В Татарстане завершена антитеррористическая операция при участии сотрудников ФСБ по РТ (фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»)
В Татарстане завершена антитеррористическая операция при участии сотрудников ФСБ по РТ (фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»)

ПЕРВЫЕ ЗАДЕРЖАНИЯ В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ ПРОШЛИ 11 МАРТА

В Татарстане завершена крупная антитеррористическая операция при участии сотрудников ФСБ по РТ. По информации «БИЗНЕС Online», с 18 по 22 марта правоохранительными органами в отношении 17 жителей республики, активных членов группы международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещена в России), возбуждено 10 уголовных дел по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»). Одновременно с этим спецслужбы провели обыски по месту проживания предполагаемых главарей и активных членов ячеек организации в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. Всего силовики осмотрели 21 квартиру. После обысков была изъята печатная продукция, издаваемая членами «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», блокноты с рукописными текстами, содержащие информацию о вновь вовлеченных в организацию лицах, а также отчетные документы на электронных носителях, подтверждающие ведение пропаганды среди мусульман республики. Судами Казани и Альметьевска 24 - 25 марта в отношении 13 участников группы избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо домашнего ареста сроком на 2 месяца.

Первые задержания в Альметьевске были произведены еще 11 марта, тогда как о возбуждении уголовного дела стало известно только 30 марта. В Альметьевском городском суде «БИЗНЕС Online» подтвердили информацию о заключении под домашний арест трех женщин по подозрению в террористической деятельности. Однако имена обвиняемых и другие подробности предпочли не раскрывать, сославшись на тайну следствия. В пресс-службе Набережночелнинского суда сообщили, что 22 марта по решению суда у четырех граждан родом из Альметьевска проводились обыски по подозрению в террористической деятельности. Ранее, 11 марта, жителей Набережных Челнов и Альметьевска заключили под стражу по ст. 208 УК РФ («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем».

Элеонора Ахметзянова (фото: vk.com/ummah1)

«НА МАРАТА НАДЕЛИ НАРУЧНИКИ И ОБОЗВАЛИ ТЕРРОРИСТОМ...»

Активисты движения и сочувствующие ему ответили на действия спецслужб шумихой в соцсетях. В паблике «Проект «Одна Умма — Одна Боль» в социальной сети «ВКонтакте» появилось сообщение о том, что число задержанных составило 8 человек. Причем операции спецслужб прошли не только в Альметьевске, но и в Казани, а задержанные в столице Татарстана якобы подозреваются в терроризме. «На данный момент мы обладаем следующей информацией о братьях, у которых 22 марта 2016 года в Казани прошли обыски, и их обвиняют по статье 205.5 часть 2, которая предусматривает лишение свободы от 5 до 10 лет», — гласит сообщение. Авторы приводят список из 10 человек, которые были задержаны в Казани и арестованы решением суда на два месяца. В списке 8 задержанных, еще один человек фигурирует в постановлении о проведении обыска как подозреваемый.

Отметим, что в паблике состоит более 2,5 тыс. подписчиков. Среди прочих записей здесь можно найти, к примеру, репортаж на русском языке с конференции «Хизб ут-Тахрир» в Бельгии (прошедшей незадолго до терактов в Брюсселе) и конференции «В поддержку халифата» из турецкой столицы. Видеоролики с призывами поддержать арестованных мусульман размещены на YouTube в аккаунте «Ислам в Татарстане». Там же публиковались видео «Пытки в Татарстане» и «Суд над мусульманами», датированные 2012 годом, когда были арестованы участники «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», проводившие в Казани автопробеги с запрещенной символикой.

Начиная с 25 марта, в группе публикуются видеообращения с просьбами, а затем и требованиями к мусульманам встать на защиту задержанных, при этом основной акцент делается на задержанных женщинах (об остальных в большинстве случаев даже не сообщается). К примеру, в видеофайле, подписанном Рустамом Ахмедовым, герой записи обращается «ко всей умме и, в частности, к Татарстану» с предупреждением: «Если вы сегодня не встанете на защиту и промолчите, завтра придут к вашим женам и матерям. <...>До какой низости дошло правительство Татарстана — арестовывают сестер мусульман?» — негодует оратор.

Гулия Мухаметзянова (фото: vk.com/ummah1)

«Российская власть вела и ведет беспощадную борьбу против ислама. Чем исламская умма ближе к восстановлению исламского образа жизни, тем сильнее противостояние, — говорит в следующем за ним видеообращении Ленар Галимов. — Теперь российская власть убивает и сажает не только мужчин из числа мусульман, но также посягнула на честь наших сестер. Что за трусость и что за низость толкает их на такие поступки?»

