Татарская школа должна гарантировать ученикам полное владение национальным языком, однако из-за опасения, что они не сдадут ЕГЭ, точные предметы преподаются на русском, сетует лидер всемирного конгресса татар Ринат Закиров. На пресс-конференции, приуроченной к 25-летию закона о двуязычии, Закиров рассказал о том, для чего нужен национальный университет и как культивировать татарские таланты. Также корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала способ заставить чиновников полюбить родную речь.
Председатель исполкома всемирного конгресса татар Ринат Закиров |
«НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА УЩЕМЛЯЕТСЯ. НИЧЕГО ОНО НЕ УЩЕМЛЯЕТСЯ»
«В условиях глобализации проблемно сохранить, изучить татарский язык, еще сложнее развивать его, — признал председатель исполкома всемирного конгресса татар Ринат Закиров, открывая накануне пресс-конференцию для республиканских СМИ, посвященную реализации татарстанского закона «О языке народов РТ» в различных «сферах жизнедеятельности». — Любой язык нуждается в постоянном культивировании, чтобы он был востребован, — рассудил депутат. — Сегодня наша основная проблема — ослабление востребованности татарского языка в обществе». Мероприятие проходило 14 апреля в Госсовете РТ и было органичным продолжением выездного заседания республиканского парламента, состоявшегося три дня назад в Казани. Тогда речь шла преимущественно о том, как закон о двуязычии реализуется в школах, теперь же Закиров, возглавляющий депутатскую группу «Татарстан — Новый век», решил поговорить о проблеме в целом.
«В Татарстане проживают только 25 процентов татар от общего числа во всем мире, — напомнил он журналистам. — Остальные 75 процентов проживают за пределами республики. Поэтому сохранение, изучение и вообще развитие татарского языка актуально не только для Татарстана». Лидер всемирного конгресса татар (ВКТ) вспомнил о 80-х годах, когда, по его словам, национальный язык РТ (тогда — ТАССР) наряду с другими языками советских народов фактически сошел на нет. «Единственная татарская школа того времени стояла перед закрытием, — рассказал Закиров. — И лишь начиная с 1990-х годов был принят закон о языках. Этот закон работает многие годы. Последний раз он обновлялся в 2013 году — был принят закон «Об образовании». В 2014 году был принят еще один закон — «О языках народов РТ». Речь на встрече шла о частичном исполнении закона в части татарского языка. И то это стало возможным во многом благодаря стараниям ВКТ.
Закиров подчеркнул, что в Татарстане проблем с русским языком нет: «Показатели ЕГЭ растут: если в 2009 году, когда единый государственный экзамен официально внедрился, его показатель составил 54 процента, то в 2015-м — уже 69 процентов. Некоторые говорят, что преподавание русского языка ущемляется за счет татарского. Ничего оно не ущемляется. Еще в 1992 году был принят закон о равном изучении языков, он всеми учебными заведениями стабильно соблюдается. Изучение языка зависит от самих людей: полно как положительных, так и отрицательных примеров, кому-то трудно дается, кому-то — достаточно легко. Другое дело, что методика преподавания нуждается в улучшении, об этом много говорится».
«ВСЕ БОЯТСЯ ЕГЭ НАСТОЛЬКО, ЧТО ГОТОВЫ ОТ ВСЕГО ОТКАЗАТЬСЯ!»
Зато серьезные проблемы в республике есть у татарского языка, особенно в системе образования, считает Закиров. «В Казани было 44 татарские школы, на сегодня — 40. Но проблема в том, что каждая школа имеет возможность по своему усмотрению преподавать какие-то предметы на русском, какие-то — на татарском. А татарская школа сегодня должна дать полное овладение татарским языком. Этого пока не происходит, поскольку многие преподают точные предметы на русском», — пояснил он «корень проблемы».
