Сегодня в Госдуму РФ был внесен «антидопинговый» законопроект, под которым стоят подписи и двух парламентариев из Татарстана — Ильдара Гильмутдинова и Марата Бариева
Сегодня в Госдуму РФ был внесен «антидопинговый» законопроект, под которым стоят подписи и двух парламентариев из Татарстана — Ильдара Гильмутдинова и Марата Бариева

ШТРАФ ДЛЯ СПОРТСМЕНА И СРОК ДЛЯ ТРЕНЕРА

Сегодня в середине дня в базе законопроектов Госдумы РФ зарегистрирован громкий законопроект «О внесении изменения в Уголовный кодекс РФ», который предусматривает жесткую ответственность для тренеров и медперсонала за использование спортсменом запрещенных субстанций. Под текстом документа стоят подписи председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрия Свищева и двух парламентариев из Татарстана — Ильдара Гильмутдинова и Марата Бариева.

Они предлагают внести существенные дополнения к действующей ст. 230 УК РФ («Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»). В частности, за «склонение спортсмена тренером или специалистом по спортивной медицине к использованию субстанций, запрещенных в спорте», предусмотрен штраф в размере до 500 тыс. рублей. За склонение спортсменов к принятию запрещенных препаратов группой лиц по предварительному сговору либо за включение допинга в программу тренировок несовершеннолетних физкультурников и, в особенности, с применением насилия сумма штрафа увеличивается до 1 млн. рублей. А если выяснится, что спортсмен снабжался запрещенными препаратами без ведома тренера или его лечащего врача, санкции повышаются вплоть до лишения свободы на срок от трех до пяти лет. Наконец, в том случае, если принуждение употребления запретных препаратов привело к смерти спортсмена или другим тяжким последствиям, ответственных может ждать от 10 до 15 лет тюрьмы.

В пояснительной записке необходимость разработки законопроекта депутаты объясняют «участившимися случаями нарушений антидопинговых правил». «Внесение законопроекта обусловлено необходимостью усиления мер ответственности за нарушение антидопингового законодательства, — говорится в документе. — В связи с ужесточением в 2015 году антидопинговых мер, предусмотренных Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА, требуется принятие соответствующих мер со стороны Российской Федерации».

Добавим, что 4 днями ранее тот же Свищев в партнерстве с зампредседателя Государственной Думы РФ Игорем Лебедевым подготовили другой законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот закон касается ответственности за использование допинга самими спортсменами. Он предполагает модернизацию Кодекса об административных правонарушениях и отличается куда более мягкими санкциями — максимум атлетов ждет административный штраф от 30 до 50 тыс. рублей. На ту же сумму его предлагается штрафовать при попытке фальсификации допинг-контроля или распространении запрещенных субстанций.

«КРОМЕ СПОРТСМЕНОВ ХОТЬ ОДНУ ФАМИЛИЮ НАЗОВЕТЕ, КОМУ ПРЕДЪЯВИЛИ ОБВИНЕНИЯ?»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» инициаторы законопроекта продемонстрировали решительный настрой. Бариев заверил издание, что он с коллегами «будет за него бороться». «Думаю, все уже убедились в свете мартовских событий, что административными, дисциплинарными методами у нас борьба с допингом эффекта не дает, — рассудил парламентарий. — Прошло уже три недели с начала милдронатового скандала. Кроме спортсменов хоть одну фамилию можете назвать, кому предъявили уже обвинения, что по его неосторожности, его халатности? Врачу? Специалисту? Можете назвать фамилию? Я не могу. А спортсмены все оплеванные и облитые, они и страдают. Как будто спортсмены сами, ни с кем не советуясь, решили наесться милдроната или еще чего-то».

