Росчерком пера Дмитрий Медведев создал в автограде налоговый рай, чтобы через 10 лет он перестал быть автоградом
Росчерком пера Дмитрий Медведев создал в автограде налоговый рай, чтобы через 10 лет он перестал быть автоградом

МЫСЛИ О ЧЕЛНИНСКОМ ТОРЕ

Это долгожданный нормативный акт.
Он стал первым в России, тем более для самого большого моногорода
Российской Федерации.

Артем Здунов

Вождем бы стал — харизмы не хватает.
Владимир Вишневский

Впервые о челнинском ТОРе я узнал, когда поздравлял одноклассника с днем рождения. Он работает в каком-то министерстве в Москве и в ответ на мое поздравление огорошил информацией: «А ты в курсе, что Челны хотят сделать всероссийским офшором?» Тогда я не поверил, потому что офшоры нужны, чтобы уходить от налогов, отмывать деньги или защищать имущество, прячась за англосаксонское право. И с какой стати именно Челны должны стать тихой гаванью для капитала, было непонятно. Слово «ТОР» применительно к Челнам я услышал в сентябре и начал для себя изучать опыт ТОРов в Дальневосточном федеральном округе.

Доклады профильных ведомств и отзывы местного предпринимательского сообщества были оптимистичны, и я с нетерпением стал ожидать утверждения критериев для резидента ТОРа, а впоследствии и подписания документа председателем правительства.

«ЗАЩИЩЕНЫ ИНТЕРЕСЫ «НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РЕСПУБЛИКИ»

И вот 28 января документ был подписан, я хочу поделиться с читателями своими мыслями насчет выполнения критериев ТОРа (жирным текстом выделено то, что взято с сайта администрации города прим. ред.).

1. Реализация инвестиционного проекта в границах моногорода Набережные Челны. Это самый легко выполнимый критерий. Компанию в Челнах, наверное, сможет учредить и юридическое лицо из других регионов РФ. Наверное, и иностранная компания сможет учредить компанию в автограде, ведь привлечение иностранной рабочей силы допустимо (см. п.4)

2. Создание рабочих мест:

  • Для новых предприятий — не менее 20 единиц в течение первого года реализации проекта.

Этим пунктом огородились от экспатов, защищая и стимулируя челнинский бизнес. Вот представьте, компания из Оренбурга или Перми захочет стать резидентом челнинского ТОРа. Сначала будет защита инвестиционных планов, затем — этап строительства, который в среднем пусть будет год, потом — приобретение оборудования, которое, скорее всего, будет импортным, сроки его изготовления могут составлять от трех месяцев. Итого получается, что так называемый подготовительный период составляет полтора года. Чем будут заниматься 20 человек в подготовительный период? Конечно, проект проекту рознь, и если в город придет резидент типа китайского производителя холодильников, то будет работа и для большего количества людей. Но пока такие инвесторы — это исключение из правил. И нанять 20 человек в регионе на подготовительном этапе малый бизнес вряд ли сможет, это по плечу среднему и крупному бизнесу извне.

  • Для действующих предприятий (т. е. для челнинских компаний) — не менее среднесписочной численности работников юридического лица за последние 3 года.

У меня среднесписочная численность за 3 года — 16 человек. У моего коллеги, рвущегося в ТОР, — 7 человек. Если я правильно понимаю, то я как челнинец нахожусь в более выгодной стартовой позиции.

  • Всего за период реализации не менее 30 единиц.

Сейчас в компаниях-перекупах работают минимум 5 - 10 человек. А резидент ТОРа должен производить ценность, а значит, без производственного персонала не обойтись. Поэтому считаю, что данное условие более чем выполнимое.

3. Обьем капитальных вложений — не менее 5 млн. рублей в течение первого года после включения в реестр. Всего за период реализации — не менее 50 млн. рублей.

