СИСТЕМА НЕ РАБОТАЕТ БЕЗ БУМАЖКИ?

Скандал, разгоревшийся вокруг службы 112 после зверского убийства активиста федерации рыболовов-любителей Сергея Елесина, вышел на федеральный уровень. Напомним, что Елесин звонил в службу спасения, но на помощь ему не пришли ни через час, ни через два, а убийцы, вернувшись с бензином, сожгли его вместе с машиной.

В службе 112 заявили, что сообщение, как и полагается, было передано в полицию Лаишевского района. По версии МВД по РТ, на место тут же выехал экипаж ГИБДД, но никого не обнаружил. Что и неудивительно — уходя от погони, Елесин свернул на одну из проселочных дорог. Найти место убийства действительно оказалось непросто: машину при свете дня искали десятки волонтеров, но в итоге на нее вывели сами предполагаемые убийцы.

И родственники, и друзья погибшего уверены, что Елесина можно было бы спасти, если бы экстренные службы с первых секунд после обращения располагали данными о точном местонахождении человека, обратившегося за помощью. Именно поэтому история и всколыхнула общественность: ведь на месте Елесина завтра может оказаться каждый.

Близкие Елесина уверены, что экстренные службы могли бы его спасти, если бы располагали данными о местонахождении человека, обратившегося за помощью

То, что экстренные службы до сих пор не видят местоположения абонента, особенно обидно, так как геопозиционирование изначально должно было стать одной из основных функций так называемой системы «ГЛОНАСС+112» — во всяком случае, так говорилось при ее запуске. При этом времени было достаточно — в пилотном режиме система в Татарстане работает с 2010 года, а в ноябре 2013 года она официально принята в эксплуатацию. Как ранее сообщали СМИ, на внедрение службы только в Татарстане ушло порядка 300 млн. рублей.

На встрече с рыбаками замминистра МЧС по РТ Олег Степущенко фактически перевел стрелки на минсвязи РФ, заявив, что принятый в 2013 году федеральный закон «О связи», который обязует операторов передавать данные о местоположении абонентов, не работает без подзаконного акта.

«У нас действительно есть проблема: когда человек находится на открытой местности — в поле, на речке на лодке, определить, где он находится. Хотя у всех сотовых операторов эта функция отработана, но они нам не могут дать эту информацию, это будет нарушением законодательства», — разводил руками Степущенко и в ходе пресс-тура для СМИ.

«Статья 52 Федерального закона «О связи» говорит о том, что оператор связи обязан представлять службе реагирования расположение координат абонентского устройства, с которого был произведен вызов, — объясняла журналистам и директор службы 112 в Татарстане Ольга Лозовая. Год назад я общалась с представителями минсвязи, они сказали, что к концу года подзаконный акт, позволяющий реализовать это, появится и технически это будет реализовано, операторы будут обязаны передавать географические координаты звонивших диспетчерам».

На встрече с рыбаками замминистра МЧС по РТ Олег Степущенко фактически перевел стрелки на минсвязи РФ

НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ: «ЗАДАЧА СТОИТ, ОНА СТОИТ УЖЕ МНОГО ЛЕТ»

Накануне «БИЗНЕС Online» удалось в ходе Russian Interactive Week 2015 получить комментарии по этому поводу от самого министра связи РФ Николая Никифорова, который дал понять, что следит за событиями в Татарстане: «Мы эту ситуацию обсуждали с [главой МЧС РФ] Владимиром Пучковым, — сказал Никифоров. — Что касается совершенствования службы геолокации — такая задача стоит, она стоит уже много лет. Эта функция должна обязательно вводиться, она является неотъемлемой частью 112. Но нужно понимать, что это не может произойти автоматически. Некоторые операторы связи к этому готовы, в некоторых регионах такая техническая возможность есть. В других регионах и у других операторов такой возможности нет. Внедрение этой функции на территории всей страны займет по меньшей мере несколько лет. Зачастую для операторов это потребует серьезной доработки оборудования. Внедрение геолокации в 112 в регионах будет происходить неравномерно. Какие-то регионы запустятся быстро, в каких-то это займет несколько лет».

