Айрат Каримов: «Я не готов ответить за правительство Российской Федерации...»

УКАЗАНИЙ ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ МЕР К ГРАЖДАНАМ ТУРЦИИ НЕ ПОСТУПАЛО

860 нелегальных мигрантов выдворено из Татарстана за 10 месяцев 2015 года, среди них 54 гражданина Турции (6,3% от общего числа выдворенных). Примерно такие пропорции сохранились и во время проведения операции «Нелегальный мигрант», которая проходила с 19 по 29 ноября: указано на дверь 103 нелегалам, из которых турков лишь 5. К административной ответственности в ходе операции были привлечены 1202 иностранных жителя, из которых турок вообще всего 8. Такие цифры сегодня во время брифинга озвучил начальник отдела миграционного контроля УФМС РФ по РТ Айрат Каримов.

«Каких-либо указаний о том, что к гражданам Турции необходимо применять какие-то особые меры в плане ужесточения, указаний никаких нет, — подчеркнул он. — Есть правовое поле, есть федеральный закон, по которому мы работаем. Есть административные регламенты, по которым оказываем государственные услуги. Каких-то ущемлений прав, каких-от пренебрежений, каких-то ужесточающих мер... во всяком случае, нам еще пока не поступало». Более того, Каримов отметил, что соответствующие указания вряд ли поступят, хотя тут же оговорился: «Но я не готов ответить за правительство Российской Федерации...»

Также он рассказал, что в данный момент в учебном центре «Болшево», который находится в городе Королеве Московской области, находится сотрудник татарстанской миграционной службы. Туда на 10-дневную стажировку вызвали по одному представителю из каждого субъекта РФ. «Прошла информация, что будут доводить какие-то проекты федеральных законов. Но с чем это связано — с ужесточением или облегчением — я пока сказать не могу», — отметил спикер.

Представитель УФМС по РТ объяснил и нововведения, которые вступят в силу 1 января 2016 года, когда изменится визовый режим с Турцией. Режим вводится в отношении граждан Турции, которые пожелают попасть на территорию России, отметил представитель УФМС по РТ. При этом в отношении россиян аналогичное решение турецкая сторона пока не приняла. Впрочем, визовый режим при въезде в Россию, по словам Каримова, всегда существовал для граждан Турции, приезжающих в страну «не по частным целям». Туристы же могли (и могут до 1 января) свободно находиться в России в течение 30 дней.

«В ДЕКАНАТЕ СОБРАЛИ СПИСКИ ТУРЕЦКИХ СТУДЕНТОВ, ЗАЧЕМ — НЕ СКАЗАЛИ!»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправилась в турецкое кафе «Лале» на улице Университетской, чтобы поинтересоваться, что по поводу данной ситуации думают сами жители Турции. В обеденное время за столиками было человек 20. Примерно половина — россияне. Семейная пара средних лет, парочка помоложе, группа девушек. В углу примостились иракцы — как оказалось, преподаватели, приехавшие на стажировку. Хозяева-турки прекрасно знают большую часть посетителей-соотечественников: дружески здороваются, разговаривают с ними за жизнь, угощают чаем за счет заведения. Только убедившись, что корреспондент «БИЗНЕС Online» не будет спрашивать их имена, фотографировать и записывать беседу на диктофон, посетители кафе согласились поговорить (отметим, что большинство турок, с которыми мы пытамся установить контакт в последние дни, попросту боятся общаться с прессой). По их словам, напряжение в турецкой диаспоре Казани растет — сразу же после падения самолета они почувствовали пристальное внимание к себе.

«Одного преподавателя, который приехал для повышения квалификации, забрали в полицию, задержали на 20 суток, — рассказал мужчина лет 30, работающий в одном из казанских вузов. — Сказали, что учебная виза недействительна. Говорят, что потом депортируют. Все наши кафе, рестораны стали проверять. И это тоже проверили, правда, нарушений особых не нашли, но понятно, что все нервничают. Для чего это делается? Чтобы наши граждане писали правительству: «Нам плохо, заберите нас отсюда»?»

По словам собеседника «БИЗНЕС Online», чуть ли не на следующий день после крушения самолета в деканате собрали списки турецких студентов. Зачем, для чего — не объяснили. Дальше — больше. Турецким студентам в миграционной службе отказались продлевать визы, мол, отношения между странами испорчены. Правда, спустя несколько дней все-таки продлили.

«Мы все переживаем, чтобы не было войны, — говорит, другой наш собеседник, студент КФУ. — Я сам живу в России уже пять лет, почти домом родным она мне стала. Совсем недавно между Россией и Турцией были прекрасные отношения — и в один момент все разрушилось!»

