Дмитрий Медведев: «Действовать будем прагматично, а именно: чтобы принимаемые нами решения были максимально чувствительными для турецкой стороны и при этом минимально затрагивали наши экономические интересы»

БИТЬ СИЛЬНО, НО АККУРАТНО

Верхушка российского правительства накануне почти определилась с набором санкций, вводимых в ответ на сбитый Турцией Су-24 в соответствии с президентским указом, подписанным Владимиром Путиным в субботу. На совещании со своими замами в подмосковной резиденции Горки-10 Дмитрий Медведев ясно дал понять: бить будем сильно, но аккуратно.

«Специальные меры действительно затрагивают значительную часть экономических отношений, поэтому действовать будем прагматично, что и вытекает из указа президента, а именно: чтобы принимаемые нами решения были максимально чувствительными для турецкой стороны и при этом минимально затрагивали наши экономические интересы», — сформулировал непростую задачу глава правительства.

Выяснилось, что ущемить интересы турок, не слишком затронув российскую экономику, не так-то просто. В итоге, к примеру, торговые санкции пока решили ограничить только овощами и фруктами. Доля турецких овощей на российском рынке составляет 20%, фруктов — 25%. Однако российские чиновники, продавцы и производители сельхозпродукции обещают недостачу в сжатые сроки покрыть. Тем более что, как сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович, запрет на импорт турецкой плодоовощной продукции вступит в силу лишь через несколько недель. Скорее всего, это произойдет с 1 января, как и введение большинства прочих ограничительных мер.

Запрета на ввоз других продуктов, а также прочих промтоваров нет. В том числе спокойно можно будет завозить турецкие автокомпоненты, в которых нуждается, в частности, КАМАЗ. По словам вице-премьера Игоря Шувалова, турецкие промтовары не так «сильно связаны с российским рынком», поэтому их и решено не запрещать. Тем не менее вице-премьер Аркадий Дворкович все же намекнул, что задуматься о замене турецких поставщиков все же стоит. Минпромторг на всякий случай готовит санкционный перечень и по промтоварам, так что ограничения могут появиться в любой момент.

Далее Шувалов сообщил, что турецкие строительные компании также с 1 января должны будут получать специальные разрешения на заключение новых контрактов. Выдавать их будет российское правительство. С той же даты восстанавливается визовый режим с Турцией и вводятся ограничения на наем турецкой рабочей силы — на это работодателям также придется получать спецразрешение.

111.jpg
Нажмите, чтобы увеличить

Немедленно запрещается продажа туристических путевок в Турцию и отменяются все чартерные рейсы в эту страну после того, как оттуда будут вывезены последние российские туристы. Впрочем, может, и не последние. Сохранение регулярного авиасообщения позволяет россиянам путешествовать в Турцию самостоятельно или пользуясь услугами зарубежных турфирм.

Санкции оказались гуманнее, чем многие прогнозировали, но могут быть расширены в любой момент. Медведев подчеркнул: «Мы посмотрим, как будут развиваться события. У нас есть возможность в рамках полномочий, которые установлены указом, расширить перечень товаров, на которые будет распространяться соответствующий запрет на ввоз в Российскую Федерацию, расширить контингенты лиц, которые попадают под запрет для въезда в Российскую Федерацию, и применить другие меры, направленные на ограничение и сворачивание сотрудничества с Турецкой Республикой».

НОВЫЙ ГОД БЕЗ АРОМАТА ТУРЕЦКИХ МАНДАРИНОВ

В списке антитурецких санкций первое место с точки зрения потребителей занимают товары повседневного спроса и прежде всего продовольствие. Стоит ли опасаться новых зияющих прорех в ассортименте, подобных тем, что появились после спровоцированного событиями на Украине продуктового эмбарго?

В Татарстане и власти, и предприниматели не ожидают, что полки магазинов после запрета турецких помидоров-огурцов немедленно опустеют. Первый заместитель министра сельского хозяйства РТ Николай Титов не сомневается в том, что у России и Татарстана в частности получится закрыть позиции по продуктам, которые поставляла Турция. «Понятно, что у нас не растут орехи, хурма и другие вещи, но с курицей проблем нет, с говядиной тоже, тем более с «охлажденкой», этот рынок будет заполнен по-любому», — заявил он в интервью «БИЗНЕС Online». Заметим, что мяса среди санкционных продуктов из Турции пока нет. Но, как показывает практика, не исключено ужесточение мер фитосанитарного контроля.

