Давно занимает вопрос: «Почему все последние руководители республики вышли из Аграрного университета, а не Казанского?»
Внимание республиканских руководителей к сельскому хозяйству было обусловлено не их образованием, и не характером экономики республики, а традиционным воспитанием
«КАК МОЖЕТ ТАТАРИН ВЫЖИТЬ БЕЗ ПОГРЕБА? НЕМЫСЛИМО»
Грозные невзгоды
Темная вражда.
Быстро мчатся годы.
За бедой беда.
Утешаться, верить,
Ворожить, тужить,
Плакать, лицемерить.
Стоит жить!
Дни идут. Всё то же,
Перемены нет.
Думы злее, строже.
Много, много лет
Медленно трудиться,
Угождать, служить,
Унижаться, биться.
Стоит жить!
Федор Сологуб, 6 июня 1896 года
Меня всегда занимал один простой вопрос, на который трудно найти однозначный ответ: «Почему все последние руководители республики вышли из Аграрного университета, а не Казанского?» И Усманов Гумер Исмагилович, и Шаймиев Минтимер Шарипович, и нынешний президент Татарстана Минниханов Рустам Нургалиевич — выпускники одного, в то время Сельскохозяйственного института. Все трое были признаны не просто хорошими хозяйственниками, но незаурядными личностями. Мне довелось поработать со всеми троими и воочию наблюдать их выдающиеся способности. Поскольку сам я выпускник Казанского университета, где не только учился, но и работал в течение 8 лет, могу заверить, что дело не в обучении. Сказать, что лучше готовил Сельскохозяйственный институт, значит, отделаться от трудного, но крайне занятного вопроса. Помню, слышались в кулуарах голоса о засилье сельхозников во власти. Это шептались завистники с университетским дипломом (тогда университет был один — Казанский). Кстати, Гумер Исмагилович набирал в команду молодых ребят как раз из университета: Олега Морозова, Андрея Бусыгина, затем и я там появился.
Получается, Аграрный университет — кузница президентов?! Случайным такое явление назвать трудно. Как говорят математики, один раз — это случайность, второй раз — тоже случайность, в третий раз — это уже закономерность. Значит, надо сформулировать закономерность. Для журналистов, которые хотели услышать оценку нынешнего президента, у меня был заготовлен простой ответ: «Он по земле ходит!» Иначе говоря, хорошо знает интересы простых людей, не отрывается от интересов республики. Став премьер-министром, он быстро привел в порядок все финансовые потоки. Некоторые говорили, что он самородок, который все схватывает на лету и считает в голове как компьютер. Все это так. Однако способных у нас немало, считающих деньги еще больше...
Внимание республиканских руководителей к сельскому хозяйству было обусловлено не их образованием и не характером экономики республики, а традиционным воспитанием. Татарский мир всегда жил в напряженной ситуации, и, естественно, детей учили навыкам выживания, что начинается с продовольствия. С детства помню, что на даче на шести сотках обрабатывали каждый клочок земли, чтобы вырастить овощи и ягоды. Я возмущался, что даже дорожек не осталось. Погреб набивали под завязку. Как может татарин выжить без погреба? Немыслимо. Детей учили быть лояльными к властям. И постоянно звучало: «Учиться! Учиться! Учиться!» Почти по-ленински. Нам твердили, что мы должны добиваться уважения окружающих, быть не хуже русских и т. д.
Если взглянуть объективно, то ведь аграрный сектор был далеко не главным в экономике республики, которая всегда отличалась развитыми отраслями нефтедобычи, нефтехимии, химии, оборонной промышленности и т. д. Культура тоже была относительно развитой, насколько это вообще возможно было для автономии. Сегодня многие инициативы в стране, причем в самых передовых сферах, исходят из Татарстана. Даже Москва, правда, сквозь зубы, но соглашается с инновационным характером республики. В этом вопросе приходится признать роль и первого, и нынешнего президентов. Развитие IT-технологий больше вяжется с профилем Казанского, а не Аграрного университета. В чем же дело? Попытаемся ответить на этот вопрос и начнем издалека.
