«ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ К НАМ ТАКАЯ ЗЛОСТЬ?»

Сегодня Лаишевский районный суд почему-то в обстановке полной секретности удовлетворил ходатайство следствия взять под стражу 22 и 27-летних жителей села Сокуры — Фаниса и Рамиса Ситдиковых. На заседании, куда представителей СМИ пускать отказались, судья приняла решение арестовать братьев на срок до 13 декабря. Конвоируемые в зал заседаний Ситдиковы недоумевали: «Откуда взялась к нам такая злость?» А также уверяли, что не могут объяснить свои действия из-за того, что оба были пьяны. В зале суда присутствовали тетя, а также мать братьев Ильсияр Ситдикова. В краткой беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она призналась, что попросила прощения у семьи погибшего Сергея Елесина.

Как накануне писал «БИЗНЕС Online», о пропаже Елесина стало известно после 10 октября, сообщения об этом моментально заполонили соцсети. Его искали десятки человек, кроме внедорожников в поисках участвовал даже частный вертолет, но место трагедии показал предполагаемый убийца. После признательных показаний Ситдиковых в полях Лаишевского района был найден выгоревший практически дотла автомобиль Chevrolet Niva с телом рыбака.

Фанис (на фото) и Рамис Ситдиковы обвиняются в жестоком убийстве Сергея Елесина
Фанис (на фото) и Рамис Ситдиковы обвиняются в жестоком убийстве Сергея Елесина

Вот как выглядит картина произошедшего по данным следственных органов. 10 октября Фанис и Рамис Ситдиковы возвращались с празднования дня работников сельского хозяйства на серебристой LADA 15-й модели. При повороте в сторону села Песчаные Ковали Атабаевского тракта Фанис не уступил дорогу автомобилю 38-летнего рыбака и ударил его машину в заднюю часть. Во время выяснения отношений на трассе Ситдиков полез в драку, после чего Елесин предпочел сесть в машину и ретироваться. Но молодые парни из Сокуров устроили погоню, и на одной из проселочных дорог врезались в автомобиль Елесина — да так, что от удара машина перевернулась на левый бок.

Когда Елесин пытался выбраться из опрокинутого автомобиля, братья начали его избивать, используя в качестве оружия совковую лопату из машины рыбака. Убедившись, что Елесин не подает признаков жизни, братья, связав, поместили тело обратно в автомобиль и уехали. Спустя несколько часов Фанис Ситдиков вернулся с канистрой бензина и поджег автомобиль.

Мать братьев Ильсияр Ситдикова (справа) попросила прощения у семьи погибшего Сергея Елесина
Мать братьев Ильсияр Ситдикова (справа) попросила прощения у семьи погибшего

«ЕДУ ПО ПОЛЮ, Я СКРЫВАЮСЬ ОТ НИХ. ОНИ ПЬЯНЫЕ, МАШУТ КУЛАКАМИ»

Бурю негодования у друзей и близких Елесина в этой истории вызывает работа службы экстренной помощи. Скрываясь на автомобиле от агрессивных братьев, Елесин вызвал диспетчера службы спасения, оператор выспросила огромный объем справочных данных, пообещала передать информацию, но вовремя на помощь рыбаку никто не пришел. Это активно обсуждается на форуме федерации рыболовства и в соцсетях.

Обвинения убитых горем родственников привели к тому, что следственный комитет РФ по РТ объявил о проведении доследственной проверки в отношении экстренной службы 112. А сегодня в сети появилась аудиозапись разговора. Приводим ее полностью.

Добрый день! На трассе между Песчаными Ковалями пьяный придурок на «пятнашке» ударил меня в зад, машет кулаками и покушается.

— Но у вас сейчас ДТП, правильно?

Так от него и звоню вам, они мордобой устроили.

— Мужчина, успокойтесь, пожалуйста. У вас там сейчас ДТП, драка идет, правильно?

Да-да-да. Он ударил меня в заднюю часть автомобиля, в бампер. Вызовите ГАИ или...

— Вы в каком районе находитесь?

Это между Песчаными Ковалями и Карадулями, в сторону Новоникольского трасса.

— Вы между ними где-то находитесь, да?

Да, еду по полю, я скрываюсь от них. Они пьяные. Они машут кулаками.

