СНИМАЮТСЯ ФИЛЬМЫ, ВЫДЕЛЯЮТСЯ ДЕНЬГИ, РЕЖИССЕРЫ СТАРАЮТСЯ...

Середина 60-х. На домах новенькие фрески с рабочими и модернистским Ильичом, а вера в светлое будущее незыблема. Принципиальный профессор медицины Абузар Тагиров на протяжении почти трех часов экранного времени проявляет честность и принципиальность...

Казанский кинофестиваль находится в двусмысленном положении. С одной стороны, это уже сложившийся фестиваль с собственной позицией. В нем участвует множество картин со всего мира, и, как доказал смотр этого года, по качеству они не уступают фильмам, представленным на других российских смотрах. С другой стороны, это смотр республиканской кинопродукции. То есть все значительные ленты, снятые в Татарстане, должны быть представлены на фестивале — если не в конкурсе, то хотя бы в одной из параллельных программ.

Подобная ситуация кажется вполне естественной, однако в тех случаях, когда фестиваль проводится относительно молодой кинематографией, возможны конфузы. Татарстанская кинематография, безусловно, очень молода (хотя первый татарский фильм был снят еще в 1927 году — в эпоху золотого века советского кинематографа). Каждая картина становится событием и вызывает у зрителя энтузиазм, однако большая их часть все еще уступает по художественному уровню лентам из Ирана, Турции или даже Ирака. С другой стороны, нельзя проводить киносмотр, не показывая собственную продукцию. В конце концов, снимаются фильмы, выделяются деньги, режиссеры стараются — отправить что-то на конкурс попросту необходимо. Вот и получаются ситуации, при которой очередной татарский фильм оказывается забит серьезными конкурентами.

СФОТОГРАФИРОВАННОЕ РАДИО

Создатели «Белых цветов» поступили хитрее. Картина, обозначенная как «национальная гала-премьера», идет вне конкурса — как фильм-закрытие. Фильм поставлен сразу двумя сеансами — интерес публики очевиден, тем более что перед нами экранизация культовой татарской классики — одноименного романа Абдурахмана Абсалямова. Безусловно, посетители обоих сеансов стоически высидят все 170 минут экранного времени, после чего фильм не без успеха пройдет по местному телевидению. Кроме того, внеконкурсный показ уберегает «Белые цветы» от невыгодного сравнения с иностранными лентами.

По поводу «Белых цветов» будет сказано много искренних приветливых слов, многим может прийтись по вкусу обстоятельная, неспешная манера повествования. Возможно, после показа кто-то начнет критиковать картину за исторические неточности в воспроизведении эпохи. Может быть, кто-то заметит, что отдельные детали не соответствуют роману Абсалямова. Но, вероятно, почти никто не скажет напрямую главного: фактически «Белые цветы» не являются фильмом.

Подобно тому, как «Рудик» на самом деле был документальной лентой, «Белые цветы» — самый настоящий сериал, довольно искусственно втиснутый в три часа экранного времени. При этом сериал по российским меркам вполне классический. Тут стоит оговориться. Можно начать спор о том, сериалы — кино или нет. Любой насмотренный человек без труда вспомнит хотя бы первый сезон американского «Настоящего детектива», в котором от кино больше, чем от многих «настоящих фильмов». Можно сказать, что сериал представляет несколько иную форму кино. Подобно тому, как художественный фильм — это драма, хороший сериал — это роман, но все вместе можно отнести к литературе. То же самое и с кино. Однако и фильмы, и сериалы, претендующие на статус кино, отличает одна важная черта. В обоих случаях перед нами действие «разыгрываемое, а не показываемое». Слово всегда подчинено картинке, а чувства у зрителя вызываются образами и монтажом. К несчастью, этого нельзя сказать о большей части российской телевизионной продукции: кадр здесь обычно играет подчиненную роль, а проезды камерой и монтаж уступают место бесконечным восьмеркам — сперва посмотрели на первого говорящего, потом — на второго, потом — опять на первого; вместо изображения — бесконечные разговоры, вместо действия — обсуждение действий. Часто это даже не сфотографированный театр, а сфотографированное радио. И «Белые цветы» не исключение.

СТОИТ РАЗДЕЛИТЬ «БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ» НА СЕРИИ

При всех достоинствах литературного первоисточника нет никакой причины, по которой кинотеатральная версия шла бы три часа. Камера очень редко вырывается за пределы статичных кадров, а многие диалоги и сцены кажутся избыточными. Это естественно для нашего телевидения, где между сериями прошел целый день и теперь нужно напомнить зрителю, что он смотрел вчера, но в кино такое недопустимо. Но «Белые цветы» и не кино. Попытка снять некий кинопролог в современной больнице выглядит довольно неубедительно и уступает основному действию и по качеству, и по нехитрой драматургии. Что касается сравнения с другими стандартными российскими сериалами вроде тех, что во множестве идут по «России» и, кажется, раньше шли по Первому, детище Рената Аюпова выглядит вполне пристойно. Восьмерки правильные, склейки аккуратные, художник-постановщик хорошо поработал, а актеры вполне справились со своими ролями. Даже некоторое переигрывание, которое можно обнаружить в их игре, вполне традиционно для большинства российских сериалов.

Стоит разделить «Белые цветы» на серии — выйдет совсем хорошо. Однако момент создания татарстанского художественного кино, которое по своим качествам не уступало бы иностранным лентам конкурсной программы, это не приблизит. А жаль. Может быть, в следующем году?

Максим Семенов

Чиайте также:

Попал ли под санкции казанский международный кинофестиваль? Часть 1-я

«А вокруг – злая и бесчеловечная Москва, которая перемалывает людей и судьбы...» Часть 2-я

«Рудольф Нуриев. Рудик» оказался лучше «Курбан-романа». Часть 3-я

«Таджики здесь не «тоже люди», но просто люди». Часть 4-я

«В фильме есть все, что необходимо знать о легионе «Идель-Урал». Часть 5-я