Как отметил глава ВКТ, на татарском сегодня преподаются только гуманитарные предметы. «Как следствие, дети в совершенстве языком не овладевают, — отметил Закиров. — Министерство образования должно принять какие-то стандарты, чтобы не было разнобоя в учебном процессе в татарских школах. Если школа, гимназия называется татарской, то она должна дать полноценное образование на татарском языке. И другого не должно быть. Потому что родители очень быстро сообразили: нужно сдавать ЕГЭ (а его можно сдавать только на русском языке — прим. ред.). Все перепугались. У нас ЕГЭ сегодня как пугало. Все его боятся настолько, что готовы от всего отказаться: ради бога, только ЕГЭ, только ЕГЭ! Никаких знаний, никакого языка, никакие другие нюансы человека не интересуют. А наша задача — чтобы мы не потеряли ни одного талантливого человека, который мог бы внести значительный вклад в развитие культуры татарского народа».
В проекте поправок в законе, который будет поставлен на обсуждение на ближайшем заседании Госсовета, значится такой пункт, как открытие в Казани интерната для одаренных детей с татарским языком обучения, где будут учиться в том числе и татарские дети из других регионов РФ и зарубежья. Закиров так прокомментировал это начинание: «Мы не случайно приглашаем татар, живущих в других регионах, учиться в Татарстан. И не потому, что хотим, чтобы они обучались в республике. Было бы даже лучше, нежели чем тратить наши внутренние резервы, средства на их подготовку. Самое главное, чтобы мы таланты не потеряли. Таланты — это контингент особый, поэтому мы должны способствовать тому, чтобы такие дети получали полноценное образование на татарском языке, чтобы в будущем они могли создавать нематериальное богатство татарского народа. Они рождаются не только в Татарстане. Поэтому, естественно, мы ставим вопрос, чтобы особенно талантливые, особенно одаренные дети уже с детства могли получать образование здесь, в Татарстане».
Депутат Госсовета рассказал и том, что делается для достижения этой цели. В частности, в Актаныше четыре года назад открыли гимназию для одаренных детей — там обучаются дети с 7-го класса. Также несколько лет стоит вопрос открытия в Казани татарской гимназии с интернатом, чтобы талантливых детей из других регионов, из других стран приглашать учиться, дабы они могли здесь получить полноценное национальное образование. «Это могло бы способствовать в обеспечении притока талантов в наши специализированные высшие учебные заведения, — выразил надежду Закиров. — Эта проблема за министерством образования, за мэрией Казани. Президентом Татарстана такие распоряжения даны уже три года назад».
«В Казани было 44 татарские школы, на сегодня — 40. Но проблема в том, что каждая школа имеет возможность по своему усмотрению преподавать какие-то предметы на русском, какие-то — на татарском» |
«ЗАКОН О НАДБАВКАХ ЧИНОВНИКАМ ЗА ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ ТАК И НЕ ЗАРАБОТАЛ»
Согласно данным, озвученным заместителем руководителя исполкома Казани по социальным вопросам Натальей Гречанниковой на вышеупомянутом выездном заседании, в условиях кризиса отдел образования будет вынужден произвести сокращение штатных единиц. «Да, в дошкольных учреждениях есть проблема, — согласился с ней Закиров. — Это известно. Данный вопрос в минобразования уже неоднократно обсуждался. Они занимаются этим вопросом. Нет педагогов по татарскому языку, музыке, физкультуре. Эти вопросы будут решены положительно. Не может быть, чтобы эта проблема не решилась, ведь уже столько было вложено, столько детских садов построено. Этот вопрос мы будем ставить и на комиссии, и в министерстве образования. И мы (депутатская группа — прим. ред.) будем держать на контроле».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» предложил депутату прокомментировать проблему неравного соотношения детских садов в Казани. Ведь известно, что всего 25% детских дошкольных учреждений столицы РТ ведут воспитательный процесс на татарском языке. «Вопрос с детскими садами люди должны решать сами, — считает Закиров. — От людей зависит. Общественность должна об этом говорить. Об этом нужно писать, об этом нужно трубить, чтобы руководители это понимали. Люди в любом районе, в любом микрорайоне должны иметь доступ к обучению на родном языке. Это гарантировано Конституцией, мы знаем об этом. Естественно, никто не будет каждый день тащить своего ребенка из Кировского в Московский район только из-за того, что там садик татарский. Как известно, формирование личности закладывается в начальной школе. Дальше уже можно на каком угодно языке обучать — английском, французском, русском... Эти процессы должны регулироваться самими людьми».
