«БИЗНЕС ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ ДОХОД. Я НИКОГО НЕ ВИНЮ»

Прекращение вещания в Казани радиостанции классической музыки «Орфей» газете «БИЗНЕС Online» подтвердил один из ее бывших учредителей, запускавший ее, Марат Ибляминов. По его словам, соглашение о франшизе с московским государственным «Радио Орфей» было заключено до 31 мая 2015 года, все обязательства по договору были исполнены, и ни одна из сторон не выразила письменного желания пролонгировать отношения.

Представитель московского «Орфея» Рашель Ставиская — директор технической дирекции Российской государственной радиовещательной компании «Голос России», в разговоре с «БИЗНЕС Online» уточнила, что прекращение вещания станции в столице Татарстана — это исключительно инициатива казанских партнеров: «Они, видимо, хотят другой контент, мы так понимаем. И от нас тут ничего не зависит. Мы бы с удовольствием... Но, видимо, у них изменились обстоятельства. Они обязаны были отработать определенное количество лет с лицензией на данный контент, а теперь, видимо, имеют право изменить концепцию. Сами понимаете, что зарабатывать на рекламе легче на немного другом продукте, нежели на классической музыке. На классической музыке много не заработаешь...».

Согласно данным СПАРК, ООО «Орфей-Казань» создано в июле 2012 года. Ее учредителями на тот момент стали Ибляминов (40%) и Алевтина Хайруллина (60%), которая, по некоторым данным, является бывшей супругой сотрудника аппарата президента РТ Эдуарда Хайруллина, который какую-либо связь с радиостанцией, впрочем, отрицает. Однако весной, то есть незадолго до закрытия вещания, единственным владельцем стал медиамагнат Зуфар Ганеев, который, по данным системы «Контр-Фокус», владеет также ООО «Серебряный Дождь — Казань» (представляет в Казани одноименную радиостанцию) и ЗАО «Фирма Техника» (радиостанция «Европа+»).

Ибляминов же, передав свою долю, принял, по его словам, «непростое решение пока держаться в стороне как от медиа, так и от политики». «У радиостанции другой собственник, и он вправе самостоятельно принимать решение о переформатировании или изменении вещания, или даже продаже бизнеса», — уточнил Ибляминов, зимой ушедший с поста замдиректора «Татмедиа» (вскоре после того, как шеф «Татмедиа» Ирек Миннахметов перешел на работу в «Татспиртпром» прим. ред.).

Сам Ганеев не скрывает, что причины закрытия проекта — финансовые: «Мы думали, что кому-то из руководства республики или министерства культуры будет интересна поддержка радиостанции... Бизнес есть бизнес, я же не могу постоянно финансово поддерживать радиостанцию. Я не живу на нефтяной трубе, и я не банкир, чтобы ради хобби или тщеславия содержать радиостанцию. Бизнес должен приносить доход. Я никого не виню», — заявил он в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Представитель московского «Орфея» отметила, что прекращение вещания станции в столице Татарстана — это исключительно инициатива казанских партнеров

«КАРЕН ШАХНАЗАРОВ ПОВЕРИЛ НАМ КАК МЕЦЕНАТАМ»

Между тем заявления о том, что «бизнес должен приносить доход», вызывают вопросы, так как уже в момент запуска «Орфея» всем было понятно, что окупить затраты за счет рекламы радио классической музыки не в состоянии. Проект изначально позиционировался как сугубо «меценатский» и во многом именно поэтому одержал победу в жесткой конкурентной борьбе на комиссии по радиовещанию.

Напомним, конкурс состоялся 27 февраля 2013 года в Москве. На частоту претендовали 10 участников, среди которых были такие медиаакулы, как «Европейская медиагруппа», группа радиостанций Михаила Гуцериева, МГТРК «Мир».

«На конкурсе мы с существенным перевесом обошли всех конкурентов, — рассказывал Ибляминов. — Перед комиссией мы апеллировали к тому, что впервые в истории российского радиовещания частный инвестор берет государственный формат, а радио «Орфей» входит в холдинг ВГТРК и работает под эгидой минсвязи. Мы говорили о том, что сейчас показываем пример всей России, как должен вести себя социально ответственный бизнес... Что нужно за три минуты презентации сказать такого, чтобы разбередить души членов конкурсной комиссии? Кстати, Карен Шахназаров — и член конкурсной комиссии, и член попечительского совета радио «Орфей». Шахназаров точно знает, что делать бизнес на классике или зарабатывать баснословные деньги невозможно. Но он поверил нам как инвесторам, меценатам». При этом он пояснял, что под словом «нам» имелись в виду сам Ибляминов и Ганеев, который уже тогда стал соучредителем.

