Валиулин.jpg

Церемония награждения конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для РТ» 2014 года. Ринату Валиулину премию вручает заместитель директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института катализа им. Борескова Сибирского отделения РАН и главный ученый секретарь Сибирского отделения РАН Валерий Бухтияров

«УДАР» ПО СЕБЕСТОИМОСТИ ДОБЫЧИ НЕФТИ

Как снизить себестоимость нефтедобычи? Вопрос серьезный, учитывая, что цена черного золота сильно упала. На помощь приходит наука. Специалисты УК ООО «ТМС групп» изобрели аналог существующих станков-качалок — гидравлический привод. О сути проекта под названием «Гидравлический привод штангового насоса ТМС POWERMAN» газете «БИЗНЕС Online» рассказал один из авторов проекта, ведущий инженер производственно-технического отдела УК ООО «ТМС групп» Ринат Валиулин.

«Современное оборудование, во-первых, дорогостоящее, во-вторых, имеет высокое энергопотребление, — говорит он. — Кроме того, традиционные качалки не могут в должной степени эксплуатировать возможности пласта из-за ступенчатого изменения параметров работы. Наша разработка имеет широкий диапазон регулирования, максимально приближенный к режиму скважины, благодаря чему и происходит эффективная добыча нефти».

82831.jpg
Команда проекта «Гидравлический привод штангового насоса ТМС POWERMAN»

Изобретатели обещают сэкономить на металле благодаря «кратно низкой металлоемкости изделия», а также на транспорте и обслуживающем персонале. «Если на монтаж традиционного привода требуется до 24 часов, то на «ТМС POWERMAN» — всего два часа. При этом техника и персонал задействованы минимально», — продолжает ведущий инженер. Для установки обычной качалки необходимо строить фундамент, да еще и прокладывать дороги, иначе грузовикам туда просто не добраться. Гидропривод же можно доставить и на более легкой технике.

Разрабатывали привод-качалку ученые командой — Валиулин, главный инженер Анвар Яруллин, директор предприятия Ренат Нугайбеков и ряд главных специалистов. Исследователи подчеркивают: менять весь фонд нефтекачалок на гидроприводы нецелесообразно. Однако замена части оборудования сэкономит нефтяникам время и деньги. Идею внедряют на «Татнефти» — благодаря компании изобретатели получили возможность применить свои находки в деле. Сейчас в эксплуатации — около 70 таких установок.

Евсеев.jpg
Валерий Бухтияров вручает премию Александру Евсееву

«ТЕРМОПРЕДОХРАНИТЕЛЬ» ДЛЯ СВАРЩИКА

Исследователи ПАО «Татнефть» внесли еще один вклад в развитие нефтяной отрасли. Новый способ защиты промысловых трубопроводов от внутренней коррозии позволяет обезопасить трубы от ржавчины и минимизировать брак, который может возникнуть в процессе сварки.

«Труба снаружи стальная, а внутрь вставлен полиэтилен, — объяснил суть идеи руководитель проекта, начальник отдела антикоррозионной защиты трубопроводов и нефтепромыслового оборудования инженерного центра ПАО «Татнефть» Александр Евсеев. — При несоблюдении режимов сварки внутренняя полиэтиленовая труба расплавляется. Снаружи это увидеть невозможно — приборы тоже ничего не показывают. Мы решили нанести на концы труб, которые свариваются между собой, специальный термоиндикаторный состав».

Секрет состава в том, что он показывает, как распространяется повышение температуры от сварочного шва в сторону самой трубы. Если внутренней полиэтиленовой трубе угрожает опасность, краска меняет цвет с темно-розового на насыщенный синий. В этом случае изобретение играет роль своеобразного «предохранителя» для сварщика. Он останавливается, дает трубе «передохнуть» — охладиться, затем продолжает работу. В противном случае разрушается антикоррозионное покрытие и буквально через год перекачиваемая жидкость «прогрызет» в трубе дыру.

«Красок, которые меняют цвет, достаточно много. Но нужно было подобрать именно ту, цвет которой менялся бы при определенной температуре, рассчитать, какое изменение является критичным, — отмечает Евсеев. — А учитывая, что трубы бывают разного диаметра, ко всем нужен индивидуальный подход».

Сейчас «Татнефть» применяет трубы с этим термоиндикаторным составом при строительстве всех водоводов для поддержания пластового давления, что позволяет не только саму трубу обезопасить, но и «оставить детям и внукам нормальную экологию», указывают специалисты.

Кузнецов.jpg
Премию получает Артем Кузнецов

НИТЬ АРИАДНЫ ДЛЯ ПОЕЗДОВ И САМОСВАЛОВ

Еще один интересный проект, победивший в конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан», служит ремонтникам тяжелых большегрузов и тепловозов. Сотрудники лаборатории волоконно-оптических технологий КНИТУ-КАИ первые в мире нашли способ определить износ щеток электродвигателя при помощи оптического волокна. Их проект называется «Волоконно-оптическое устройство контроля износа и температуры изделия при трении».

«К нам обратились сотрудники из «Татэлектромаша», которые занимаются изготовлением и ремонтом двигателей карьерных самосвалов и локомотивов, — рассказал один из авторов проекта, младший научный сотрудник лаборатории Артем Кузнецов. — Они поставили перед нами задачу — определить износ щеток электродвигателя и измерить их температуру. Щетки перегорали, и предотвратить это было невозможно».

Исправить ситуацию исследователи решили с помощью стандартного оптического волокна, которое используют в телекоммуникации. В щетке просверливается отверстие, в которое вклеивается нить, одновременно являющаяся и сверхчувствительным датчиком. Волокно определяет температуру и износ детали. Что интересно, ту же технологию можно использовать и для измерения вибрации в этой щетке, опять же анализируя сигналы с этого датчика, подчеркивают исследователи. Это позволит косвенно определить обороты двигателя.

Неполадки со щетками могут привести к выходу из строя целого двигателя, а в результате — и к крупным авариям. Однако их проверка порой занимает немало времени — например, в локомотивах поездов три электродвигателя расположены друг за другом. И чтобы добраться до первого, нужно вытащить два остальных. Теперь же следить за «здоровьем» щеток можно будет на расстоянии.

В дальнейшем изобретение можно будет использовать, например, для определения износа тормозных колодок, да и вообще любой поверхности, подверженной истиранию, считают специалисты лаборатории.

Читайте также:

Татарстан получил «наноимпульс»