КОМАНДА НА ВСПЛЫТИЕ?

Первое впечатление от опубликованной в пятницу отчетности ПАО «КАМАЗ»: ну дождались наконец-то. Согласно бухгалтерскому отчету по РСБУ, выручка компании в первом квартале текущего года выросла на 23% до 17,2 млрд. рублей. Начинаешь верить, что автогигант действительно оттолкнулся от того дна, которое нащупал в четвертом квартале 2015 года.

Интересно, что неделю назад руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев на личной странице в соцсети «ВКонтакте» сделал запись, где транслировал мнение камазовских стратегов и маркетологов: те увидели признаки выхода из кризиса на рынке грузовиков.

«В марте произошло важное событие: рынок грузовиков впервые за два последних года, с апреля 2014-го, оказался лучше своего значения годовой давности. В марте рынок (продажи производителей) составил 2959 штук., что на 19 процентов лучше, чем в марте 2015 (2491 штук). Это, возможно, признак выхода из кризиса», — сообщил Афанасьев. По его словам, выход в плюс лишь за один месяц не является «достаточным» признаком выхода из кризиса, но является «необходимым». Частично эту точку зрения ранее озвучил Сергей Когогин в интервью телеканалу «Россия-24», не преминув уточнить, что рыночная доля КАМАЗа на внутреннем рынке достигла 59,2% — на 5,1 п. п. больше, чем в первом квартале прошлого года.

Интересно, что и динамика регистраций на сей раз, в отличие от того же 2014 года, совпадает с показателями продаж — еще один позитивный сигнал. «Что касается КАМАЗа, то он вышел в плюс еще раньше. При этом в марте 2016 года также показал прирост к АППГ. Было продано 1907 шт. против 1372 шт. годом ранее (+39%). Для КАМАЗа положительными являются даже результаты первого квартала: 4127 против 3681 годом ранее (+12%)», — написал Афанасьев.

АНТИРЕКОРД НА ИЗДЕРЖКАХ

Итак, и выручка, и натуральные показатели автогиганта пошли в гору. Однако радость от увеличения оборота сходит на нет при взгляде на итог всех трудов челнинцев. Чистый квартальный убыток автогиганта вырос в 4,8 раза до абсолютного антирекорда 2,2 млрд. рублей — две трети от потерь за весь 2015 год.

Уже по итогам 2015 года мы обращали внимание на тревожный факт: стоимость производства КАМАЗа растет темпами, опережающими выручку. Выпуск грузовиков в Набережных Челнах не окупал даже основных затрат на их производство в виде материалов, комплектующих, зарплат и т. д. Увы, проблема не рассосалась сама собой, ту же тенденцию мы видим и сейчас. Основные издержки КАМАЗа в первом квартале выросли на 34% до 20 млрд. рублей. После этого уже не удивляет, что, несмотря на растущие госсубсидии (плюс 1,1 млрд. рублей до 2,9 млрд. рублей), валовая прибыль просто обвалилась на 90%, или до 85 млн. рублей.

«Проблема увеличения себестоимости связана с ростом цен на комплектующие, особенно по металлу, химии и шинам. Они растут опережающими темпами. Рынок не позволяет нам настолько значительно повышать цены на наши автомобили, чтобы компенсировать расходы на комплектующие. Мы для того, чтобы удерживать цены, снижаем издержки, но все равно даже при росте выручки получается вот такой диссонанс», — пояснил «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЦЕНАМИ НА МЕТАЛЛЫ И ПЛАСТИК

Попробуем разобраться, что происходит с ключевыми составляющими себестоимости автопроизводства. Начнем с фундамента — черных металлов. Действительно, еще в конце 2014 года машиностроители во главе с КАМАЗом выступили против резкого подъема цен на металлы. Недовольство ценовой политикой отечественных металлургов выразили и производители других металлоемких производств, потребовав от правительства ввести заградительные экспортные пошлины.

Однако в прошлом году и начале нынешнего конъюнктура складывалась отнюдь не в пользу металлургов. К примеру, если говорить о горячекатанном металлопрокате в Европе, то цена на него снизилась на 30% — с $485 за тонну в январе-марте 2015 года до $340 за тонну в январе-марте 2016 года. Аналогичная картина и с холоднокатаным листом. Даже с учетом валютного фактора падение стоимости видно невооруженным глазом.