Впрочем, Титов признал, что поставки экзотических фруктов после введения антитурецкого эмбарго сократятся. Возможно и удорожание по отдельным позициям, которые придется завозить из более удаленных, чем Турция, стран. Однако речь, напомним, идет исключительно об экзотике. «Все, что касается яблок и косточковых, то это направление будет закрыто Ставропольем, Краснодаром и Крымом, — заверил замминистра. — Вспомните, когда вводили санкции 7 августа 2014 года, сколько ажиотажа было, ничего, сориентировались, выпрямили все».

В торговой сети «Эдельвейс» газете «БИЗНЕС Online» рассказали, что в ее обороте турецкие товары занимают порядка 4%. «В основном это фрукты, овощи, кондитерские изделия, сухофрукты и непродовольственные товары. Замену турецким фруктам, овощам составят продукты из Египта, Израиля, Марокко и Ирана», — говорится в ответе нашей газете.

Есть, впрочем, продукт, по которому оперативно заместить турецкий товар будет сложнее, чем другие, особенно в преддверии новогодних праздников. Речь о мандаринах. «Нельзя сказать, что мы работали с Турцией в больших объемах. Турецкие продукты в зависимости от сезона составляли разный процент от общего товара на полках. Но сейчас в первую очередь нашу озабоченность вызывают помидоры и цитрусовые. Через месяц Новый год, и у нас были планы на покупку турецких мандаринов, — пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор ТД «Челны-хлеб» Эдуард Юнусов. — Нам пришлось все переиграть еще неделю тому назад. Нашли турецким мандаринам почти равноценную замену. Но в любом регионе свои вкусы, турецкий мандарин и лимон имели своего покупателя и были привлекательны по цене. Процентов на 10 - 20 турецкие цитрусовые всегда были дешевле. Поэтому здесь придется искать им замену в той же Абхазии, Грузии. Есть еще Пакистан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, тот же Египет. Так что активно ведем поиски поставщиков в других странах».

На долю фруктов и овощей, по словам Юнусова, из общего объема турецких товаров на прилавках приходилась половина. Остальное — это турецкие сладости. Хотя они не пользовались особым спросом в местных сетях. Тем не менее представитель ретейла однозначно определил, что для российской торговли последствия будут не самыми хорошими. По словам Юнусова, предыдущий запрет на поставки европейских товаров за прошедший год однозначно уменьшил доходность торговых сетей и ощутимо сузил ассортиментный ряд. Поэтому очередное ограничение еще больше ударит по возможности выбора покупателей. Причем турецкие производители, заверяет Юнусов, не имели серьезных претензий по качеству товаров, зато цена была заманчивой.

Кроме того, отмечает наш собеседник и удобство работы с турецкими производителями в логистическом плане — турецкий товар развозился автомобильными контейнерами, и магазины имели возможность закупать его мелкими партиями. Для небольших торговых сетей это был несомненный плюс. А, к примеру, марокканские мандарины надо проплачивать за несколько месяцев вперед, а иногда переговоры по поставкам тянутся и до полугода.

Не менее напряженная ситуация с помидорами. Юнусов убежден, что на замещение турецких томатов потребуется не менее полутора лет. «Помидоры — биржевой товар. И в целом по стране его покупают по принципу «где дешевле дали, там и взяли». Поэтому считаю, России надо усиливать отношения со среднеазиатскими и закавказскими республиками. Знаю, например, что в Азербайджане закладывают сейчас огромные площади для выращивания томатов. Но свято место пусто не бывает — сегодня продажи и потребление — это главное. Россия тоже могла бы предложить рынку качественные помидоры», — сказал Юнусов.

Тепличный проект с участием турецких инвестиций и технологий — один из крупнейших в ОЭЗ «Алабуга»

МИНУС $2,3 МЛРД. ТУРЕЦКИХ «ОВОЩНЫХ» ИНВЕСТИЦИЙ?