В случае принятия законодательной инициативы, для тренеров, что дают воспитанникам препараты, запрещенные Минспорта РФ или запретные методы тренировок, будут применены штрафные санкции, а в случае причинения вреда спортсмену — уголовные
В случае принятия законодательной инициативы для тренеров, что дают воспитанникам препараты, запрещенные минспорта РФ, или запретные методы тренировок, будут применены штрафные санкции, а в случае причинения вреда спортсмену — уголовные

Бариев отметил, что вопросы по использованию запрещенных препаратов отечественными спортсменами возникли не в этом году. «Еще президент МОК перед Олимпийскими играми в Ванкувере сказал: «Меня очень беспокоит ситуация с нарушением антидопингового законодательства в российской сборной команде», — напомнил парламентарий. — Он попросил российское спортивное руководство уделить этому особое внимание. Так вот это было в 2010 году перед Играми в Ванкувере. Он тогда обращался к президенту Дмитрию Медведеву. Прошло 6 лет, а мы опять вернулись к тем же проблемам, как будто сказано было вчера».

Его коллега Гильмутдинов разъяснил «БИЗНЕС Online» уголовный перекос по части наказания в сторону тренерского состава. «У меня до сих пор остаются сомнения, надо ли нам в КоАП вносить поправки, связанные с наказанием спортсменов, — рассуждает парламентарий. — Он и так уже наказан. Если его ловят на допинге, он уже теряет работу, зарплату, имидж, награды. А мы хотим еще повторно наказать не только как спортсмена, но и как гражданина. Этот вопрос, конечно, обсуждаемый».

Гильмутдинов добавил, что минспорта оказывает поддержку его законопроекту. «Дальше уже как коллеги, другие ведомства будут давать заключения, посмотрим, — отметил депутат. — Конечно, я заинтересован, чтобы законопроект был быстрее принят. Буду работать с министерствами и ведомствами, если есть какие-то замечания, снимать их по ходу рассмотрения законопроекта».

Гильмутдинов признал, что его законопроект носит профилактический характер, тогда как главная цель — создание комплекса мер, которые будут отвечать за восстановление спортсменов после выматывающих тренировок. «Нужна целая система работы со спортсменами, чтобы разрабатывать для них современные разрешенные методы, методики и субстанции, которые бы позволяли им восстанавливаться, — говорит парламентарий. — Без этого никак нельзя в сегодняшнем спорте. Именно разрешенные, доступные. Вот эту систему надо отладить, чтобы спортсмены могли безбоязненно использовать субстанции. Запреты и лишения уже вторичны. Плюс еще сами федерации по видам спорта в своих уставах, положениях и программах должны предусмотреть комплекс мер, чтобы не было употребления допинга».

ВТОРОЙ КРУГ НА СОРЕВНОВАНИЯХ ПО БОРЬБЕ С ДОПИНГОМ

Напомним, что отечественный спорт в последние полгода раздирает один допинговый скандал за другим. Началось с того, что международное антидопинговое агентство ВАДА, выявило аномальные изменения в крови ходоков из центра подготовки Виктора Чегина. Медики смогли найти новые способы анализа допинг-проб, таким образом, под удар попала вся российская легкая атлетика и разоблачения приняли массовый характер. Сразу шесть олимпийских призеров, в том числе и представительница Татарстана Юлия Зарипова, лишились различных наград. Далее международная федерация легкой атлетики начала внутреннее разбирательство и вынесла в публичное поле подозрения, что российские спортивные чиновники подкупали своих международных коллег, дабы те помогали скрывать факты применения допинга. Когда все факты вскрылись, в IAAF приняли беспрецедентное решение — дисквалифицировать сборную России по легкой атлетике в полном составе. Таким образом, если ситуация в борьбе с допингом не изменится, то россияне пропустят Олимпиаду в Рио. Осенью 2015 года был запущен процесс массовых показательных порок тех, кто был связан с допингом. Всю руководство федерации легкой атлетики России во главе с Валентином Балахничевым было отправлено в отставку, уволили руководителей антидопингового агентства, тренер Чегин получил пожизненную дисквалификацию.

