«ЮМОР» В ЭФИРЕ

В конце августа в Казани на частоте FM 91,1 МГц началось вещание радиостанции «Юмор FM». Станция входит в состав ведущего российского медиахолдинга «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» (ВКПМ). А с 1 сентября этого года стартовала федеральная рекламная кампания «Юмор FM» с использованием нового визуального образа станции.

Это далеко не первая станция холдинга, работающая в Казани. Как известно, летом 2011 года в столице Татарстана открылся филиал ВКПМ, который возглавил Борис Мазин (ранее работал в «Пассаже»; его контролировали в свое время Андрей Григорьев, Султан Салимзянов и Александр Таркаев). Усиление радионаправления ВКПМ произошло в том числе за счет поглощения крупнейшим российским медиахолдингом «Газпром-Медиа» корпорации «Проф-Медиа» Владимира Потанина осенью 2013 года. После завершения сделки M&A газпромовцы передали в оперативное управление команды ВКПМ все свои радийные активы. После слияния «Газпром-Медиа» владеет в Казани правами на следующие радиостанции: «Эхо Москвы», «Шансон», «Юмор FM» (напомним, в марте казанскую частоту, на которой оно вещало, выкупил медиахолдинг «Крутой медиа» олигарха Михаила Гуцериева), Energy, «Авторадио». Часть радиостанций контролируется напрямую из Москвы, а часть работает через местного партнера.

Таким образом, в вещании «Юмор FM» (частота 90,2 МГц, которую заняло «Радио Дача») был сделан перерыв. А впервые выход станции в Казань состоялся в 2006 году.

По данным компании TNS, измеряющей аудитории СМИ, за период с января по декабрь 2013 года «Юмор FM» за сутки слушали примерно 91,7 тыс. человек.

МОЛЧАНИЕ ЗА МИЛЛИОН

Получить ответ на письменный запрос холдингу ВКПМ о планах в Казани, оценке рынка и будущей доли аудитории «Юмор FM» не удалось. В компании также не сообщили, когда именно медиахолдинг приобрел частоту.

Источники на рынке говорят, что сделка состоялась весной этого года. В частности, частота 91,1 МГц, на которой велось вещание «Дорожного радио», была приобретена холдингом ВКПМ у ООО «Радио 911», учредителями которого являлась группа физлиц, а директором с 2005 года была Алсу Рахматуллина. В настоящее время учредитель «Радио 911» — ООО «Юмор FМ», а директор — Борис Мазин. Получить комментарий у Рахматуллиной не удалось.

Сумма сделки также неизвестна, но игроки рынка говорят, что среднестатистическая цена за «частоту и передатчик» (без стоимости оборудования) в Казани составляет $1 миллион. Однако уточняют, что конечная цена, разумеется, зависит от контента — насколько он интересен как для аудитории, так и для рекламодателей.

Что касается усиления ВКПМ, игроки, пожелавшие остаться неназванными, говорят, что, возможно, у холдинга есть цель собрать СМИ в один пул для обеспечения политического контроля аудитории.

«НАСЫЩЕННОСТЬ РЫНКА ВРЕДИТ КАЧЕСТВУ»

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнения экспертов рынка об усилении влияния холдинга ВКПМ в Казани, также попросила сравнить рекламную привлекательность «Дорожного радио» и «Юмор FM».

Марат Ибляминов — учредитель радиостанций «Орфей-Казань» и «Тэртип FМ»:

— Слияние двух медийных холдингов — «Газпром медиа» и ВКПМ — приводит к тому, что ВКПМ усиливает свои позиции не только в Москве, но и по всей Российской Федерации. Сейчас холдинг ВКПМ ведет довольно-таки агрессивную политику по скупке частот и радиоформатов в регионах страны. Не стал исключением и Татарстан: в Казани холдинг приобрел частоту 91,1, на которой раньше вещало «Дорожное радио».