Некоторое беспокойство в связи с грядущим ограничением экономического сотрудничества России и Турции испытывает и заместитель главы минсельхоза РТ. Связаны они, правда, не с торговлей, а с производством продуктов питания. «Завязки у нас были серьезные с турецкими компаниями на предмет строительства теплиц в больших количествах, мы планировали под эти цели большие площади в особой экономической зоне в «Алабуге», — говорит Титов. — Планировалось обеспечить овощами не только республику, но и близлежащие регионы. По всей вероятности, это будет приостановлено». Впрочем, замминистра и тут пытается бодриться: «Мы от этого [возможного сворачивания турецких инвестиций в агрокомплекс] тоже не страдаем. У нас есть комплекс «Майский», который сегодня не может реализовать продукцию из-за турецких помидоров и огурцов, они нам мешали только на рынке, хотя по качеству уступали нашим. Так что для нас это [санкции в отношении Турции] даже лучше будет».

Будет ли лучше — большой вопрос. Дело в том, что тепличный проект с участием турецких инвестиций и технологий — один из крупнейших в ОЭЗ «Алабуга».

Проект предусматривает создание тепличного комплекса по выращиванию сельскохозяйственной продукции по передовым технологиям. Площадь хозяйства, которое будет включать в себя парниковую систему, лабораторию и логистический центр, составит 1250 гектаров. Мощности предполагается наращивать в течение 7 лет поэтапно. Заявленный объем инвестиций астрономический — $2,3 миллиарда. Персонал — 10 тыс. человек.

Потеря такого объема инвестиций и рабочих мест стала бы, конечно, тяжелым ударом для экономики РТ и страны в целом. Впрочем, этому проекту могут помешать не только санкции, но и отсутствие договоренности по налоговым льготам, на которые рассчитывают турецкие инвесторы. Теперь вести об этом переговоры будет еще сложнее.

Тимур Шагивалеев
Тимур Шагивалеев: «На сегодня работа этих предприятий [турецких резидентов] продолжается»

«ОЖИДАЕМ, ЧТО НАШИ ТУРЕЦКИЕ РЕЗИДЕНТЫ БУДУТ В СПИСКЕ НЕ ПОПАДАЮЩИХ ПОД САНКЦИИ»

Что касается 6 действующих резидентов ОЭЗ «Алабуга» с турецкими корнями, то остается только надеяться, что буря обойдет их стороной: «Ожидаем, что наши турецкие резиденты будут включены в список компаний, не попадающих под санкции, как резиденты такого важного проекта, как особая экономическая зона «Алабуга», — сообщил «БИЗНЕС Online» гендиректор ОЭЗ Тимур Шагивалеев. — На сегодня работа этих предприятий продолжается».

Тем не менее новым проектам сотрудничества с Турцией будет трудно получить зеленый свет. К примеру, недавно анонсированному проекту совместной экономической зоны в Татарстане. Привлекать инвесторов в Татарстан готов топ-менеджмент турецкой промышленной зоны Гебзе.

Нервничают и на ЕлАЗе, который буквально за два дня до инцидента с российским самолетом успел подписать контракт с турецкой компанией Cukurova о новом этапе совместного проекта по производству в Елабуге экскаваторов-погрузчиков. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор елабужского предприятия Камиль Галимов.

Он дал понять, что для срыва планов пока нет никаких предпосылок, но тем не менее ЕлАЗ проявляет осторожность: «Пока мы в ожидании, не хотим рисковать. У нас есть оплаченные машкомплекты, шасси. Из СМИ мы знаем, что у турецких товаров есть сложности с пересечением российской границы. Поэтому мы пока не даем команду отправлять грузы в наш адрес. Надеемся, все нормализуется. А так мы по большому счету подписали окончательное лицензионное соглашение, намерены в течение двух лет полностью локализовать производство в Елабуге. Это не совместное предприятие — просто совместная деятельность. В соглашении речь идет о наиболее сложной части — шасси. Мы отчитались о том, что первую часть соглашения выполнили, претензий друг к другу не имеем, качество удовлетворяет обе стороны. Сейчас переходим к тому, чтобы наш экскаватор был полностью российским продуктом».

О других крупнейших инвестпроектах Турции в Татарстане мы уже писали. Общий объем вложений Турции в республику за последние годы АИР РТ оценивает в $1,5 млрд. — это каждый четвертый доллар прямых иностранных инвестиций в республику.

