Ту-214Р над Казанью
Ту-214Р над Казанью

«С ТЩАТЕЛЬНЫМ ОГИБАНИЕМ» ГРАНИЦЫ УКРАИНЫ

Интернет-сервис flightradar24, позволяющий в реальном времени наблюдать за положением находящихся в воздухе самолетов, в ночь с 17 на 18 июня «засек» любопытный полет самолета Ту-214Р, построенного в Казани для главного разведывательного управления генштаба министерства обороны России. На сайте сообщается, что это был борт с регистрацией RA-64514. Под этим «именем» значится построенный на Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) самолет комплексной разведки Ту-214Р. С конца прошлого года его частенько видят в небе над столицей РТ.

Flightradar24 фиксировал полет, начиная примерно с Арского района Татарстана. Далее прослеживается такой маршрут: Спасский район — Чистополь — Вятские Поляны — граница Кировской области и Марий Эл — Спасский район — Пенза — Брянск. Не долетев до Беларуси, самолет пошел вдоль границы Украины («с ее тщательным огибанием», уточняет выложивший информацию блог центра анализа стратегий и технологий), над Азовским морем, Крымом и, развернувшись над Черным морем, лег на обратный курс, который flightradar24 «потерял» где-то в районе Лаишевского района РТ.

Маршрут борта RA-64514 в ночь с 17 на 18 июня
Маршрут борта RA-64514 в ночь с 17 на 18 июня
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

ВСКРЫТИЕ РАДИЛОКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕХВАТ СИГНАЛОВ...

Два самолета Ту-214Р (также упоминаются как «изделия 411», опытно-конструкторская работа «Фракция») строились по контракту министерства обороны с «Туполевым» и КАПО (прежнее название КАЗа) от 29 ноября 2002 года. Машина создана на базе пассажирского Ту-214. Это самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки, что видно по многочисленным антенным «нашлепкам» (головной разработчик бортового разведывательного комплекса — концерн радиостроения «Вега»).

Предположительно, Ту-214Р — замена разведчику Ил-20М (военный вариант гражданского Ил-18), который предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов. С 60-х годов Ил-20 был одним из наиболее секретных советских самолетов. Оно и понятно, ведь его назначение — комплексная разведка приграничной полосы без пересечения государственной границы. Создание Ил-20 было ответом на американские разработки. После того как 1 мая 1960 года над Свердловском был сбит американский высотный разведчик U-2, в США решили добывать информацию иным путем — при помощи самолетов, способных получать разведданные, не вторгаясь на территорию других стран. Так, на базе пассажирского Boeing 707-320 создали «шпион» RC-135. Противодействовать RC-135 было сложно, ведь формально он не нарушал границ.

Ту-214Р неподялеку от Японских островов. Фото с борта перехватчика
Ту-214Р неподалеку от Японских островов. Фото с борта перехватчика

ПЕРЕХВАТ НАД ЯПОНСКИМ МОРЕМ

Пара Ту-214Р должна была быть готова к ноябрю 2008 года, но головная машина совершила первый полет только 24 декабря 2009-го и до сих пор не передана заказчику. Герой нашей публикации впервые взлетел в конце 2014 года. Отметим, что срыв сроков контракта стоимостью 3,4 млрд. рублей даже стал предметом разбирательства в суде. В январе 2013 года военные потребовали выплаты пеней за задержку. Сначала претензии предъявили «Туполеву», значившемуся по трехстороннему контракту исполнителем работ (КАПО — изготовитель). Но фирма возложила вину на завод, который, по словам туполевцев, сорвал сроки строительства. В свою очередь, на КАПО указывали, что сроки зависели от финансирования, а оно шло не в полном объеме; кроме того, «Туполев» постоянно вносил изменения в конструкторскую документацию.

Впрочем, технической стороной дела военные, судя по их скупым высказываниям, были удовлетворены. А в декабре 2012 года большой пиар самолету устроили японцы. Истребители ВВС сил самообороны этой страны были подняты на перехват воздушного судна, летевшего над Японским морем. Пилоты перехватчиков увидели борт с регистрационным номером RA-64511, другие опознавательные знаки отсутствовали. По данным министерства обороны Японии, нарушителем спокойствия оказался новый российский самолет-разведчик Ту-214Р. Это было его первое появление «на публике», и информация о разведчике была растиражирована многими иностранными СМИ.

ПОХОДЫ «ЗА УГОЛ»

Полет над Японским морем, скорее всего, проводился в рамках программы испытаний комплекса бортового оборудования. По всей видимости, с чем-то подобным мы имеем дело и в случае с Украиной. «Самые хорошие испытания — проверка в реальных условиях, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — Нас интересует ситуация на Украине. Поэтому если в процессе испытательных полетов борт еще и ведет разведку, это надо только приветствовать». «Абсолютно точно — текущая разведывательная работа, — уверен главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Мы регулярно летаем вдоль границ с прибалтийскими республиками, вокруг Японских островов, вдоль границ с некоторыми другими нашими соседями на Дальнем Востоке. Это плановые полеты, которые обязана совершать разведывательная авиация». «Ту-214Р изначально у Японских островов летал, забирался между Камчаткой и Аляской — «ходил за угол», как говорят дальники, — напомнил «БИЗНЕС Online» бывший гендиректор КАПО Васил Каюмов, при котором сдавалась первая машина. — Ведь надо понять, как все работает, потому что это самолет очень насыщенный по аппаратуре. Во многом поэтому программа тяжело шла, особенно с изготовителями спецаппаратуры проблемы были. И учтите, что многое зависит и от подготовки ее операторов. На крайней машине — 16 рабочих мест. То есть уровень специалистов соответствующим должен быть». «По оборудованию это наш самый совершенный разведчик», — уточнил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Мураховский.

Предположительно, на КАЗе должны быть построены и другие Ту-214Р, об этом «БИЗНЕС Online» рассказывал президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Александр Лаврентьев: «Это сложнейшая машина! И я понимаю, что она будет тиражирована, поскольку по показанным на испытаниях результатам превзошла предъявленные к ней требования». «Думаю, хорошо бы самолетов 30 таких иметь, — говорит Коротченко. — Но будет ли столько? Наверное, нет. Но можно рассчитывать на то, что будет заказана хотя бы средняя по объему серия. Такие машины нужны, поскольку именно на данных разведки основываются многие важные решения».