Олег Бит-Мурза и Эльвира Долотказина
Власти Нижнекамска сверстали бюджет района на 2016 год без дефицита (на фото — Олег Бит-Мирза и Эльвира Долотказина)

ДЕПУТАТАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ШУМЕТЬ В ГОССОВЕТЕ

Несмотря на обещанную «напряженность», власти Нижнекамска сверстали бюджет района на 2016 год без дефицита. Как доходы, так и расходы НМР составят 4,649 млрд. рублей. Это на 282 млн. больше, чем в нынешнем году, и всего на 30 млн. превышает цифру 2014-го. Об этом стало известно в ходе прошедших накануне в Нижнекамске публичных слушаний по бюджету-2016.

На них, помимо депутатов горсовета и райсовета, приглашались все желающие, а присутствовали руководители исполкомов, отделов, управлений и представители общественных организаций. В общей сложности для обсуждения проекта главного финансового документа района собрались 250 человек. Из них несогласных с версткой бюджета набралось 8. Голоса против «спровоцировал» депутат горсовета Николай Максимов — сразу после раскладки доходов и расходов, которую сделала руководитель департамента по бюджетам и финансам Светлана Логинова. Как и положено представителю в горсовете от «Коммунистов России», Максимов традиционно призывает к отрицанию проекта.

«Проголосуем мы или не проголосуем — роли это никакой не играет, — обратился Максимов к аудитории, — Даже если мы проголосуем все против, все равно все решат депутаты». Логику Максимов предложил такую: раз бюджет все равно примут, надо хотя бы показать, что им недовольны. Модератору публичных слушаний, заместителю мэра Эльвире Долотказиной пришлось даже напомнить упорному депутату, что он, как незаписанный на выступление, имеет право лишь на вопросы. Но напоминание фатально запоздало: цифры в проекте бюджета депутат уже назвал «интересными». В частности, заинтересовала его плата за негативное воздействие на окружающую среду: «Сколько там? 16 миллионов рублей. Вот если бы в 200 раз больше, это была бы нормальная цифра! Дорожный фонд — 30 миллионов? На эти деньги можно ремонт сделать только чисто символический. Для района и города это не деньги».

Светлана Логинова посылала всех со своими «хотелками» в Госсовет
О том, как будет выглядеть главный финансовый документ 2016 год, рассказала руководитель департамента по бюджету и финансам Светлана Логинова

По словам депутата, ситуация в городе сегодня печальная, а бюджет Нижнекамска — смешной. Самый экономически мощный город Татарстана, по его мнению, должен и бюджет иметь соответствующий. Для примера Максимов привел соседние Набережные Челны, бюджет которых почти в два раза больше нижнекамского. «У нас в районе 273 тысячи населения, — парировала руководитель департамента, — В Набережных Челнах около 500 тысяч человек. У них бюджет 7 миллиардов рублей, у нас — 4,5 миллиарда. В пересчете на количество населения наш бюджет даже еще лучше получается, чем в Челнах». Логинова согласилась в другом: доходную часть бюджета действительно надо бы увеличить. «Но на уровне исполнительной власти, исполкома этот вопрос никак не решить, его нужно решать на республиканском и федеральном уровнях — на уровне Госсовета и Госдумы», — отметила Логинова и предложила депутатскому корпусу выйти с инициативой сначала в Госсовет, чтобы пересмотрели распределение нормативов, к примеру, того же НДФЛ: «В район поступает 15 процентов, в бюджет РТ — 85 процентов. Республика могла бы принять какой-то норматив, чтобы нам в местный бюджет упало не 15 процентов, а больше. Но это можно сделать только представительная власть», — пояснила руководитель департамента.

Доводы Максимова приняли и проголосовали против принятия проекта 8 человек из 250. Кстати, на прошлых слушаниях против бюджета проголосовала почти треть собравшихся.

Николай Максимов
Николай Максимов: «Сколько там? 16 миллионов рублей. Вот если бы в 200 раз больше, это была бы нормальная цифра! Дорожный фонд — 30 миллионов? На эти деньги можно ремонт сделать только чисто символический. Для района и города это не деньги»

ЕСЛИ ЗАКОН ВЫШЕЛ, ПОЧЕМУ ЕГО НЕТ В БЮДЖЕТЕ?

Еще один вопрос поднял гендиректор Нижнекамского пассажирского автотранспортного предприятия Юрий Иванов. Он напомнил, что с 2016 года начинает работать 220-й Федеральный закон об организации перевозок пассажиров. «В нем прописано, что заказчик перевозок — исполком города — должен иметь свое предприятие по возмещению выпадающих доходов от перевозок ниже себестоимости или отпускать расчетные тарифы на перевозки», — пояснил Иванов и поинтересовался, предусмотрены ли на следующий год в бюджете эти средства. «Мы этот вопрос в министерстве финансов всегда поднимаем, — ответила Логинова, — Но он не двигается, министерство никак не включает нам эти расходы в бюджет. Из года в год мы изыскиваем средства. За счет дополнительных источников или дополнительных доходов мы направляем средства транспортным предприятиям на возмещение убытков. А так, чтобы эти средства были в утвержденном бюджете — этого ни в одном районе», — отметила главный финансист и вновь попросила помощи депутатов. Пусть они обратятся с инициативой в Госсовет: если закон вышел, почему его нет в бюджете? Почему на его исполнение не предусмотрены средства?

