1,2 МЛРД. РУБЛЕЙ ПЛАНИРУЮТ ВЕРНУТЬ ЗА 14 ЛЕТ

Сегодня врио президента Рустам Минниханов посетил открывшийся гостиничный комплекс «Ногай» на улице Баумана, ранее известный казанцам как Дом печати. Восстановлением памятника архитектуры и приданием объекту культурного наследия новой жизни в новом качестве занималось ОАО «Связьинвестнефтехим». Экскурсию для врио президента проводил глава СИНХа Валерий Сорокин и директор ООО «Дом печати на Баумана» Виталий Большаков.

Основные площади здания займет гостиница на 167 номеров от эконом- до бизнес-класса, есть даже два апартамента со своей кухней, что позволит принимать гостей любого уровня, рассказал позднее журналистам Большаков. Гостиница состоит из двух блоков — со входами с улицы Профсоюзной и улицы Баумана, причем первая уже принимала гостей. На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», почему не был приглашен какой-либо мировой гостиничный оператор, Большаков ответил, что неоднократные предложения от сетевиков к ним поступали, но... «С ними довольно тяжело работать: они диктуют свои условия, в том числе и ценовые, и забирают значительную часть прибыли. Мы подумали, что, построив и начав эксплуатировать гостиницу в центре города на привлекательной улице в пяти минутах ходьбы от Кремля, мы сумеем сработать и сами», — ответил он, добавив, что заселение в новый блок начнется буквально с сегодняшнего дня.

Также в здании располагаются ресторан и паркинг «Барабус» на 270 машино-мест. Есть офисный блок площадью более 1 тыс. кв. метров. Большая часть этих площадей будет сдаваться в аренду от 700 до 950 рублей за квадратный метр.

Инвестиции в проект составили 1,2 млрд. рублей, рассказал Большаков газете «БИЗНЕС Online» (столько же заявлялось первоначально). Если для гостиниц хорошим сроком окупаемости считается 10 - 12 лет, то в данном случае «посложнее», поскольку компании пришлось реставрировать находящийся в довольно плачевном состоянии памятник архитектуры. Окупить инвестиции планируется за 14 лет. «Строить на новом месте значительно дешевле, чем восстанавливать старое», — напомнил расхожую истину Большаков, предположив в разговоре с нашим корреспондентом, что строительство аналогичного здания с нуля обошлось бы компании примерно в два раза дешевле.

Название гостиничного комплекса «Ногай» в компании объясняют тем, что рядом со зданием некогда проходил Ногайский тракт, по которому в Казань приходили нагруженные товарами караваны. Паркинг «Барабус» получил свое название тоже с исторической подоплекой. До революции на месте «Ногая» находилась стоянка зимнего транспорта. Извозчики, управлявшие санями-розвальнями, на которые был положен мягкий тюфяк, набитый сеном или соломой, говорили своим клиентам «Барабыз!» (с татарского: «Поехали!»), и постепенно возглас превратился в название этого по тем временам очень быстрого и недорогого средства передвижения.

«ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, СКОЛЬКО ТУТ ВСЕГО ПРИШЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ»

Министерство культуры осталось довольным проделанной реставрационной работой. Сегодня замминистра Светлана Персова назвала газете «БИЗНЕС Online» памятник уникальным, сообщив, что в данном случае удалось «отреставрировать здание и сохранить все то, что было ценным и составляло предмет охраны». «Во всем мире признают несомненную ценность советского авангарда, у нас же недооценены архитектурные сооружения этого периода, — рассказала она. — Это большое событие — памятник именно этого периода отреставрирован, удалось сохранить не только фасады, но также и интерьеры. Конечно, не полностью, понятно, что промышленная часть получила совершенно другой функционал. А те интерьеры, которые относились к общественным пространствам, сохранены и отреставрированы. Мы оставляем память об этом периоде, несомненно, очень ценном для нас».