К слову, теперь уже сами металлурги затянули жалостную песню о том, как трудно им живется. По подсчетам одного из крупнейших российских игроков, «Северстали», к концу прошлого года цены на металлопродукцию достигли 12-летнего минимума, упав за 12 месяцев на 34%. И перспективы отнюдь не благоприятны. По расчетам рейтингового агентства Moody’s Investors Service, металлоемкий спрос в России в 2015 году сократился на 10% до 38,5 млн.тонн ввиду падения потребления в строительстве и автомобилестроении. По тем же причинам Fitch Ratings сохраняет негативный взгляд на сектор в 2016 году: агентство полагает, что потребление стали в РФ снизится еще на 2%. При этом следует учитывать что ухудшается ситуация и на экспортных рынках. На этом фоне заподозрить металлургов в серьезном повышении цен трудно, хотя все бывает...

Впрочем, есть и другая важная статья материальных затрат в производстве автомобилей — пластики. Для производства пластиковых деталей переработчикам нужно закупить сырье, а ведущие производители полиэтиленового сырья в 2015 году воспользовались удачной конъюнктурой. Далеко ходить за примерами не нужно: чистая прибыль тех же «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза» выросла практически в три раза — до 26,5 млрд. рублей и 6,1 млрд. рублей соответственно. Если сам КАМАЗ или его партнеры закупали сырье за рубежом, им также пришлось раскошелиться. Ведь иностранные производители не имели такого преимущества, как рублевая оплата расходов, а нефть и газ для многих из них — импортный товар.

ПЛАТА ЗА НОВИНКИ И РЫНОЧНУЮ ДОЛЮ

Однако себестоимость КАМАЗа выросла слишком сильно, чтобы объяснить сей факт одним лишь аппетитом химиков. Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев считает, что на это повлиял ряд внутренних факторов. «Опережающий рост себестоимости производства мог быть вызван обновлением оборудования кузнечного завода КАМАЗа, началом строительства завода по производству кабин Daimler, а также подготовкой к производству новых моделей. Ранее сообщалось, что в марте предприятие планировало произвести первые партии новых грузовиков с кабиной Daimler повышенной комфортности и двигателями Cummins новейшей серии G-класса, соответствующими экологическому классу «Евро-5», — напоминает Калачев. Более подробно о ситуации с кабинами и перспективами их локализации мы уже рассказывали.

Другими словами, КАМАЗу приходится платить за обновление модельного ряда. Напомним, что руководство автогиганта гордится седельными тягачами класса «Евро-5» (65206 и 5490). И на то есть причины: так, спрос на модель 5490 в минувшем году вырос почти втрое, с 307 до 886 машин. По данным КАМАЗа, тягач по итогам прошлого года вообще стал самым популярным в своем сегменте. Ранее мы отмечали, что магистральные тягачи челнинцев действительно потеснили многих зарубежных конкурентов.

Можно вспомнить и то, что руководство КАМАЗа постоянно говорило о растущей доли компании на падающем рынке. Как говорил Когогин, если посчитать грузовики, выпущенные на компонентах Mercedes-Benz, челнинцы забрали больше 30% премиум-сегмента. Однако теперь становится очевидной цена лидерства в сегменте тягачей и погони за рыночной долей. КАМАЗу, по всей видимости, приходится держать очень низкую наценку, если вовсе не идти на откровенный демпинг. Неудивительно, что в марте компании пришлось констатировать, что ужиматься в наценке и экономии уже некуда, и теперь поставщикам комплектующих придется заняться тем же.

«Конечно, еще влияет курсовая разница, потому что на первое полугодие мы закладывали в свой бизнес-план прогноз минэкономразвития. Но он тоже не сбылся», — напомнил про влияние валютных курсов руководитель пресс-службы КАМАЗа.

Напомним, средний курс доллара за прошедший год вырос на 18,5%: в первом квартале 2015-го «американец» стоил 63,19 рубля, в январе-марте нынешнего — 74,91 рубля. Только на первый взгляд казалось, что слабый рубль даст только козыри в руки челнинских автомастеров, став естественным препятствием на пути китайского импорта и подспорьем для замещения отдельных европейских моделей. В итоге все сложилось иначе. Из-за необходимости закупать импортное оборудование, в частности ту же линии для окраски кабин, существенно подорожала и инвестиционная программа КАМАЗа, оцениваемая в $3 миллиарда. Как рассказал в марте сам Когогин, «весившие» 95 млрд. рублей планы модернизации ныне перевалили «уже далеко за 200 млрд. рублей».

О том, что за это время случилось с внутренним спросом, который является определяющим для КАМАЗа, лишний раз напоминать не будем.

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ — НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ?

Впрочем, на плачевной ситуации с прибылью, по мнению Калачева, мог сказаться и чисто технический фактор учета расходов. «Новые модели должны были стоить более дорого и по затратам, и по ценам продаж, но затраты могли войти в результат первого квартала, а продажи уходят на следующий отчетный период», — допускает аналитик «Финама».