Супруга задержанного Рамиля Гатауллина рассказала, что в ее квартире был проведен обыск, изъята исламская литература, карты памяти, ноутбуки и телефоны, «после чего моего мужа увезли». «Глядя на мусульман, становится обидно, что они в таком униженном положении, хотелось бы, чтобы и другие братья мусульмане поддержали их», — говорит Гатауллина. Вслед за этим заявлением девушка на видео долго плакала, неспешно вытирая слезы руками.

По законам жанра, последнее выступление записано от лица престарелого мужчины Рафика Диндарова, отца задержанного Марата Диндарова. «Марата уже четыре дня нет с нами, — рассказывает Диндаров. — Все началось с циничного обыска. Рано утром, в шесть часов, сработала автомобильная сигнализация, выманили сына из дома и ворвались в нашу квартиру с автоматами, пистолетом уперлись в мою грудь. Мы еле-еле уговорили их убрать оружие, так как в доме были дети. Я объяснил, что мы мусульманская семья и у нас в доме не может быть ни оружия, ни взрывчатых веществ. Узнав, что я и мой сын по специальности электрики, эти люди заявили: «Значит, вы можете изготовить взрывчатку». Потом на Марата надели наручники и обозвали террористом».

Ирина Фаррахова (фото: vk.com/ummah1)

На следующий день, по словам отца, был арест. Он недоумевает, как его сына могли записать в террористы и поставить в один ряд с теми, с кем Россия борется в Сирии.

Вслед за этим, через соцсети началось распространение информации от имени российского офиса «Хизб ут-Тахрир» о том, что после проведения обысков в Альметьевске 25 марта состоялся суд по избранию меры пресечения, по итогам которого были заключены под домашний арест матери малолетних и несовершеннолетних детей — Элеонора Ахметзянова (трое малолетних детей, включая грудного), Гулия Мухаметзянова (мать двух малолетних детей) и Ирина Фаррахова (мать двух малолетних детей, один из которых также грудной). Авторы сообщения настойчиво связывали действия республиканских силовиков с исполнением заказа Кремля, поддерживающего режим Башара Асада в Сирии. «Это больше похоже на месть России партии «Хизб ут-Тахрир» за то, что она призывает повстанцев Сирии не вступать в переговоры с тираническим режимом и не предавать кровь сотен тысяч жертв сирийской революции», — говорит закадровый голос.

«ФАКТИЧЕСКИ «ХИЗБУТЧИКИ» ЯВЛЯЮТСЯ ФИЛЬТРАЦИОННЫМ МЕХАНИЗМОМ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РАДИКАЛЬНОЙ ЧАСТИ МУСУЛЬМАН»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online» не сошлись во мнениях, как следует поступать в России с членами «Хизб ут-Тахрир».

Максим Шевченко — телеведущий, публицист, эксперт по Ближнему Востоку:

— «Хизб ут-Тахрир» — это не террористы, это люди, которые придерживаются определенного сектантского представления об исламе, но это внутриисламское сектантское представление. «Хизб ут-Тахрир» никогда не произвело ни одного теракта, в программе «Хизб ут-Тахрир» нет никаких террористических установок. Но они, как говорится, портят кровь официальным муфтиям, официальным клерикалам, они выступают за халифат как справедливое исламское общество. Главное, за что их начали преследовать, так это за критику Израиля. Они считают, что Израиль — это оккупированная Палестина, это записано в программе «Хизб ут-Тахрир». Израильские партнеры российского ФСБ и разных спецслужб, естественно, попросили их попреследовать. А тут, как говорится, только дай волю. Преследовать — это же очень приятно, особенно когда это не опасно, когда не террористов преследуешь, а людей за взгляды. А погоны, звездочки и ордена — все идет, отчитываешься о борьбе с терроризмом.

«Хизб ут-Тахрир» — это движение внутриисламское, во многих странах они легально существуют и никакими террористами не считаются и не являются. Но сами мусульмане относятся к ним как к сектантам, так же как мы, христиане, относимся, например, к баптистам. Баптисты — это ограниченное религиозное сообщество в России, а в США, например, президент — баптист. Или возьмите мормонов. Их тоже преследовать, что ли? Их учение очень радикально, очень религиозно. У мормонов в доктрине есть концепция ангелов смерти, то есть просто террористическая организация. Но представьте себе, что Митт Ромни стал президентом США, а он мормон, так наши бы фээсбэшники, заискивая, пожимали бы ему руки. А доктрина мормонов террористическая, она предусматривает силовые акции для достижения целей.

