. Сегодня на заводе им. Горького спустили на воду фрегат проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама

«НАДЕЖНО ОБЕСПЕЧИВАЮТ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЬЕТНАМА»

Сегодня на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» торжественно спустили на воду фрегат проекта «Гепард 3.9» для Социалистической Республики Вьетнам. Хотя церемонию точнее было бы назвать обрядом разбивания о борт традиционной бутылки шампанского (это сделал заместитель начальника генштаба Вьетнамской народной армии, вице-адмирал Фам Нгок Минь): корабль уже находится на воде, как и его систершип по заказу. «Между Вьетнамом и Россией всегда были только отношения взаимной поддержки, сотрудничества и единых стратегических позиций, — задал тон торжеству премьер-министр РТ Ильдар Халиков. — И сегодняшнее событие — еще одно тому свидетельство. Первые два корабля доказали, что они надежно обеспечивают безопасность Вьетнама, и это побудило наших партнеров заказать новые корабли».

Напомним, проект «Гепард» стал первым экспортным успехом завода им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») в постсоветское время. В декабре 2006 года Рособоронэкспорт подписал контракт с Вьетнамом на строительство двух сторожевых кораблей проекта «Гепард-3.9». Финансирование контракта велось холдингом «Ак Барс» по агентскому соглашению с Рособоронэкспортом. Интересно, что первоначально заказчик присматривался к проекту 20382 «Тигр» от ЦМКБ «Алмаз» с «Северной верфью» в роли исполнителя, но ВМФ Вьетнама смутило то, что «Тигр» существует лишь в проектной документации. Это обстоятельство сыграло в пользу Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ). Оно предложило вариант, который можно было считать обкатанным: прообраз «Гепарда» сторожевик «Татарстан» проекта 11661 к тому времени уже три года служил на Каспии.

10 июля 2007-го был заложен первый корабль, а 28 ноября того же года — второй. Головной Dinh Tien Hoang введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011 года, второй — Lee Thay To — 22 августа 2011-го. Видимо, сторожевики вьетнамцам понравились. В сентябре 2013-го завод приступил к строительству еще двух «Гепардов-3,9» (контракт с азиатским государством подписан в феврале того же года). Первый корабль отправят на испытания в августе 2016-го, второй — в ноябре. Вьетнам получит «Гепарды» в 2017 - 2018 годах.

. .

Не раз говорилось, что Вьетнам может заказать еще пару «Гепардов 3.9». Как полагает научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов, вполне вероятно, что вьетнамцы третью пару закажут. «Но против сейчас могут играть непонятности с Украиной по двигателям», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». Дело в том, что двигатели для «Гепардов» поставляет украинская компания «Зоря» — «Машпроект». Судя по отчетности завода им. Горького, они пришли в Зеленодольск с опозданием в 15,5 месяцев для первого фрегата и 10,5 — для второго. В итоге первый корабль завод передаст заказчику через 51 месяц после начала постройки (при предусмотренном контрактом сроке в 42 месяца), второй — через 54 месяца (по контракту — 46).

«УКРАИНА ОТКАЗЫВАЛАСЬ ПОСТАВЛЯТЬ ДВИГАТЕЛИ»

Можно предположить, что такая непунктуальность не понравилась вьетнамской стороне. И это наверняка станет фактором сомнений при новом заказе, тем более и конкуренты не дремлют. «Вьетнамцы сегодня предпочитают не складывать все яйца в одну корзину, например, заказали в Голландии серию фрегатов типа Sigma», — рассказал «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов из Санкт-Петербурга.

«Цена из-за [валютного] курса сейчас выгодная, но Вьетнам пока реализует программу четырех «Гепардов» и четырех Sigma, и будет ли потребность/ресурсы на дополнительные «Гепарды», неизвестно, — обрисовал «БИЗНЕС Online» ситуацию независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин из Москвы. — Отдельный большой плюс был бы в установке «Калибров». Кстати, по словам гендиректора завода им. Горького Рената Мистахова, оценив результаты работы российских кораблей по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.), вьетнамцы пожелали установить на третьей паре — если она будет — вместо ракетного комплекса «Уран» комплекс «Калибр». «Установка экспортного «Калибра» придаст «Гепардам» новые свойства», — полагает Глухов. В целом он считает вероятность нового заказа Зеленодольску высокой: «Вероятность заказа третьей пары, на мой взгляд, весьма высока, даже несмотря на проблемы с поставками главной энергетической установки украинского производства. Корабль освоен, успешно эксплуатируется, хорошо вооружен, не слишком дорог. Сам заказ второй пары как раз говорит о хорошем качестве постройки «Гепардов» и в целом о том, что проект, как сейчас говорят, годный. Проектант — ЗПКБ — может быстро «подстроить» проект под заказчика — по вооружению и техническим средствам».