При этом он не стал отрицать, что есть пробелы и по части документов: «Техническая реализация будет за операторами, нормативная часть — за министерством. Мы утвердили базовые методические требования к тому, как это делать, в перспективе будет утвержден еще приказ», — отметил министр. Отметим, что методические рекомендации, о которых говорит Никифоров, вывешены на сайте минкомсвязи и родились они сравнительно недавно — 19 июня 2015 года.

Комментировать эффективность работы службы относительно убийства Елесина министр не стал. «Давайте дождемся окончательного заключения следователей. После этого будет дана оценка, потому что вопрос связан с действиями должностных лиц. Сама система сработала четко, все функции были выполнены. Но вопрос уже дальше к механизмам реагирования», — заключил Никифоров.

МИНСВЯЗИ РТ: УРОВЕНЬ ПОГРЕШНОСТИ — ДО 2 КИЛОМЕТРОВ

Более подробно ситуацию согласился разъяснить «БИЗНЕС Online» заместитель министра информатизации и связи РТ Анатолий Геллер.По его словам, подзаконный акт, которого так ждут в МЧС и службе 112, — это приказ министерства связи РФ. Документ прописывает порядок взаимодействия между службой экстренной помощи и операторами связи.

Хорошая новость: приказ уже действительно готовят. Но есть и плохая: после его появления на свет функция геопозиционирования абонентов в Татарстане не заработает, мобильные операторы к этому не готовы. «Из четырех присутствующих в Татарстане операторов только у двух есть подтвержденная техническая возможность передавать геопозицию в режиме онлайн, — отметил Геллер. — При этом уровень погрешности довольно высок — разброс до 2 километров. Это зависит от количества вышек связи и местоположения абонента».

По словам Геллера, приказ министерства может появиться уже через месяц. «Но даже если бы подзаконный акт был принят 1 января 2015 года, технически и технологически 2 - 3 года понадобилось бы операторам, чтобы перейти на ту технологическую платформу, которая позволяет передавать геопозиционирование», — вынес Геллер приговор обещаниям Степущенко.

Впрочем, техническое решение для попавших в беду, по словам замминистра связи, все-таки есть. Это приложение, разработанное МЧС, оно интегрировано в 112 и протестировано на платформах Android и iOS. При наличии связи со спутниками приложение может отпозиционировать устройство абонента и прислать координаты путем СМС. Впрочем, даже если приложения для смартфонов и есть, их никто не пропагандирует. Лишь с трудом «БИЗНЕС Online» удалось найти на сайте МЧС ссылку на приложение «Мобильный спасатель». Похожее приложение, как выяснилось, есть и у МВД РФ. Оба они разработаны компанией «СайтСофт» с офисами в Москве и Екатеринбурге.

«Мы инициаторы [этих нововведений], мы отслеживаем решение этого вопроса, активно сотрудничаем с госорганами РФ, мы настаиваем на том, чтобы было геопозицонирование, но технологически это невозможно одномоментно», — подчеркнул Геллер. Удивляет, однако, в этой ситуации другое: ни МЧС, ни минкомсвязи не озаботились тем, чтобы заранее подготовить операторов связи к грядущим переменам и убедить их синхронизировать изменения в законодательной базе с техническим перевооружением собственных мощностей.

С трудом удалось найти на сайте МЧС ссылку на приложение «Мобильный спасатель» (чтобы открыть, нажмите)

У ВОРОБЬЕВА УЖЕ ВСЕ РАБОТАЕТ?