Поэтому я думаю, что преследование «Хизб ут-Тахрир» — это омерзительная вещь, которая позорит мою страну. Я просто не понимаю, зачем преследовать людей за взгляды и убеждения, пусть даже такую надоедливую манеру проповеди, как у «Хизб ут-Тахрир». Резюмируя, «Хизб ут-Тахрир» — это внутриисламское движение, но это не террористы. Преследование их — это нарушение основных конституционных принципов, норм и свобод РФ.

Гейдар Джемаль — политолог, председатель исламского комитета России:

— На мой взгляд, «Хизб ут-Тахрир» — это мусульманская организация, которая ненасильственными методами проповедует халифат. И очень жертвенно проповедует — многие члены организации безропотно садятся в тюрьмы, особенно в Узбекистане.

В глобальном мире «Хизб ут-Тахрир» не считается террористической организацией, да и в России к ней относились достаточно лояльно до 2003 года. Поэтому в РФ во множестве приезжали узбеки, не скрывавшие, что они сторонники «Исламской партии освобождения». Но потом президент Узбекистана Ислам Каримов договорился с российским руководством, и «Хизб ут-Тахрир» признали террористической организацией.

Почему сейчас провели задержания именно в Татарстане? Значит, была необходимость надавить на РТ, а силовикам лишь сказали фас. В преддверии выборов это неудивительно. Хотя, выявив сторонников «Хизб ут-Тахрир» в республике, правоохранительные органы еще не смогут отчитаться, что задержали салафитов. «Исламская партия освобождения» — все-таки не совсем салафиты, их лозунги и идеи не такие радикальные. И она, на мой взгляд, имеет право на существование за неимением лучшего.

Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) — известный блогер, политолог, специалист по Ближнему Востоку:

— На поверхностный взгляд, «Хизб ут-Тахрир» не является террористической организацией, потому что они не организуют теракты и не сколачивают боевые группировки. Но фактически «хизбутчики» являются фильтрационным механизмом для выявления радикальной части мусульман. То есть они осуществляют первоначальную вербовку и фильтрацию по отбору в другие организации. В этом смысле они, безусловно, являются составной частью общего террористического подполья. Так что причисление «Хизб ут-Тахрир» к террористическим организациям вполне оправдано.

Логичнее, конечно, было бы признать «Исламскую партию освобождения» просто экстремистской, но в этом случае она бы подпадала под сферу ответственности МВД. В то время как ей, как мы видим, должна заниматься ФСБ.

Сейчас, видимо, органами проводится какая-то спецоперация, поэтому идут такие плотные задержания. И на Урале, и в Поволжье, и в северных регионах страны серьезные ячейки «Хизб ут-Тахрир» были созданы еще в 1990-е годы. Теперь их пытаются выявить и взять под контроль.

«БЛАГОДАРЯ» «ХИЗБ УТ-ТАХРИР» СОЗДАЕТСЯ ОРЕОЛ ТОГО, ЧТО В РОССИИ ПРЕСЛЕДУЮТ МУСУЛЬМАН»

Азат Ахунов — доцент кафедры востоковедения и исламоведения К(П)ФУ:

— У силовых структур нет выбора, поскольку партия «Хизб ут-Тахрир» официально внесена в список экстремистских организаций и любое действие — мирное или немирное — подпадает под это решение. Даже если они просто проповедуют свои идеи где-то в интернете или на улице, то это в любом случае считается нарушением закона РФ.

Особенность «Хизб ут-Тахрир» в том, что они, по крайней мере раньше, вели очень активную медийную работу, заявляли о своих взглядах, критиковали власти, использовали все возможности СМИ и интернета. «Благодаря» им создается ореол того, что в России преследуют мусульман. В этом отношении они приносили значительный репутационный ущерб, Татарстан в глазах других стран выглядел как регион, где преследуют мусульман. И в этом отношении они создают проблемы для властей, поскольку постоянно выступают с позиции, что их права нарушают, их преследуют и сажают в тюрьмы. Наверное, для властей будет спокойнее, если они будут находиться изолированно от общества.

Сторонники «Хизб ут-Тахрир» тоже не успокаиваются, постоянно лезут на рожон и не могут соблюдать общие правила игры, принятые в современном обществе. Постоянно возникают новые адепты, они начинают активироваться, и, видимо, силовые структуры тоже принимают определенные меры. Наверное, стараются, чтобы обстановка была более спокойной, пытаются снять очаг напряженности и опасности путем силового воздействия. Но я не думаю, что сторонники «Хизб ут-Тахрир» готовят какие-то террористические акты.