Среди тех, кто попался, оказалась и пловчиха Юлия Ефимова, выигравшая «золото» на ЧМ в Казани

Россия, казалось бы, встала на путь исправления, однако март 2016 года принес новые сюрпризы. С 1 января этого года был запрещен советский препарат милдронат (мельдоний), который был очень популярен у спортсменов из стран бывшего соцлагеря. Однако не все прекратили его применять, и уже сейчас известно о 120 положительных допинг-пробах отечественных спортсменов. Самая известная из них — вторая ракетка мира Мария Шарапова. Среди тех, кто попался, олимпийский чемпион по шорт-треку Семен Елистратов, фигуристка Екатерина Боброва, также чемпион Сочи-2014, конькобежец Дмитрий Кулижников и пловчиха Юлия Ефимова, выигравшая «золото» на ЧМ в Казани. У последних двух уже была дисквалификация из-за допинга, и им теперь грозит пожизненное отстранение от профессиональных стартов.

Интересно, что возникшие на этой почве разговоры, что антидопинговая кампания — это часть холодной войны Запада с Россией, пресек Владимир Путин, возложивший вину за случившееся на спортивных функционеров. «Не нужно ничего политизировать и не нужно продвигать какую-то теорию заговора, — заявил президент. — Очевидно, что наши спортивные руководители, должен об этом сказать, проявили непонимание актуальности этих вопросов, своевременно не пополнили списки соответствующие, которые были представлены международными соответствующими структурами, не пополнили наши стоп-листы, не проинформировали своевременно спортсменов, тренеров и других специалистов о решении всемирного антидопингового агентства о запрещении отдельных препаратов».

Похоже, сигнал был принят к исполнению, и после недолгих обсуждений суровый законопроект был внесен в Госдуму. И хотя все понимают, что строгость российских законов может компенсироваться их частичным исполнением, сейчас важно показать для ВАДА, что Россия встала на путь истинный и готова бороться с допингом, не щадя никого.

Ирек Зиннуров: «Запрещенные препараты можно назначать, но перед этим врач должен уведомить антидопинговые комитеты о том, что в связи с какими-то изменениями в здоровье спортсмена он прописал такое-то лекарство»


«Я САМ ДО 30 ЛЕТ НЕ ЗНАЛ, ЧТО ТАКОЕ ДОПИНГ, ЗАНИМАЛСЯ НА САЛЕ»

Ирек Зиннуров — двукратный олимпийский призер по водному поло, старший тренер молодежного резерва ватерпольного клуба «Синтез»:

— О введении уголовной ответственности за употребление допинга заговорили еще в конце прошлого года. Пока сложно подробно прокомментировать законопроект. Все-таки врач должен всегда контролировать, быть в курсе всего списка запрещенных препаратов, который существует в антидопинговой организации. Он не имеет права назначить спортсмену лекарство, которое содержит запрещенные вещества. И в связи с антидопинговыми скандалами у врача самая первая обязанность — это контроль назначаемых препаратов. Я и сам спортсменам всегда говорю о необходимости информирования врача о любых принимаемых препаратах.

Запрещенные препараты можно назначать, но перед этим врач должен уведомить антидопинговые комитеты о том, что в связи с какими-то изменениями в здоровье спортсмена он прописал такое-то лекарство. Тогда его можно применять. Наш доктор всегда был в курсе этих правил. Могу сказать, что в водном поло вообще мало допинговых скандалов. Я сам до 30 лет не знал, что это такое, занимался на сале (смеется). После 30 лет были уже пищевые добавки, которые разрешены для употребления. На допинг я на всех соревнованиях сдавал, потому что в сборной был самым старым, видимо, поэтому возникали у организаторов такие вопросы.

Александр Расческов — гендиректор клиники «Глазная хирургия Расческов»:

— Я считаю, что зря вокруг допинга поднимают такой шум. Наркотики должны быть запрещены, а все остальное должно быть разрешено к употреблению. Тот же милдронат — это просто препарат, который улучшает деятельность организма. Ни допингом, ни наркотиком он не является. А то, что на Западе вокруг него подняли такой шум, — это все лобби тех сил, которым не нравятся результаты наших спортсменов.