Венера Хайрутдинова
Венера Хайрутдинова (фото: prav.tatarstan.ru)

ДЕПУТАТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ, ОТЛИЧНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ...

Накануне стало известно, что оперативники задержали директора центра образования №178 (в его структуру входят две школы, лицей №121 и детский сад «Пеликан») Венеру Хайрутдинову. Согласно информации «БИЗНЕС Online», поступившей от источника в правоохранительных органах, Хайрутдинова была задержана в своем рабочем кабинете еще 29 июля. По предварительной версии следователей, она, используя свои должностные полномочия, незаконно потребовала у родителя денежные средства в размере 275 тыс. рублей. Якобы за зачисление его сына в социально-экономический класс. Когда Хайрутдинова получила деньги от заявителя, действовавшего под контролем УЭБ и ПК татарстанского МВД, ее и задержала полиция. На основании этого было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ — «Получение должностным лицом лично взятки в виде денег за совершение действий в пользу представляемых взяткодателем лиц, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица, совершенное в крупном размере».

Добавим, что официально в правоохранительных органах ситуацию никак не комментируют. «Идет следствие», — сухо поясняют пресс-секретари ведомств в ответ на вопросы «БИЗНЕС Online». Похоже, что на фоне чемпионата мира по водным видам спорта информацию обо всех резонансных преступлениях положили под сукно до финального свистка...

Тем не менее новость о задержании Хайрутдиновой вызвала широкий общественный резонанс, так как известна она не только в кругу казанских педагогов. Дело в том, что образовательный центр, расположенный в Советском районе, считается одним из самых современных по оснащению и элитных в городе, в нем обучаются свыше 2 тыс. детей. А сама Венера Кашфиевна — довольно известная фигура. В 2005 году она была избрана депутатом Казгордумы, является членом постоянной комиссии по народному образованию и культуре, председателем депутатского объединения Советского района, членом политсовета партии «Единая Россия», заслуженным учителем, отличником народного просвещения, кандидатом педагогических наук и так далее. Школа — на хорошем счету в управлении образования казанского исполкома. Несмотря на это, в управлении также предпочли не отвечать в оперативном режиме на запрос «БИЗНЕС Online», переданный через пресс-службу мэрии Казани.

Интересно, что сын Хайрутдиновой — известный в медиабизнесе человек. Василь Галимов в настоящее время является директором нижегородского филиала ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». Работать в «Комсомолке» он начал еще в 1994 году, будучи в Татарстане. В начале нулевых он был гендиректором и совладельцем ЗАО «Медиа Резерв», которое издавало в Казани газеты «Ва-Банкъ», «Телесемь» и оперировало розничной сетью по продаже прессы «Экспресс-печать». «БИЗНЕС Online» удалось до него дозвониться, но от каких-либо комментариев он тоже отказался, переадресовав вопросы юристам.

«ВЕНЕРА КАШФИЕВНА ВООБЩЕ НЕ КАСАЛАСЬ ДЕНЕГ!»

Газета «БИЗНЕС Online» выслушала позицию Аиды Газиевой — адвоката Хайрутдиновой.

— Аида Азатовна, по какой статье предварительно квалифицируют действия Венеры Кашфиевны?

— Статьи 290 (согласно Уголовному кодексу, это получение взятки — прим. ред.) там не будет. Обвинение нам еще не предъявлено. Действительно, в школе имел место инцидент с участием одного из родителей. Венеру Кашфиевну пригласили после жалобы в правоохранительные органы.

— То есть она не была задержана?

— Да, было задержание на месте. Но она сейчас на свободе. Вообще, речь идет о спонсорской помощи. Этот родитель изъявил желание помочь детскому саду, ему была предоставлена смета, и он сам определил сумму. Он выразил готовность передать деньги. И когда он их передал, произошло задержание. Ее сразу же увезли для выяснения обстоятельств. Когда ситуация была выяснена с участием финансового директора, ее отпустили. С нее взяли «обязательство о явке» — это даже не подписка о невыезде!