Я считаю, что власти должны самим мусульманам, религиозным деятелям поручить вести с ними диалог и пытаться объяснить, что их идеология не вписывается в жизнь нашего общества, в традиции татарского народа. Нужно стараться использовать мирные рычаги, но если не получается, то всегда можно использовать и силовое давление, поскольку закон РФ это позволяет.

Олег Зазнаев — политолог, доктор юридических наук, заведующий кафедры политологии КФУ:

— Конечно, у Татарстана нет своей собственной политики в этой области, и в условиях свободного перемещения внутри России понятно, что это наша общая, не только татарстанская, проблема. Но такое выявление, безусловно, говорит не только об активизации этой группы, но и о том, что власти стали более активно себя вести. И эти задержания — реальные плоды, реальные результаты такой работы. Подобные сети, как правило, очень мощно камуфлированы, и для их обнаружения нужна очень серьезная работа. И если эта работа принесла плоды, то можно только порадоваться этому факту. Это очень отрадно. Может быть, это даже начало очень серьезной борьбы с этой группировкой.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ им. Туполева:

— Я вспоминаю, как один из деятелей «Партии возрождения», как тогда называлась «Хизб ут-Тахрир», в 90-е годы, пробрался в Верховный совет Татарстана. Фамилию я его уже не вспомню... Так вот, он оттолкнул Байрамову (писательница и общественный деятель Фаузия Байрамова прим. ред.) от микрофона: «Женщина, уйди отсюда!» То есть тогда довольно спокойно к ним относились. Затем они объединились в масштабах постсоветского пространства и выбрали уже современное название — «Хизб ут-Тахрир». Эта партия выступает за халифаты всякого рода, она выступает за теократию, за клерикализм, за подчинение всей светской жизни религиозным догмам. Это противоречит нашей Конституции, поэтому преследуется постоянно.

И в Татарстане, надо сказать, тоже преследуется. И то, что они сейчас пойманы, — это лишь проявление взаимодействия ФСБ, которое их искало, и МВД, которое их захватило. Потому что когда ваххабиты пытались здесь убить муфтия, убили заместителя муфтия, сожгли 9 церквей, убили офицера ФСБ, всю дальнейшую разработку и их арест проводило МВД и следственный комитет. Так что в этом плане взаимодействие есть. Борьба будет продолжаться до их полного искоренения. Я эти задержания никак не связываю с Сирией. Только в том случае, когда некоторые бегут из Сирии назад в Россию и просачиваются сюда. Никакой мести за Сирию здесь нет. Они полностью противоречат нашему укладу жизни, нашим политическим устоям и Уголовному кодексу, поэтому должны быть уничтожены.

«ХИЗБ УТ-ТАХРИР» В ТАТАРСТАНЕ

Напомним, Верховный суд России признал «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией еще в 2003 году. С тех пор не проходит и года, чтобы в разных уголках страны под преследование не попадали ее сторонники. Чаще всего попадаются те сторонники партии, которые занимаются вербовкой, пропагандой радикального ислама и построения на территории России исламского халифата. Случается, что при задержании оперативникам оказывают активное сопротивление. Из последних громких задержаний — 20 предполагаемых членов «Хизб ут-Тахрир», подозреваемых в распространении экстремистской литературы и в вербовке в московском регионе. Они были задержаны в октябре прошлого года. А в ноябре в Екатеринбурге военным судом к пяти годам колонии был приговорен военнослужащий внутренних войск МВД, являвшийся членом «Хизб ут-Тахрир» и занимавшийся вовлечением в организацию военнослужащих внутренних войск МВД России. А 4 февраля 2016 года Московский окружной военный суд признал членов «Хизб ут-Тахрир» Челябинска Салавата Хабирова, Альфреда Шаимова, Рината Шамсутдинова, Орифджана Мирова и Радика Кабирова виновными по статье 205.5 («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»), статье 30 («Приготовление к преступлению») и статье 278 («Насильственный захват власти») Уголовного кодекса Российской Федерации, приговорив их в зависимости от степени участия в совершении преступления к лишению свободы на срок от 5 до 17 лет в колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год.

Одно время участники «Хизб ут-Тахрир» активизировались в Татарстане. В декабре 2014 года суд приговорил участников «Хизб ут-Тахрир», проводивших в Казани автопробеги с запрещенной символикой, к срокам заключения от 3,5 до 6,5 лет лишения свободы. Многие казанцы помнят, как в октябре и декабре 2012 года подсудимые проводили автопробеги по улицам города с использованием флагов с символикой экстремистской организации, а в сентябре 2013 года организовали в мечетях Казани акцию в поддержку «Хизб ут-Тахрир с распространением листовок.