Марат Ибляминов
Марат Ибляминов: «У радиостанции другой собственник, и он вправе самостоятельно принимать решение о переформатировании или изменении вещания, или даже продаже бизнеса»

Участие «Орфей-Казань» в конкурсе сопровождалось обращением к членам конкурсной комиссии с просьбой поддержать заявку. Его подписали художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский, ректор Казанской государственной консерватории им. Жиганова Рубин Абдуллин, коллективы Государственного симфонического оркестра РТ, Татарского государственного театра оперы и балета им. Джалиля, а также члены попечительского совета радиостанции — народный артист России Дмитрий Хворостовский, главный режиссер Московского музыкального театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман, руководитель Московского камерного оркестра Musica Viva, профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского Александр Рудин и другие...

Внимание к проекту, по словам Ибляминова, проявили президент Татарстана Рустам Минниханов, премьер-министр республики Ильдар Халиков, бывший и нынешний руководитель аппарата президента Юрий Камалтынов и Асгат Сафаров.

АУДИТОРИЯ — 900 ЧЕЛОВЕК В ДЕНЬ

Вещание радиостанции было запущено в рекордно короткие сроки — в конце декабря 2013 года. Общий объем инвестиций не раскрывается, но, по словам Ибляминова, взнос только за лицензию составил 5,6 млн. рублей. Стоимость оборудования на региональную радиостанцию — 3 - 7 млн. рублей в зависимости от того, самостоятельное вещание или ретрансляция. Помимо этого, у радиостанции есть текущие расходы: офис, интернет, фонд заработной платы, канал связи, аренда мачты, электроэнергия и т.д. Помимо этого существуют ежемесячные авторские отчисления в РАО (РФА-ВОИС).

В момент запуска станции Ибляминов демонстрировал оптимизм: «У некоторых людей есть скепсис, хотя у меня его совсем нет. Они заблуждаются, считая, что радиостанция будет не востребована. У нас есть консерватория, музыкальный факультет педуниверситета, много музыкальных школ и много тех, кто любит классику. Понятно, что «Орфей» не войдет в Топ-3 или Топ-5 на казанском рынке, но, думаю, будет в первой десятке».

Теперь же экс-учредитель «Орфея» указывает, что, по данным социологического исследования TNS (Gallup media), «Орфей» занял «почетное первое место с конца» по количеству слушателей среди радиостанций в казанском FM-диапазоне: «Как таковая аудитория радиостанции составляла не более 6 тысяч человек в неделю, то есть меньше 900 человек в день или менее 50 слушателей в час, что сопоставимо с арифметической погрешностью измерения. Это является показателем того, что Казань, может быть, еще не готова к радиостанциям такого формата».

Не вызвала радиостанция интерес и у рекламодателей: «Как и было заявлено при запуске, реклама занимала две минуты в часе, но даже на эти две минуты желающих не находилось, — рассказывает Ибляминов. — Скажу больше, за эти полтора года работы станция не собрала средств даже на покрытие текущих затрат хотя бы за один месяц. Это само по себе уже о чем-то говорит. Понятно, что подобного рода проекты не должны становиться рентабельными, но как минимум должны сами себя содержать. Говорить о возврате инвестиций с подобным форматом, как «Орфей», вообще нельзя. Такие проекты изначально должны быть на какой-то дотации».

О влиянии радиостанции на культурную жизнь красноречиво говорит тот факт, что, по словам Ибляминова, «тишина в эфире не вызвала абсолютно никакого интереса — ни в соцсетях, ни в СМИ, никто ни разу не позвонил в студию и не спросил, почему «Орфей» не вещает, «БИЗНЕС Online» стал первым, кого это заинтересовало, фактически Казань осталась равнодушной к выключению «Радио Орфей».

САЛАВАТ: «МОИ СОПЛЕМЕННИКИ И ДРУЗЬЯ... «КИНУЛИ» НЕ МЕНЯ, А МИЛЛИОНЫ ТАТАР»

Особенно обидным столь бесславный финал проекта выглядит еще и потому, в числе основных конкурентов «Орфея» на заседании конкурсной комиссии было радио «Салават» известного певца Салавата Фатхетдинова. Тогда источник из его ближнего окружения рассказывал, что оно должно было стать «народным». «Сегодня есть две татарские телерадиостанции, которые конкурируют друг с другом: «Булгар FM» и «Татар радиосы». Но оба радио похожи, транслируют татарскую эстраду и попсу. В рамках проекта «Радио Салават» предполагалось, что будет не только попса, но и ретро, гостевые и новостные передачи. То есть планировалось привлечь аудиторию более старшего поколения. Салават очень надеялся на поддержку республики», — утверждает собеседник.

