В Казани начал принимать гостей ресторан «Урюк», который разместился в «Сибирских номерах» на улице Баумана

«У АНТОНА ВИНЕРА В КАЗАНИ ОЧЕНЬ МНОГО ЗНАКОМЫХ»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», на днях в Казани в «реинкарнации» знаменитого дома купца Заусайлова на улице Баумана — «Сибирских номерах» — открылся ресторан «Урюк». Это 21-е заведение одноименной сети известного российского предпринимателя Антона Винера — сына Ирины Винер и пасынка Алишера Усманова. Как подтвердил Сергей Миночкин — директор по развитию и франчайзингу группы ресторанов «Урюк», объем вложенных в запуск проекта инвестиций остался на прежде заявленном уровне — в районе 117 млн. рублей по нынешнему курсу. «Казань — шикарный город, мы делаем в нем шикарный ресторан. Кризис на нас не влияет», — заявил он. Впрочем, открытие пока неофициальное, а торжественное пройдет в середине декабря. Ожидается, что на церемонию приедет сам Винер: это заведение — отнюдь не по франшизе.

Казанский «Урюк» — первое немосковское заведение сети, открывшееся после начала кризиса. А в третьей столице он попал еще и в высококонкурентную среду — рынок изобилует восточной кухней, в том числе премиум-класса. Одной из причин выбора именно Казани Миночкин назвал то, что на нее «давно смотрели». «У владельца сети Антона Винера очень много знакомых, он много общается с первыми лицами вашего города. Поэтому он всегда хотел представить своей проект в Казани», — сказал директор по развитию.

Миночкин также сообщил, что компания отказалась от идеи открыть при ресторане кулинарию. «Мы обязательно запустим ее в Казани, но попозже и как отдельный проект», — пообещал он. Казанский «Урюк» стал 21-м рестораном сети и 2-м (после иркутского), открывшимся за пределами Московской области. Его общая площадь (после открытия второго зала) составит 720 кв. м, рассчитан примерно на 200 гостей. Ранее мы писали, что количество сотрудников составит от 50 до 70, а средний чек в заведении превысит 1,5 тыс. рублей, как и в Москве. Первоначально сообщалось, что казанский проект запускается при участии известного казанского ресторатора Айрата Забирова. Однако сейчас о Забирове ничего не слышно, его мобильный телефон недоступен. Раскрыть имена других участников Миночкин отказался, сославшись на конфиденциальность информации.

Первоначально ресторан должен был открыться в середине мая этого года, однако открытие было перенесено на осень. Причиной переноса Миночкин весной назвал ремонт и заверил, что все идет по плану.

Казанский «Урюк» — первое немосковское заведение сети, открывшееся после начала кризиса

«ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ РАЗВОРАЧИВАТЬ ЛЮДЕЙ»

На сайте ресторана указано: «Ресторанный проект «Урюк» обязательно западает в сердце, вот почему его гости — одни из самых счастливых». Корреспондент «БИЗНЕС Online» вчера вечером сходила в «Урюк», чтобы лично проверить, действительно ли это. Хотя здание находится не в самой оживленной части улицы Баумана (между ресторанами «Базилико» и Hemingway), проект Винера уже переполнен людьми. «В выходные у нас была полная посадка, и мы были вынуждены разворачивать людей на входе — свободных столиков не было», — сетует хостес.

5652efc3f12a5.jpg
В оформление вложились щедро: в типично лаунжевые декорации в виде приглушенного освещения, игры со светом и зеркалами, типичными яркими креслами интеллигентно вплетаются восточные нотки

На вывеске «Сибирских номеров» повторяются три слова: чайхана, lounge, бар. Первое подразумевает узбекскую кухню, второе — кальяны (то бишь паровые коктейли) и увлекательный интерьер, ну а с третьим все понятно. Действительно, в оформление вложились щедро: в типично лаунжевые декорации в виде приглушенного освещения, игры со светом и зеркалами, типичными яркими креслами интеллигентно вплетаются восточные нотки. Так, пока пустующие винные шкафы, расставленные по периметру, украшены резными дверцами, колонны (и боковины шкафов) драпированы кислотно-бирюзовой тканью. Особого внимания заслуживают потолок и система освещения. Функцию люстр здесь выполняют несколько конструкций, напоминающих мельничные колеса в уменьшенной версии, каркас которых затянут сеткой и утыкан лампочками. Между спицами встроены зеркала, которые вместе с потолочными позволяют увидеть зал в самых невообразимых ракурсах. Вкупе с панорамными окнами «Сибирских номеров» и неоновой подсветкой это делает зал визуально бесконечным.

