях говорилось о ее инновационности. Но разве ничего подобного на флоте ранее не было?

— Было, но за счет контроля в ручном режиме десятками, если не сотнями, исполнителей. Мы все свели в единую программу. Она позволяет решить все связанные с сервисом задачи. Это сбор и обработка данных о состоянии корабля; формирование перечня и объема сервисных работ, их сопровождение и контроль; автоматизация процесса управления работами по обслуживанию; формирование отчетов о проведении работ; хранение электронных копий всех сопутствующих документов. Причем во многом это работа на упреждение поломки, а не реакция на свершившееся событие.

Руководство завода им. Горького и его материнского холдинга «Ак Барс» уверяет, что предприятие готово оказать техническую поддержку кораблям, где бы они ни находились

Как, к сожалению, заведено? Чем больше объем производства, тем больше хромает качество обслуживания — не хватает сил охватить все сразу. А наша программа позволяет сделать это. В нее заложено все — от болта до главного двигателя: какие работы необходимо выполнить и когда; какие агрегаты есть в наличии, а какие надо ждать; какая кооперация потребуется и так далее. Более того, формируется электронный архив выполненных работ, который хранится в специальных защищенных компьютерах российского производства, — при сдаче корабля будем выдавать командиру чемоданчик с полной информацией на корабль. Такой уровень систематизации сервисной информации достигнут впервые в истории российского ВМФ.

Кроме того, программа позволяет обосновать бюджет обслуживания — сколько нам необходимо финансирования, чтобы корабль был в боевой готовности 24 часа. Ведь сегодня такие расчеты зачастую делаются «глядя в потолок».

Словом, программа учитывает путь корабля от изготовления до утилизации. И разработана она была в рамках подписанного заводом имени Горького и минобороны контракта на обслуживание наших кораблей по принципу жизненного цикла.

— Кто разработал программу?

— Завод — заказчик и обладатель авторских прав. Разработчик — петербургское ЗАО «Си Проект», признанный лидер в области разработки и внедрения решений для управления жизненным циклом и безопасной эксплуатации военной техники, инженерных систем, технических средств и оборудования.

— Для гражданских заказов программу адаптируете?

— Да, хотим распространить ее на скоростные теплоходы А145.

— А можно ли будет при помощи программы решать вопросы совсем оперативно — онлайн?

— Да, в планах — сделать программу, которая позволяла бы по закрытым каналам обмениваться с экипажами информацией для оперативной отработки сервисных вопросов в режиме онлайн. Ведь если сегодня программа распространяется только на катера специального назначения проекта «Грачонок» и на «Буяны-М», то в дальнейшем она охватит и патрульные корабли проекта 22160, а они будут ходить не только по Черному и Средиземному морям, но и гораздо дальше.

Фото: АО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького"