.
.

ПРИНЦИП «КАЛАБАШЕЧКИ»

Участники инспекции «Оценим качество дорог!» «Общероссийского народного фронта» накануне представили результаты своего глобального дорожного исследования. Итогом стал рейтинг гарантийных дорог, в который попало 117 городов. Для Татарстана он оказался неоднозначен: с одной стороны, Казань заняла вполне приличное 9-е место (обойдя не только Уфу с Екатеринбургом, но и первые две столицы России), однако Набережные Челны очутились практически на дне списка, заняв в нем 91-ю строку.

Как сообщается на сайте ОНФ, целью мониторинга было «проверить, как исполняются «майские указы» и поручение президента РФ, лидера «Общероссийского народного фронта» Владимира Путина об удвоении к 2022 году объемов дорожного строительства и улучшении его качества». Для этого с июля по декабрь прошлого года добровольные инспекторы объехали 130 городов России в 82 субъектах и преодолели более 60 тыс. километров. Практически везде были выявлены дефекты дорожной сети и инфраструктуры.

Одну из двух российских бед обследовали дедовским, зато наглядным способом. Ямы на дорогах, в том числе и тех, что находятся на гарантии, измерялись при помощи рейки, рулетки и так называемой «калабашечки». «Фронтовики» громко называют сей инструмент «эталоном ямы», а по сути он представляет собой деревянный брусок с размерами 60×15×5 сантиметров. Инспекторы измеряли ямы, колейность и просадку, оценивали степень разрушения верхнего слоя покрытия, выступание люка и решетки ливневой канализации и другие параметры дорожного беспорядка. Сотрудники ОНФ учитывали год ремонта дорог и гарантийный срок, а перед составлением рейтинга запрашивали данные по участкам, которые находятся на гарантийном ремонте. Наиболее высокие позиции в итоге заняли города, где на дорогах обнаружено меньше всего дефектов, а крупные — ямы, колеи и разрушения верхнего слоя покрытия — практически отсутствуют.

В самой благополучной «зеленой» зоне оказались такие города, как Тюмень, Саранск, Белгород, Ставрополь. А вот Казань, занявшая 9-е место, стала первым городом из длинного списка населенных пунктов с более или менее неплохими дорогами — из «желтой» зоны. Москва получила только 26-е место, Сочи — 44-е, Екатеринбург — 59-е, Новосибирск — 61-е, Уфа- 80-е. К сожалению, второй по величине город в Татарстане — Набережные Челны — попал в неблагоприятную «красную» зону, заняв лишь 91-е место.

Наконец, в черном списке оказались города, где дороги из рук вон плохи, — это Махачкала, Чита, Якутск, Ульяновск и Петропавловск-Камчатский (полный рейтинг можно посмотреть на сайте rating.dorogirussia.ru).

По итогам инспекции эксперты ОНФ направили около 180 запросов о состоянии дорог в местные органы власти, руководству регионов, в прокуратуру субъектов РФ, генпрокуратуру, МВД, ГИБДД, федеральное дорожное агентство, Росприроднадзор и следственный комитет РФ. Причем в администрации Казани и Набережных Челнов, как отмечается в отчете, согласились с результатами дорожного мониторинга ОНФ и практически сразу начали принимать меры для устранения зафиксированных дефектов.

К слову, по Казани активисты колесили 3 часа и посетили более 30 адресов. «Почти на всех гарантийных объектах, которые мы осмотрели, были обнаружены различного рода дефекты. Однако место, куда бы мы могли приложить «калабашечку», нашлось не сразу, а это один из показателей, что за основными дорогами в городе следят», — отмечается в отчете ОНФ. На центральных улицах бросились в глаза необработанные трещины и просадки люков, более существенные дефекты были найдены во дворах. Еще один минус — слабая доступность медучреждений для маломобильных групп населения. «Парковки для инвалидов не организованы. За все время мы нашли только одно оборудованное место у детской поликлиники №7 по проспекту Ямашева», — удивляются проверяющие. А у школ отсутствуют знаки ограничения скорости и направляющие ограждения, что также не есть хорошо.

В Челнах активисты обнаружили кардинально иную картину. Началось с того, что администрация прислала им список, состоящий всего из трех улиц, находящихся на гарантии дорожных организаций. «И это для полумиллионного города! Мы предполагаем, что подрядные организации вообще не дают гарантий на результат своей работы», — недоумевают представители ОНФ.

Автоград предстал перед их взорами как город с грязными улицами и неработающими ливневками. На дорогах лужи вдоль бордюрного камня, дворовые территории и внутриквартальные проезды в ямах, у школ отсутствуют направляющие ограждения», «через многополосные улицы устраиваются нерегулируемые пешеходные переходы, не оборудованные светофорами, отмечается в отчете. Также найдено много парковок, где отсутствуют места для инвалидов.

В ОНФ объясняют, почему проверкам подлежали в первую очередь дороги, находящиеся на гарантии дорожных организаций. Как считают активисты, качество гарантийных дорог подчас напрямую зависит от сроков гарантии, которую дают подрядчики: чем дольше гарантийный срок, тем выше качество. Как сообщается на сайте организации, президент РФ Владимир Путин, вняв их доводам, поручил подготовить предложения по обязательному определению в государственных и муниципальных контрактах гарантийных сроков на результаты выполненных работ в дорожной сфере. «В ОНФ будут пристально следить за реализацией данного поручения главы государства», — подчеркивается в сообщении на сайте организации.

.
.


«ТРАССА МАМАДЫШ — ТЮЛЯЧИ ВООБЩЕ ЭПИЧЕСКАЯ!»

О причинах столь плачевного результата проверок в автограде «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель инспекции ОНФ «Оценим качество дорог!», депутат Госдумы Александр Васильев. «У Набережных Челнов были выявлены большие проблемы по благоустройству: не хватает дорожных знаков, есть проблемы с безопасностью», — отметил он.

«Прославившие» автоград «лежачие полицейские» даже послужили поводом для обращения «фронтовиков» в республиканскую прокуратуру. «Мы обращались в прокуратуру Татарстана по искусственным неровностям в Набережных Челнах — они созданы не по ГОСТу (слишком высокие и недостаточно широкиеприм. ред.) — и получили ответ от прокуратуры: дорожники должны эти нарушения устранить, — отметил Васильев. — Мы опубликовали не только замечания, которые были у инспекции, но и ответы от администраций по нашим запросам. Осталось в этом году дождаться устранения всех дефектов. Через день после визита в Казань мы общались с министром транспорта Ленаром Сафиным. И нам на следующий день прислали фотографии с исправленными недостатками. По Набережным Челнам таких фотографий не было. Придется смотреть и проверять, как были исправлены замечания».

В сферу интересов «фронтовиков» попали также региональные дороги. «Из 60 тысяч пройденных километров мы 30 тысяч двигались по региональным дорогам, — отметил руководитель инспекции ОНФ. — Мы еще не подвели итог, но по Татарстану видим глобальную проблему — отсутствие дорожной разметки. Особенно ярко мы это заметили на региональной трассе Казань — Арск. Трасса Мамадыш — Тюлячи вообще эпическая с этой точки зрения! Никаких знаков о том, что дорога непроезжая, нет. В России ходит миф, что в РТ самые лучшие дороги, так вот это далеко не так».

По словам Васильева, за рейтингом качества гарантийных дорог последует рейтинг эффективности расходования дорожных фондов. «По региональным дорожным фондам, по их наполнению и тому, как они формируются, мы информацию собираем, но итоги будем подводить чуть попозже. К примеру, Тюмень лидирует по качеству дорог, а по эффективности (расходования дорожных фондов прим. ред.) находится в последних рядах». По словам собеседника «БИЗНЕС Online», этот рейтинг будет неполным, поскольку из 117 городов только 74 предоставили информацию о соответствующих бюджетных расходах.

«Одним из основных показателей рейтинга была безопасность детей, это недорого — повесить знаки, сделать разметку, в некоторых случаях сделать «лежачих полицейских». На данный момент в мэрии Челнов (по этому показателю город попал в черный список ОНФприм. ред.) приняли информацию, сказали, что будут работать, — добавил сопредседатель татарстанского штаба ОНФ Игорь Бикеев. — В мае мы посмотрим, есть там движение или нет. Иначе получается так, что мы говорим, нам кивают головой, а вопросы остаются. Главное — добиться консенсуса по объектам и примерным срокам, потому что иногда чиновники начинают играть в кошки-мышки, от года к году перенося сроки работ».

По словам Бикеева, мониторинг качества дорог в республике активно ведется с 2014 года. «Казанью не ограничиваемся, рассматриваем и Нижнекамский, Елабужский районы, Набережные Челны, — отметил собеседник издания. — Оттуда чаще всего поступают вопросы о плохом состоянии дорог. По итогам недавно прошедших проверок направлено порядка 6 запросов в ГИБДД, прокуратуру и администрации муниципальных образований».

Бикеев заверил «БИЗНЕС Online», что деятельность татарстанского ОНФ ведется на общественных началах: все активисты, за исключением сотрудников исполкома, никакого вознаграждения за проведение мониторинга не получили и не получают. Впрочем, проект «Убитые дороги» провели не только благодаря волонтерам. По данным открытых источников, в 2015 году на вояж по стране «Убитые дороги» получили грант президента РФ на 5,9 млн. рублей.

«ДА, «ЛЕЖАЧИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ» ПОЛОЖИЛИ НЕ ПО СТАНДАРТУ, НО ЭТО ЖЕ НЕ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ВЕСЬ ГОРОД НИКУДЫШНЫЙ»

В исполкоме автограда были немало удивлены и даже возмущены такими итогами инспекции ОНФ. В пресс-службе напомнили, что в прошлом году на ремонт челнинских дорог было выделено из разных источников 1,2 млрд. рублей, на которые капитально отремонтировали проспект Сююмбике. Не менее 1 млрд. должны выделить и в этом году. А на прошлой неделе мэр автограда Наиль Магдеев уже не в первый раз лично объезжал челнинские дороги по местам выполнения ямочного ремонта. В процессе этого объезда стало известно, что 294 млн. рублей запланировано на обустройство местных дорог и 690 млн. — на капремонт проспекта Чулман. Реконструкция дороги будет проведена от Нариманова до проспекта Яшьлек, общая протяженность трассы — 16,6 километра.

Как отметили в исполкоме, на проспекте Чулман сейчас выполняется и ямочный ремонт, несмотря на то что уже через месяц приступят к капремонту дорожного покрытия. Кроме того, там будет установлено более 250 погонных метров резиновых «лежачих полицейских». Говоря об этом средстве организации безопасности движения, Магдеев неоднократно отмечал, что в 2014 году в Челнах на пешеходных переходах сбили 8 человек, а в 2015-м — ни одного. Понятно, что «лежачие полицейские» устанавливаются, как правило, неподалеку от школ и детских садов. В программу капремонта этого года также включены проезды у 8 челнинских школ.

Республиканские деньги пойдут также на несколько дорог на БСИ, проезд Тозелеш и проспект Залесный. Кроме того, с прошлого года остались неосвоенными около 400 млн. рублей, которые предназначались для ремонта дорог в промзоне — это улицы Моторная, Металлургическая, Производственный и Трубный проезды. Вот только средства были выделены уже в конце сезона, а пока провели аукцион — и вовсе наступила осень.

Бригады МУП «ПАД» трудятся сейчас в две смены, основная часть работ приходится на ночное время, чтобы не вызывать аварийных ситуаций на дорогах. В смену рабочие предприятия расходуют более 30 т асфальтобетонной смеси, отрапортовали в пресс-службе.

Правда, вопрос о том, когда будут так же рьяно ремонтировать внутриквартальные дороги, наши собеседники переадресовали в управляющие компании города. Мол, они отвечают за их качество, а город помогает как может: например, поставляет асфальтовую крошку, остающуюся после капремонта магистральных дорог, для латания дыр у домов.

Комментируя изданию chelny-biz.ru результаты проверки ОНФ по челнинским дорогам, Магдеев доложил следующее: «Решили Челнам дать орден. По нашему городу замечания есть, но мы не самые худшие. Это объективно. Они приехали, одну-две улицы посмотрели, увидели там ямы. Если бы они к нам обратились, мы бы им такие ямы показали! Мы свои недостатки знаем и работаем над тем, чтобы их устранять. У нас нет нерешаемых вопросов. Про других не будем говорить, у нас своих недостатков хватает. Наша задача — исправлять».

В вопросе позиции в дорожном рейтинге бизнесмены автограда проявили солидарность с исполнительной властью. Директор службы такси «Фортуна» Валерий Исаев категорически не согласен с рейтингом ОНФ. «Я не скажу, что у нас плохие дороги, много проспектов отремонтировано, я по России езжу, в некоторых городах вообще дорог нет. Правда, само качество вызывает вопросы. Объявляют, что строят на 20 лет, а через 3 - 4 года дороги опять ломаются». Директор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин также полагает, что Челны незаслуженно попали в хвост рейтинга. «Не понимаю, почему они решили, что у нас самые худшие дороги, — сомневается он. — Да, «лежачих полицейских» положили не по стандарту, но это же не говорит, что весь город никудышный. Дорожные знаки на отремонтированных проспектах расставлены идеально».

«СЕЙЧАС МЫ БЫЛИ БЫ В ДВАДЦАТКЕ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают на запоздание рейтинга ОНФ. «Это рейтинг за 2015 год, и сегодняшняя ситуация на дорогах фактически обнуляет его, — прокомментировал председатель отделения федерации автолюбителей в Татарстане Рамиль Хайруллин. — Вряд ли кто вспомнит, какими неплохими были дороги в 2015 году. Сейчас мы были бы в двадцатке, потому что колейность портит ситуацию».

По мнению Хайруллина, методика ОНФ себя оправдывает, но некоторые ГОСТы все же стоит пересмотреть в плане соблюдения графиков текущего ремонта дорог. «Покрытия даже год не держатся, это ненормально, — отметил эксперт. — Казань они прошли немножко стороной, не по тем улицам их провезли. В Набережных Челнах тоже походили, но обследовали не все. Туда, где их ждали, они не приехали. Свой рейтинг качества дорог мы не составляем, потому что нет таких возможностей, как у ОНФ, даже по Казани это сделать проблематично. Возможно, это пиар ОНФ, но эффект есть, власти городов обращают внимание на ситуацию. Казань несколько лет назад находились в подвале рейтинга, но ситуация поменялась».

«Проблему с качеством дорог надо решать не на словах, а вкладывать деньги, — считает Юрий Трофименко, завкафедрой техносферной безопасности Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — Что касается вашего города... Что у вас поднимать? Ситуация в Казани более-менее благополучная. Вы посмотрите, что творится в других городах — Омске, Красноярске. Вообще, надо довести нормы в новом дорожном строительстве, восстановлении и ремонте загородных дорог, а не городских, потому что там другие источники финансирования. ГОСТы нормальные, денег не дают. Конечно, такие рейтинги влияют на власть, но идет сокращение расходов на дорожное строительство, это весьма существенная величина».

«В весенний период работники ГИБДД, наши сотрудники и сотрудники районных администраций проводят обследования дорог города, — комментировал накануне ремонт дорог в Казани замглавы комитета внешнего благоустройства города Раис Зайнутдинов. — Определяем те участки дорог, которые наиболее пострадали в течение осени, зимы и весны, и принимаем решение о том, каким способом будем ремонтировать ту или иную часть наших дорог. Сейчас картина вырисовывается, принимаются конкретные решения. Вы сами видите, на каких дорогах у нас появилась колейность: это участки Большого и Малого казанских колец, Горьковское шоссе и так далее».

Ранее на деловом понедельнике в исполкоме Казани сообщили о выделении городу 1 млрд. рублей на программу дорожного ремонта (втрое меньше, чем за весь 2015 год) и рассказали, где обойдутся асфальтовыми пломбами, где — щебнем. Впрочем, когда только-только версталась программа дорожного ремонта на 2015 год, цифра была почти та же — 1 млрд. рублей. И лишь позднее она выросла в три раза — по поручению президента РТ Рустама Минниханова.