Депутат Госдумы Альфия Когогина поделилась планами относительно предстоящей выборной гонки
Депутат Госдумы Альфия Когогина поделилась планами относительно предстоящей выборной гонки

«ЕСЛИ МЕНЯ ПОДДЕРЖИТ ПРЕЗИДЕНТ, ТО ДАЛЬШЕ БУДУТ ВЫБОРЫ»

Депутат Госдумы Альфия Когогина в беседе с представителями СМИ накануне поделилась планами относительно предстоящей выборной гонки. Как выяснилось, Когогина планирует вновь участвовать в избирательной кампании в сентябре этого года. Вопрос о выборах от журналистов, по признанию первой леди автогиганта, был задан прямо в лоб, но отрицать своего намерения депутат не стала, хотя и начала издалека. «Это зависит не только от моего желания, а от того, видят ли меня мои партийцы, сторонники, руководство республики и лично президент Рустам Нургалиевич Минниханов полезной единицей в общей команде. Если они считают, что я могу эффективно работать на благо республики и челнинцев, то я буду просить коллег поддержать меня в ходе праймериз, которые пройдут 22 мая. Если меня поддержит президент, а его мнение будет для меня ключевым, если поддержат партийцы, то дальше будут выборы. Как говорят, бюллетень точнее пули. Для себя я считаю это серьезным вызовом, высотой, которую мне просто интересно взять», — сказала Когогина.

По признанию Когогиной, у нее есть желание баллотироваться по 26-му одномандатному округу, в который помимо Челнов входят Тукаевский, Менделеевский, Агрызский, Актанышский, Мензелинский районы.

Также прокомментировала Когогина и скорый визит президента Владимира Путина на КАМАЗ, который должен состояться 12 февраля. Однако повестка совещания, которое проведет президент, по-прежнему осталась засекреченной. «На этой неделе у нас очень важное событие для КАМАЗа, для города, для республики, для всей промышленности страны. Мы будем праздновать 40 лет со дня выпуска первого автомобиля под маркой «КАМАЗ». Вот Владимир Владимирович изъявил желание разделить с нами этот праздник. Это говорит о том, какое место КАМАЗ в стране занимает, автомобильная промышленность и личное отношение президента, не побоюсь этого слова, к профессионализму всего камазовского коллектива. Позвольте мне дальше тему не развивать», — пресекла попытки продолжить тему Когогина.

Одной из последних была затронута тема территории опережающего развития (ТОР). Само явление Когогина считает несомненным благом для бизнеса вообще и для серого бизнеса в частности. Режим ТОР, по мнению Когогиной, делает невыгодным производство в гаражах, серую зарплату, низкую социальную культуру предприятия. Как сказала первая леди автогиганта, от присвоения Челнам статуса ТОРа выигрывают все, в том числе и КАМАЗ. «Выиграет бюджет, в который поступают дополнительные налоги, что позволит дополнительно реализовывать социальные проекты. Выигрывают жители — появляется конкуренция за работника между новыми предприятиями, и в ходе конкурентной борьбы появится рыночный механизм повышения зарплаты. Выигрывают сами предприятия, так как у них снижаются издержки на производство и реализацию продукции. Из-за привлечения на наш рынок специалистов из других регионов повысится качество предложения рабочей силы. И выиграет сам КАМАЗ — на него социальная нагрузка будет снижена. Сейчас КАМАЗ, проводя свои программы оптимизации расходов, чувствуя ответственность за весь город, всегда действует с оглядкой — может ли завод сократить работников или нет. И когда будет снижен этот официальный пресс на КАМАЗ, выиграет и сам КАМАЗ», — заключила Когогина.

Журналисты поинтересовались, хватит ли городу 10 лет, чтобы избавиться от монозависимости. На что Когогина ответила, что расчеты были сделаны и срок вполне достаточен, чтобы сформировать новую конкурентную, эффективную промышленную среду. «Мы вступили в эту воду, посмотрим, как будет ТОР развиваться. У власти Челнов никаких опасений не возникло по поводу того, достаточно ли 10 лет. Возникнет проблема — будем решать», — сказала Альфия Гумаровна.


САМОЗАНЯТЫХ ПОПРОСЯТ ОБЪЯВИТЬСЯ

Официальный повод для встречи с членом комитета ГД по промышленности, возглавляющим экспертный совет по автопрому и инновационному развитию, был заявлен как информирование избирателей об итогах годовой деятельности. Итоги касались всей четырехлетней работы Госдумы 6-го созыва в масштабах страны. Депутат намеревалась подвести черту под деятельностью фракции лишь кратко, однако даже беглый взгляд по основным отраслям растянулся аж на 45 минут. Когогина долго говорила о том, как удалось вернуть в школы золотые медали и школьные сочинения, как удалось в бюджетных битвах убедить федеральный центр в необходимости финансировать строительство детсадов и школ и восстановить престиж педагогов, доведя их зарплату до средней по региону. Также в заслуги «Единой России» было приписано попадание России в глобальный рейтинг благополучных стран по средней продолжительности жизни и показателям материнской и младенческой смертности. И действительно, роженицам умирать никак нельзя, ведь именно им благодаря инициативам депутатов Госдумы в 2015 году было разрешено брать 20 тыс. рублей из маткапитала на неотложные нужды. Кстати, в 16-м году фракция в своем желании сделать добро для женщин пошла еще дальше — сейчас депутаты лоббируют поправку в закон, согласно которой из маткапитала можно было бы ежемесячно получать по 5 тыс. рублей.

