Гендиректор ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов
Гендиректор ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов

КАК РАБОТАЛА СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕВОЗОК

Недавно «БИЗНЕС Online» опубликовал интервью с депутатом Госдумы РФ, членом комитета по транспорту Радиком Ильясовым, который отметил, что многие выступили против закона об организации регулярных перевозок пассажиров, вступающего в силу с 1 января 2016 года, еще даже не читая его! И причина в том, на его взгляд, что закон налагает новые полномочия на муниципальные образования, а транспортные компании предвидят дополнительные финансовые затраты. «Раньше основная доля ответственности лежала на федеральных органах, а в этом законе предпринята попытка перераспределить ответственность за безопасность на транспорте между всеми уровнями власти, тем самым обеспечив более комплексный контроль за безопасностью перевозок пассажиров», — говорит Ильясов.

Хотелось бы поделиться и своими соображениями по поводу нового закона. Начнем с того, что он на законодательном уровне разделяет маршруты на два вида: с регулируемым тарифом и нерегулируемым. Проще говоря, это то, что раньше, до 2005 года, мы называли социальными и коммерческими маршрутами. Это была еще советская система социальных перевозок, которая работала вплоть до введения монетизации льгот. Наше предприятие заключало с муниципалитетом общий заказ на выполнение внутригородских перевозок. Контрактом было предусмотрено определенное количество социальных рейсов для 24 категорий льготников по каждому маршруту, начиная с половины 5-го утра и заканчивая 11 часами вечера, и интервалы между ними. Все это, разумеется, отслеживалось и контролировалось отделом транспорта исполкома города. Количество выполненных рейсов подтверждалось путевыми листами.

Тот же контракт предусматривал оплату рейсов, сорванных не по вине перевозчика: из-за прокола колеса, поврежденного лобового стекла и ДТП (если водитель невиновен). За все остальные случаи схода с линии (из-за технической неисправности и прочее) деньги нам не перечислялись. Естественно, как перевозчики мы были заинтересованы в том, чтобы выполнять как можно больше рейсов и соблюдать положенный интервал. Ведь деньги из бюджетов мы получали именно за количество сделанных рейсов. Если, к примеру, на маршруте №5 был положен интервал между автобусами 7 минут, кровь из носа ты должен это сделать, чтобы получить деньги.

До 2005 года наше предприятие ежемесячно получало за социальные перевозки (по тем временам) 2,5 млн. рублей. Деньги поступали из бюджетов разных уровней: федерального, республиканского, городского. В то время в Нижнекамске работали 14 автобусных маршрутов. 9 из них были так называемые социальные, остальные — коммерческие. На коммерческие контракт с муниципалитетом не распространялся, и тарифы за проезд на них были другие. Когда на социальных маршрутах билет стоил 8 рублей, на коммерческих — 10 рублей. Потом на социальных маршрутах проезд стал 10 рублей, на коммерческих, соответственно, — 12. Примерно по такой же схеме мы и сейчас работаем с промышленными предприятиями. Неважно, сколько в автобусе людей, предприятия заказывают нужное им количество рейсов по каждому маршруту. Здесь также предусмотрена система штрафов за сорванные по нашей вине рейсы.

УБЫТКИ ЕЖЕГОДНО СОСТАВЛЯЮТ ПОРЯДКА 14 МЛН. РУБЛЕЙ

Что происходит сегодня? Экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира на сегодня составляет 25 рублей. Тариф, утвержденный государственным комитетом по тарифам, — 20 рублей. Получается, что мы недополучаем с каждого пассажира по 5 рублей, работая себе в убыток. 2014 год закончили с минусом 14 млн. рублей. 2013 год — примерно с такими же убытками. Купленный в салоне автобуса билет обходится пассажиру в 20 рублей. По электронной карте — в 18 рублей. А по единому социальному проездному билету, по которому ездят льготники, одна поездка компенсируется из расчета 15 рублей. И это при утвержденном тарифе в 20 рублей! А ведь пенсионеры места меньше в автобусе не занимают, и солярки на них меньше не тратится, чем на других пассажиров, и водителю за льготников больше зарплату не платят.

Сейчас республиканский бюджет компенсирует Нижнекамскому ПАТП за каждого льготника 15 рублей. А оставшиеся 5 рублей? Они идут в убыток предприятия. Число так называемых льготников, в том числе пенсионеров, в Нижнекамске с каждыми годом растет, хотя город считается молодым. По данным управления социальной защиты Нижнекамска, сегодня в городе и районе проживают более 77 тыс. человек, получающих ежемесячные денежные выплаты на проезд в транспорте. Каждый месяц государство перечисляет им около 31 млн. рублей. Еще 13 млн. рублей — двум транспортным предприятиям: НПАТП и Горэлектротранспорту. В итоге получается 44 млн. бюджетных денег, которые направляются непосредственно на оплату проезда. Но только порядка 17 - 19 тыс. нижнекамцев из общего числа льготников ежемесячно пополняют единый социальный проездной билет. Остальные попросту экономят «транспортные» деньги. А ведь в этих 44 млн. заложено и обновление парка, и зарплата работников, и содержание техники.