— А что пояснил финансовый директор?

— Он предоставил смету, был приглашен и подрядчик, который должен был забрать эти деньги в этот же день и приступить к работе. Венера Кашфиевна вообще не касалась денег! Деньги пересчитали с участием секретаря, был составлен акт, поставлены печати. Деньги убрали в сейф — и зашли оперуполномоченные...

— Говорят, что родитель вел разговор о зачислении его сына в какой-то особый класс?

— Такой разговор был. Но это не связано с данной историей. Да, ребенок в этой школе учится, но родитель сам вызвался помочь...

— Но родитель решил помочь детскому саду...

— Да, этот родитель — директор небольшого предприятия, в свое время землю привозил, помогал благоустроить территорию.

— Но вы признаете, что нарушение было допущено?

— Да, мы можем признать, что нарушение, возможно, и было допущено, но только в виде превышения полномочий, потому что Венера Кашфиевна планировала взять наличку.

— Насколько я знаю, в таких случаях деньги перечисляются в особый фонд школы на расчетный счет...

— Да. Но 1 сентября садик должен быть открыт, подрядчик уже подошел, ему эти деньги нужно было сразу передать. Только поэтому она на это пошла.

— А какие работы должен был выполнить подрядчик за эти деньги по садику?

— Этот список работ досконально имеется, мы уже все передали следователям.

«КОГДА МЫ НЕ МОГЛИ РЕШИТЬ КАКИЕ-ТО ВОПРОСЫ ПРИ ПОМОЩИ БЮДЖЕТА, ПРИХОДИЛОСЬ ИСКАТЬ ДЕНЬГИ»

Источник «БИЗНЕС Online» в администрации района также отмел предположение, что директор могла требовать с кого-то деньги ради зачисления ребенка в школу или перевод в другой класс. Если случай с наличными имел место, то деньги явно не «себе в карман», а на развитие учреждения, предположил наш собеседник. «Достаточно прийти, посмотреть, как все обустроено, чтобы понять: все, что можно было собрать, вкладывалось в развитие», — добавил он. Никаких оснований подозревать директора в какой-то левой деятельности никогда не было.

При школе давно существует наблюдательный и попечительский совет из числа родителей учащихся, которые, по идее, должны контролировать вопросы финансово-хозяйственной деятельности и сбора меценатской помощи. После нескольких скандалов, связанных с поборами со стороны школьных администраций, такие структуры созданы практически во всех учебных заведениях, что придало процессу законность — деньги собирают сами родители и спонсоры, а не директора и завучи.

Магомед Закаржаев
Магомед Закаржаев (фото: Сергей Елагин)

Наблюдательный совет центра образования №178 возглавляет бывший гендиректор, а с недавних пор советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. По его словам, из денежных вопросов в компетенцию совета входило лишь утверждение тарифов на дополнительное образование, то есть почти на четыре десятка секций и кружков. Но ранее он входил и в попечительский совет (на сайте школы его фамилия значится в списке до сих пор).

«Когда я был в попечительском совете и мы не могли решить какие-то вопросы при помощи бюджета, приходилось и искать деньги. Я выделял — и от авиакомпании «Татарстан», и от Казанского авиапредприятия. Аэропорт «Казань» подключался. Привлекали руководителей предприятий Советского района, например, мясокомбинат. Знаю, что «Таттрансгаз» очень хорошо помогал 178-му центру», — вспоминает Закаржаев.

Объемы собранных денег он уточнить не смог. Ранее в СМИ со ссылкой на проверку, проведенную прокуратурой РТ совместно с Рособрнадзором, фигурировала информация о том, что уже в первый год школа собрала от родителей и спонсоров порядка 10 млн. рублей.