Отметим, что отсутствие запрета на поставки технологического оборудования не означает, что промышленникам Татарстана совсем не о чем волноваться. Доставка промышленных грузов, включая автокомпоненты, может быть затруднена. Во-первых, таможня теперь тщательнее и дольше досматривает все товары из Турции. Во-вторых, по словам российского вице-премьера Аркадия Дворковича, в следующем году в четыре раза сократится число выданных турецким автоперевозчикам разрешений на доставку грузов в Россию. В дальнейшем турецкие фуры вообще не будут допускаться на территорию нашей страны. Необходимость искать новые варианты логистики может замедлить, сделать дороже, а в некоторых случаях и сорвать поставки необходимых российским предприятиям турецких деталей и оборудования. Кроме того, как уже было сказано, с 1 января турецкие строительные компании будут обязаны получать в правительстве России спецразрешения на новые контракты.

Все это, впрочем, не парализует работу российских и татарстанских дочек турецких компаний. Указ Путина такого варианта и не предусматривал. Он вводил запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, на выполнение ими отдельных видов работ на территории РФ. Между тем практически все компании с турецким участием в Татарстане и в целом по стране зарегистрированы в российской юрисдикции. Например, всеми российскими активами турецкой компании Efes владеет и управляет ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес», в том числе и пивоваренным заводом в Казани. Также создание российской «дочки» является одним из требований для получения статуса резидента ОЭЗ «Алабуга» или технопарков, где правительство России предоставляет налоговые льготы.

5.jpg
Общий объем вложений Турции в Татарстан за последние годы АИР РТ оценивает в $1,5 млрд. — это каждый четвертый доллар прямых иностранных инвестиций в республику

ТУРЕЦКОГО КАПИТАЛА В БАНКАХ ТАТАРСТАНА НЕТ

Антитурецкие санкции, скорее всего, обойдут стороной банковский сектор Татарстана — турецкие деньги не участвуют в капитале татарстанских банков.

Впрочем, и в банковском секторе всей России турецкий бизнес представлен не очень сильно. Пожалуй, самый крупный игрок — это АО «Кредит Европа Банк», «дочка» одноименного голландского холдинга Credit Europa Bank N. V., конечным бенефициаром которого выступает крупный турецкий бизнесмен Хюсню Мустафа Озйегин. Объем привлеченных банком от российских граждан средств составляет чуть более 11 млрд. рублей. С 2004 года в Казани действует представительство ЗАО «Кредит Европа Банк», более того, в 2011 году в столице Татарстана был открыт кол-центр банка, обслуживающий клиентов банка по всей России.

В 2013 году «Татнефть» на несколько месяцев разместила на депозитах банка 4,9 млрд. рублей. Однако сколько-нибудь крупного участия ЗАО «Кредит Европа Банк» в финансировании татарстанской экономики замечено не было.

«НЕ ОДНА ТЫСЯЧА ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯЕТ РАБОТУ»

В отличие от ретейла, промышленности или банков, туристическому рынку досталось по полной программе. Окончательно запрещена продажа туров в Турцию вместе с чартерами в эту страну.

При этом именно турецких туристических агентств в Татарстане нет, но зато основные туроператоры, работающие в России, принадлежат турецким гражданам. Это и Pegas, и «Аннекс Тур», и Coral Travel. «Они основные игроки туристического рынка. По сути, все основные лидеры пакетного туризма в России — турецкие компании», — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров.

Мы обратились за комментарием в казанский офис Coral Travel, чтобы выяснить, как теперь изменится работа офиса и что он готов предложить туристам на весну и лето 2016 года. «Помимо Турции в линейке Coral Travel присутствуют другие, не менее популярные у туристов летние направления с вылетом из Казани. Это в первую очередь Испания, Греция, Тунис, Болгария и ОАЭ, — рассказал нашей газете руководитель казанского офиса Coral Travel Андрей Загайнов. — Помимо этого мы активно развиваем и продвигаем на рынке внутренний российский туризм: Сочи, Анапа, Геленджик, курорты Крыма, Кавказские Минеральные Воды. Уверены, данные направления привлекут большое внимание туристов».

По словам гендиректора туристического агентства «Персона грата», председателя ассоциации туристических агентств РТ Рамиля Мифтахова, со второй половины апреля до середины октября шел основной сезон, и в Турцию вылетали 2 - 2,5 млн. россиян. «Мы все надеемся, что ситуация изменится и правительство разрешит вылетать в Турцию весной. Но если этого не произойдет, туристический рынок ждет еще больший кризис по сравнению с тем, что мы ощутили в прошлом году в связи с банкротствами туроператоров, — говорит он и пытается оценить ущерб. — С туристического рынка уйдет половина турагентств Казани и Татарстана. Потому что они как раз и занимались продажей туров в Турцию и Египет. Для них остается два пути: либо переориентироваться на российский рынок — Сочи, Анапа, Геленджик, Крым, либо уйти с рынка. Но в Сочи, Анапу и Геленджик туристы могут сами купить билеты и найти места для размещения».