О влиянии радиостанции на культурную жизнь красноречиво говорит тот факт, что, по словам Ибляминова, «тишина в эфире не вызвала абсолютно никакого интереса — ни в соцсетях, ни в СМИ, никто ни разу не позвонил в студию и не спросил, почему «Орфей» не вещает

Позже сам Салават написал статью для «БИЗНЕС Online», в которой довольно внятно расставил точки над i: «Меня часто спрашивают о том, как я пережил эту неудачу. Может быть, у нас был проект неважный, а у других интереснее? Или некоторые друзья попросту «кинули» меня?..»

Далее он дает оценку проектам, которые обошли его: «Если отбросить личные амбиции и судить исключительно исходя из интересов радиослушателей, то что мы видим? Вы заметили после открытия еще двух новых FM-каналов какие-нибудь принципиальные изменения в культурной жизни Казани, Татарстана? Я их не хаю, эти проекты тоже интересные и полезные, наверняка их готовили и поддержали хорошие люди. Только ведь вот какое дело: мало что изменилось с их появлением...»

Далее Салават подводит итог: «Не всякая скромность украшает. Так что не я проиграл на февральском конкурсе. Скорее всего, в проигравших — все татары и наша республика... Выходит, мои соплеменники и друзья, как выражаются те, кто задает этот вопрос, «кинули» не меня, а миллионы татар. Но я не отчаиваюсь. Как говорится, еще не вечер».

Любопытно, что на следующий конкурс в федеральную конкурсную комиссию в ноябре 2014-го за казанские FM-частоты Ибляминов и Фатхетдинов заявились уже вместе с концепцией «Дастан FM». Но проиграли, невзирая на толстую пачку ходатайств: от президента Татарстана Рустама Минниханова, от первого президента республики Минтимера Шаймиева, от министра сельского хозяйства Марата Ахметова и многих других. Второй раз на тот же прием комиссия не отреагировала.

Салават Фатхетдинов
Салават Фатхетдинов: «Не всякая скромность украшает. Так что не я проиграл на февральском конкурсе. Скорее всего, в проигравших — все татары и наша республика...» (фото: elitat.ru)

История наделала в республике немало шума, а всемирный конгресс татар даже писал Владимиру Путину о языковой дискриминации в казанском радиоэфире. Позже ситуацию прокомментировал и глава республики: «Я обращался по поводу радиочастот, просил, чтобы одну частоту дали на татарский канал, мое обращение осталось без внимания, — сказал Минниханов. — Я считаю, это совершенно неправильно. У меня когда будет встреча с президентом, я этот вопрос обязательно поставлю».

«НАВЕРНЯКА МЫ СМЕНИМ ФОРМАТ НА ЭТОЙ ЧАСТОТЕ»

Что же теперь ждет частоту 88,9 МГц? Решение, по словам Ибляминова, за собственником в лице учредителя Ганеева, который из личных средств все время и финансировал «Орфей-Казань». «Были разные предложения. Вещатели из Москвы предлагали продать частоту, переформатировать, запустить другую волну. Мы много общались с ним на эту тему, проводили консультации. Прекрасно понимали, что решение это тяжелое и неоднозначное, и на сегодняшний день, наверное, единственно правильное, — замечает Ибляминов. — Но могу сказать, что тогда было принято самое патриотичное решение для Татарстана — частота пока остается под контролем татарстанских предпринимателей, с татарстанской пропиской по налогам, будет сохранен коллектив, рабочие места, будет продолжаться развитие вещания. Бюджет Татарстана продолжит в ближайшее время получать налоги».

Казалось бы, наиболее логичным и честным вариантом было бы предложить выкупить частоту тому же самому Салавату или отдать под другое татароязычное радио, раз вокруг этого вопроса было сломано столько копий и брошено столько обвинений в адрес федерального центра. Еще один игрок на местном рынке Марат Бикмуллин, владеющий татароязычным «Радио-Курай» и давно мечтающий перевести его из УКВ в FM, сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Теоретически нам интересна эта частота. Будем звонить, узнавать». Связаться с Фатхетдиновым не удалось.

