<

Ветроэнергетика по-американски
Ветроэнергетика

У КОГО В ТАТАРСТАНЕ ВЕТРОПОТЕНЦИАЛ БОЛЬШЕ

В районах Татарстана имеется техническая возможность разместить 359 ветроэнергетических станций (ВЭС) с использованием 600-киловаттных ветроустановок мощностью 722,4 МВт и выработкой электроэнергии 1275,2 млн. кВт/ч. Об этом сообщается в утвержденной Госсоветом РТ стратегии развития топливно-энергетического комплекса РТ до 2030 года. Свыше 700 МВт — это достаточно большие объемы, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» президент российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ) Игорь Брызгунов. Он полагает, что они могут пойти на оптовый рынок электроэнергии. Однако такое строительство потребует примерно 2 млрд. евро инвестиций, уточнил эксперт.

Но слова о 359 ВЭС, собственно, не откровение — такие планы фигурировали и в предыдущей аналогичной стратегии (до 2020 года), утвержденной в 2007-м. Новое — упоминание о том, что в Татарстане есть программа строительства малых ВЭС. Как пояснила «БИЗНЕС Online» начальник управления энергетики министерства промышленности и торговли РТ Гузель Садриева, тема о возобновляемых источниках представлена только как концепция: «Традиционная энергетика все еще достаточно дешевая, а вот когда станет выгодно создавать другие источники энергии, тогда и начнем, пока же просто компетенции нарабатываем. Мы должны понимать, где можно сделать, что можно сделать, а где нельзя». Что ж, такая постановка вопроса еще более актуализирует тему, поскольку в соотношении «можно-нельзя», по всей видимости, пока побеждает «нельзя», хотя в минпромторге, похоже, думают иначе.

В соответствии с имеющейся в стратегии информацией о программе «можно рассмотреть целесообразность строительства» 50 ВЭС, начало проекта намечено на 2017 год. 14 ВЭС (одна станция состоит из нескольких ветроустановок) должны быть построены в Альметьевском районе, 9 — в Бугульминском, 9 — в Зеленодольском, 10 — в Тетюшском, 8 — в Верхнеуслонском. Почему именно там? Важнейшая характеристика, определяющая энергетическую ценность ветра, — его средняя годовая скорость, отмечается в стратегии. И наиболее благоприятные ветровые условия имеются на правом берегу Волги, вдоль берегов Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, в восточной части Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Наибольшим ветропотенциалом обладают Альметьевский (73,8 млн. кВт/ч), Бугульминский (59,4 млн. кВт/ч), Зеленодольский (59,1 млн. кВт/ч), Тетюшский (57,0 млн. кВт/ч), Верхнеуслонский (50,4 млн. кВт/ч) районы.

НОУ-ХАУ ОТ АВИАУНИВЕРСИТЕТА

Все это хорошо, но вызывает вопросы указанная в документе средняя годовая скорость ветра в РТ — 3,3 - 3,5 м/с. «Этого мало, — констатирует Брызгунов, — строительство ВЭС эффективно при скорости ветра 5,5 метров в секунду. Но, очевидно, руководство Татарстана, разрабатывая стратегию, ориентируется на территории, где скорость ветра выше 3,5 метров в секунду». «Для эффективности ветряков средняя скорость ветра в регионе должна быть 5 - 6 метров в секунду, а в Татарстане такая скорость наблюдается всего в двух-трех точках, — рассказал «БИЗНЕС Online» проректор КНИТУ-КАИ по науке Сергей Михайлов, занимавшийся темой ветроэнергетики. — Есть такое понятие, как скорость страгивания (минимальная скорость ветра, при котором работает ветрякприм. авт.). Так вот, у агрегата с горизонтальной осью вращения это 5 метров в секунду. А оптимальная скорость — 9 - 12 метров в секунду».

Да, есть еще ветряки с вертикальной осью вращения, и скорость страгивания у них 3 м/с, но, как рассказал «БИЗНЕС Online» бывший сотрудник некогда действовавшего в Казани ООО «Ветротех» Артем Файзуллин, самый оптимальный вариант все же горизонтальный: «Мы все типы просчитывали для Татарстана. Наиболее оптимальный вариант — трехлопастный с горизонтальной осью вращения, как во всем мире стоят громадные башни. Лучше них пока ничего не работает».