«Вы не представляете, сколько тут всего пришлось пережить, здание буквально разрушалось», — продолжил Большаков в разговоре с «БИЗНЕС Online». Перекрытия здания выше первого этажа были деревянными, кровля протекала, внутренние фасады стен были практически без штукатурки, перечислял он. Даже кирпичные стены были из разного кирпича, видимо, в начале 30-х годов была проблема со стройматериалами — под слоем штукатурки строители увидели и красные кирпичи, и силикатные, и даже деревянный брус. «Все это мы реставрировали, укрепляли оконные проемы, делали гидроизоляцию периметра всех зданий, углубляясь примерно на 5 метров в землю и восстанавливая стены, чтобы не попадала влага, тем более что на улице Баумана грунты очень плохие. Сегодня мы добились того, что сегодня у нас эксплуатируемые подвалы».

«Это реставрация, полноценная реставрация: лестничные проекты, мраморная крошка, керамическая плитка — все «родное». Только переплеты окон заменены, но их конструкция полностью соответствует историческим образцам», — рассказал «БИЗНЕС Online» помощник президента РТ Олеся Балтусова.

ДОЛГО И КРОПОТЛИВО

Напомним историю. В начале 1930-х годов руководство ТАССР решило построить на улице Баумана здание, которое бы вместило все существовавшие на тот момент казанские издательства и оборудованную по последнему слову техники типографию. Работы поручили архитектору Семену Пэну, по проекту которого также были построены клуб типографии «Красный пролетарий» в Москве и Дворец печати в Баку. Впрочем, казанский Дом печати впоследствии превзошел их по размерам.

В разное время в Доме печати располагались Таткнигоиздат, Татарское книжное издательство, министерство печати, книжный магазин, редакции республиканских газет и журналов. В течение долгого времени в Доме печати работал писательский клуб им. Тукая. В здании бывали знаменитые писатели Муса Джалиль, Алексей Толстой, Александр Фадеев. Сегодня здание является памятником истории и культуры.

Новая жизнь у Дома печати началась в 2009 году, когда власти Татарстана начали восстановление исторического центра Казани. Здание площадью 7,5 тыс. кв. м было передано республикой в уставный капитал ОАО «Связьинвестнефтехим». Как писала газета «БИЗНЕС Online», компания изначально заявляла о намерении разместить в здании отель, рестораны, оставить книжный магазин. На месте производственных цехов бывшей типографии со стороны улицы Профсоюзной, которые не являются предметом охраны, инвестор планировал построить паркинг. Объект планировалось сдать к концу 2012 года. Сорокин заявлял газете «БИЗНЕС Online», что в ноябре того года реально будет сдан только парковочный комплекс, остальное, но не все — к Универсиаде-2013. Реконструкция при этом затянулась. Лишь в апреле 2014-го Балтусова после очередной прогулки Минниханова по центру города сообщила, что Дом печати отреставрирован. Первоначально сообщалось, что в эксплуатацию обновленный Дом печати должны были ввести в мае 2014 года, но все-таки было очевидно, что сам объект сдадут только в конце года. Сроки, впрочем, снова сместились, что объяснялось кропотливостью восстановительных работ.

НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ МАМОНТЕНКА ИЛИ НЕОБЫЧНАЯ НАХОДКА

Отметим, что с реконструкцией Дома печати связана одна необычная история. В октябре 2012 года при реконструкции здания рабочие нашли в подвале кости животных и, проявив бдительность, не стали их выбрасывать, а «доложили, куда следует», — в КФУ. Оказалось, не зря. Анализ показал, что это не что иное, как зубы и кости млекопитающих ледникового периода, которые жили на территории Татарстана 10 - 20 тыс. лет назад и вымерли, когда изменился климат с отступлением ледникового периода. Целиком присутствует нижняя челюсть мамонтенка, череп лошади Стенона, кости бизона, а также череп и кости шерстистого носорога. Сорокин, одна из самых непубличных персон в татарстанской политике, тогда даже встретился с журналистами, сообщив, что кости доисторических животных он передал в дар геологическому музею Казанского федерального университета. «У нас под эти экспонаты сейчас отведена целая огромная витрина, — рассказал сегодня газете «БИЗНЕС Online» Владимир Силантьев, директор геологического музея КФУ. — Подобные экспонаты у нас в музее, конечно, есть — имеющаяся коллекция является самой крупной в России, но находка ее хорошо дополняет. Такие экспонаты очень важны для науки. Ведутся геномные исследования этих животных, идут попытки их генетической реконструкции. Возможно, через несколько лет будет проведен эксперимент по воссозданию и шерстистых носорогов, и мамонтов, и бизонов. Это все возможно для генной инженерии, отрасль сейчас очень интенсивно развивается. Время от времени к нам приезжают исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга и изучают данную фауну».