«Если меня поддержит президент, а его мнение будет для меня ключевым, если поддержат партийцы, то дальше будут выборы»
«Если меня поддержит президент, а его мнение будет для меня ключевым, если поддержат партийцы, то дальше будут выборы»

Говоря о масштабах работы в области ЖКХ, первая леди КАМАЗа зачем-то упомянула о том, что протяженность сетей водоснабжения в стране превышает в 1,5 раза расстояние от Земли до Луны. Видимо, это прозрачный намек на то, что если вдруг возникнут у кого коммунальные проблемы, то решить их сможет только международная космическая станция.

Напомнила Когогина в своем итоговом отчете и о мерах поддержки бизнеса. В этот длинный список вошли трехлетний мораторий на плановые проверки, закон о налоговых каникулах для предпринимателей-новичков, упрощение порядка малой приватизации, создание агентства кредитных гарантий для МСБ. Перечислив все пункты поддержки, Когогина даже сказала, что тут напрашиваются аплодисменты. А потом сама же поправилась, мол, есть еще у фракции глобальные задачи, над которым надо работать. Одна из них — подогнать законы под действительность, чтобы не было как в русской пословице — гладко было на бумаге, да забыли про овраги. И тут же привела несколько примеров: стоило отменить плановые проверки, как бизнес стал жаловаться на всплеск внеплановых, стоило следовать установке не повышать налоги в течение трех лет, как ту же возникли новые штрафы, сборы типа «Платона». «Поэтому я лично отстаиваю позицию, что всю фискальную нагрузку надо заморозить и в течение трех лет не поднимать. Только тогда мы достигнем исполнения решения президента», — ставя акцент на каждом слове, сказала Когогина. А по поводу проверок фракция предлагает сформировать своеобразный чек-лист, где было бы перечислено четкое количество требований, которое государство может предъявить бизнесмену при проверке.

Вторая законотворческая инициатива фракции — внедрение уведомительного характера регистрации самозанятых граждан — репетиторов, сиделок, домработниц. Как выяснилось, количество самозанятых в стране доходит до 20 млн. человек. И чтобы их не упрекали в неуплате налогов, фракция решила предложить людям уведомить о своей деятельности налоговиков, но при этом ничего с них не брать в течение двух-трех лет. А потом микропредприниматель сам решит для себя — перейти ли на вмененку или купить патент. «Когда человек способен сам о себе позаботиться, государство, может, и не должно вмешиваться, регулировать жизнедеятельность?» — резонно заметила Когогина.

«ЧТОБЫ ПРОДАТЬ ОДИН «КАМАЗ», НУЖНО ПОТРАТИТЬ 5,5 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ»

Долгожданную тему автопрома, которую впоследствии в своих вопросах коснулись и журналисты, Когогина начала издалека — с темы выхода из кризиса. На этом тернистом пути правительству придется, по мнению Когогиной, преодолеть два важных барьера — это невысокий инвестиционный спрос предпринимателей и низкая покупательская способность граждан. Преодолеть эти преграды помогут программы господдержки. И здесь в качестве подтверждения своим словам спикер привела две цифры. По программе стимулирования спроса и поддержки автопрома в 2009 году было направлено 75 млрд. рублей, на которые было реализовано 450 тыс. автомобилей. А в 2015 году за 43 млрд. было реализовано более 650 тыс. автомобилей. Это, по словам Когогиной, реально доказывает эффективность проводимых государством мер по повышению спроса. Что же касается низкой покупательной способности, то здесь нашему народу должно помочь в первую очередь субсидирование покупки ипотечного жилья и автомобилей через систему льготного лизинга или программы утилизации. «Нам удалось сформировать программу для ипотечного кредитования экономжилья и обеспечить ставку кредитования в 11 процентов, но мы доказываем возможность снижения этой ставки до 7 процентов», — проинформировала депутат.

Касательно будущего автопрома Когогина сразу дала понять, что 16-й год для автомобильного рынка не будет оптимистичным и здесь, по всей видимости, рассчитывать приходится только на всевышнего. «Дай бог эффективно использовать те меры поддержки рынка, чтобы он остался на уровне 15-го года. А это 1,6 миллиона автомобилей. Дай бог, чтобы падение было 3 - 5 процентов. Если падение будет за 10 процентов, то мы увидим существенное сжатие отрасли, и восстановление уже будет проблемным», — сказала первая леди автогиганта.