— Это Лаишевский район?

Да-да.

— Но, мужчина, если вы сейчас куда-то едете, то куда службам подъехать? Или вы хотите самостоятельно подъехать?!

Нет. Я сейчас вот... Пускай гаишники едут вот по этой дороге, я сейчас выеду. Я вынужден был уехать в поле. Они пьяные, кулаками машут, еще, по-моему, битой машут.

— Так, у вас машина какая?

Chevrolet Niva 898 темно-синяя.

Chevrolet Niva...

Или мне напрямую в 02 позвонить?

— Если вы нам позвонили, нам тоже надо им направить. Ваш номер 898?

Да, в898ув — Ульяна Владимир.

— 116-й?

Да, 116-й

— У них машина какая?

Серебристая «пятнадцатая», вся тонированная...

— Фамилию, имя, отчество ваши скажите, пожалуйста!

Елесин Сергей Александрович. Елесин Сергей Александрович.

— Давайте так, мы им сейчас в карточку направим ваш вызов. Хорошо?

Угу.

— Вы можете сейчас набрать 102 им напрямую и уточнить место встречи вашей, где вам с ними встретиться, 102 наберите.

Хорошо.

На этом запись обрывается. Впоследствии по номеру 102 Елесин не дозвонился, а когда попытался снова позвонить в службу помощи, там не взяли трубку. По версии МВД по РТ, на указанное Елесиным место был направлен экипаж ГИБДД, но ничего не обнаружил.

«НАДО ПОНЯТЬ, ЧЕМ В ЭТО ВРЕМЯ ЗАНИМАЛАСЬ ГИБДД»

Близко знаком с принципами работы службы экстренной помощи заместитель директора частного охранного предприятия «Застава» Владислав Куличкин. «После принятия заявки от человека информация в электронном виде отправляется во все службы быстрого реагирования: 01, 02, 03 и так далее, — пояснил Куличкин «БИЗНЕС Online». — Эти службы сами принимают решение, реагировать или нет, в зависимости от загруженности и количества свободных экипажей и нарядов. Быстрота реакции зависит никак не от оператора, который принимает звонки».

Чтобы сделать верные выводы о том, где была совершена ошибка, Куличкин предлагает изучить не только работу оператора, но и уровень плотности экипажей ГИБДД и полиции в местности, где произошло убийство, а также уровень их занятости. «Надо понять, чем занималась ГИБДД, если они оформляли ДТП, выяснить, почему вовремя не определили серьезность происходящего и не бросили все текущие дела, такие как мелкое хулиганство», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».

Защищая спецслужбы Куличкин добавил, что требовать многого от них не приходится после массовых сокращений, начавшихся в 2010 году
По мнению экспертов, требовать многого от органов правопорядка не приходится после массовых сокращений, начавшихся в 2010 году

Защищая органы правопорядка, Куличкин добавил, что требовать многого от них не приходится после массовых сокращений, начавшихся в 2010 году. «До нулевых в каждом микрорайоне Казани был один пеший пост, плюс патрульные экипажи, — вспомнил Куличкин. — После этого проходили реорганизации и сокращения в отношении наружных служб полиции. По моей информации, в МВД сейчас сокращения даже в отделе вневедомственной охраны. Много ли пеших постовых вы сейчас видите на улицах?»

После разговора с Сергеем у оператора могло сложиться ощущение, что описанная ситуация относится к мелкому хулиганству. Елесин, несмотря на легкую дрожь в голосе, несколько раз повторил «машут кулаками», не напирая на то, что всерьез опасается за свою жизнь. Эта небрежность могла привести к неверной оценке сотрудниками спецслужб серьезности ситуации. Однако это не отменяет того, что вместо фиксации на угрозе здоровья звонившему оператор вынесла из разговора только ту информацию, которая касается ДТП.

С этим соглашается один из представителей федерации рыболовов-любителей Тимур. «Сложно сказать, правильно ли поступила диспетчер, вроде бы девушка действовала по инструкции, в голосе Сергея не было паники, он спокойно объяснял, где находится, — рассказал Тимур «БИЗНЕС Online». — Может быть, если бы было больше эмоций, диспетчер бы поняла, что есть угроза жизни, и, может быть, сработала бы по-другому. У службы спасения должны быть средства, позволяющие вычислить местонахождение звонившего».