Встроенные зеркала позволяют увидеть зал в самых невообразимых ракурсах

Пока работает один зал, в декабре откроются еще два: обычный и VIP, общее количество посадочных мест достигнет заявленных 200. На четырех казанских официанток пока приходится пять московских, задача которых — за месяц вывести сервис на нужный уровень.

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

На сайте «Урюка» указано, что ресторанный проект появился в 2006 году. «Соединив жемчужину Средиземноморья (гостеприимство, приверженность местной кухне) с изюминкой Востока (расслабляющая атмосфера, аутентичность блюд), известный предприниматель Антон Винер стал обладателем судьбоносной абрикосовой косточки — символа радушия и вкусной атмосферы ресторанного проекта «Урюк», — написано в разделе «О нас».

«Урюк» — не единственный проект Винера в сфере общественного питания, он также занимается ресторанами «Шале Березка» и «Черетто»

Основу меню в «Урюке» составляют блюда узбекской кухни, есть также и европейская, но вся еда позиционируется как халяльная. Отметим, что в Казани уже достаточно заведений с громкими именами, специализирующимися на узбекской кухне. Среди таких заведений — два ресторана «Рубаи», пафосный «Пашмир», «Чайхана №2», рестораны «Изюм» и Karshi, заведение группы OFS «Мамаджан», рестораны «Хумо» и «Регистан», чайхана P.Love. Восточную кухню предлагают также рестораны «Султанат», «Пир» и Love Story. Ресторанную критику почти по всем из них вы можете прочитать в нашем специальном разделе.

Сравним средний чек «Урюка» с чеками в перечисленных ресторанах. Согласно нашим же обзорам и личному изучению средний чек в P.Love — около 600 рублей на человека, «Карши» — около 1 тыс. рублей, «Хумо» — чуть больше 1 тыс. рублей, «Рубаи» — 1,3 тыс. рублей, «Изюм» — 1 тыс. рублей, «Мамаджан» — 1 тыс. рублей. И только «Пашмир» выбивается из этого ряда со средним чеком в 2 тыс. рублей. Как видим, «Урюку» придется непросто в конкуренции с другими подобными заведениями.

Алишер Усманов и Минтимер Шаймиев в Болгаре (фото: shaimiev.tatar.ru)

АНТОН ВИНЕР: «Я ПРИВЫК СОЗДАВАТЬ ТРЕНДЫ»

Известно, что и Ирина Винер, и Алишер Усманов (№1 в российском списке Forbes) часто бывают в Казани. В июле прошлого года Усманов как президент международной федерации фехтования посетил чемпионат мира по фехтованию, который прошел в столице РТ. Тогда же вместе с госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым они посетили Болгар, где первый президент Татарстана рассказал, что в свое время, когда он поделился с Усмановым планами по строительству мечети в Болгаре, предприниматель выразил желание взять все финансовые расходы на себя. Но этого не произошло, поскольку было много других желающих пожертвовать средства на строительство мечети.

Что касается Антона Винера, то он известен как самостоятельный успешный бизнесмен. Его основной актив — строительный холдинг «Химки Групп», единственным владельцем которого он является. В 2012 году компания вышла на девелоперский рынок Подмосковья, начав строительство ЖК «Олимпийская деревня Новогорск». Сам Антон Винер в интервью называл ЖК авторским проектом Ирины Винер. Помимо этого, Винер владеет сетью солярий-клубов «Сан-Сити», а «Урюк» — не единственный его проект в сфере общественного питания, он также занимается ресторанами «Шале Березка» и «Черетто».

В конце 2013 года сообщалось об объединении двух одноименных московских сетей «Урюк» в одну. Одной непосредственно владел Винер, вторая на этапе становления была отдана по франшизе владельцу Templ Bar Владимиру Шерману. После воссоединения структура объединила более чем 40 заведений, не только ресторанов узбекской кухни, но и пивных Templ Bar. Тогда же говорилось о планах по экспансии в регионы, на что планировалось выделить 1 млрд. рублей.

Ресторан «Урюк» в Москве

«Я привык создавать тренды. Когда-то мы открыли первую сеть соляриев — и это превратилось в моду на загар. Потом мы создали тренд на узбекские рестораны, развили сеть «Урюк» — и посмотрите, что сегодня произошло в Москве: узбекских ресторанов больше, чем любых других, — рассказывал ранее Антон Винер в интервью РБК. — Я не строю рестораны, если понимаю, что в результате там будет невкусно. Моя задача — не построить 100 ресторанов, а построить столько, чтобы я мог контролировать качество еды. Самое важное для меня, чтобы, придя ко мне в ресторан, можно было очень вкусно покушать и получить удовольствие. Чтобы желудок сказал спасибо».