Возьмем для примера один день — 15 октября 2015 года. Мы перевезли 19 250 пассажиров за 20 рублей. И почти столько же по социальным проездным. С каждого платника выпадающий доход по 5 рублей получается, а с каждого льготника — уже по 10 рублей!

СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА ВОДИТЕЛЯ — 28 ТЫС. РУБЛЕЙ

Естественно, мы делали все, чтобы сократить убытки. В 2013 году закупили по лизингу 70 газомоторных автобусов, почти наполовину обновив изношенный автопарк. Не говоря уже о том, что они экологичны, переход с дизельного топлива на газ дает нам 17 млн. экономии в год. И все же 2015 год начался для нашего предприятия очень сложно. Положение было настолько серьезным, что мы уже стали подумывать о сокращении порядка 100 кондукторов и переводе водителей на план.

Слава богу, до этого не дошло. Для начала решили оптимизировать схему маршрутов, которая не менялась годами. Нижнекамск расширялся, и количество маршрутов увеличивалось по мере его строительства. Это привело к тому, что со временем автобусные маршруты стали дублировать друг друга, перевозя пассажиров по одним и тем же улицам. Причем 7 из 14 маршрутов были убыточными, еще 2 — глубоко убыточными. На других маршрутах средняя наполняемость составляла не более 20%. И только один маршрут был рентабельным и пользовался популярностью у нижнекамцев.

Внимательно изучили каждый маршрут пошагово, проанализировали пассажиропоток, мнения кондукторов и водителей. После чего пришли к выводу: дублирования можно избежать. При этом пассажир может доехать до любой точки города минимум с одной пересадкой. Сами разработали новую схему и представили ее на рассмотрение нижнекамским депутатам. В конце февраля нынешнего года ее приняли. Из 14 действующих маршрутов мы сократили 5. На 4 из оставшихся 9 работают автобусы малой и средней вместимости. Там просто не нужны большие автобусы. На остальных 5 маршрутах, которые проходят по магистральным улицам, оставили автобусы большой вместимости.

Новая схема позволила увеличить наполняемость автобусов, сократить интервалы движения на основных маршрутах до 8 - 10 минут в пиковое время и сохранить на них автобусы большой вместимости. Плюс сохранили пассажиропоток на уровне прежних лет, хотя, как показывает анализ, существует тенденция его уменьшения с каждым годом. Причина банальна: люди пересаживаются на личный транспорт. Мы даже диаграмму составили: как влияет увеличение количества легковых автомобилей в Нижнекамске на снижение пассажиропотока.

Вторая причина оптимизации маршрутов — катастрофическая нехватка водителей. За последний год мы опять «потеряли» больше двух десятков водителей. Хотя средняя зарплата у них я не сказал бы, что низкая — 28 тыс. рублей в месяц. Они не идут в другие транспортные предприятия. Водителей не хватает везде: и в ПАТП-1, и в «Транспорт-Экспресс», и в управлении автомобильного транспорта «Нижнекамскнефтехим». Зачем молодому человеку крутить баранку и отвечать за безопасность людей, если можно устроиться менеджером в любой магазин и спокойно стоять за прилавком?..

АВТОБУСЫ ПЕРЕСТАНУТ ГОНЯТЬСЯ ЗА ПАССАЖИРАМИ

Сегодня из 9 работающих маршрутов 8 убыточные. Каждый год мы перевозим более 12 млн. пассажиров. Конечно, мы двумя руками за новый закон. Что он нам даст? Мы снова будем получать деньги за количество выполненных рейсов. При таком раскладе я готов гонять автобусы хоть всю ночь! Время показало: действующая долгие годы советская схема была правильной. Недаром по этой схеме по-прежнему работают московские и питерские транспортники.

По новому закону городские маршруты с регулируемым тарифом (с перевозкой всех льготных категорий граждан) частично или полностью оплачиваются из муниципального бюджета. Затраты по маршрутам с нерегулируемым тарифом не компенсируются. Закон дает право муниципальным образованиям отказаться от одного или другого вида маршрутов или перевести их в нерегулируемые.