Олег Степущенко: «Задача сотрудников службы принять вызов, затем передать информацию по 01,02, 03, 04, проконтролировать, чтобы это сообщение было принято. Они не командуют ни пожарной службой, ни полицией, ни скорой помощью...»
Олег Степущенко: «Задача сотрудников службы: принять вызов, затем передать информацию по 01, 02, 03, 04, проконтролировать, чтобы это сообщение было принято. Они не командуют ни пожарной службой, ни полицией, ни скорой помощью...»

«У МНОГИХ ЛЮДЕЙ СЛОЖИЛОСЬ НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАШЕЙ СЛУЖБЕ»

На многочисленные обвинения и резкую критику управление МЧС по РТ ответило обширной пресс-конференцией для СМИ, посвященной разъяснению методов и принципов работы республиканской службы 112.

Офис службы экстренной помощи находится на улице Губкина, 50 в небольшом помещении за дверью с громким названием «Региональный центр космических услуг». Внутри с десяток диспетчеров сидят за составленными рядами компьютерами. Специалисты разговаривают с обратившимися при помощи наушников и гарнитуры. Помещение заполнено обрывками разговоров «20-я, чем могу вам помочь?», «Сколько лет на вид человеку? 40, 50?». «Есть ли пострадавшие?»

«К сожалению, у многих людей сложилось неправильное представление о нашей службе, — сетует замглавы МЧС по РТ Олег Степущенко. — Задача сотрудников службы: принять вызов, затем передать информацию по 01, 02, 03, 04, проконтролировать, чтобы это сообщение было принято. Они не командуют ни пожарной службой, ни полицией, ни скорой помощью, ни газовой службой. Видимо, под влиянием 911 люди думают, что сотрудники 112 должны контролировать действия данных служб. Если вы предлагаете, как в красивых американских фильмах, организовать 911, нужно изменить федеральное законодательство и наше взаимодействие, поручить нашим девочкам управлять этими службами».

Степущенко не дал в обиду оператора, которая приняла звонок Елесина. «Наша девочка сработала четко по регламенту, передала в полицию, в единую дежурно-диспетчерскую службу и ГИБДД, — вступился за сотрудницу Степущенко. — Все службы это сообщение приняли в течение от 45 секунд до 1,5 минуты. Вины со стороны сотрудниц 112 я не вижу. Они поняли, что это не простое сообщение».

Замминистра заявил, что второй звонок от Елесина в службу не поступал. «Его (второго звонкаприм. ред.) в службу 112 не было. Вы слышите, когда оператор принимает звонок, он называет свой номер. Там же, куда он пытался звонить, такого не было, — добавил Степущенко. — Технически пересылка сообщений соответствующим службам идет за доли секунды».

«Бывает, что в карточке оператора не отмечается, что она принята в работу, — включилась в разговор директор государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан «Служба экстренных вызовов — 112» Ольга Лозовая. — Оператор тут же, в течение одной минуты, звонит в эту службу и добивается, чтобы информация была передана. Что и было сделано в данном конкретном случае (со звонком от Сергея Елесинаприм. ред.). Информация была передана не только карточкой, но — так как она поняла, что это требует немедленного реагирования — перезвонила и в полицию Лаишевского района, и в ГИБДД района. Информация была передана еще и устно».

Вместо фиксации на угрозе здоровья звонившему, оператор вынесла из разговора только ту информацию, которая касается ДТП
Вместо фиксации на угрозе здоровья звонившему оператор вынесла из разговора только ту информацию, которая касается ДТП

По данным руководства службы экстренной помощи, только за 9 месяцев 2015 года номер 112 набрали более 1,6 млн. человек, и каждый звонок был принят, обработан и передан. В сутки поступает более 6 тыс. звонков. Сотрудники службы признались, что в пиковые часы — с 17 до 23 часов — период ожидания может достигать одной минуты.

Обиднее всего то, что оборудование службы экстренной помощи, оказывается, позволяет вычислить местоположение человека, есть федеральный закон, регламентирующий его применение. Но запустить службу слежения за абонентом мешает отсутствие соответствующего постановления правительства РФ. «У нас действительно есть проблема: когда человек находится на открытой местности — в поле, на речке на лодке, определить, где он находится. Хотя у всех сотовых операторов эта функция отработана, но они нам не могут дать эту информацию, это будет нарушением законодательства», — развел руками Степущенко.