Мифтахов отмечает, что в этой ситуации немало людей потеряет работу. «Рынок и так просел. Мы и так сидим, понимая, что с каждым месяцем ситуация все хуже, а нам сказали, что будет еще хуже. Сейчас надо понимать, как дальше будет развиваться ситуация. Если по критической схеме, увидим в следующем году энное количество агентств, ушедших с рынка, — рассказал председатель ассоциации. — Возможно, даже не одна тысяча людей потеряет работу. По приблизительным оценкам, в Татарстане — тысяча туристических агентств. Даже если половина закроется, это уже более тысячи человек».

Самих принадлежащих туркам туроператоров никто закрывать не собирается. Но в правительстве РФ и в Ростуризме им уже весьма прозрачно намекнули, что надо переориентировать турпотоки на российское направление.

Без лишнего пессимизма смотрит на ситуацию и Сергей Иванов, глава госкомитета по туризму Татарстана.

«На самом деле, Турция — не единственное пляжное направление, — заверил он в интервью «БИЗНЕС Online». — Ее нельзя назвать самой дешевой, но она была одной из самых недорогих в соотношении «цена-качество» по сравнению с аналогичными предложениями. У пляжного отдыха в летний период есть достаточно много альтернатив. Это и все страны Средиземноморья — Италия, Греция, Испания, Хорватия, Черногория, Португалия, Кипр. Также страны североафриканские, такие как Марокко, Тунис, Канарские острова. Все они являются достаточно близкими на расстоянии от Татарстана и спокойно могут быть предложены как альтернатива турецким курортам. Да, наверное, цена будет выше, но тем не менее альтернатива есть, и хочу сказать, что катастрофы в связи с отсутствием Турции в качестве турпродукта я не вижу».

Впрочем, направление главного удара для Госкомитета — внутренний туризм. «Для того, чтобы удовлетворить спрос 2016 года, туроператоры, я могу сказать вам со 100-процентной уверенностью, задумаются о наших российских курортах, — говорит Иванов. — Потому что нет никакой визы, стоимость доставки человека до места существенно дешевле, чем доставка до европейских курортов и длительность перелета элементарно короче, опять же это рублевая зона. Стереотип, который есть у большинства россиян, о том, что в России некомфортно, некачественно и неинтересно, пора развеивать».

КУДА ПОЛЕТЯТ ЧАРТЕРЫ?

Как санкции против Турции, включающие запрет чартерных перелетов, отразятся на аэропортах РТ? Здесь ситуация достаточно серьезна.

Например, из аэропорта Бегишево три раза в неделю регулярные рейсы в Стамбул выполняет авиакомпания Atlasglobal. В 2015 году она перевезла в обе стороны 22 тыс. 600 пассажиров, рассказал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор Бегишево Феликс Козлов. Регулярку, по его словам, пока никто не трогает — провал будет по чартерным рейсам в Анталью. Чартеры из Бегишево выполняли авиакомпании Royal Flight, «Уральские авиалинии» и Nordwind. С начала года они перевезли в Турцию 25 тыс. человек

«Ситуация такова: сначала Египет сильно «убрал» пассажиропоток, теперь — Турция, — говорит Козлов. — Да, развиваем маршрутную сеть по России, но роста в этом сегменте все равно мало, это существенно меньше, чем давали туристические чартеры. За счет них показатели росли очень сильно, ведь летали самолеты с большой вместимостью. Пик полетов в Турцию — июль-август, так что именно сейчас отмена чартеров не так страшна, потерю можно парировать. Только на какие страны ориентироваться? По выезду первое место занимала Турция, затем идут Египет, Греция, Испания, Финляндия, Таиланд, Германия, Италия, Кипр, Болгария. Логично было бы открыть рейсы в Грецию и Испанию, но есть нюансы: получение виз усложнилось — надо сдавать отпечатки пальцев, да и исходя из курса евро не самые дешевые путевки получатся. А безвизовую альтернативу с ходу трудно назвать. И думаю, есть вероятность того, что люди начнут самостоятельно бронировать в Турции гостиницы и летать туда регулярными рейсами до Стамбула, а оттуда в Анталью».