Обряд разбивания о борт традиционной бутылки шампанского сделал замначальника генштаба Вьетнамской народной армии, вице-адмирал Фам Нгок Минь

По его словам, есть еще один важный фактор — срок постройки, и здесь зеленодольцы — молодцы: они стараются выполнять контрактные обязательства, а задержки из-за объективных причин им прощаются. Для Вьетнама актуален еще и комплекс политико-экономических причин, в частности разногласия с политикой «великого северного соседа» в вопросе освоения богатств Южно-Китайского моря и вокруг. «Вьетнаму, очевидно, очень нужны боевые корабли. И их проще заказать у нас, тем более что процесс отработан. Наше «железо» вьетнамцам давно привычно и нареканий не вызывает. Во всяком случае, ни о каких серьезных проблемах или тем более скандалах с Вьетнамом касательно качеств нашего оружия мне неизвестно. Если что и есть, то дело решается к взаимной выгоде каждой из сторон. Проект 11661 — основа «Гепарда» — для ВМФ России считался «непродвинутым» (даже несмотря на то, что в нашем флоте это самый первый носитель знаменитых теперь на весь мир «Калибров»), предпочтение отдали другим проектам, но в своей экспортной ипостаси он оказался очень и очень успешным», — сказал собеседник нашего издания.

Судя по всему, проблемы с украинскими двигателями удалось решить только благодаря вьетнамским партнерам. «Хотел бы поблагодарить Республику Вьетнам за то, что поддержала нас в непростое время, когда принималось решение по поставкам турбин... В итоге эта миссия была выполнена», — обтекаемо отметил сегодня на церемонии Мистахов. «БИЗНЕС Online» предложил прояснить ситуацию генеральному директору ЗПКБ Виталию Волкову. «Украина просто откровенно отказывалась поставлять двигатели, — рассказал он. — Драматическая была ситуация! И вьетнамцам большое спасибо за то, что они этот вопрос решили. Мы бы технически тоже решили, но это были бы немалые затраты».

На вопрос, какие турбины будут стоять на третьей паре «Гепардов», если Вьетнам ее закажет, Волков ответил: «Сегодня мы не ведем разговора о поставках двигателей с Украины, это будут другие двигатели. Какие — пока рано говорить». Но, по его мнению, третья пара кораблей будет. «Сегодня представляли вьетнамцам доработанный проект, получили одобрение», — рассказал гендиректор ЗПКБ.

НА ОЧЕРЕДИ — ШРИ-ЛАНКА?

Неудивительно, что «Гепардами» заинтересовались Бангладеш (два корабля) и Шри-Ланка (один фрегат), которую сторожевик интересует в патрульном варианте: то есть без ракетного вооружения — только с артиллерией и «системами ближнего зенитного огня». Впрочем, здесь эксперты не испытывают особого оптимизма. «Конкуренция высокая, — отметил Тебин. — Да, курс валюты и «сирийская реклама» — большие плюсы, но говорить о серьезных перспективах сложно». С ним соглашается Барабанов. «Перспективы не очень высокие. Для Шри-Ланки корабль дороговат даже в патрульном варианте, а Бангладеш (тоже не назовешь богатой) покупает корветы в Китае, для береговой охраны берет списанные корветы в Италии», — говорит он.

По мнению Волкова, о Бангладеш пока рано говорить, а вот Шри-Ланка «погорячее, это достаточно реальный проект». Кстати, напомним, что 25 апреля с представителями руководства министерства обороны Шри-Ланки встречались Халиков, его зам — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров и Мистахов. В беседе с «БИЗНЕС Online» гендиректор завода им. Горького подчеркнул, что экспортная тематика становится для предприятия все более важной: следующий год будет пиковым с точки зрения гособоронзаказа (90% продукции завода), а далее он пойдет на спад.

Кстати, о гособоронзаказе. В 2015 году завод им. Горького подтвердил статус одной из самых плодовитых российских военных верфей.

Во-первых, главному управлению глубоководных исследований минобороны был сдан транспортный плавучий док «Свияга» (проект 22570).

Во-вторых, флоту передали сегодня уже ставшие знаменитыми малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М» «Зеленый Дол» и «Серпухов». Ведется строительство аналогичных МРК «Вышний Волочек» (сдача — в 2017 году), «Орехово-Зуево», «Ингушетия» (оба — 2018-й), «Грайворон» (2019).

В-третьих, ведется строительство головного патрульного корабля проекта 22160, он будет сдан ВМФ в 2017 году. В разной степени готовности — еще 6 таких кораблей.

В-четвертых, ведется строительство трех противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок».

В-пятых, для ВМФ строятся два кабельных судна проекта 15310.

В-шестых, в Кронштадте готовится к началу госиспытаний «Полярная звезда» — головной пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». На стапелях в Зеленодольске находятся еще два «Океана», которые пограничники получат в 2019 году.