Радио «Тэртип» набирает популярность
Татароязычное радио «Тэртип» пока держится (фото: официальная группа «Тэртип» в соцсети "ВКонтакте" vk.com/tartip.radio)

Однако сам Ганеев в разговоре с «БИЗНЕС Online» дал понять, что планирует оставить частоту за собой, переформатировав ее под, по всей видимости, более коммерчески успешный формат: «Пока не хочу говорить о планах, но наверняка мы сменим формат на этой частоте. Я и так стараюсь удержать радио «Тэртип» (татароязычное радио, также запускавшееся Ибляминовымприм. ред.) в нашем регионе. Есть очень много желающих приобрести его, в том числе из Москвы. Не хочу продавать, пока держусь. Держусь, потому что в обозримом будущем, скорее всего, на республику не дадут частоты на национальном языке. А если продам, понятно, что сразу поменяют формат».

В возможном переформатировании частоты «Орфея» Ибляминов не видит ничего дурного: «Практика переформатирования радиостанции не нова для Казани. Очень популярное когда-то радио «Пассаж» было переформатировано в DFM. Был проект, особенно популярный среди тех, кто учился в КАИ, — радио «Волга» 104,0 FM, которое затем стало «Радио Шансон», и т.д. Поэтому если «Орфей» будет переформатирован, нельзя говорить, что это нонсенс и такого в истории казанского радиовещания не было. Такие случаи часты, на это влияет как финансовая ситуация, так и смена менеджмента и владельцев бизнеса».

Остается добавить, что версия о том, что выигранная под «Орфей-Казань» частота вскоре будет продана или переформатирована, многими высказывалась изначально. Но его идеолог их энергично опровергал: «Когда стали известны результаты заседания конкурсной комиссии, в СМИ говорилось, что Ибляминов выиграл частоту, чтобы ее потом перепродать. Хочу объяснить ситуацию, чтобы отсечь все эти разговоры. Сразу на конкурсной комиссии нам было сказано, что мы должны понимать, что залезаем в государственный проект, под государственное СМИ и, соответственно, о переформатировании или продаже даже не может быть речи», — говорил тогда Ибляминов.

Что ж, похоже, время расставило все на свои места.

«АУДИТОРИЕЙ «ОРФЕЯ» БЫЛИ ЛУЧШИЕ ЖИТЕЛИ ТАТАРСТАНА»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать уход «Орфея» из радиоэфира.

Рубин Абдуллин — ректор Казанской консерватории:

— Известие о прекращении вещания радио «Орфей» стало для меня очень печальным. Для Татарстана, для Казани радио «Орфей» играло очень важную социальную роль, поскольку продукция данного радиоканала приравнена к мировым стандартам в области классики. Ведь столько радиостанций вещает, используя «фастфуд» в области искусства, если прямо выражаться. А радио «Орфей» давало высокие образцы. Я могу сравнить эту ситуацию только с телевизионным каналом Mezzo, который круглосуточно вещает классику. Были многочисленные попытки закрыть его, но среди власть предержащих находятся философы и ценители искусства, которые не допускают этого. Надо искать решение, которое позволит сохранить вещание этой станции в Татарстане. Для молодежи это крайне важно, потому что радио «Орфей» воспитывает отношение к красоте, к подлинному. Очень жаль, что результат такой. Но я намерен бороться за эту станцию. И не только я лично, а все музыканты, которые работают в консерватории, и вся музыкальная общественность Татарстана должна сказать это слово. Смею вас заверить, что аудиторией «Орфея» были лучшие жители Татарстана.

В возможном переформатировании частоты «Орфея» Ибляминов не видит ничего дурного: «Практика переформатирования радиостанции не нова для Казани»

Жанна Мельникова — завлит театра оперы и балета им. Джалиля:

— Я постоянно слушала радио «Орфей» в автомобиле и действительно заметила, что в последние несколько дней вещание на волне 88.9 не ведется. Мне подумалось, что это технические неполадки, но если это вообще уход радио «Орфей» из Казани, то мне очень-очень жаль. «Орфей» — единственная известная мне радиостанция в России, вещающая классическую музыку и музыку современных композиторов. На «Орфее» отличные передачи и интервью с артистами, музыкантами: «Оперные страсти», «Гримерка Орфея», «Вокалиссимо», прекрасная программа про балет, которую ведет Илзе Лиепа, словом, действительно много интересного для меня как человека, любящего искусство и музыкальный театр.