В кафе «Лале» на улице Университетской любят собираться турки, проживающие в Казани

В разговор вступает мужчина постарше, с густой бородой. «Мы тоже Эрдогана не во всем поддерживаем. Но почему Путин не хочет с ним даже поговорить? Разрушить отношения проще всего. Почему Турция сначала сообщила НАТО о самолете? Но мы же входим в НАТО, мы должны были их поставить в известность. Получается, то, что «наверху» решают, бьет по простым людям. Вы слышали, в Москве наших избили, в Саратове? Говорят, что россияне, которые в Турции живут, стали продавать квартиры, офисы. Но никто их не гонит! Самое главное, мы хотим сказать: для нашего народа Россия ближе, а не НАТО. У меня вон жена русская...»

«У меня тоже!» — улыбается еще один собеседник. «Теперь тоже очень переживает, — продолжает второй. — Не знает, вернусь или нет вечером». Двое молодых людей поддерживают разговор. «Конечно, Турция — сильное государство, но мы понимаем, что Россия во много раз сильнее. Если так пойдет и дальше, что может начаться? Третья мировая война. Она никому не нужна!»

3.jpg
Юсуф Саглам: «Конечно, это напоминает ситуацию, которая случилась в свое время с грузинами, когда их в большом количестве выдворяли из России, потом это забылось»

Ранее председатель национально-культурной автономии турок Казани Юсуф Саглам в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил: «Конечно, это напоминает ситуацию, которая случилась в свое время с грузинами, когда их в большом количестве выдворяли из России, потом это забылось. Но какое-то время это все равно продолжалось». Напомним, что российско-грузинский военный конфликт 2008 года в Южной Осетии привел к депортациям грузинских граждан, нарушивших миграционное законодательство в России, а директора школ в некоторых регионах страны даже получали обращения из МВД с требованием предоставить информацию об учащихся — лицах грузинской национальности.

В ТАТАРСТАНЕ МОЖЕТ БЫТЬ 6,8 ТЫС. ТУРОК, СКОЛЬКО ТОЧНО, В УФМС ТАК И НЕ ПРИЗНАЛИСЬ

Сколько же точно граждан Турецкой Республики находятся в Татарстане? Об этом представители УФМС на пресс-конференции говорить не стали. Каримов сообщил, что всего вид на жительство в республике имеют 10 тыс. иностранцев. Еще 15 тыс. имеют временное разрешение на жительство. Татарстан в 2015 году посетила 191 тыс. иностранцев — на 50 тыс. человек больше, чем в прошлом году. Увеличение потока он в том числе объяснил проведением в Казани ЧМ по водным видам спорта.

ПСО «Казань» через субподрядчика привлекает турецких специалистов на строительстве здания Арбитражного суда РТ
Субподрядчик ПСО «Казань» привлекает турецких специалистов на строительстве здания Арбитражного суда РТ

Напомним, что всего, согласно квотам, в Татарстане могут работать 6,8 тыс. турок. Это 66% всех квот на иностранную рабочую силу в республике и десятая часть общероссийской квоты на турецких граждан. Львиная доля, разумеется, трудится в строительстве — в других сферах есть лишь 1% запросов работодателей. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», об этом свидетельствуют данные о квотах на сайте министерства труда, занятости и соцзащиты РТ. Что до строительства, то 2,5 тыс. турок (37% общей квоты турецких специалистов) работают на стройплощадке комплекса глубокой переработки тяжелых остатков ТАИФ-НК в Нижнекамске. На втором месте — ООО «Строительная компания Текникон» (субподрядчик ПСО «Казань»). Она привлекает турецких специалистов на строительство дата-центра в Дубне, здания Арбитражного суда РТ и стадиона в Самаре. 200 человек заняты на турецких предприятиях в ОЭЗ «Алабуга». Квота в 520 рабочих — за «Камгэсэнергостроем», 490 бетонщиков и арматурщиков заявила компания «Таш» и так далее. Добавим, что самый известный турок в РТ — это полузащитник «Рубина» Гекдениз Карадениз. И ему на уровне министра спорта РФ уже гарантировали отсутствие проблем — Виталий Мутко назвал его «замечательным человеком, по сути, русским парнем».

Информация соцсетей, что полсотни турецких рабочих вывез ОМОН со стройплощадки элитного жилого комплекса «Санрайз Сити» в центре Набережных Челнов, оказалась слухом, по крайней мере, сегодня ни о каких «репрессиях» УФМС и полиция не говорили. С 1 января у турок в России возникнут проблемы с получением виз, вводятся спецразрешения на найм рабочей силы, а пока все остается по-прежнему.