«БИЗНЕС Online» обратился за разъяснениями к операторам «большой тройки». Старший специалист по внешним коммуникациям казанского филиала ПАО «ВымпелКом» Юлия Гаязова сообщила, что в компании не дают комментариев по поводу своего взаимодействия со службой 112. В «Мегафоне» пообещали подготовить ответ 22 октября. Одним из двух операторов, которые могут предоставлять данные о местоположении пользователя на территории Татарстана, является МТС. «МТС сотрудничают с МЧС и готовы предоставлять информацию в соответствии с нормами действующего законодательства», — заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании.

Как оказалось, Татарстан уже не является передовым регионом по внедрению систем безопасности. Судя по заявлениям губернатора Московской области Андрея Воробьева, где также запущена работа службы, система 112 «в состоянии самостоятельно определить местонахождение звонящего, используя для этого современные системы геолокации — это очень важно, когда человек, нуждающийся в помощи, затрудняется самостоятельно определить свое местонахождение».

Более того, в Московской области работа системы выстроена таким образом, что министерство по чрезвычайным ситуациям не имеет к ней никакого отношения. Службу экстренной помощи целиком и полностью курирует региональная власть. «Мы не имеем никакого отношения к этой службе, всем занимается правительство области, — заверила корреспондента «БИЗНЕС Online» сотрудник пресс-службы МЧС по Московской области. — У нас даже специалистов нет, кто этим вопросом занимается!»

В Московской области также запущена система 112, которая, по мнению губернатора Андрея Воробьева (справа), «в состоянии самостоятельно определить местонахождение звонящего»

РЫБАКИ ИЩУТ СПАСЕНИЯ В WHATSAPP

Между тем члены федерации рыболовов-любителей, волей ужасного случая оказавшиеся на острие реформы 112, накануне провели первую рабочую встречу с МЧС РТ. Речь шла о проблемах в работе службы, путях их решения, взаимодействии со смежными службами.

«Формально замминистра Степущенко озвучил, что они [служба 112] просто перекладывают информацию из одной корзины в другую, — напомнил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» президент ФРЛ РТ Нияз Ахметов. — Но мы выявили и отсутствие контроля. Кроме того, необходим общий селектор! Сейчас, как только оператор переводит разговор на соответствующую службу — пожарные, полиция и так далее, оператор выключается из сети и дальше не отслеживает решение вопроса. Мы настаиваем на том, чтобы оператор вел звонок до конца». Еще одно предложение от рыбаков — дифференцировать сообщения по степени опасности. То есть маркировать звонки с прямой угрозой жизни красным цветом и ставить их в приоритет.

Безусловно, главной темой для обсуждения стала система определения местоположения абонентов. Известие о том, что у МЧС, оказывается, есть-таки приложение, которое позволяет это делать, Ахметова удивило: «Другими словами, есть механизмы, но они малоизвестны, может быть, отдел пропаганды должен сильнее работать, подключать к этому другие органы исполнительной власти», — рассуждает главный рыболов-общественник Татарстана.

Есть у рыбаков и свои соображения о том, как обойти еще не принятый подзаконный акт, который мешает внедрить систему геолокации в Татарстане. Для этого сотовым операторам надо включить в договор с абонентом пункт «я согласен на передачу данных о моем местоположении в случае, если мне понадобится помощь». Иными словами, было бы желание.

А пока министерство связи решает законотворческие проблемы, МЧС совершенствует службу спасения, а совместно они закрывают глаза на технологическую отсталость операторов, в решении проблем оказавшимся в беде татарстанцам остается уповать только на родственников и близких. Такой же вывод для себя сделали члены ФРЛ и нашли свой аналог геолокации.

«Мы создали группу в интернет-сервисе WhatsApp. Там есть кнопка, определяющая местоположение хозяина телефона, — поделился опытом Ахметов. — Человек, попавший в беду, нажимает на нее, и другие члены группы видят его местоположение. Но проблема в том, что число участников группы ограничено — не более 100. Зато позавчера эту систему мы уже опробовали. Машина сломалась, мы определили местоположение нашего товарища, два человека подъехали и отбуксировали».