И Усманов Гумер Исмагилович, и Шаймиев Минтимер Шарипович, и нынешний президент Татарстана Минниханов Рустам Нургалиевич — выпускники одного, в то время Сельскохозяйственного института
«ПОЛЬЗА ОТ УНИВЕРСИТЕТА ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧЕГО ТЫ ОТ ЖИЗНИ ХОЧЕШЬ»
Эдисон однажды пожаловался Эйнштейну, что никак не может найти себе помощника. Эйнштейн поинтересовался, как он определяет их пригодность. В ответ Эдисон показал ему несколько листов с вопросами. Эйнштейн стал их читать: «Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?» — и ответил: «Надо заглянуть в железнодорожный справочник».
Он прочел следующий вопрос: «Из чего делают нержавеющую сталь?» — и ответил: «Это можно узнать в справочнике по металловедению».
Быстро посмотрев остальные вопросы, Эйнштейн отложил листки и сказал: «Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру сам».
Эйнштейн явно не годился для игры «Что? Где? Когда?». Его обошел бы любой российский интеллектуал.
На Западе все поголовно увлечены измерением IQ детей и взрослых, проведением всевозможных тестов, подсчетами баллов и выяснением рейтингов. Они заразили этим и российскую систему образования, которая стала подобием игры «Что? Где? Когда?». В этой игре в качестве вопросов ставятся не жизненные проблемы, которые нужно решить, а проверяют на знание вещей, малопригодных в жизни. Они хотят найти не талантливых людей, а ходячие энциклопедии, хотя давно существует для этого «Википедия».
Существуют теории о корреляции IQ и гениальности. Для нас почти очевидным является связка интеллекта и успеха в жизни, однако результаты научных исследований показывают, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны. Есть масса случаев, когда безумно гениальные дети оказывались неудачниками, а середнячки становились Нобелевскими лауреатами. Для реализации интеллекта не меньшее значение имеет воспитание и социальное окружение.
Попытка увязать успехи выпускников с лучшими университетами тоже разочаровывает. Выдающиеся личности оканчивали самые разные университеты, нередко вполне рядовые, а такой признанный гений, как Билл Гейтс, и вовсе бросил учебу на втором курсе, не увидев смысла в обучении в Гарвардском университете. Конечно, лучше учиться в хорошем университете, чем в плохом. Еще лучше, если попадется хороший наставник. Как показывает практика, у нобелистов часто ученики тоже становятся лауреатами Нобелевской премии. Но нет ничего сверхъестественного в Гарварде или Московском университете (с первым много лет пришлось сотрудничать, а во втором проходил двухлетнюю стажировку) — оба университета сильно раскрученные, но порой их профессоры делают элементарные ошибки. Польза от университета возникает, когда ты знаешь, чего ты от жизни хочешь. Тогда они становятся кладезем мудрости. Правда заключается в том, что абитуриенты попадают в университет уже сложившимися людьми, значит, они были воспитаны в другом месте.
«ВОЛШЕБНОЕ ЧИСЛО, ВЕДУЩЕЕ К МАСТЕРСТВУ»
«Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники»
Альберт Эйнштейн
О гениальности Билла Гейтса и Стива Джобса не устают повторять, но это вовсе не было очевидным от рождения или во время учебы. Люди любят сюжеты о чудесных взлетах на вершину славы и счастливых случаях и не хотят слышать о монотонном, упорном, тяжком труде успешных людей. Когда я рассказываю журналистам о творческой кухне моего отца (Сибгата Хакима — знаменитого татарского поэта — прим. ред.), у всех на лице выражается или недоумение, или скука. Многие представляют поэта, одержимого страстью, черпающего вдохновение в необычных жизненных ситуациях, увлеченного богемной жизнью и т. д. Но нет же. Отец вставал всегда в одно и то же время, в 8 часов, затем шел на прогулку, пил чай и садился за стол. У него вдохновение приходило ровно в десять часов и продолжалось до обеда. После обеда начинались дела общественные. Я помню случаи, когда к нам приходили на день рождения отца молодые поэты с шампанским, он с ними сидел, беседовал, пока не наступал час вечерней прогулки. Тогда он молча одевался и уходил. После прогулки спокойно продолжал праздновать вместе с гостями. За все годы, которые я с ним прожил, не помню, чтобы в его графике были исключения. Невыигрышная для журналистов биография.