Еще один вопрос из насущных — использование чиновниками в своей деятельности татарского языка. Об этом неоднократно говорил и президент РТ Рустам Минниханов. «Они его почти не используют. Можно ли ввести какие-то штрафы за это?» — поинтересовался один из журналистов. «Мы много раз вносили предложения, — ответил Закиров. — Использования татарского языка в органах власти недостаточно. Регулировать эти процессы можно. Есть закон, должны быть подзаконные акты, нормативы. Таких нормативов пока нет. Там все эти вопросы должны быть прописаны. Мы собираемся внести это предложение на заседании Госсовета». Буквально месяц назад прокуратура РТ направила в Госсовет представление о неисполнении закона о надбавках к заработной плате чиновникам за знание государственных языков. «Закон был принят еще в 1992 году, прошло уже много лет, а он так и не заработал», — указали Закирову из зала. Тот ответил, что нормативных актов, регламентирующих механизмы этих надбавок, нет: «Однако и принятием закона этот вопрос решить невозможно, нужно исходить из экономической ситуации развития республики. Экономические условия республики до этого не позволяли, может быть, сейчас позволят», — рассудил депутат.
«В СРЕДНИЕ ВЕКА БЫЛО ГОРАЗДО ТРУДНЕЕ, И ТО НИЧЕГО НЕ ПРОПАЛО»
На повестке дня — еще один амбициозный проект: создание в Казани национального университета. Как предполагает Закиров, его можно организовать в составе КФУ. «Университет должен быть, — говорит председатель исполкома ВКТ. — Если уж федеральный университет создан, в его составе должен быть и татарский институт. Без этого невозможно. Если нынешние руководители не способны, я думаю, в другом поколении другие создадут. Жизнь не останавливается, идет вперед. Народ мудр. Народ сохраняет и свою культуру, и свои традиции. В Средние века было гораздо труднее. И то вынесли, сохранили, ничего не пропало. Все дошло: и музыка, и песни, и баиты (татарская и башкирская лироэпика — прим. ред.). Естественно, нам все это гораздо легче возродить. Такие возможности у нас есть, от нас самих зависит».
По словам Закирова, в вузах никто не запрещает создавать группы с обучением на татарском языке. Такие энтузиасты есть, в частности, в КГАСУ, где появились соответствующие группы. «Но, если уж не удается организовать образовательный процесс, должны быть организованы хотя бы воспитательные мероприятия, как, к примеру, прошедший недавно в Энергоуниверситете конкурс «Татар кызы» («Татарская красавица»), — предположил депутат. — Запрета нет. Желание зависит от руководителя. Если ректор заинтересован, чтобы его выпускники были разносторонне развитыми, чтобы внутренняя жизнь университета была более насыщенная, более интересная, для них простор есть».
Обратили внимание Закирова и на то, что маркировка продукции отражается только на одном языке. «Есть такая общественная организация — всемирный форум татарской молодежи. Они активно работают над этой проблемой, — рассказал он. — У них есть целый отдельный проект — акция «Мин татарча сөйләшәм!» («Я говорю по-татарски»). Активисты ездят по крупным супермаркетам, проверяют, устраивают различные акции, журят руководителей. Я считаю, что такую работу должны проводить все, в том числе и государственные органы. Получение прибыли — это еще не все. Необходимо научиться жить в интересах общества».
Подводя итоги недавнего 25-летия введения в действие закона о двуязычии, Закиров оптимистично заявил, что развитие в этом направлении все равно идет достаточно динамично. «Сосуд скорее наполовину полон, нежели пуст», — заключил депутат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 329
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.