В международном аэропорту «Казань» не смогли оперативно отреагировать на запрос «БИЗНЕС Online». По данным источника «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли, по Казани «чартерные цифры» могут достигать 100 - 130 тыс. пассажиров в обе стороны.

«РУСКИЙ ПАРЕНЬ» КАРАДЕНИЗ, ДВА ЮВЕЛИРА, 20 ПОВАРОВ И АРМИЯ СТРОИТЕЛЕЙ

И последнее: санкции скажутся прежде всего на человеческих контактах России и Турции, а также на рынке труда. Первые будут сокращены возвращением с 1 января визового режима. Второму грозят ограничения на привлечение турецкой рабочей силы. Тут стоит учитывать, что указ президента РФ запрещает или ограничивает наем турецких специалистов только с нового года. На всех тех, кто успеет оформить отношения с российским работодателем до 31 декабря 2015-го включительно, запрет не распространяется. Им придется, правда, получать российскую визу. «БИЗНЕС Online» составил рейтинг самых востребованных турецких специалистов на рынке Татарстана. Подавляющее большинство турок работает в республике в строительстве и промышленности. Специалистов из других сфер не наберется и с полсотни, что составляет около 1% от общей квоты в 6,8 тыс. человек. Кстати, это 10% общероссийской квоты на привлечение работников из Турции. В самой же РТ турки сегодня составляют аж 66% всех легально привлеченных иностранных специалистов. Такой вывод можно сделать по данным о квотах, расположенных на сайте министерства труда, занятости и соцзащиты РТ.

В Татарстане встречаются и экзотические позиции, которые занимают гастарбайтеры из Турции. На всю республику нашлось, например, 20 турецких пекарей и поваров. В кулинарной нише самую большую квоту попросила индивидуальный предприниматель Елена Семенова, которой потребовалось аж 9 турецких мастеров ножей и сковородок. Остальные компании или ИП выписывали специалистов буквально в штучном варианте. ЗАО «БАМ Инжиниринг» потребовались два специалиста-строителя, ООО «Российско-турецкая фирма «Колос» — пекарь, повар и коммерческий директор. Последняя зарегистрирована в Зеленодольском районе, печет хлеб и мучные кондитерские изделия. У фирмы два учредителя, оба турки — Ашык Мехмет и Ашык Халит.

На фоне остальных выделяется ФК «Рубин», в котором работает один представитель Турецкой Республики — широко известный полузащитник Гекдениз Карадениз. Он, к слову, пока единственный турок в России, которому точно не грозят ни визовые, ни иные связанные с санкциями проблемы. В отношении легионера глава РФС Виталий Мутко уже сделал заявление: «Карадениз, по сути, русский парень, замечательный человек. Если бы все такие были, как он, было бы все здорово».

Гекдениз Карадениз пока единственный турок в России, которому точно не грозят ни визовые ни иные связанные с санкциями проблемы
Гекдениз Карадениз пока единственный турок в России, которому точно не грозят ни визовые, ни иные связанные с санкциями проблемы

Есть и другие экзотичные сферы. Ювелирный завод «Кулон» попросил квоту для двух турецких ювелиров. Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, на предприятии есть определенный технологический цикл, который курирует именно турок: он отвечает за то, чтобы изделия на выходе приобретали определенные характеристики. Впрочем, в самой компании газете «БИЗНЕС Online» заявили, что с прошлого года у них нет специалистов из Турции. Отметим, что квота предприятиями действительно может быть выбрана не до конца или вообще не использована, если планы предприятия изменились.

Но турки — наше все в строительстве. Больше всего турецких рабочих потребовалось ООО «Гемонт» — 2,5 тыс. человек, что составляет 37% от общей квоты на турецких специалистов: арматурщики, бетонщики, монтажники, плотники, слесари, электрогазосварщики. Год назад эта турецкая компания заключила с ОАО «ТАИФ-НК» контракт, согласно которому турки обязались построить здания и выполнить монтаж оборудования на уже упомянутом комплексе глубокой переработки тяжелых остатков в Нижнекамске. На сегодня половина работ произведена. Об этом в октябре президенту Татарстана Рустаму Минниханову рассказывал гендиректор «Гемонта» Садык Акман. Он же, согласно базе данных «Контур», является учредителем компании с уставным капиталом в 25 млн. рублей. Отметим, что компания получила отличные финансовые показатели: по итогам прошлого года ее чистая прибыль — 348 млн. рублей.

