ЧЕМ БОЛЬШЕ САМОЛЕТОВ, ТЕМ МЕНЬШЕ ЛЕТЧИКОВ?

Признаюсь, я не большой специалист в авиационной технике и градостроительной стратегии. Но сегодня пишу о довольно деликатных и сложных вещах именно этих сфер. Правда, как и тысячи юношей, в свое время тоже мечтал летать, даже записывался в военкомате для поступления в Оренбургское летное училище истребителей, прошел разные комиссии и был зарублен по причине травмы, полученной на боксерском ринге, что меня теперь нисколько не огорчает, так как неизвестно, насколько далеко улетел бы. Но тогда от неудачи горевал. Уж очень сильно тянуло поступить туда, где учился сам Гагарин, а чего-либо попроще в этом возрасте просто не хочется.

Это нормально, когда человеку, особенно молодому, хочется летать. Если он во сне или в мечтах не выкладывает по небу виражи, не хочет посмотреть на землю с высоты в десятки и сотни километров, значит, что-то у него не то. Парень не вполне способен к серьезному делу.

И вот «летный» рефлекс у меня пробудился на днях, когда сел в кабину тренажера для будущих летчиков, полетал и попытался сажать летательный аппарат. Оказывается, такие совершенные тренажеры, какие установлены в школе №35, нечасто встретишь даже в некоторых солидных авиапредприятиях. И вообще в России подготовка летных кадров настолько ослаблена, что, как иногда говорят, за штурвал садятся чуть ли не с шоферскими правами и липовыми сертификатами. Чему я не особенно верю, но никто не скрывает печального состояния подготовки специалистов для российской авиации. Если раньше будущие летчики с младых ногтей готовились к небесной работе всем телом, душой и, конечно, мозгами, то теперь продвинутые ребята грезят банками и бизнес-проектами. Всюду полно экономистов, менеджеров, юристов, особенно в рядах безработных. А настоящих летчиков, сильных технарей встретишь нечасто. Авианачальники в панике, пассажиры в тревоге, небо халтуры и полузнайства не прощает. Самолеты эксплуатируются по 20 - 30 лет, небо полно летающего заграничного авиахлама. Случись что, большие инстанции так и норовят валить вину на погибших пилотов, на человеческий фактор, чтобы не покупать новые машины и не тратиться на ремонт старых, снимать их с эксплуатации. А человеческий фактор всегда актуален.

Не легче положение у авиастроителей. Говорят, в Казани сейчас трудно найти специалистов по реконструкции и обслуживанию самолетов Ту-160 на уровне прежних рабочих и инженеров КАПО. Хоть пенсионеров отзывай с диванов и дачных участков! Везде требуются профессионализм, совесть, нравственные установки и привычки, которые человек получает с детства. Одного умения считать деньги (тоже полезного качества!) не хватает. Человек годами учится уверенно водить машину, «чайники» пугают всех. А каково научиться летать за штурвалом так же естественно, как дышишь? Уметь видеть небо, слушать машину, моделировать ситуацию, которая может оказаться критической. И хорошо знать технику, обслуживать ее.

Где найдешь столько фанатов-профессионалов — уму непостижимо. Нет их в необходимом количестве. В советское время летчиков готовили массово, самолеты клепали тысячами. Только бомбардировщиков Пе-2 в годы войны КАПО изготовило 10 тысяч штук! После войны производились в огромном количестве пассажирские и военные самолеты и вертолеты. И не один не остался без экипажа.

Сейчас такого массового движения по освоению неба нет. Хотя появились вертолеты, самолеты свои и импортные, большие, малые, спортивные, даже в личном пользовании. Не знаю, где находят хороших пилотов с большим налетом. Молодежь уже другая, у нее другие развлечения и увлечения. Разве их за это и за новую романтику делания денег упрекнешь?

Марат Фазлеев
Марат Фазлеев

ШКОЛА С АВИАКОСМИЧЕСКИМ УКЛОНОМ

Школа №35, расположенная в микрорайоне «Солнечный», на улице Гарифа Ахунова, шокирует. Новое, красивое здание, хорошие показатели, отличные учителя и ученики — это можно встретить и в других местах. А здесь еще можно увидеть отличные авиаклассы, тренажеры, плакаты, увлеченных педагогов и учеников. Часть школы превратилась в авиакосмическое «училище». Столько дорогого уникального оборудования можно добыть лишь общими усилиями органов образования, частных лиц и авиационной общественности в лице регионального отделения федерации любителей авиации России по Татарстану. Реализации программы «Страна Авиация» помогают люди, которые всю свою жизнь посвятили авиации или просто любят ее. Активисты федерации безвозмездно дают свою технику для обучения ребят.