Ежедневная, изнурительная работа — одно из обязательных условий успеха любого выдающегося человека, будь-то инженер-конструктор, ученый, скрипач, шахматист, футболист, композитор. Вот как описывает свои школьные годы Гейтс: «Я помешался на компьютерах. Пропускал физкультуру. Сидел в компьютерном классе до ночи. Программировал по выходным. Каждую неделю мы проводили там по 20 - 30 часов. Был период, когда нам запретили работать, потому что мы с Полом Алленом украли пароли и взломали систему. Я остался без компьютера на целое лето. Тогда мне было 15 - 16 лет. А потом Пол нашел бесплатный компьютер в Вашингтонском университете. Машины стояли в медицинском центре и на физическом факультете. Работали они 24 часа в сутки, но в промежутке от трех ночи до шести утра никто их не занимал». К тому моменту, когда он собрался открыть собственную компанию, его стаж в программировании насчитывал уже 7 лет. Гарвард ему уже ничем не мог помочь в жизни.
Точно так же обстоит дело в любой сфере. Успех группы «Битлз» объясняется не просто талантом этих ребят, но и невероятной практикой, которую они получили в Гамбурге. Джон Леннон вспоминает: «Мы становились все лучше и набирались уверенности. Иначе и быть не могло, ведь нам приходилось играть вечерами напролет. То, что они были иностранцами, пришлось весьма кстати. Чтобы достучаться до них, мы должны были стараться изо всех сил, вкладывать в музыку душу и сердце. В Ливерпуле мы выступали в лучшем случае по одному часу, да и то играли только хиты, одни и те же на каждом выступлении. В Гамбурге нам приходилось играть по 8 часов кряду, так что хочешь не хочешь, а надо было стараться». Играли они 7 дней в неделю. К тому моменту, когда их ждал первый шумный успех, они дали уже около 1200 живых концертов. Суровая школа Гамбурга — вот что отличало группу «Битлз» от всех остальных.
Малкольм Гладуэлл — автор нашумевшего бестселлера «Гении и аутсайдеры» — пишет: «Наше ложное понимание природы успеха во многом объясняется тем чрезмерным значением, которое мы придаем врожденным способностям». На самом деле существует волшебное число величайшего мастерства — это 10 тыс. часов. «Даже Моцарт — самый известный музыкальный вундеркинд в истории — по-настоящему раскрыл свой талант лишь после того, как отработал 10 тысяч часов, — поясняет Гладуэлл. — Без регулярной шлифовки сам по себе талант ничего не значит». По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся, они представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (No. 9. К. 271), был написан им в 21 год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже 10 лет. И в этом случае сработала цифра в 10 тыс. часов.
Для успешного человека должны быть определенные природные таланты. Баскетболисту маленького роста очень трудно стать выдающимся. Однако существует порог (около 2 метров), за которым рост уже не имеет значение. Точно так же обстоит дело в любой области. Уровень интеллекта имеет значение лишь до определенного уровня, а дальше решающую роль начинают играть другие факторы. Рассеянные профессоры, послушно плывущие по течению жизни, не получают Нобелевских премий. Ее получают те, кто целиком и полностью сосредоточен на достижении успеха, а это качество не зависит от аналитических способностей.
Многочисленные исследования будущих пианистов и скрипачей показали одну и ту же закономерность. Учащиеся, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше всех остальных: к 9 годам — по шесть часов в неделю; к 12 — по восемь часов; к 14 по 16 — более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в общей сумме набиралось до 10 тыс. часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 тыс., а будущие учителя музыки репетировали не более 4 тыс. часов.