Сейчас правительство РТ формирует список проектов, которые на уровне РФ должны быть выведены из-под санкционного удара. «Список формируется буквально на ходу, — рассказал «БИЗНЕС Online» знакомый с этим процессом академик, вице-президент АНТ Вадим Хоменко. — Но, однозначно, как уже было заявлено, стратегические объекты под санкции попасть не должны». Он также выразил надежду, что под удар не попадут линии взаимодействия по формированию энергетических объектов на территории Турции. Например, та же турецкая атомная электростанция имеет стратегическое значение, и это самая важная сейчас позиция в Турции для РФ.

самый известный турок в РТ — это полузащитник «Рубина» Гекдениз Карадениз
Самый известный турок в РТ — это полузащитник «Рубина» Гекдениз Карадениз

МОСКВА РЕКОМЕНДУЕТ ОБОРВАТЬ НАУЧНЫЕ СВЯЗИ С АНКАРОЙ. КАЗАНЬ В РАЗДУМЬЯХ...

Еще один удар по российско-турецким отношениям, который выходит за рамки обозначенных правительством РФ направлений, нанесло вчера министерство образования РФ. Только за вчерашний день более 40 российских вузов расторгли все договоренности с турецкими учебными заведениями, причем некоторые из них были заключены совсем недавно, пишет сегодня «Коммерсантъ». Это решение подается как «строгая рекомендация».

Какова реакция на эти рекомендации в Татарстане? «БИЗНЕС Online» отправил запросы в министерство образования РТ, однако на момент публикации ответ получен не был. Источники, знакомые с ситуацией, поясняют, что пока не выработана позиция к этим рекомендациям на уровне правительства республики.

«БИЗНЕС Online» обзвонил крупные вузы Казани. В Казанском федеральном университете обучаются около 100 турецких студентов. И руководство вуза подтверждает, что уже озаботилось проблемами безопасности — просто на всякий случай. «Турецких студентов у нас довольно много, примерно 100, учатся, никаких проблем, прогонять их никто не собирается. Наоборот, следим, чтобы не было никаких эксцессов. Специальное распоряжение министерства на этот счет было», — пояснил «БИЗНЕС Online» проректор по науке КФУ Данис Нургалиев. Однако несколько студентов КФУ, учившихся в Турции, приняли решение вернуться на родину — проректор пояснил, что это было решение самих студентов. Турция занимает второе место по количеству выездов сотрудников и учащихся КФУ с научно-образовательными целями, говорится на сайте вуза.

В 2011 году турецкая сторона запустила в КФУ программы по обмену «Мевлана», которая финансируется за счет совета по высшему образованию Турции и распространяется на все вузы мира. В 2014 году участниками программы в КФУ стали 19 человек. Из них 12 человек (4 студента и 8 преподавателей) приехали из Турции, а выехали 5 студентов и 2 преподавателя КФУ. Впрочем, желающих пройти стажировку в 2014 году в турецких вузах было гораздо больше — более 50 студентов и преподавателей КФУ. В 2015 году стажировку в турецких вузах-партнерах КФУ прошли 15 студентов и 6 сотрудников Казанского университета. За этот же период обучение в КФУ прошли 10 турецких студентов.

национальная турецкая обсерватория «Тюбитак»
Национальная турецкая обсерватория «Тюбитак»

Что же до научных контактов, то, судя по сайту КФУ, вуз имеет действующие соглашения о сотрудничестве с 11 турецкими организациями. Среди партнеров — национальная турецкая обсерватория «Тюбитак», Стамбульский, Анатолийский, Мармарский, Евфратский университеты и так далее. Кроме того, среди действующих проектов один из крупнейших — это совместная обсерватория в Турции, а также проекты обмена технологиями и культурное взаимодействие. Об этом ректор КФУ Ильшат Гафуров говорил в ходе встречи с генконсулом Турции в Казани Турханом Дильмачем в марте этого года. Гафуров, в частности, предложил нарастить масштабы обмена среди школьников. Учащиеся IT-лицея КФУ могли бы выезжать на кратковременные курсы в Турцию, а школьников из Турции готовы принять в Казани.

Вместе с тем в вузе обсуждают возможности дальнейшей работы своего телескопа в Турции. Напомним, что 1,5-метровый телескоп был установлен в 1998 году, он находится примерно в 50 км к западу от Анталии на высоте 2,5 тыс. метров над уровнем моря. 45% времени его работы отдано КФУ, 40% — турецким партнерам, 15% — РАН. По имеющимся данным, в Турции сейчас находится один сотрудник кафедры астрономии и космической геодезии КФУ. Помимо университета в проекте участвует Институт космических исследований РАН и Турецкая национальная обсерватория. Турецкая сторона полностью обеспечила всю инфраструктуру обсерватории (здания телескопов и служебных помещений, электро- и водоснабжение).