Разумеется, вся эта красота не с неба упала. Оборудование, классы и стенды, система подготовки авиаторов — все это добыли шефы из федерации любителей авиации. Не будем допытываться, как общественная организация, возглавляемая Маратом Фазлеевым, и другие добровольные помощники находят ценную аппаратуру, привлекают и стимулируют преподавателей из числа опытных авиаторов.

Чего греха таить, нередко общественные формирования сколачиваются, чтобы пойти к власти и спонсорам за поддержкой или совместно двинуть проект, если повезет, дружно освоить грант или спонсорскую помощь. А казанские любители авиации, похоже, неслабые и нежадные люди. Они не пилят гранты и спонсорские средства, а сами выступают в качестве благотворителей, ищут поддержку своим проектам. Можете представить людей, которые не просто при случае сами наслаждаются полетом, а чаще находят удовольствие от приобщения детей к авиации. Они заражают других солидных товарищей авиационно-космической отрасли.

О центре аэрокосмической подготовки и разработках учеников 35-й школы знают в Звездном городке, в центрах подготовки космонавтов и управления полетами. Одна из научных работ школьников посвящена выбору критериев отбора космонавтов и тренировки вестибулярного аппарата. Дело дошло до того, что проекты выращивания салата на орбите, теплицы переменной гравитации апробированы на МКС. В апреле 2014 года космонавт Олег Артемьев прямо с орбиты на сеансе космической видеосвязи с участием руководителя федерального космического агентства Олега Остапенко рассказывал о ходе эксперимента школьникам. С ними вживую общались руководитель школьной лаборатории космической медицины Ксения Сапарова, автор проекта — ученица Ксения Беспалова и другие. Ученики 35-й школы получают дипломы и призы научных конкурсов. Школьная команда завоевала первое место в республиканском фестивале науки. 9 - 10 декабря с. г. она выступит в звездной эстафете, проводимой центром подготовки космонавтов.

Школьными специалистами и федерацией любителей авиации подготовлена система аэрокосмического образования школьников, которая в школе №35 уже действует не один год! Можно понять, насколько увлечены руководитель проекта Иван Лямин, исполнительный директор федерации любителей авиации Кирилл Прохоров и даже вполне земной человек директор школы Елена Глухарева и другие педагоги. Они, как и многие родители, понимают, что авиация может стала мощным стимулом воспитания, отвлечения от опасных зависимостей и привязанностей. Прослышав о летно-космических успехах школы на улице Гарифа Ахунова, некоторые папы и мамы готовы везти своих детей из отдаленных районов Казани.

Активисты школы и центра авикосмического образования Лев Семенов, Иван Лямин и директор школы №35 Елена Глухарева
Активисты школы и центра авикосмического образования Лев Семенов, Иван Лямин и директор школы №35 Елена Глухарева

ЗЕМЛЯ МЕНЯЕТ ХОЗЯЕВ, НО НЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗЫ

Словом, здесь все отлично. Как говорится, картина маслом. Вряд ли можно найти другую подобную школу с углубленным изучением авиации и космоса и реальными успехами в науке и воспитании, нечасто встретишь такую деятельную федерацию с эффектными проектами. Увы, на этом настрой на исполнение победного гимна иссякает. Потому что назрела угроза потери авиационной площадки «Вишневка», на которой припаркованы сверхлегкие самолеты, размещены оборудование и расходные материалы. Именно с этой полосы взлетают ребята, осваивающие небо. Потеря плодов многолетних трудов авиаторов и педагогов выглядит актом вандализма!

Взлетно-посадочная площадка и наземное оборудование созданы руками и на деньги энтузиастов и служат стартовой опорой юных авиаторов и их наставников. Почти десяток легких самолетов, ангары, выровненная площадка, ровная полоса земли, ориентиры и всевозможные атрибуты, ставшие привычными за 11 лет эксплуатации аэродрома «Вишневка», должны быть убраны, если не будет принято какое-то разумное решение.

