В конце июня у центра семьи «Казан» Рустам Минниханов открыл 4 скульптуры Даши Намдакова, тендер на создание которых ГИСУ объявило всего несколько дней назадФото: архив «БИЗНЕС Online»

ПОЧЕМ ЗИЛАНТЫ И БАРСЫ?

Как обнаружила газета «БИЗНЕС Online», на прошлой неделе на портале госзакупок появилась информация об интересной закупке. Речь идет о «завершении общей архитектурно-планировочной композиции комплекса «Центр семьи «Казан», в том числе изготовлении и установке четырех скульптурных фигур с корректировкой ночной подсветки».

Судя по всему, имеются в виду четыре скульптуры, установленные вокруг центрального загса этим летом, которые торжественно вместе со скульптором Даши Намдаковым открывал президент Татарстана Рустам Минниханов.

Однако заказчик закупки — ГИСУ РТ — объявил тендер уже после завершения работ, что само по себе, впрочем, вошло уже почти в обычную практику. Интересна сама конкурсная документация. За контракт, который формально должен быть выполнен к 30 октября этого года, правительство Татарстана готово заплатить 289,2 млн. рублей.

В сводном сметном расчете стоимости строительства расписаны все виды работ. Постаменты под четыре статуи барсов и зилантов в разновидностях «Он» и «Она» оценены в 25 млн. рублей вместе с монтажом, а изготовление самих скульптур — в 214 млн. рублей. Итого — почти 240 млн. рублей, то есть в среднем 60 млн. рублей за одну статую.

На открытии скульптурной группы президент РТ распорядился заменить светильники и скамейки вокруг композиции На открытии скульптурной группы президент РТ распорядился заменить светильники и скамейки вокруг композиции Фото: president.tatarstan.ru

За наружное освещение и архитектурную подсветку победителю аукциона заплатят почти 1 млн. рублей. За работу с наружными сетями и сооружениями водоснабжения, теплоснабжения и прочее — 479 тыс. рублей, а за благоустройство и озеленение территории — 855 тыс. рублей. Проектные работы обойдутся в 466 тыс. рублей. Забавно, что заложено 3,4 млн. рублей на «непредвиденные расходы». Весомой статьей стали также налоги — 44,2 млн. рублей вместе с НДС.

В бланке госконтракта уточняется, что исполнитель до начала производства работ должен согласовать образцы строительных материалов для отделки, а также заключаемые с поставщиками контракты (договоры).

Любопытный вопрос, что означает «корректировка ночной подсветки». Вероятно, это было предусмотрено изначально: новые объекты действительно меняют схему освещения объекта. Но, возможно, учтено и поручение президента РТ заменить светильники и скамейки вокруг композиции. Напомним, сев передохнуть на лавочке, Минниханов беседовал с мэром Казани Ильсуром Метшиным и скульптором. Мужчины много шутили, а Рустам Нургалиевич по-хозяйски раздавал указания, и вдруг донеслось: «Это надо будет демонтировать». «Сейчас они уже не соответствуют общему облику, — рассказал позже корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Намдаков. — Я обещал нарисовать эскиз, а местные мастера будут его воплощать. Чтобы это было в едином стиле, единым ансамблем. Люди, у которых воспитанный глаз, видят диссонанс». Что ж, согласно закупке, до скамеек пока дело не дойдет, но, возможно, следующим летом все указания все же будут исполнены.

Постаменты под четыре статуи барсов и зилантов в разновидностях «Он» и «Она» оценены в 25 млн. рублей вместе с монтажом, а изготовление самих скульптур — 214 млн. рублей Постаменты под четыре статуи барсов и зилантов в разновидностях «Он» и «Она» оценены в 25 млн. рублей вместе с монтажом, а изготовление самих скульптур — в 214 млн. рублей Фото: president.tatarstan.ru

Связаться с контактным лицом, указанным в закупке, по телефону не удалось. Лилия Гайнанова, ответственное должностное лицо ГИСУ, оказалась в отпуске.

«Я ПООБЕЩАЛ НАРИСОВАТЬ ЭСКИЗ, А МЕСТНЫЕ МАСТЕРА БУДУТ ЕГО ВОПЛОЩАТЬ»

Напомним, о том, что возле центра семьи «Казан» появятся 6-метровые скульптуры мифических крылатых зилантов и барсов, стало известно осенью прошлого года. Таким образом, замысел автора, касающийся внешнего облика здания центра семьи «Казан», должен был приобрести завершенность.

Скульптурная группа представляет собой символы Казани и Татарстана, изображенные парами. Кроме того, рядом со скульптурами, олицетворяющими женское начало, изображены детеныши — маленькие барсы и зиланты. По задумке автора, фигуры с четырех сторон должны охранять входы в «Чашу», одновременно оберегая семейные союзы, заключенные здесь.

Композиция, так же как и в свое время идея установки статуи «Хранительницы» в Болгаре, вызвала дискуссию в обществе. На сайте Change.org даже появилась петиция, автор которой требует убрать скульптурную композицию бурятского скульптора. Однако на данный момент ее поддержали всего 724 человека. С другой стороны, были и позитивные отклики — в данном случае необычные творения, по крайней мере, не задевают ничьих религиозных чувств, а желание сфотографироваться на их фоне возникает точно.

Даши Намдаков (в центре): «Я профессионально доволен. Я думаю, что это станет со временем и даже уже стало неотъемлемой частью города» Даши Намдаков (в центре): «Я профессионально доволен. Думаю, что это со временем станет и даже уже стало неотъемлемой частью города» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Сам художник летом заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что очень переживал по поводу того, как его «звери» приживутся возле Дворца бракосочетания. «Я понимаю, что были какие-то нюансы, понимаю, что некоторые претензии были оправданными, — говорит Намдаков. — Но сейчас мы поставили эти скульптуры, построили дворец. Я профессионально доволен. Думаю, что это со временем станет и даже уже стало неотъемлемой частью города».

Скульптор отмечает: «Искусство должно будоражить, оно не должно быть безликим. Если было бы что-то безликое, люди просто проходили бы мимо и не хвалили бы, не возмущались бы. А когда искусство сильное, бывает и реакция. А она разная. Не бывает так, чтобы всем нравилось. Со временем это все устаканится. Мы же знаем множество скульптур, мимо которых проходишь каждый день и даже головы не поднимаешь. А на эти вещи есть реакция. Реакция разная, а на серьезные вещи никогда не бывает однозначной реакции».

Намдаков вспомнил, как вообще началась эта история с зилантами и барсами. «Мы сидели в кабинете президента Минниханова. Я привез проект, показал, и думали, где это ставить, президент подошел к окну, растворил шторки, сказал: „Будем ставить там!“ — и показал на противоположный берег Казанки. Прошло время, и мы сначала построили дворец, сейчас поставили скульптуры».

Что ж, на такое дело и четверти миллиарда не жалко.