Участники слушаний не забыли вернуться и к вопросу, который обсуждался в прошлом году: будут ли заложены в бюджет деньги на строительство инженерных коммуникаций на участках, выделенных многодетным семьям по госпрограмме. В прошлогодних слушаниях этот вопрос стал едва ли не самым острым. Еще тогда замруководителя исполкома района Олег Бит-Мирза подсчитал: строительство коммуникаций требует около 1 млрд. рублей. За год сумма выросла, по словам Логиновой, уже до 3 млрд. рублей. «Для того чтобы построить дороги к ним, канализационную систему, водоснабжение и водоотведение, необходимо 3 миллиарда рублей. Вы сами видите, какой у нас бюджет — всего лишь 4,5 миллиарда. Из них выделить 3 миллиарда на инженерные коммуникации не представляется возможным», — пояснила руководитель департамента представителю инициативной группы. Пока что на участках в районе базы отдыха «Чайка» начали проводить электричество, но не за счет бюджета, а за счет инвестиций самих сетевых компаний.

Ответ муниципалитета, по сути, был тот же, что и год назад: чтобы провести все коммуникации на этих участках, нужно войти в федеральные программы — сам город не справится.

 Юрий Иванов
Юрий Иванов поинтересовался, предусмотрены ли на следующий год в бюджете средства на возмещение убытков транспортникам

2,62 МЛРД. РУБЛЕЙ СВОИХ, 2 МЛРД. — ИЗ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ

Логинова представила участникам общественных слушаний структуру консолидированного бюджета района и предупредила: он, как и в прошлом году, будет напряженным «как по доходам, так и по расходам». По ее словам, в основу формирования прогноза будущего бюджета легли основные показатели: цена на нефть ($50 за баррель), курс доллара и рубля, предполагаемая инфляция (107%), рост валового территориального продукта по НМР (102,3%) и ожидаемый рост фонда оплаты труда — 106,3%.

По прогнозу департамента, собственные доходы района составят 2,62 млрд. рублей — на 105 млн. рублей меньше, чем планы на нынешний год. Остальная сумма — безвозмездные поступления из бюджетов других уровней. Большая часть доходов нижнекамского бюджета, как и в любом муниципалитете, — это отчисления налога на доходы физлиц, они составили 1,163 млрд. рублей. Земельный налог должен принести казне района 835 млн. рублей. Больше половины общей суммы по этой статье приходится на ПАО «Нижнекамскнефтехим». Еще 13% на других крупных плательщиков: «ТАИФ-НК», «Нижнекамскшину», «ТАНЕКО».

Как доходы, так и расходы НМР составят 4,649 млрд. рублей. Это на 282 млн. больше, чем в нынешнем году, и всего на 30 млн. превышает цифру 2014-го

Налоги на совокупный доход прогнозируются в сумме 262 млн. рублей, неналоговые доходы в общей сложности тянут на 360 млн. рублей. В их структуре 73% занимает аренда земли, это 183 млн. рублей. Еще 45 млн. район планирует получить от платы за негативное воздействие на природу и штрафы 16 млн. и 29 млн. рублей соответственно. Кроме того, Нижнекамский район рассчитывает более чем на 2 млрд. рублей из бюджетов других уровней. Средства пойдут на содержание школ и детских садов.

При прогнозе расходов местного бюджета, по словам Логиновой, учитывались такие индексы-дефляторы, как предстоящий рост заработной платы бюджетников (на 7% с 1 октября), расходов на питание и медикаменты (на 7% с 1 января) и тарифов на услуги ЖКХ (на 7,5% с 1 июля). Все остальные расходы остаются на уровне 2015 года. Львиная доля их 3,6 млрд. рублей (78,3%) уйдет на образование. Более половины заберут школы, 38% детские сады и 11% учреждения дополнительного образования. 7,3% или 338 млн. рублей бюджет отдаст жилищно-коммунальному хозяйству. Из них 104,5 млн. рублей пойдут на ремонт жилого фонда.

Культуре достается только 4,3% от общих бюджетных расходов или 201 млн. рублей. 65 млн. на молодежную политику, 16 млн. на природоохранные мероприятия. Средства на капитальный ремонт семи городских школ, одного детского сада, трех подростковых клубов, строительство многофункционального центра в селе Балчиклы, четырех универсальных спортивных площадок в городе, ремонта центральной библиотеки имени Тукая и ДК в селе Верхние Челны запланированы в бюджете республики.