Силантьев отметил, что в витрине есть отдельное упоминание о Сорокине, поскольку «в последние десятилетия никто из бизнесменов, кроме него, такие коллекции в геологический музей не передавал». Кто же собирал экспонаты, до сих пор остается загадкой.

ДАЖЕ ВЕЛИКИЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ДЖАННИ РОДАРИ ВЫСТУПАЛ ТУТ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЯМИ

Сегодня Минниханов первым делом осмотрел книжный магазин «Китаплар». Гендиректор Татарского книжного издательства Ильдар Сагдатшин подарил врио президента РТ две книжки — «Татарские народные сказки» и «Шурале», а также детские карточки на татарском языке для выполнения заданий. «Это хит продаж, у меня дочь сама в такие с удовольствием играет», — признался Сагдатшин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Сам магазин остался в довольно скромных размерах, что ранее уже вызывало разочарование союза писателей Татарстана. Дело в том, что в доме до 2007 года располагался знаменитый на всю республику книжный магазин «Китаплар», который занимал весь первый этаж. В процессе реконструкции его площади были сокращены до 30 кв. метров. «Я очень рад, что здание восстановлено, в последние десятилетия я с болью смотрел на родной дом, — признался сегодня «БИЗНЕС Online» известный поэт Роберт Миннулин. — С 1968 года я это здание знаю, здесь у меня появились первые стихи в журнале «Казан утлары», «Татарстан яшьләре», первая книжка здесь в Таткнигоиздате вышла, в этом здании меня принимали в союз писателей. Каждую неделю по пятницам в клубе имени Тукая были литературные вечера. Я как молодой поэт участвовал почти в каждом вечере, выступал. Наша молодость прошла здесь, в этих стенах. Внешним фасадом я доволен. Но у меня ощущение, что... Восстановили клуб имени Тукая, в этом же здании разместился книжный магазин. Но этого недостаточно. У каждой гостиницы должна быть своя изюминка, Бог послал этой гостинице идею — это музей писателей. Это сердце нашей интеллигенции. Святое место и для туристов, и для интеллигенции, и для самой гостиницы. Это очень легко делается, даже отдельной комнаты не надо. Есть холлы, этажи, ресторан — все должно быть связано с писателями и поэтами». Миннулин напомнил, что с этим домом связаны такие имена, как Сергей Михалков, Александр Фадеев, Алексей Сурков, Муса Джалиль, во время войны в здании работали русские писатели. «Даже великий итальянский детский писатель Джанни Родари выступал тут перед читателями. Это клад для гостиницы, но он не используется так, как можно было использовать. Это грех», — признался он, впрочем, отметил, что рано или поздно руководство это поймет.

ЗАДАНИЕ «НА ДОМ»

Впрочем, сказать, что в новом гостиничном комплексе ничего не напоминает про былую славу писателей, тоже нельзя. На одном из этажей почти в человеческий рост была установлена фотография Мусы Джалиля, стоял письменный стол, за которым он работал и, самое главное, был открыт клуб им. Тукая. В торжественной обстановке, с праздничными речами и подарками от Минниханова, который в знак благодарности за проделанную работу преподнес Сорокину два портрета — Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая. Причем, когда уже мероприятие завершилось и часть гостей отправилась на выход, врио президента РТ вновь взял слово. «Привлекательность этого комплекса будет, если мы привнесем сюда нашу историю и культуру. В холлы, в залы... Надо сделать соглашение, какой порядок пользования этим залом, как вы будете обеспечивать его работу, сохранность экспонатов. Сюда можно было бы приглашать гостей. Дадим задание госкомитету по туризму, чтобы сюда больше привлекать тех туристов, кому интересна эта тематика. Должна быть системная работа. Это мое поручение вам».

Затем Минниханов и Сорокин пешком отправились в штаб-квартиру СИНХа на заседание попечительского совета ФК «Рубин».