Причина проста — «Вишневка», вошедшая в базу данных авиационного хозяйства, создана лишь по договоренности с администрацией Пестречинского района в 2004 году. Ее территория площадью 2 - 3 га входила в участок площадью 100 га, данных в аренду на 49 лет гражданину Миннибаеву Р. Р. 10 лет тому назад для ведения сельскохозяйственной деятельности. За это время землю не пахали, не сеяли, ее статус не изменен, поэтому назначение осталось сельскохозяйственным. Раздавать для строительства коттеджей, высотных домов ее нельзя. И взлетная полоса надлежащим образом не оформлена. Арендатор Минибаев Р. Р. в прошлом году заключил договор переуступки гражданину Сабирову А. Р., который тоже не сеет и не пашет землю, как требуется по назначению. Новый арендатор столь же отдален от фермерской деятельности и не прочь, как полагают опытные люди, провести межевание территории и продать ее по кускам. Но столь сладкое применение участка вряд ли возможно, так как все земли рядом с поселком Привольным уже присоединены к Казани и являются собственностью города. На этой земле арендаторы пока свой статус сохранили, но изменить назначение земли и использовать ее по своему усмотрению они не вправе. Но патовая ситуация не может сохраняться вечно.

ТАКАЯ ПЛОЩАДКА ВОСТРЕБОВАНА И УЧЕБНЫМИ ЦЕНТРАМИ, И МЕДИЦИНОЙ

«Вишневка» — единственная авиационная площадка для спортивных и учебных малых самолетов, расположенная вблизи от центра города. Эта площадка необходима не столько для развития малой авиации в Татарстане, сколько с точки зрения развития детско-юношеского авиационного спорта и технического творчества. Близость к городу позволяет детям доступными способами добраться до площадки, где они на практике могут прочувствовать технику и небо. Практика показывает: чем удаленнее находятся авиационные площадки, тем меньше людей имеют возможность присутствовать на них, что отрицательно сказывается прежде всего на подрастающем поколении.

Авиационная площадка «Вишневка» является базой для летного курса обучения детей по программе «Страна Авиация», реализуемой СОШ №35 города Казани с углубленным изучением отдельных предметов совместно с федерацией любителей авиации России по РТ. Данная программа единственная, она уникальна в России. Дети с начальных классов начинают изучать авиационную технику и с каждым годом переходят на новые этапы. Уже в средних и старших классах по программе «Страна Авиация» предусмотрены учебно-тренировочные полеты, наглядное и практическое изучение техники, базой для чего сейчас служит авиационная площадка «Вишневка». Ее ликвидация приведет к уничтожению трудов многих педагогов, вложивших свою душу в возрождение авиации, в воспитание будущего поколения авиации нашей республики и страны, и детей.

Ситуация настолько интригующая, что я на днях заглянул на семинар главного архитектурного управления Казани, где обсуждали предложения в будущий генплан города. Руководитель проекта Иван Лямин обосновал идею включения в генплан аэродрома малой авиации близ деревни Вишневки в 400 м от поселка Привольного (не знаю, как воспринял его город). Действительно клочок земли в 2,5 га посреди пригородных кустарников и оврагов (теперь городу только на этой стороне отдано 2 тыс. га!) в судьбе Казани мало что решает. К тому же в будущем, когда статус спорной земли изменится, вряд ли на месте аэродрома рядом с газопроводом и этиленопроводом построят высотные дома. А малоэтажные дома не помеха взлетной площадке. Ей не мешают и близость самосыровской свалки, и роза ветров. И сам мини-аэродром ни шумом, ни запахом, ни динамикой не портит жизнь горожанам. Он впишется в инфраструктуру города с его отличными стадионами, бассейнами, ипподромом.

Такая площадка востребована и учебными центрами, и медициной. Ее не может заменить даже международный аэропорт «Казань». Аэродром КАПО близ станции метро «Авиастроительная» и села Борисоглебское выпускает и принимает сверхмощные ракетоносцы. И он не может заменить «Вишневку» — просто там нет места для малой авиации. Другого аэродрома четвертого класса в городе нет. Если ездить для полетов в Куркачи или в Верхнеуслонский район, большинство детей отсеется из-за отдаленности площадок.

МАЛАЯ АВИАЦИЯ КАК ПТИЦА БЕЗ ГНЕЗДА...

Малая авиация заполняет нишу, остающуюся вне коммерческой и военной авиации. Авиация общего назначения (АОН) не предоставляет регулярных и нерегулярных услуг по перевозке пассажиров, багажа и почты, что отнесено к исключительной компетенции коммерческого воздушного транспорта. Ее функциональное предназначение определено воздушным законодательством многих стран, в том числе и в России. АОН применяется в личных, корпоративных, деловых, спортивных, учебных и иных целях и находится в собственности крупных корпораций, летных школ, частных лиц и некоммерческих организаций. ИКАО различает: 1) аэротакси; 2) корпоративную авиацию; 3) частную авиацию; 4) деловую авиацию.