Я уверена, что у казанского «Орфея» была и есть заинтересованная целевая аудитория. Это, возможно, не слишком широкий круг, но все же, так сказать, очень «качественная» публика. Я знаю, что казанский «Орфей» активно сотрудничал с культурными учреждениями города, проектами и фестивалями, в том числе с татарским театром оперы и балета, казанской консерваторией, «Джазом в усадьбе Сандецкого» — словом, всеми теми организациями, где могут «концентрироваться» потенциальные слушатели. Уверена, это были правильные шаги, и почему все получилось так, как получилось, — мне сказать трудно. Думаю, любой радиостанции, особенно на первом этапе, не так легко выйти на окупаемость, тем более когда предлагаешь такой нишевый контент, как классическая музыка.

Василий Фирсов — директор филиала Krutoy Media (Казань):

— Жаль, что закрылась очень хорошая радиостанция. Я считаю, что будущее за «нишевыми» станциями, теми, кто работает на свою узкую аудиторию. «Орфей» — это уникальная радиостанция, и очень жаль, что они прекратили вещание. У меня был опыт работы на джазовой радиостанции, поэтому я понимаю, что доказать рекламодателям преимущества такой четко-выверенной целевой аудитории очень сложно.

Без поддержки как минимум 10 ключевых крупных клиентов либо без вешнего финансирования, например, государственного, сделать такую радиостанцию прибыльной очень сложно. Например, я знаю по опыту, что джазовая радиостанция «Престиж» держалась благодаря 15 key-клиентам. Да, они были различные, но все они понимали, что у радиостанции своя постоянная аудитория премиум-класса.

Казанская публика уникальна, я уверен, что она более чем готова к такому формату. К любой радиостанции, имеющей свою аудиторию, наш город готов, но нельзя забывать о том, что это бизнес, а любой бизнес направлен на получении прибыли.

Вячеслав Долгополов
Вячеслав Долгополов: «В современных условиях классическую музыку потребляет небольшая часть аудитории, соответственно, если государство хочет, чтобы общество ее слушало, нужно финансирование»

Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):

— Аудитория у радиостанции «Орфей» в Казани, конечно, есть. Другое дело, что такой формат не выживет в рыночных условиях, поэтому ему необходимо государственное финансирование. Насколько я понимаю, концерты классической музыки финансируются и во всем мире они, как мне известно, не окупаются.

В современных условиях классическую музыку потребляет небольшая часть аудитории, соответственно, если государство хочет, чтобы общество ее слушало, нужно финансирование. Когда я учился в школе, в нашем классе в музыкальную школу ходил только я один — возможно, сейчас ситуация изменилась, но это показывает, что аудитория у подобного продукта небольшая. Сам я радиостанцию «Орфей», конечно, слушал, но я работаю в этой сфере, и у меня профессиональный интерес.

Лев Комов — главный редактор интернет-журнала JAZZ-FёST!, экс-главный редактор радио «Комсомольская правда»:

— Думаю, что без государственной поддержки такие радиостанции не могут существовать. Государство должно формировать культурную политику страны и всячески стимулировать творческий рост народа. Конечно, культурное развитие населения напрямую связано с ценами на билеты, с развитием музыкальных школ. Очень жаль, что такая станция прекратила вещание. Трудные времена: что-то закрывается, что-то остается. Я думаю, такие радиостанции не менее нужны, чем какая-нибудь крупная футбольная команда. Классическую музыку обязательно нужно слушать — иногда она просто выдергивает из жизни. Где-то читал, что в доме обязательно должен звучать Моцарт, чтобы дети росли здоровыми. Я сам слушаю музыку постоянно — в моем кабинете все от пола и потолка уставлено дисками и виниловыми пластинками: 40-х, 50-х даже 30-х годов. Обожаю Чайковского, Хачатуряна.

За счет коммерческой рекламы станции вроде «Орфея» вряд ли выживут. Должна быть поддержка государства, спонсоров. Тем более в Татарстане живут такие талантливые и образованные люди. Это заметно и по Универсиаде, и по «Голосу».

P. S. На данный момент на казанской частоте 88,9 FM вещает «Дорожное радио», принадлежащее крупнейшему негосударственному российскому радиовещательному холдингу «Европейская медиагруппа». «Дорожное радио», считающееся второй по популярности радиостанцией страны после «Европы Плюс» (также принадлежит «Европейской медиагруппе»), уже вещало в Казани. Но в сентябре 2014-го структуры «Газпром-Медиа» выкупили частоту 91,1 МГц «Дорожного радио» у «группы физлиц», на ней теперь работает «Юмор FM».