«ПОЛТАКСИ БЫЛО ЗАМЯТО, БЫЛО МНОГО КРОВИ»

Резонансная авария произошла накануне на улице Закиева. По данным пресс-службы казанской Госавтоинспекции, в 15:38 53-летний водитель автобуса «МАЗ», следуя по улице Закиева со стороны проспекта Победы, напротив дома №17 выехал на встречную полосу движения и совершил столкновение с автомобилем KIA Rio. Как стало известно «БИЗНЕС Online», за рулем такси находился 48-летний Игорь Хохлов, который в результате ДТП остался жив, получив ушибленные рваные раны обоих коленных суставов, закрытый перелом трех ребер слева и одного ребра справа. После аварии иномарку отбросило на припаркованный неподалеку Suzuki SX4...

Это происшествие, вероятнее всего, оказалось бы мало кем замеченным, но в сеть утекло шокирующее видео, на котором четко просматривается следующее: автобус не просто выехал на встречку, водитель многотонной махины решил обогнать своего коллегу — точно такой же красный «МАЗ», который двигался по крайней левой полосе попутного направления. То есть два пассажирских автобуса не смогли уместиться на двухполосной дороге...

Судя по видео, ничего не подозревающий водитель KIA Rio, который, как выяснилось, работает таксистом, не успел ничего предпринять. Выезжая со двора, он не мог заметить несущийся на всех парах автобус, так как обзор ему преграждала припаркованная в правом ряду «Газель». Да и не должен был ожидать! Обычно аварии с автомобилями, выезжающими с прилегающей территории, происходят по несколько иной причине — виновники таких ДТП не смотрят влево, откуда может ехать целый поток других участников дорожного движения.

Как бы то ни было, удар получился мощным. Даже по видео понятно, что легковушка теперь вряд ли подлежит восстановлению — от удара машину отбросило далеко за рамки, охватываемые объективом уличной камеры. Эту версию корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердил и заместитель командира полка ДПС по Казани Михаил Савин. «Полтакси было замято, было много крови, — говорит представитель ГИБДД. — Врачи боялись перевозить пострадавшего в больницу, так как сломанные ребра могли повредить легкие и другие органы».

По словам Савина, данного видео при составлении материалов инспекторами ДПС, а также по прибытию следователя из ГСУ МВД по РТ предоставлено не было. «Сегодня возбуждено дело об административном расследовании. Видеозапись, думаю, будет признана доказательством по данному делу. С учетом обстоятельств этого ДТП в действиях водителя усматриваются явные признаки игнорирования элементарных требований безопасности при перевозке пассажиров и правил дорожного движения. Предполагаю, что с учетом полученных водителем KIA Rio травм дело о наказании водителя автобуса будет рассматриваться в суде, в том числе и о лишении права управления транспортными средствами», — рассказал Савин.

После аварии автобус был помещен на штрафстоянку. Отметим, что сам водитель, по данным ГИБДД, в объяснении написал, что двигался со скоростью 50 километров в час, что, судя по видео, далеко от действительности. Какое наказание теперь грозит 53-летнему водителю автобуса? Здесь следует объяснить, что сначала по факту ДТП возбуждается административное расследование, после чего назначаются всяческие экспертизы: была ли у водителя возможность остановиться или нет, медицинские экспертизы. Следующий важный этап — выводы судмедэкспертизы и — особенно — вывод следственного эксперта о причинении вреда здоровью. Если вред здоровью будет признан тяжким (сомнений в этом практически не остается), районный суд возбудит уголовное дело по 1 части 264 статьи УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). Эта статья в виде наказания предусматривает лишение свободы до 2 лет и запрет на работу в определенной должности до 3 лет. Скорее всего, водитель лишится прав на 1,5 - 2 года либо будет оштрафован на 10 - 15 тыс. — это уже будет зависеть от решения мирового суда.