Отзывы о центре образования в сети самые противоречивые. «Учились в ЦО №178, знаний никаких, директора волнует только рейтинг школы! Перед тем как отдать ребенка в эту супершколу, подумайте. Просто для размышления: готовы ли вы платить деньги или постоянно посещать кабинет директора? Учителя старших классов гнобят детей, такое чувство, что никакого педагогического образования не получали, но на собраниях рассказывают, просто заслушаешься, уши от вранья сворачиваются», — пишет Владлена. В этом же духе отзыв пользователя по имени Денис: «Мой ребенок пришел в эту школу хорошистом-отличником и за два года в ней полностью потерял умение и желание учиться, скатился по успеваемости, а потом и почти перестал ходить в нее, особо никто и не интересовался в школе, почему. Современная, хорошо оборудованная школа, но до детей, похоже, нет дела — важны только общие показатели в целом. Спасли ситуацию только репетиторы и перевод в другую школу в этом году».

Но, к примеру, пользователь, представившись Юрием Варенниковым, пишет: «На мой взгляд, ЦО №178 — лучший учебно-образовательный комплекс в РТ — это школа будущего сегодня. О таких заведениях мечтали все педагоги. Хайрутдинова Венера Кашфиевна — талантливый, вдумчивый, креативный директор-педагог. Сумела создать лучший в республике педколлектив и объединить их в одном учебном заведении. Особенно впечатляют методическая база и современное научно-техническое оборудование, позволяющее внедрять самые передовые и современные методы обучения».

««На мой взгляд, ЦО №178 — лучший учебно-образовательный комплекс в РТ — это школа будущего сегодня. О таких заведениях мечтали все педагоги» (фото: sfield.ru)

«ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД — БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ СООБЩЕНИЙ О ПОБОРАХ»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Магомед Закаржаев — советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие»:

— Для меня это полная неожиданность. Очень энергичная, деловая женщина, только хорошее могу сказать о ней. Ни от кого никаких жалоб не слышал, не поступало их и в наблюдательный совет. У меня, кстати, там внук учится... С Венерой Кашфиевной знакомы давно, еще со времен ее директорства в 121-й школе, а с самой школой «знаком» еще дольше. В советское время она была подшефна Казанскому объединенному авиаотряду. Еще будучи вторым пилотом, я там вел штурманский кружок. Позднее глава Советского района Альберт Асхарович Камалеев вновь сделал ее подшефной летчикам — авиакомпании «Татарстан». Я привлек к этому делу других авиаторов, в том числе Петра Трубаева, который тогда был директором аэропорта «Казань». И сделали школу образцовой. А потом администрация Советского района подключилась, мэрия. Благодаря тому, что было сделано, благодаря большой энергии Венеры Кашфиевны ее решили поставить и во главе образовательного центра...

Екатерина Матвеева — создатель группы «Поборы в школах и детских садах» в социальной сети, член антикоррупционной комиссии при министерстве образования и науки РТ и выездной комиссии от аппарата президента РТ:

— В сфере образования, судя по численности сообщений о поборах в школах, количество таких коррупционных случаев только увеличилось. Если раньше к нам за учебный год поступало около 50 - 100 сообщений о таких случаях, то теперь — более тысячи сообщений. Если говорить о самых коррумпированных профессиях, то ГИБДД в последнее время немножко приструнили, сейчас они боятся брать взятки после громких уголовных дел. А в сфере образования этот процесс только начинается. Мы выявляем заведующих детских садов, которые распределяют штрафы между работниками, например. Или вот этот случай с образовательным центром. В сфере образования все это только начинает раскручиваться, здесь еще все впереди.

Почему сфера образования имеет коррупциогенный потенциал? Люди боятся в первую очередь за детей. В садике дети маленькие, а в школе им уже выставляют оценки — и боятся, как бы их не начали занижать. У нас люди этого боятся! Если в школу ребенок попал не по прописке, то здесь начинают пугать переводом в другую школу, хотя формально они этого права не имеют. Получается, что есть возможность такого вот шантажа со стороны администрации учебных заведений.