Исполком города в лице заказчика заключает с нами контракт на определенное количество рейсов по маршрутам с регулируемым тарифом. Здесь два варианта: либо муниципалитет берет сбор за проезд на себя, организуя при исполкоме организацию, занимающуюся перевозками по городу, либо мы собираем деньги за проезд сами. Тогда возмещение доходов должно производиться с учетом этой суммы. Затраты предприятия на обслуживание внутригородских маршрутов составляют 20 млн. рублей ежемесячно, а мы собрали 10 млн., муниципалитет должен перечислить предприятию недостающие 10 млн. Собрал я 15 млн. при цене контракта 20 млн., будьте добры, доплатите еще 5 млн. рублей. Если муниципалитет доверит мне сбор выручки, я буду ее собирать. Захочет муниципалитет отдельную службу по сборам выручки создать, я отдам им пересчетку, кассиров, кондукторов, контролеров — порядка 150 человек в общей сложности.

Со вступлением нового закона в силу исчезнет погоня за пассажирами. Хотя у нас ее в Нижнекамске и так нет. Зато в других городах есть. Перевозчики больше не будут гнаться за пассажирами, ведь оплата будет идти за рейсы, а не за людей. Думаю, больше не повторится таких резонансных ДТП, как на улице Закиева в Казани, где столкнулись автобус «МАЗ» и автомобиль такси. «БИЗНЕС Online» писал, что многотонная махина снесла легковушку, обгоняя на большой скорости другой автобус по встречной полосе. Жизнями 8 пассажиров в гонке за выручкой рисковал 53-летний Мидхат Хасанов, за плечами которого больше 30 лет водительского стажа!

Новый закон исключает само понятие «убыточный» маршрут, поскольку предусматривает разные тарифы на разных маршрутах. Не секрет, что есть жирные и нежирные маршруты. Взять хотя бы единственный наш неубыточный маршрут №55. Мы можем возить по нему и за 20 рублей, все равно он себя окупает за счет большого пассажиропотока.

На одном маршруте проезд может быть 15 рублей, на втором — 20, на третьем — 30, а на каком-то и все 50 рублей. Даже если сейчас навскидку взять, у нас самый дорогой получается маршрут №34, в новые районы, на улицу Гайнуллина. Пассажиров там мало, а расходы мы несем независимо от их количества. Реальная стоимость проезда на этом маршруте должна быть 36 рублей. А она здесь как на всех маршрутах 20 рублей для обычных пассажиров и 15 для пенсионеров. Базовую стоимость любого рейса можно просчитать в зависимости от километража. Затраты на километр пробега по всей России примерно одинаковы, что в Казани, что у нас, что в другом городе. Разница может быть только из-за накладных расходов. Это зарплата персоналу, содержание базы и прочее. При расчете стоимости рейса также должны учитываться такие факторы, как тип автобуса (газовый или дизельный), марка, вместимость, комфортабельность (с обогревом, кондиционером, телевизором и т. д.).

РАСЧЕТЫ ЕСТЬ — НЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

У нас имеются расчеты по всем маршрутам. Количество рейсов сложилось исходя из анализа пассажиропотока, так что менять их число нет смысла. Схема уже отработана, весь вопрос только в затратах. Местный бюджет должен заложить сумму расходов на оплату всех рейсов и защитить ее в министерстве финансов РТ. По нашим подсчетам, речь идет о 245 - 250 млн. рублей в год. Это по городу и без учета получаемых от пассажиров доходов. Расклад примерно таков: на следующий год, по прогнозам, расход по городу составит 249 млн., доход от перевозок — 189 миллионов. Разница в 60 млн. — это и есть убытки Нижнекамского ПАТП по городскому сообщению, которые мы вынуждены покрывать за счет заказных перевозок и прочих видов деятельности.

Еще 13 млн. рублей убытков приносят пригородные маршруты. Из 11 маршрутов все, кроме поселка Камские Поляны, убыточные. Самые убыточные — те, протяженность которых за 50 километров. Мы вынуждены держать там автобусы: утром они едут в села пустые, оттуда привозят людей, вечером снова везут пассажиров и возвращаются опять пустые, так что затраты ложатся на весь день.

220-й закон вступит в силу уже через два месяца. Стоимость рейсов должна быть утверждена уполномоченным органом. Но кто это будет делать? Есть государственный комитет по тарифам РТ, но он только устанавливает тариф за проезд пассажира, а устанавливать или подтверждать стоимость рейса — таких полномочий у него нет. В случае если стоимость рейсов не будет утверждена и муниципальный бюджет будет не в состоянии компенсировать автотранспортным предприятиям расходы, нам ничего не остается, как уйти «в свободное плавание» — перевести маршруты с регулируемыми тарифами в маршруты с нерегулируемыми тарифами.

Юрий Иванов