«ВИНОВАТ, ГОВОРИТ, И ВСЕ...»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», водителя автобуса зовут Мидхат Хасанов. Прежде чем прийти на работу в ПАТП-2, он два года работал на другом предприятии — рулил автобусами на маршрутах №28 и 35. До того как пересесть за баранку пассажирского автобуса, Хасанов работал водителем грузовых автомобилей. Общий стаж работы составляет более 30 лет.

«Что сказать? Нет слов! Стопроцентно его [водителя] вина. Решил обогнать автобус, который ехал перед ним, нарушил все пункты, произошло столкновение», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» ДТП директор ПАТП-2 Альберт Мухаметшин. По его словам, Хасанов работает на предприятии только второй месяц. «Только-только начал работать, с таким стажем... — вздыхает Мухаметшин. — Думали, что не подведет, а видите, что натворил».

Впрочем, увольнять водителя предприятие с ходу не собирается — по крайней мере пока такого решения нет. По словам директора ПАТП-2, сейчас будет вестись следствие, потом дело будет передано в суд. На основании решения суда предприятие проведет административно-техническую комиссию, после чего будет приниматься решение по водителю. Но и допускать водителя к работе никто не намерен. «С таким грубым нарушением мы его не допустим к дальнейшей работе», — заверил Мухаметшин.

О причинах своего поступка Хасанов, по словам своего шефа, молчит: «Он просто молчит — и все. Виноват, говорит, и все...»

«ГОРОД ДОЛЖЕН ПЕРЕЙТИ НА БРУТТО-КОНТРАКТ»

«Видео ДТП с автобусом видел, и это, конечно, кошмар, — отреагировал на звонок «БИЗНЕС Online» председатель татарстанского отделения федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин. — На мой взгляд, основная причина такого поведения — непрофессионализм водителей. Автопредприятиям следовало бы тщательнее отбирать кадры, обращая внимание на опыт работы прежде всего на больших автобусах. Ведь далеко не всегда права категории D гарантируют не просто наличие общего стажа, а именно опыт работы на автобусе».

«Гонки автобусов» в условиях Казани — это вообще вещь непонятная, добавляет Хайруллин. Мало где созданы такие условия для дорожного движения, как в столице Татарстана, учитывая наличие круглосуточно выделенных автобусных полос. «Но водители автобусов прямо-таки ненавидят свою полосу! — отмечает он. — Очень часто выезжают, даже если нет в этом никакой необходимости». По его мнению, необходимо более тщательно подходить и к инструктажу водителей, и к их подготовке на самих предприятиях.

Источник в транспортной отрасли, пожелавший остаться анонимным, говорит о том, что в водительских «гонках» виноваты и экономические факторы: пассажиропоток с каждым годом падает, а план по сбору у водителей не снижается. Вот они и охотятся таким образом за пассажирами. В европейских странах водители автобусов получают оплату не за перевезенного пассажира, а за рейсы, пройденные по расписанию. Об этом же говорил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

«Город должен перейти на брутто-контракт. Этот термин в Казани хорошо известен. Брутто-контракт отличается от нетто-контракта, к которому мы привыкли. Нетто-контракт — это контракт пассажира с перевозчиком: я билет покупаю, деньги ему плачу. Брутто-контракт — это когда между пассажиром и любым перевозчиком — частным или муниципальным — существует посредник, который называется городским организатором перевозок. Этот посредник собирает пассажирские деньги, а в идеале получает и какую-то субсидию из городского бюджета. Дальше он покупает у перевозчика рейсы. Сколько там пассажиров — это дело организатора, а не перевозчика. Он задал расписание: вот на этом маршруте утром твои автобусы большой вместимости должны работать с интервалом четыре минуты. И электроника это отслеживает. Ты выполнил там 28 рейсов, я тебе плачу 28 монет ровно по той ставке, которую запросил», — говорил эксперт. Нынешний же способ организации перевозки, которая используется в России, эксперты, по его словам, именуют «африканским».