При этом, подчеркнула Когогина, «думцы» настаивают на том, что господдержку нужно немного переформатировать. Во-первых, поддержка экспорта, на который в 16-м году выделено 3,3 млрд. рублей. «Чтобы продать один «КАМАЗ» во Вьетнаме, нужно 5,5 тысяч долларов потратить на транспортировку до границы. Они ложатся сразу в цену и делают наш грузовик неконкурентоспособным на том же самом вьетнамском рынке. Да еще во Вьетнаме и пошлина доходит до 85 процентов. И как там торговать? Поэтому задача государства — поддержать субсидиями экспортоориентированные предприятия и компенсировать им транспортировку. Второе — надо работать над снижением тарифных барьеров на тех рынках, которые являются целевыми. Третье — предлагаем сосредоточить госпомощь вокруг высоколокализованных, модернизированных предприятий. Правда заключается в том, что мощности сегодня, построенные под рынок 3,5 - 4 миллионов, задействованы только на 40 процентов. Часть мощностей неэффективно используется. Что тут скрывать? Слабые нелокализованные предприятия должны умереть, которые не привязаны к России ничем, так называемая отверточная сборка, которая кое-где еще осталась. Эти предприятия должны иметь возможность использовать поддержку в меньшей мере, нежели предприятия, работающие над модернизацией. Среди них много уважаемых брендов. Это Renault и другие бренды, которые любят покупатели. И заводы их находятся на территории России», — озвучила депутат.

Рынок грузовиков за три года упал в 2,5 раза, а КАМАЗ — сократил объемы лишь на треть. И в этом усматривает Когогина для КАМАЗа не провал, а настоящую победу (фото: vk.com/kamaz_officialgroup)
Рынок грузовиков за 3 года упал в 2,5 раза, а КАМАЗ сократил объемы лишь на треть. И в этом усматривает Когогина для КАМАЗа не провал, а настоящую победу (фото: vk.com/kamaz_officialgroup)

НЕ ШОКОЛАДНЫЙ АВТОПРОМ

Вообще, как призналась Когогина, государство не может быть сильным и развитым без автопрома. Саму отрасль она назвала генерирующей инновационные идеи и «лекарством от будущих кризисов, падений цен и внешних шоков». На вопрос журналистов, сможет ли автопром обойтись без костылей в виде господдержки, Когогина сообщила, что у автопрома никогда и не было костылей. «Даже антикризисная программа — это не программа самих предприятий, это поддержка тех, кто пользуется продукцией этого рынка. Автомобильный рынок зависит от темпов развития страны. Когда мы выйдем на темпы 4 - 5 процентов ВВП в год, мы увидим восстановление рынка. К сожалению, оно не в этом году произойдет, но нам важно не потерять модернизационный и инновационный потенциал отрасли. Я большой оптимист и считаю, что автопром нужен, автопром будет всегда оставаться лидирующий отраслью», — заявила депутат.

Поинтересовались журналисты и о положениях разрабатываемой стратегии развития автопрома и производства автокомпонентов до 2025 года. Как пояснила Когогина, предыдущая стратегия была основана на предположении, что рынок будет расти более серьезными темами и достигнет в 20-му году 3,5 - 4 млн. единиц автомобилей в год. Под эти цели были сформированы программы, обеспечивающие строительство мощностей, которые сегодня избыточны. Новый же документ — это новые расчеты рынка, более консервативный сценарий и ориентиры для тех, кто хочет вложиться в авторынок. Собственно, на этом тема автопрома закрылась.

Закончилась беседа на оптимистичной ноте. Правда, Когогиной пришлось признать, что для камазовцев настали не самые сладкие времена. «Им нельзя похвастать тем, что на их куске хлеба толстый слой шоколада», — выдала депутат напоследок. Но челнинцы реализовали еще не все свои возможности. Рынок грузовиков за 3 года упал в 2,5 раза, а КАМАЗ сократил объемы лишь на треть. И в этом усматривает Когогина для КАМАЗа не провал, а настоящую победу. «Я уверена, что мы выйдем из кризиса, что восстановимся, что КАМАЗ будет всегда оставаться маркой номер один в России, что благодаря новым мерам поддержки КАМАЗ выйдет на новые рынки как продавец качественного и надежного автомобиля», — резюмировала депутат.

В таком одухотворенном настроении Когогина поехала знакомиться с электоратом в Менделеевск. Как сказала Альфия Гумаровна, ей уже удалось однажды помочь менделеевцам, даже не будучи их депутатом, в частности, удалось включить Менделеевск в список малых городов, где будет построен кинотеатр.