Госкомитет по закупкам был создан в 2014 году, и прошедшая коллегия стала первой в карьере его председателя Ольги Редько
Госкомитет по закупкам был создан в 2014 году, и прошедшая коллегия стала первой в карьере его председателя Ольги Редько

КАК ЗАМАНИТЬ КРУПНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ

В бурную дискуссию о судьбе недавно запущенного республиканского портала госзакупок превратилась коллегия госкомитета РТ по закупкам, состоявшаяся накануне в учебном центре УФАС. Напомним, что госкомитет по закупкам был создан в 2014 году, и это отчетное мероприятие стало первым в карьере его председателя Ольги Редько. Очевидно, что простым перечислением сухих цифр — сколько проведено закупок и на какую сумму — трудно было бы продемонстрировать, насколько успешна была деятельность ведомства. Но председатель госкомитета подошла к выступлению с изрядной долей креатива. К примеру, весьма эффектно выглядело то, как Редько легко переходила с русского языка на татарский, а в самом середине доклада неожиданно был продемонстрирован телевизионный сюжет, в котором Владимир Путин обсуждал с активом ОНФ проект «За честные закупки».

Несколько цифр из доклада председателя госкомитета. В 2015 году госкомитет провел 1991 централизованную закупку на 5,7 млрд. рублей (на 10 закупок больше и на 5 млн. меньше, чем в 2014-м). При этом, как отметила Редько, доля закупок у местных производителей достигла 60%. Экономия бюджетных средств в результате закупочных процедур составила 455,5 млн. рублей, что на 9,18% больше, чем в предыдущем году.

Далее речь зашла о необходимости наполнения региональной информационной системы более мощными заказчиками. Напомним, региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд РТ была создана в августе 2014 года в рамках контрактной системы по 44-ФЗ. А крупные компании, закупающие по другому закону — 223-ФЗ, совсем не обязаны отмечаться в региональной системе. Редько сообщила, что по 223 федеральному закону в единой информационной системе страны было размещено более 23 тыс. извещений татарстанских заказчиков на 159,8 млрд. рублей. Но в этом законе есть масса проблем. Первая — многообразие способа закупок, что негативно, по ее словам, отражается на прозрачности. Помимо этого, как отметила Редько, часто организуются конкурсы, на которые допускается только одна заявка, в результате чего в прошлом году почти 50% закупок было совершено у единственного поставщика. Но есть один способ сделать процесс закупок прозрачным и эффективным, о чем председатель госкомитета и сообщила Рустаму Минниханову, сопроводив свое обращение просьбой: «Рустам Нургалиевич, мы предлагаем уже сегодня обязать всех заказчиков — субъектов 223 закона — размещать все извещения на федеральном сайте только через региональную систему республики по аналогии с государственными и муниципальными унитарными предприятиями», — предложила Редько, напомнив, что внутри системы есть портал госзакупок, прозрачность действий участников которого намного легче контролировать.

Министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов подробно рассказал о портале госзакупок
Министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов подробно рассказал о портале госзакупок

«ГДЕ СЕЙЧАС МОЖНО УКРАСТЬ ДЕНЕГ? У ГОСУДАРСТВА!»

Более подробно о портале закупок стал рассказывать министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов. Напомним, что с 1 января 2016 года в сети интернет заработал портал закупок РТ. Шайхутдинов рассказал, что при помощи функционала портала поставщики смогут получать информацию о потребностях государственных и муниципальных органов РТ в товарах, работах и услугах, узнавать о проводимых закупках, а также размещать свои коммерческие предложения, есть на портале и электронный магазин. «На сегодня в региональной информационной системе работает 7338 учреждений и более 10 тысяч активных пользователей, — делился успехами Шайхутдинов. — Мы год дорабатывали портал, он направлен на обеспечение свободного и бесплатного доступа к полной информации по закупкам любому гражданину и организации. Преимущество региональной системы — контроль за расходом бюджетных средств, мониторинг закупок, анализ закупок, контроль за ценами, — перечислял достоинства системы министр и также не упустил случая обратиться к Минниханову с просьбой , только уже с финансовой. — Уважаемый Рустам Нургалиевич, в связи с большим увеличением функциональных возможностей и количества пользователей прошу вас рассмотреть возможность по дополнительному финансированию системы», — попросил Шайхутдинов, добавив, что его система — одна из самых продвинутых.

Однако в ответ на просьбу президент разразился критикой в адрес разработчиков региональной системы (к слову, в какую сумму обошелся бюджету портал и в чем его коренное отличие от уже имеющихся, в частности, от той же площадки агентства по госзаказу Якова Геллера, остается секретом): «Для чего это нужно? Объясните пошагово! Система закупок должна быть простая, вот как айфон, как айпад. Вся проблема в том, что мы ее сами усложняем до невозможности, а потом мучаемся. Где сейчас можно украсть денег? У государства! У частника не украдешь. А здесь разными схемами придумывают разные вещи... Роман, мы должны в условиях недостаточного финансирования максимально повысить эффективность закупок, определить приоритеты, что нам нужно, а от чего мы можем отказаться. Что вам нужно для этого? Сегодня система громоздкая и не очень эффективная!»

Заодно он прошелся и по тому факту, что, несмотря на все бюджетные вливания в информатизацию, в ведомствах бумажного документооборота меньше не становится. Однако, как выяснилось, виноваты в этом не местные чиновники, а надзорные органы, требующие документы исключительно на бумаге с подписями и печатями. На это пожаловался министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин, сообщивший , что в его ведомстве на отчетную работу уходит тысячи килограммов бумаги. «У нас ситуация не улучшается, а наоборот, ухудшается, — заверил он. — Сейчас по новому нормативному документу жилищная инспекция каждый протокол общего собрания жильцов должна хранить в бумажном заверенном виде, теперь помещение под это ищем...» Но на понимание со стороны президента его подчиненному в этот день рассчитывать было нечего: «Ирек Энварович, вы должны работать со своим министерством. Ведь это же глупость! Не правительство принимает решение по таким вопросам, а министерство! Да, документ должен быть, но у нас мест уже не осталось, чтобы бумагу хранить!»

КАК БЫ НИ БЫЛО, МЫ ЖИВЕМ ЕЩЕ ТЬФУ-ТЬФУ

Светлым пятном на общем фоне коллегии стало выступление директора департамента казначейства РТ Марата Файзрахманова. Он сообщил, что с 1 февраля 2016 года все унитарные предприятия переводятся на казначейскую систему исполнения своих бюджетов: «Все ГУПы и МУПы имеют расчетные счета сколько хотят и где хотят. А мы предлагаем иметь два счета в одном банке: один казначейский для бюджетных денег и второй для коммерческой деятельности. А то раньше кредитов наберут....» Минниханов поддержал предложение казначейства: «Нормально. А то банкротятся и предъявляют нам. И муниципалитеты сколько вынуждены по судебным искам возмещать расходы. Сплошь и рядом».

Завершая доклад, Файзрахманов призвал всех, «несмотря на нестабильную ситуацию, не терять присутствия духа и с учетом того, что год обещает быть напряженным...» «Не пугай, — прервал его президент, — у нас все нормально, как бы ни было, мы живем еще тьфу-тьфу. Надо этот этап жизни пережить с наименьшими потерями, а для этого надо правильно считать, прогнозировать. Есть закон сохранения энергии: если где-то что-то уходит, в другом месте приходит. Мозгами шевелите, думайте, чтобы на той стороне остаться, где деньги приходят».