Интересно, что в КНИТУ-КАИ под руководством Михайлова и Владимира Жерехова разработали ветряк, эффективный именно при слабых ветрах. «Мы стремились к тому, чтобы окружная скорость к концу лопасти была меньше (это снижает уровень шума), а крутящий момент — больше, — рассказал «БИЗНЕС Online» Жерехов. — Если коэффициент использования ветра обычных ветряков где-то 0,35 (это уже хорошо), то мы по экспериментам в трубе получили 0,45». «Оснастили лопасти закрылками, — рассказывает участвовавший в этих работах Файзуллин. — Подобного не видел нигде. При слабом ветре такой ветряк будет выдавать большую мощность по сравнению с классическим. Но есть и особенности: для сильных ветров конструкцию надо усиливать. Мы провели полевые испытания, получили неплохие результаты, но на этом дело и закончилось». «Разработкой ведь надо заниматься, отрабатывать все эти инновационные вопросы, но надо ли это кому-нибудь? — говорит о перспективах Михайлов. — Нет, я не разочаровался в ветроэнергетике. Но в России полно мест, где она более эффективна, чем в Татарстане».

НУЖНЫ ЛИ ТАТАРСТАНУ ВЕТРЯКИ?

На этот момент указал в беседе с «БИЗНЕС Online» и председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев: «Думаю, затея с 359 ВЭС для Татарстана абсолютно не нужна, потому что дешевой ни солнечная, ни ветровая энергия никогда не будет. Такая выработка всегда в несколько раз дороже выработки на тепловой станции. Это, конечно, не значит, что такие решения совсем не имеют права на существование — они актуальны в локальных точках, на отдельных территориях, куда трудно доставлять топливный ресурс и где стоимость киловатт часа на 10 - 20 рублей выше. Но такие территории можно найти где-нибудь в Хакасии, на Дальнем Востоке, в Сибири. В Татарстане это все-таки, я уверен, редкость».

С ним солидарен Михайлов: «ВЭС эффективны там, где высокая стоимость доставки энергии, а в Татарстане она недорогая — вся республика электрифицирована. Это выгодно где-нибудь ближе к степным районам Казахстана, на морских побережьях, на Севере». «Отдаленная ферма, хутор, — в таких местах в Татарстане ветряки найдут применение, — говорит Файзуллин. — Но и тогда понадобятся достаточно емкие аккумуляторные батареи, чтобы сохранять запасенное электричество: летом наступает безветрие, и ветряк может стоять довольно долго. Поэтому даже желательно совмещать его с солнечными батареями. И надо учитывать, что установки сильно шумят, то есть, рядом с жилым домом их не поставить. Словом, если рядом есть сетевое электричество, то, однозначно, по нашим условиям лучше «подцепиться» к сети».

Плюс — должна быть включенность региональных ветропроектов в более глобальные программы. «Во всем мире держатели ВЭС получают льготы от государства, — рассказывает Михайлов. — Установки работают на общие сети, и если держатель установки вырабатывает электроэнергию, то государство ему частично компенсирует затраты, ведь он занимается экологически чистым производством. То есть нельзя просто так установить ветряки, должна быть общегосударственная программа поддержки чистых источников энергии, понимание, как они будут работать в энергосистеме страны».

ЕСЛИ НЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ТО, МОЖЕТ, ПРОМЫШЛЕННИКИ?

Но все ли так безнадежно для Татарстана? Михайлов полагает, что Татарстан мог бы, по крайней мере, разрабатывать и производить ВЭС. Об этом же говорит и Брызгунов: «У вас есть промышленность, способная производить компоненты для ветроэнергетического оборудования». По данным РАВИ, интерес к производству такого оборудования проявляло ОАО «КМПО». На предприятии «БИЗНЕС Online» сообщили, что действительно рассматривают рынок ветроэнергетического оборудования как имеющий реальный потенциал и у завода есть достаточные возможности для освоения производства узлов ветроэнергетического оборудования.

Есть и шанс вернуться к наработкам авиационного университета. «Любая ветроустановка имеет промышленные перспективы, — уверен Жерехов. — Но требуется определить, что, собственно, надо, нужны исследования, финансовые вложения... Не зря «за бугром» занимаются этими вещами, деньги вкладывают. У нас же... газ есть, нефть есть...»

Что касается перспектив, о которых говорится в энергетической стратегии РТ, то, по всей видимости, это лишь заявления. «Дайте нам проект, мы оценим его технические характеристики, посчитаем его стоимость, то, сколько в год будет вырабатываться энергии, за сколько лет он окупится, КНИТУ-КАИ готов выступить экспертом, — говорит Михайлов. — Сегодня можно разрабатывать программу, но ее нельзя просто заявлять, это несерьезно».

«БИЗНЕС Online» планирует продолжить разбор новой стратегии ТЭКа РТ.