«Если вы позвонили в службу 112, не нужно отключаться, — посоветовала Лозовая. — Бывает, что человеку, у которого экстренная ситуация, тяжело ждать даже 10 - 15 секунд. Но если он сбросит и снова наберет, он попадет в конец очереди. Лучше дождаться. Оператор обязательно ответит. Никто здесь звонки не сбрасывает, не перенаправляет человека в другие службы. Если такие случаи и имели место в прошлом году, эти операторы уже здесь не работают».

Из-за отсутствия постановления правительства РФ сотовые операторы не имеют права давать информацию о местоположении позвонившего, это будет нарушением законодательства

«ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ СРОЧНО ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ, У НАС СОСТАВЛЯЮТ О НЕМ ПОДРОБНУЮ СПРАВКУ»

Председатель наблюдательного совета группы безопасности предприятий «Контр» Ильдус Янышев настоятельно рекомендует управлению МЧС добиться упрощения системы реагирования на экстренные вызовы. «Я сам несколько раз сталкивался с необходимость экстренных звонков, поэтому считаю, что система работает неэффективно, — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Янышев. — Процесс приема заявки длится две-три минуты, они зададут много лишних вопросов: ФИО, прописку, район и так далее. Забьют данные в компьютер, это все очень забюрократизировано. За этим следует передача по инстанциям».

За этой бюрократией кроется борьба с хулиганами, которые забавляются вызовом экстренных служб, к примеру, для срыва уроков. Но Янышев убежден, что даже если из 100 хулиганских вызовов 1 окажется реальным, министерство по чрезвычайным ситуациям должно повернуться в сторону этого человека, нуждающегося в помощи.

«Надо поменять систему, — перешел к предложениям собеседник «БИЗНЕС Online». — В первую очередь оператор должен фиксировать срочную информацию — место совершения преступления и характер произошедшего, потому что другие данные человек, подвергшийся нападению, может не успеть сказать или может прерваться сигнал. У нас же вместо этого составляют подробную справку, тогда как после получения первых сведений надо отправлять на место экстренные службы. Более того, наше МЧС готово изменить алгоритм работы, они и сами к этому придут, если проанализируют уровень удовлетворенности своей службы гражданами. Только социсследование это должны проводить независимые службы».

Янышев убежден, что даже если из 100 хулиганских вызовов 1 окажется реальным, министерство по чрезвычайным ситуациям должно повернуться в сторону этого человека, нуждающегося в помощи

Руководитель казанского представительства компании «Цезарь Сателлин» Артем Стальнов склонен не доверять государственным экстренным службам и советует пользоваться частными охранными системами: «Я пользуюсь оборудованием, которое скрытно устанавливается в автомобиль, здесь все отлажено до автоматизма, — похвастался Стальнов. — В кабине есть тревожная кнопка, если водитель ее нажимает, он может даже не выходить на связь, оператор отслеживает местоположение машины и, получив сигнал, вызывает группу быстрого реагирования, передав параллельно данные в ГИБДД и вневедомственную охрану».

«ЧТОБЫ ПОПРОЩАТЬСЯ, ПРИШЛОСЬ ДАЖЕ В ОЧЕРЕДИ СТОЯТЬ»

Практически одновременно с судом прошли похороны Сергея Елесина. «Мы похоронили нашего друга, — рассказал «БИЗНЕС Online» президент федерации рыболовов Нияз Ахмедов. — Народу собралось очень много. Пришли его знакомые, друзья, родственники, ребята с федерации, со всех других рыболовных сообществ — федерального уровня, республиканского. Одних машин было не меньше 100 — колонна была очень большая. Чтобы попрощаться, пришлось даже в очереди стоять».

65.jpg
Сегодня Сергея Елесина (на фото) похоронили

Участники мероприятия описывают глубокое горе семьи Елесина. Родственники пролили над его могилой много слез. «В расцвете сил ушел человек, не должны люди так уходить. Это огромная трагедия не только для нас — для общества», — добавил Ахмедов.