Руководитель пресс-службы ТАИФа Дмитрий Неманов в ответ на просьбу «БИЗНЕС Online» переадресовал запрос в ООО «ТАИФ-НК», оттуда ответа на момент публикации не последовало.

На втором месте по объему привлеченных турецких специалистов находится ООО «Строительная компания Текникон», зарегистрированная по адресу Оренбургский тракт, 138В. Фирма является субподрядчиком на объектах, возводимых ПСО «Казань»: дата-центре в подмосковной Дубне, здании Арбитражного суда РТ, стадионе в Самаре. Кстати, именно в этом городе на возведении «Космос Арены» «Текникон» фигурировал в истории с мигрантами — начальника отдела кадров стройфирмы оштрафовали на 325 тыс. рублей за незаконный наем иностранцев. Как установили сотрудники миграционной службы, десятки строителей прибывали в регион и устраивались на работу незаконно: либо под видом специалистов другой отрасли, либо вообще без разрешения на работу или гражданства. Правда, все незаконные мигранты — из Узбекистана. Отметим, что после этого вице-президент регионального объединения работодателей «Союз работодателей Самарской области» Анвар Бульхин заявил: учитывая важность спортивного объекта и сроки выполнения работы, лучше было бы пойти навстречу организации и для начала вынести простое предупреждение.

Около 200 турков сегодня заняты на различных предприятиях ОЭЗ «Алабуга». Речь идет о ЗАО «Тракья Гласс Рус» (стекольный завод, 33 человека), ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» (деревообрабатывающее производство, 40 человек), ООО «Хаят Кимья» (бумажная промышленность, 19) и пр.

Нельзя представить без турок и жилое строительство в Татарстане. Причем к иностранным услугам прибегают в том числе известные на рынке игроки. Так, «Камгэсэнергострою» (входит в «АК БАРС Холдинг») согласовали на этот год квоту в 520 рабочих (арматурщики, каменщики, бетонщики, плотники и пр.). Компания «Таш» заявила 490 арматурщиков и бетонщиков — судя по всему, речь идет о подразделении известного застройщика «Ак Таш», во всяком случае, юридически адреса совпадают.

Отметим, что несколько компаний заявили квоту на строителей из Турции, но при этом сами компании — не из Татарстана. Так, 300 турецких рабочих заявило ООО «Альмис», зарегистрированное в Новороссийске и построившее там же несколько крупных объектов. В Татарстане компания задействована на строительстве ЖК «Санрайз Сити» в автограде.

Компания «Маг-нэт» из Москвы заявила квоту в 175 специалистов — она занимается реконструкцией ТЭЦ-3 в Казани. Ранее турки строили завод ЗМ в «Алабуге».

Добавим, что ранее Эдуард Мусаев, эксперт по строительству независимой ассоциации поддержки строителей (НАПС), в разговоре с «БИЗНЕС Online» предположил, что строительные объекты Татарстана не должны пострадать при отказе от турецких рабочих. «Наши компании уже давно освоили турецкие технологии в строительстве и успешно их используют. Разница между нашими и турецкими работами состояла всегда только в цене: турки возводят объекты за меньшую цену, чем татарстанские строительные компании, но при нынешнем кризисе любой подрядчик согласится работать и по турецким ценам, лишь бы компания получала деньги и не простаивала», — заявил он.

В соцсетях в последние дни активно муссировались слухи о том, что человек 50 турецких рабочих, которые трудятся на строительстве элитного жилого комплекса «Санрайз Сити» в центре Набережных Челнов, вывез ОМОН. Но официального подтверждения этой информации нет. Руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Санрайс Капитал» Абдулхак Кесе сообщил, что никто из работников, задействованных на строительстве жилого комплекса, не вывезен из страны.

«У нас проблем нет, мы работу завершим. Вчера вечером я слышал информацию по телевизору и в интернете, что для турецких рабочих, которые уже работают на территории РФ, рабочая виза будет действовать по-прежнему. А остановить могут только тех, кто получает временную визу на месяц. Но и это будет не сейчас, а с 1 января 2016 года. Мы по плану 15 декабря завершаем работы, а после нового года сдаем дома в эксплуатацию», — отрапортовал Кесе.

Правда, он оговорился, что теперь в турецком посольстве настоятельно рекомендовали все ответы для прессы согласовывать с ними, «чтобы лишних разговоров не было».