В настоящее время частота переформатирована, и вышел «Юмор FM» ВКПМа. «Юмор FM» раньше вещал на частоте 90,2 FM. К сожалению, в предыдущее время «Юмор FM» не имел той финансовой привлекательности, которая может у него появиться сейчас. Находясь в холдинге ВКПМ и управляясь одними и теми же менеджерами, которые управляют форматами «Авторадио» и Energy в Казани, и при этом проведя довольно агрессивную рекламную кампанию по выводу «Юмор FM» на новую частоту в Казани, думаю, что последняя станция имеет сама по себе возможность войти если не в Топ-10, то в Топ-15 радиостанций по Казани. Сегодня в столице Татарстана работает 27 радиостанций, и если она попадет в Топ-15, то это будет очень хороший показатель. К таким цифрам, думаю, «Юмор» может прийти уже через год-полтора, если не будет каких-то кризисных ситуаций в целом по стране. Потому что, когда возникают такие ситуации, сферы маркетинга и СМИ страдают в первую очередь — это обусловлено тем, что потенциальные рекламодатели начинают корректировать свои бюджеты в сторону уменьшения.

В Казани управление своими активами ВКПМ доверило очень профессиональному менеджеру в лице Бориса Мазина. Я его лично знаю. С точки зрения профессионализма к нему никогда не возникало вопросов. Он один из лучших менеджеров, которые работают в Казани в этой сфере. У него достаточно опыта и сил, чтобы поднять вещание «Юмор FM» на строчку в Топ-15.

Формат «Юмор FM» довольно интересен для Казани. Я думаю, в предыдущий период вещания потенциал радиостанции не был полностью раскрыт. Уникальность в том, что ни одна из существующих радиостанций не дает такого симбиоза музыки и юмора в таком количестве, в каком это делает «Юмор FM». Поэтому потенциал есть, я его вижу. Главное — грамотно им управлять, не сводить коммерческие продажи к объединенным пакетам, не допускать ошибок, которые есть в других холдингах, — продавать не в нагрузку, а как самостоятельное СМИ.

Светлана Валеева — исполнительный директор радиостанций «Миллениум» и «Серебряный дождь» в Казани:

— Мне кажется, что «Дорожное радио» в Казани изначально «не пошло». Когда менялся формат с «Хит FM» на «Дорожное», была ориентация на его успех в Санкт-Петербурге, где оно входило чуть ли не в тройку лидеров. Но все-таки региональный менталитет играет свою роль, и здесь оно не особо зашло на рынок. На их месте я бы тоже переключилась на формат «Юмор FM», потому что, как мне кажется, это более успешный проект, нежели «Дорожное радио».

ВКПМ сейчас в Казани может усилить позиции в продажах просто за счет того, что в одном пакете будут продавать три станции. С одной стороны, это, действительно, конкурентоспособное предложение, а с другой стороны, когда холдинг продает несколько станций одним пакетом, он в любом случае недополучает прибыль.

У «Дорожного» формат был, наверное, а-ля «Милицейская волна» + «Шансон». У «Юмора» достаточно четко сфокусированный и понятный слушателю формат — шутки, юмор, а по музыкальному наполнению нет ничего особенного.

Данила Григорьев — директор радиостанций «Эхо Москвы в Казани» и «Вести FM в Казани»:

— «Дорожное радио» — прямой конкурент радиостанций «Шансон», «Авторадио», «Милицейской волны» и т.д. Уход «Дорожки» облегчит им жизнь. «Юмор FM» — радиостанция не очень популярная, со специфическим контентом. Она уже существовала на казанском рынке. И обычно «второй приход» радио не бывает удачнее первого.

Что касается продажи рекламы на радио, рекламодатель покупает аудиторию, а не контент. Поэтому ему менее всего интересно, как называется станция — «Юмор», «Дорожное» или как-то еще.