Давайте рассмотрим типичного субъекта именно малого бизнеса. Пусть средняя рентабельность бизнеса составляет 10%. Тогда, чтобы иметь возможность инвестировать в год по 5 млн. рублей, выручка потенциального резидента ТОРа должна превышать 50 млн. рублей в год. Но это теоритически, а по факту деньги вытащить из оборота не так-то просто. Чтобы развиваться как субъекту ТОРа, на заемные деньги, банку нужно предоставить обеспечение. Банк — коммерческая организация, и резидента ТОРа он будет рассматривать как обычного заемщика, не делая ему особых послаблений, по крайней мере на первых порах. В любом случае на этапе разработки бизнес-плана компании столкнутся со сложностями прогнозирования рынка, на котором резидент ТОРа хочет осуществлять свою деятельность. Тут непонятно, насколько рынок просядет в этом году, а планировать на 10 лет вперед сложно вдвойне. Кроме того, малый, да и средний бизнес не может себе позволить мощные аналитические службы, как у КАМАЗа или «Татнефти». Поэтому, анализируя бизнес-планы потенциальных резидентов, нужно будет делать «поправку на ветер».

4. Привлечение иностранной рабочей силы в количестве, не превышающем 25% от общей численности работников.

Думаю, этот пункт требования к резидентам ТОРа писался специально под Haier. Будем надеяться, что и другие иностранные инвесторы придут в наш город.

Заслуживает внимания и тот факт, что заниматься можно любым видом законной предпринимательской деятельности, кроме оговоренных ниже.

1) Производство грузовых автомобилей. Действительно, зачем создавать конкуренцию КАМАЗу?!

2) Производство подакцизных товаров. «Татспиртпрому» тоже не нужны конкуренты.

3) Добыча и услуги в области добычи, сырой нефти и природного газа. Тут защищены интересы «национального достояния республики».

4) Деятельность трубопроводного транспорта. «Транснефть» и «Газпром трансгаз Казань» по-прежнему остаются монополистами.

5) Производство нефтепродуктов. «Нижнекамскнефтехим» в лице ТАИФа.

6) Торговля оптовая и розничная. Действительно, зачем поощрять перекупов? А учитывая, что в Челнах каждый третий торгует автомобилями «КАМАЗ» или запчастями к нему, пункт очень нужный.

7) Лесозаготовки. Рискну предположить, что в данном случае «защитили рынок» для турецкой компании «Кастамону», которая должна стать якорным предприятием мебельного кластера в республике.

8) Операции с недвижимым имуществом. Почти тоже самое, что пункт №6.

«ТОР ОПОЗДАЛ НА ДВА-ТРИ ГОДА»

ТОР опоздал на два-три года. Его нужно было создавать, когда в 2012 году при ценах на нефть $110 за баррель наша экономика начала стагнировать. Тогда дела у потенциальных участников ТОРа были лучше, чем сейчас. Но лучше позже, чем никогда. Несмотря на сложности, я уверен, что ТОР достигнет своих целей. Это действительно редкая удача, что из 1,1 тыс. городов России, статус ТОР присвоили именно Челнам. Для стратегически мыслящих предпринимателей это возможность, которую нельзя упускать. Резидентами ТОРа смогут стать субъекты малого бизнеса с выручкой минимум 50 млн. в год и уж точно субъекты среднего бизнеса. Скорее всего, среди резидентов ТОРа мы увидим известных городских предпринимателей. Но, думаю, будет нашествие татарстанской бизнес-элиты в Челны, не зря же Ильшат Фардиев пошел депутатом в местный городской совет.

ТОР отлично накладывается на программу импортозамещения. Вряд ли в Челнах появится новый Илон Маск, но быть копией Маска в российском масштабе бизнес республики вполне сможет. Мне как челнинцу очень хотелось бы, чтобы среди резидентов ТОРа был интересный и амбициозный проект, который никогда не реализовывался ни в России, ни в СССР. Например, производство мини-экскаваторов или медицинский центр по лечению детей с врожденным ДЦП. Сколько можно собирать им деньги на операции всем миром и возить на лечение в Германию, когда можно это делать у нас?

В Арабских Эмиратах крупнейшую нефтяную компанию Abu Dhabi National Oil Company обязали заниматься сельским хозяйством как диверсификацию деятельности. И через несколько лет Эмираты, где кругом пустыня, стали крупнейшим поставщиком клубники (очень влаголюбивое растение) в Европу.

Амбициозные проекты стоят больших денег, и у предпринимателей средней руки таких денег нет, банки такие проекты не будут финансировать без обеспечения. Пускай нужные и красивые проекты, отобранные администрацией Набережных Челнов, финансируют наши крупные компании с подконтрольными им банковскими структурами. Было бы здорово, если бы Челны стали не только автоградом, но и родиной устриц или станков с лазером, за которыми так охотится КАМАЗ.

Андрей Бондаренко