10 тыс. часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или 20 часам в неделю на протяжении десяти лет. Вот оно волшебное число, ведущее к мастерству: 10 тыс. часов. Достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики. Это относится к композиторам, баскетболистам, писателям, конькобежцам, пианистам, шахматистам и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью.
«РАНЬШЕ ПО УГЛАМ ВИСЕЛИ ИКОНЫ И ШАМАИЛИ, ТЕПЕРЬ СТОДОЛЛАРОВАЯ КУПЮРА ЗАТМИЛА ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СВЯТЫЕ ВЕЩИ»
«Обманывайте жизнь — она в долгу не останется».
Анатоль Франс
Потенциально выдающаяся личность помимо интеллекта и талантов не сможет обойтись без гибкого ума, упорного труда, и ко всему он должен быть еще и амбициозным. Все эти качества в совокупности позволяют даже середнячкам подниматься на вершину успеха. И ни один талант без труда и везения не становился гением.
Ученые выявили еще одну черту, которая необходима человеку для продвижения в жизни, — практический интеллект, под которым понимают знание того, что, когда и кому сказать, а также знание того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Это прикладное понятие, знание того, как выполнять то или иное действие, не отдавая себе отчета в том, откуда вы это знаете. Практический интеллект практичен по своей сути: это не знания ради самих знаний, это знания, которые помогают вам ориентироваться в жизненных ситуациях и добиваться желаемого. И, самое главное, этот тип интеллекта кардинально отличается от аналитических способностей, измеряемых IQ. Вы можете обладать аналитическим интеллектом, не имея при этом интеллекта практического, и наоборот. А если они совмещаются, то результат будет потрясающим.
Откуда же берется этот самый практический интеллект? У детей еще нет реального жизненного опыта, но если они учатся работать в команде, справляться со сложными ситуациями, комфортно общаться с взрослыми и выражать свое мнение, тогда у них вырабатываются навыки для общественного успеха. В этом вопросе главную роль играет семья, окружение, традиции, общая культурная среда.
И вот теперь мы можем вернуться к республиканским руководителям. В их жизни университет был лишь одним из звеньев в длинной цепи образования и воспитания. Они приобретали жизненный опыт в своей деревне, семье, окружении. На мой взгляд, именно татарская культура, ориентированная на выживание в самых сложных ситуациях, требующая постоянного приобретения знаний, командной работы, стала решающим фактором для успешной карьеры многих выдающихся личностей.
Мне трудно обсуждать вопрос о роли русской деревни в формировании знаменитостей, ибо не знаком с ней изнутри, а попытки научного изучения пока не дали результатов. Но к нашей чести следует сказать, что Институт истории им. Марджани собирал на конференции лучших ученых в этой сфере со всей России, и, несмотря на интересный разговор, какой-то удобоваримой теории выработать не удалось. Возможно, изучение истории населенных пунктов в Татарстане, чем мы плотно занимаемся, прояснит глубинные различия татарского и русского села, их историческое значение и роль в будущем.
Чему же мы учим наших детей? Главным считается дать учащимся конкретные знания, заработать баллы, выиграть олимпиады. Порой из учеников хотят сделать ходячие мини-энциклопедии, а научные исследования показывают, что это не главное. Не меньшее, а может, и большее значение имеет умение работать в команде, быть первым в рамках существующих правил игры. Воспитание нынче понимают как менторское повторение 10 заповедей, в то время как молодежи нужно освоение социальных технологий, а не абстрактных норм. Сегодня мы ориентируем детей смотреть на мир сквозь денежные потоки, превознося рыночные отношения. Раньше по углам висели иконы и шамаили, теперь стодолларовая купюра затмила все остальные святые вещи. Правильно ли это? Вопрос риторический...
Может быть, в лице татарской деревни мы теряем истинный народный университет, который готовил личности, способные проявить себя в любой области, на любом уровне? Об этом в следующей статье.
Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой, –
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.
Семен Надсон. Вперед. 31 мая 1878 года
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 176
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.