Калачев предлагает вернуться к статистике, которую мы уже частично затронули в начале нашего обзора. По его данным, в первом квартале ситуация со сбытом КАМАЗа начала стабилизироваться. Если весь рынок новых грузовых автомобилей в России за первый квартал нынешнего года снизился на 23,7% в годовом выражении, то продажи КАМАЗа — всего на 2,5%. Особенно заметно изменение тенденции по месяцам: в январе челнинцы продали на 24,6% машин меньше, чем за тот же месяц предыдущего года, в феврале — всего на 7,8% меньше, а в марте — уже на 30% больше.

«К чему эти выкладки? А к тому, что результаты продаж могут отражаться в финансовой отчетности позже затрат на производство выпущенной продукции. То есть в финансовом результате первого квартала могла отразиться часть тенденции спада, продолжавшегося в конце 2015 года, и еще не войти результаты роста продаж конца первого квартала 2016 года. В таком случае, если тенденция восстановления рынка грузовых автомобилей продолжится, мы можем увидеть улучшение финансового результата по итогам второго квартала», — говорит он.

Аналогичного мнения придерживается пресс-секретарь КАМАЗа. «Первый квартал традиционно плохой в любой год. Всегда там получается убыток, потому что много выходных, низкий спрос, сезонность и т. д.», — добавляет Афанасьев. Действительно, и в первом квартале 2012 - 2014 годов КАМАЗ показывал слабый результат, резко улучшая его по итогам 12 месяцев. Правда, в прошлом году ситуация только усугубилась: чистый убыток вырос с 463 млн. рублей в первом квартале до 3,3 млрд. рублей по итогам 12 месяцев.

«У НАС УБЫТОК ПЛАНИРОВАЛСЯ БОЛЬШЕ»

Несколько слов о накладных расходах предприятия. Что действительно заслуживает похвалы, так это жесткий контроль коммерческих (хранение, транспортировка, сбыт) расходов, которые выросли на символические 2 млн. рублей до 750 млн. рублей. Куда хуже дела обстояли с управленческими расходами, которые подскочили на четверть миллиарда до 1,34 млрд. рублей. Напомним, что, несмотря на кризис, КАМАЗ решил увеличить отряд топ-менеджеров. Впрочем, заметный рост управленческих расходов мог быть обусловлен, например, ремонтом или переносом административных зданий с учетом ввода новых производств.

Также обращают на себя внимание расходы на обслуживание долгов: уплаченные проценты выросли практически вдвое до 988 млн. рублей — хорошо, что часть их компенсировали полученные проценты в размере 584 млн. рублей. И дело, разумеется, не в том, что банки подняли ставки для автозавода: во второй половине 2015 года и далее условия кредитования лишь смягчались, в том числе из-за плавного снижения ключевой ставки ЦБ. А вот кредитный портфель КАМАЗа вырос в 1,8 раза с 24,1 млрд. рублей на 31 марта 2015 года до 42,8 млрд. рублей на 31 марта 2016 года. Челнинцы в прошлом году разместили облигаций суммарно на 15 млрд. рублей, в том числе на 10 млрд. — с госгарантией.

Продолжается и знаменитая эпопея с кредитной линией под японское оборудование, тянущаяся с 1997 года. Сейчас в составе долгосрочных заемных средств есть задолженность перед минфином РФ по мировому соглашению от 7 декабря 2005 года со сроком погашения 29 декабря 2034 года. Причем в декабре 2015 года стороны заключили дополнительное соглашение, которым предусмотрено исполнение обязательств, номинированных в японских иенах, в российской валюте по фиксированному курсу японской иены к российскому рублю, что облегчило старый «японский долг» сразу на 40%. Если учесть снижение нагрузки по этому долгу, то в реальности КАМАЗ увеличил рабочий кредитный портфель более чем в 2 раза.

Наконец, отметим ухудшение баланса прочих статей. КАМАЗ получил отрицательное сальдо прочих расходов и доходов в размере 291 млн. рублей за первый квартал 2016 года против положительного сальдо 608 млн. рублей за первый квартал 2015 года.

«Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов — это чисто технические показатели, и в следующих кварталах они выровняются. А текущий показатель связан с тем, что мы, например, платим утилизационный сбор, получаем за него компенсацию, но в прошлом году эта оплата проходила в первом квартале, а в этом — перенесена на второй квартал», — уточнил Афанасьев.

Пресс-секретарь компании и в целом настроен оптимистично. «Даже отчетность за первый квартал показывает, что мы идем лучше наших прогнозов. У нас убыток планировался больше, чем мы получили в итоге. Там, правда, всего 50 миллионов разница — она не принципиальная, но это говорит о том, что мы держим себя, как говорится, в рамках», — заключает Афанасьев.

==table1024==