К концу XX века 89% всех гражданских воздушных судов в мире использовалось в рамках АОН, 80% всех пилотов летают на самолетах такого типа. В США, Канаде, Бразилии и Европейском союзе производство воздушных судов для АОН в совокупности превышает по стоимости производство военных самолетов. По состоянию на 2013 год по всему миру эксплуатировалось более 360 тыс. воздушных судов АОН. Экономический вклад АОН в ВВП США составляет 90% по сравнению с 10%, получаемыми от регулярного коммерческого воздушного транспорта, что объяснимо. В США зарегистрировано свыше 225 тыс. воздушных судов АОН, в России таковых насчитывается около 4 тысяч. Из 13,5 тыс. аэродромов в США непосредственно к АОН относятся 5 тыс. аэродромов четырех типов.

Ситуация в России, увы, иная. Она может и должна измениться. Сейчас разрабатывается федеральный закон «О развитии малой авиации в Российской Федерации». Принятие этого закона обусловлено социальной значимостью развития малой авиации как единственной постоянно востребованной новой отрасли для обеспечения жизнедеятельности регионов субъектов Российской Федерации, деятельности юридических и физических лиц в сфере развития регионов, создания отечественных и совместных авиационных предприятий с участием иностранных инвесторов, развития инфраструктуры и базовых сегментов услуг.

Согласитесь, в отличие от спецтранспорта высокого начальства, малые летательные аппараты (вертолеты, самолеты) не могут обслуживаться в крупных аэропортах первого класса, не все в состоянии держать штатных пилотов, авиамехаников. Малая авиация стремительно растет. Спортивный или любительский самолет стоит не дороже хорошей иномарки. Желающих летать, иметь самолеты становится все больше. Учебные центры, авиакосмические школы, подобные школе №35 Приволжского района, стоило бы придумать и специально открывать, если бы их не было. И что, всех их гнать в Куркачи?

Федерация и школа в глубокой задумчивости. Как же объяснить, что демонтаж уникальной взлетной площадки «Вишневка», разгром инфраструктуры школы с углубленным изучением авиации — акт вандализма!

Нет сомнения, это мог бы понять наш летающий президент РТ Рустам Минниханов, если бы случилось чудо и все наработки и проекты «школьной» авиации попали на его стол. А может случиться еще одно чудо — и мэр Казани Ильсур Метшин, поднявшись на вертолете или самолете в казанское небо, поймет, что городу нужен аэродром малой авиации в непосредственной близости от центра. Если «Вишневку» не включить в генплан уже сегодня, то АОН и сверхлегкие самолеты останутся без своего гнезда! Что выглядит чудовищным явлением в городе, где еще относительно недавно региональные пассажирские самолеты взлетали из центра города, прямо за окном администрации Советского района, и где до сих пор с заводского аэродрома, тоже расположенного в пригороде, прямо над малоэтажными застройками взлетают сверхзвуковые тяжелые самолеты. А вот маленькие самолеты социального и спортивно-туристического и учебного назначения до сих пор не приписаны ни к селу, ни к городу!

Я бы не вторгался в эту деликатную сферу, если бы не жгли сердце картины авиакатастроф последних лет, если бы не был уверен в крайней актуальности проблем подготовки высококлассных пилотов и учета человеческого фактора в авиации. Особенно теперь, когда мы становимся столицей чемпионата мира по рабочим и техническим профессиям.

20151103_073228.jpg

Многим хочется летать, это желание неистребимо. А обычным пассажирам хочется летать без опаски, полагаясь на профессионализм пилотов и наземных служб. И правда, цена взлетов и посадок измеряется не рублями, а человеческими судьбами. Это понимают школьники и педагоги одной казанской школы и энтузиасты площадки «Вишневка», созданной на птичьих правах удивительными людьми, каких раньше называли энтузиастами. По-моему, нужно их признать реальными и перспективными специалистами. Главное, они интересны сегодняшним школьникам, которых родители мечтают оторвать от компьютерной зависимости и оградить от вредных пристрастий XXI века. Хотелось бы, чтобы этими людьми и проектами заинтересовались вся республика и ее столица.