Впрочем, в вузе все-таки уверены, что работать телескоп будет. Как пояснил «БИЗНЕС Online» академик АН РТ Наиль Сахибуллин, наблюдения продолжаются. «Все спокойно, наши ребята сейчас в Турции ведут наблюдения на университетском телескопе. Думаю, науку политическая напряженность не затронет, тем более этот телескоп — наша собственность», — отметил он.

Турхан Дильмач и Ильшат Гафуров
Турхан Дильмач и Ильшат Гафуров

ПРОЩАЙ, ТЮРКСОЙ?

В КНИТУ-КХТИ турецких студентов нет, заверила «БИЗНЕС Online» начальник управления международной деятельности КНИТУ-КХТИ Юлия Зиятдинова, равно как и сотрудничества университета с Турецкой Республикой. На сайте КНИТУ-КАИ есть информация о сотрудничестве с Техническим университетом Стамбула, но насколько все это сейчас актуально? Управление международной деятельности вуза сообщило, что в настоящее время у КНИТУ-КАИ нет культурных связей с Турцией. В 2015/2016 учебном году в КНИТУ-КАИ работает один преподаватель из Турецкой Республики и проходят обучение два студента. Последний научный контакт состоялся в июне 2015 года, когда делегация КНИТУ-КАИ посетила международную конференцию «Теория механизмов машин», которая проходила в Измире.

На сайте медицинского университета (kgmu.kcn.ru) обнаружилась новость, что 19 октября КГМУ посетила делегация деловых кругов Турецкой Республики, целью которой предполагалось развитие технологических и научно-практических связей между компаниями и лечебными учреждениями Турции и Татарстана. Ответить на запрос редакции к моменту публикации в вузе не успели. В КГАСУ найти человека, который комплексно владеет ситуацией, не удалось. Так, координатор иностранных студентов Феликс Ахметшин говорит, что сейчас в КГАСУ есть только четыре турецких студента, и они планируют продолжать обучение. Начальник отдела переводов управления международными связями Лилия Гильмеева считает, что никаких совместных проектов у казанского архитектурно-строительного университета с турецкими вузами нет. А те три договора с турецкими учебными заведениями, которые указаны на официальном сайте в качестве партнеров (как минимум один из них действует до марта 2016 года), были формальностью. «Подписаны и подписаны. Реального сотрудничества нет. Если только кто-то, кафедры или факультеты налаживают сами какие-то связи с турецкими компаниями по практикам и стажировкам, то мы об этом не знаем», — говорит Гильмеева.

students-turcia.jpg
Только за вчерашний день более 40 российских вузов расторгли все договоренности с турецкими учебными заведениями. Это решение подается как «строгая рекомендация»

В целом источники в научной среде отмечают незначительность участия Турции в образовательных программах татарстанских вузов. «Насколько мне известно, больше всего сотрудничество было сосредоточено в гуманитарной сфере, прежде всего в КФУ, это совместные семинары и конференции. Все видели, что в последние годы Турция с Татарстаном очень дружили, — рассказал собеседник издания. — Сотрудничество также складывалось в татаро-турецких лицеях. Также развернутое взаимодействие наблюдалось в сфере медицины».

А вот в направлении естественных наук — физики, математики, химии — турецкие ученые не были партнерами республики. В этом плане КАИ и КХТИ в меньшей степени взаимодействовали с турецкими специалистами. Вместе с тем даже незначительный вклад Турции в развитие науки и образования Татарстана собеседник издания называет положительным и жалеет о том, что сотрудничество прервется. «Трудно сказать, полностью ли будет прекращено взаимодействие. Но, отталкиваясь от того, что большинство ректоров у нас в большей степени чиновники, чем ученые, думаю, возьмут под козырек. Но на среднем уровне контакты будут поддерживаться», — заключил эксперт.

С этим согласен и вице-президент Академии наук РТ, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ Вадим Хоменко. По большей части контакты вузов с турецкой стороной лежат в области гуманитарных наук, и они довольно плотные, включая работы по линии ТЮРКСОЙ и так далее. Это взаимодействие с рядом международных организаций, прежде всего с теми, которые создают между странами так называемое «чувство мира». Эти связи достаточно тесные, долговременные.

Между тем источники «БИЗНЕС Online» говорят о том, что татарстанские власти все-таки будут вынуждены отреагировать на призыв министра культуры РФ Владимира Мединского о необходимости целому ряду национальных республик разорвать все связи с международной культурной организацией ТЮРКСОЙ, объединяющей тюркские народы. По нашей информации, в недрах минкульта Татарстана готовится приказ об отзыве из штаб-квартиры ТЮРКСОЙ в Анкаре представителя республики в этой организации Лилии Саттаровой. Правда, сама Саттарова, находящаяся сейчас в Турции, в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не подтвердила этот факт: «Никакого официального решения нет, никаких бумаг не поступало. Поэтому нет смысла обсуждать этот вопрос».