Казанский радиорынок уже переполнен. Радиостанций очень много. Такая насыщенность вредит качественному вещанию. С увеличением количества радиостанций, рекламные бюджеты, к сожалению, пропорционально не увеличиваются. Но успех радиостанции, конечно, во многом зависит от работы команды.

«ДОРОЖНОЕ» БОЛЕЕ МАССОВО, ЧЕМ «ЮМОР»

Ольга Шиновникова — директор радиостанции «Шансон» в Казани:

— Аудитория «Дорожного радио» — сегмент 30+. У «Дорожного радио» была своя постоянная аудитория, поклонники песен 1990 - 2000х, однако, судя по рейтингам, радиостанция в нашем городе не вошла в десятку лидеров. На мой взгляд, продукт «Дорожного радио» был более массовым, радиостанция «Юмор» вряд ли будет настолько интересна аудитории, учитывая то, что контент радиостанции мало изменился со времен вещания этого радио в нашем городе. Однако аудитория «Юмор FM» хоть и немногочисленная, будет выделяться постоянством и преданностью.

За последние полгода в Казани появились две новые радиостанции в сегменте 30 - 40+. Сегодня на рынке представлено достаточно радиостанций в данном сегменте аудитории. Мне кажется, что аудитория радио «Шансон» вряд ли уйдет на «Юмор». Слишком разные философии жанра. Но с точки зрения рекламодателей, «Дорожное радио» все-таки более привлекательно, чем «Юмор». Среди конкурентов «Юмора» — «Дача», «Русское радио», возможно, «Милицейская волна». Среди конкурентов «Дорожного радио» — радио «Шансон», «Авторадио», «Милицейская волна», «Ретро FM».

Катерина Воронцова — экс-исполнительный директор радиостанции «DFM-Казань», коммерческий директор радиостанций «Русское радио», «Рекорд», «Юмор FM», «Маяк» (Тольятти):

— Во многих других городах России «Дорожное радио» занимает более достойные позиции, чем в Казани. Обычно оно входит в тройку прослушиваемых радиостанций в аудитории 12+. Правда, стоит отметить, что за последние полтора года промо-активность «Дорожного радио» в нашем регионе возросла, и они заметно поднялись в рейтингах.

Аудитория «Юмор FM» не такая массовая, как аудитория «Дорожного радио», но тоже обладает хорошими характеристиками. Это, прежде всего, семейная аудитория, жизнерадостные и отрытые люди. Совсем недавно «Юмор FM» провел ребрендинг — радует, что изменился не только логотип, но и добавились новые проекты, которые должны привлечь новую аудиторию.

Алексей Зотин — со-директор рекламного агентства «Два товарища»:

— Согласно последним данным TNS, «Дорожное» радио в Казани занимало 9-ю строчку рейтинга. Ежедневная накопленная аудитория станции составляла 92 тысячи слушателей.

Ежедневная накопленная аудитория «Юмор FM» (а эта станция вещала в Казани до 2012 года) составляла 146 тысяч слушателей. Станция занимала 8-ю строчку в рейтинге радио в Казани. «Юмор FM», безусловно, будет интересен слушателям, так как формат оригинальный, а станции с оригинальным форматом заведомо успешны.

ВКПМ, безусловно, усилилась на рынке. Сегодня это «Авторадио», Energy и «Юмор». В перспективе — в ее актив перейдет еще одна радиостанция. Когда у тебя четыре разноформатные станции, работающие на аудитории от 12 до 65 лет, это возможность сделать рекламным партнерам внушительное конкурентоспособное предложение.

Конкуренты «Дорожного радио» — «Авторадио», «Русское», «Ретро», «Милицейская волна». Чтобы не создавать внутреннюю конкуренцию, видимо, решено было после приобретения станции включить на этой частоте вместо «Дорожного» «Юмор FM». Конкуренты «Юмор FМ» — «Русское радио», «Милицейская волна» и «Шансон». С включением «Юмора» часть аудитории уйдет с этих радиостанций, соответственно, усилятся позиции «Авторадио» в Казани.