Двухэтажное здание «Сибирских номеров» в стиле классицизма с поздними дополнениями в стиле модерна было построено в начале XIX века

СМЫКОВ СНИМАЕТ НАВАР

Приход богатого инвестора, вложившего 138 тыс. рублей в квадратный метр площади, — это серьезная победа и для собственников знакового здания. Напомним, место, где расположится ресторан «Урюк», богато на истории. Красивое двухэтажное здание «Сибирских номеров» в стиле классицизма с поздними дополнениями в стиле модерна было построено в начале XIX века. Особняк принадлежал купцу-мануфактурщику Василию Заусайлову. На втором этаже располагались непосредственно «Большие Сибирские номера», которые были хорошо известны и упоминались во многих дореволюционных изданиях о Казани. Здесь останавливался, например, Владимир Ульянов-Ленин, где он провел несколько дней с конца августа по начало сентября 1890 года. Здание имело отношение и к знаменитому русскому басу Федору Шаляпину — считается, что до того, как стать артистом, он мог работать здесь в ссудной кассе «Товарищества Печенкина и Ко». Однако в 2005 году памятник истории, как и многие объекты культурного наследия, пришел в аварийное состояние и был снесен. В ходе масштабного возрождения центра Казани к Универсиаде он был воссоздан по фотографиям. Инвестором выступило ООО «Инвест Хаус», единственным учредителем которого, согласно базе данных «Контур-Фокус», является Виктор Смыков — начальник нефтегазодобывающего управления «Ямашнефть» (входит в ОАО «Татнефть») и один из старожилов Госсовета РТ. Можно предположить, что с появлением якорного заведения повысится спрос и на другие площади в «Сибирских номерах».

«ПОЯВЛЕНИЕ «УРЮКА» НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО КТО-ТО С РЫНКА УЙДЕТ, НО У КОГО-ТО ТОЧНО БУДЕТ ПОМЕНЬШЕ ГОСТЕЙ»

Рестораторы, опрошенные «БИЗНЕС Online», осторожно оценивают будущее нового игрока. «Конечно, перспективы есть у этого проекта, он не вновь рожденный, его перевезли в Казань из Москвы, это успешная сеть со своим меню, своими стандартами, — рассуждает руководитель Bulatov Group (рестораны «Перцов», «Якитория», «Изюм», «Арт-кофе», ресторан-кафе Yokoso) Айдар Булатов. — Это их первый проект в Казани, и они должны его сделать достойно».

Айдар Булатов
Айдар Булатов полагает, что появление «Урюка» в Казани — это стимул для действующих игроков улучшать сервис

Однако перспективы окупаемости проекта собеседник «БИЗНЕС Online» оценивает осторожно. «В долгосрочной перспективе у них все будет нормально, ресторан может выйти на самоокупаемость, но в краткосрочной — в успешные результаты я не верю, кризис в общепите не прошел, — сетует ресторатор. — Если говорить о запуске новых проектов, сейчас мало тех, кто начинает зарабатывать. Среднее время для выхода в плюс по экономике — от 3 до 9 месяцев. На это влияет также общее развитие экономики. Если ситуация будут ухудшаться, сроки окупаемости будут удлиняться».

Булатов полагает, что появление «Урюка» в Казани — это стимул для действующих игроков улучшать сервис. «За последние три года Москва очень продвинулась в секторе общепита по сервису именно в связи с жесткой конкуренцией, — говорит ресторатор. — Думаю, теперь и в Казани качественный рост наметится, уровень кухни и сервиса будут расти».

Между тем серьезного влияния даже на свой сегмент общепита «Урюк» не окажет, добавил Булатов. «В классификации ресторанного бизнеса есть 7 категорий — «Урюк» находится на уровне «средний» или «средний +», это средний чек от 600 - 700 рублей либо 900 - 1100 рублей, — считает ресторатор. — Но он даже 1 процента от рынка занимать не будет, только доли процента. Ни один игрок не оказывает такого влияния на этот рынок из-за огромной конкуренции, здесь никогда не существовало и не существует монополий».

«Это проект уже года полтора муссируется, неужели все же открываются? — удивился в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов. — Их появление не означает, что кто-то с рынка уйдет, но у кого-то точно будет поменьше гостей. Особенно это будет касаться тех, кто работает в сегменте восточной кухни. Так или иначе, это для меня редкий случай — в последнее время москвичи не очень активно заходили в другие регионы, обычно они ограничивались продажей франшиз».

Гаязов указывает, что в последнее время в Казани усилили свои позиции демократичные кафе — активизировались McDonald’s и Burger King. «Многие сейчас работают ради марки, борются за своих клиентов, смиряются с меньшими прибылями в надежде на то, что ситуация на потребительском рынке улучшится», — охарактеризовал положение дел в ресторанном бизнесе ресторатор.