СИМБИОЗ НЕФТИ И РАДИО

В Казани начали вещание две новые радиостанции: на частоте 90,2 МГц — «Радио Дача», на частоте 89,7 МГц — «Такси FM». Новые станции появились в середине апреля на частотах, на которых ранее соответственно вещали «Юмор FM» и «Сочное радио» («Радио Студент»).

Собственником двух новых радиостанций является московский холдинг Krutoy Media. Он контролируется Михаилом Гуцериевым — основным владелецем «Русснефти», состояние которого оценивается в $3,3 миллиарда. В последнее время миллиардер проявляет большой интерес к бизнесу в сфере радио. В конце 2013 года он выкупил у продюсера Игоря Крутого 75% его холдинга, а также приобрел «Финам FM» у бизнесмена Виктора Ремши. Помимо этого, Гуцериеву также принадлежат радиостанции «Весна FM» и «Восток FM».

С запуском «Дачи» и «Такси» холдинг Krutoy Media открыл в Казани полноценный филиал — второй в стране после Санкт-Петербурга.

Как правило, при начале вещания материнская радиовещательная компания находит в регионе сетевого партнера, который управляет станцией и в определенной пропорции делит доходы от рекламы с владельцем бренда. Подобные взаимоотношения Krutoy Media устанавливал со структурами «Эфира», принадлежащего Андрею Григорьеву, когда ими был совместно реализован проект Love Radio. Известно, что оно вещает в Казани с 2005 года, и первоначально в столице республики этот проект начинал развивать медиахолдинг ТНВ. Но затем радио было перепродано структурам Григорьева.

С Krutoy Media Андрей Григорьев реализовал проект Love Radio
С холдингом Krutoy Media Андрей Григорьев реализовал проект Love Radio

Как утверждают участники рынка, появление собственного филиала Krutoy Media — свидетельство того, что владелец частот продал их москвичам. Запуск новых станций весьма лаконично прокомментировал казанский директор «крутого» филиала Василий Фирсов. По его словам, произошла смена владельца частот, поэтому на них запущены новые радиостанции. «Теперь мы филиал холдинга Krutoy Media. Причину смены не знаю», — сказал он. Кстати, Фирсов не новичок на рынке радио — ранее он возглавлял радиостанции «Ретро» и «Рекорд», региональным сетевым партнером которых в Казани было ООО «Выбери радио».

Сумму инвестиций в проект Фирсов озвучить отказался. В самом холдинге Krutoy Media от комментариев о формате выхода в Казань воздержались, отослав к официальному пресс-релизу, где содержалась информация лишь о концепции радиостанций.

ХОТЕЛИ ИЗБАВИТЬСЯ

В Казани юридическим лицом, до сих пор осуществлявшим вещание на этих частотах, является ООО «Волна» — об этом «БИЗНЕС Online» сообщили в республиканском управлении Роскомнадзора. Ранее вещание осуществляло ООО «Элком». Обе компании, по данным СПАРК, на 100% принадлежат Анне Сергеевне Журавлевой.

Мурат Муратов заявил, что не имеет отношения к этим проектам
Марат Муратов заявил, что не имеет отношения к этим проектам

Среди участников рынка бытует мнение, что эти юрлица контролируются людьми, близкими к экс-руководителю агентства по массовым коммуникациям «Татмедиа», а ныне гендиректору УК «Просто молоко» Марату Муратову. Но в беседе с «БИЗНЕС Online» Муратов опроверг эти утверждения, заявив, что не имеет отношения к этим проектам и не может сказать, является ли Журавлева родственницей Сергея Журавлева — бывшего гендиректора ОАО «Татмедиа».

Один из участников рынка утверждает, что ООО «Элком» давно хотело продать частоту. Другой эксперт говорит, что еще в 2011 году за две частоты владелец просил около 60 млн. рублей. Еще один представитель медиабизнеса говорит, что новыми «Радио Дача» и «Такси FM» хотели управлять ООО «Выбери радио» (они развивают «Рекорд» и «Ретро Fm») и структуры Григорьева (медиахолдинг «Эфир»).

«В управление радиостанции отдаваться не будут, так как сейчас уже открыт и работает филиал», — прокомментировал эти слухи Фирсов. То же самое заявил и представитель «Эфира». Один из участников рынка прогнозирует, что у двух новых радиостанций рекламные сборы составят максимум 1 - 1,3 млн. рублей, и то не ранее чем через полгода.

ЧТО НАШЛИ И ЧТО ПОТЕРЯЛИ

В пресс-релизе холдинга Krutoy Media, размещенном на сайте, сообщается, что потенциальная аудитория двух новых радиостанций — 1,3 млн. человек, т.е. все население Казани. Лицензии на осуществление радиовещания принадлежат Krutoy Media.

Что касается концепций радиостанций, то, как сообщается в информации, предоставленной нашей газете пресс-секретарем холдинга Аллой Голевой, «Радио Дача» — «это хорошее настроение в любое время года, атмосфера домашнего уюта и тепла, радость общения с близкими и уверенность в завтрашнем дне».

Станция входит в Топ-10 самых рейтинговых музыкальных радиостанций страны. Целевая аудитория — слушатели в возрасте 30 - 49 лет. Ориентируется на массовую аудиторию с ядром в возрасте 30 - 49 лет. Ежедневный объем аудитории радиостанции — 4,5 млн. человек, еженедельный — 11,8 млн. человек (данные «TNS Россия», «Radio Index-Россия», июль-декабрь 2013 года).

Радио «Такси FM» (самый молодой бренд Krutoy Media) вещает в Москве, Казани и Хабаровске. Что касается концепции, то владельцы определяют ее как «романтику больших дорог, вдохновение путешествий, наслаждение сегодняшним днем, надежду на будущее и хорошую музыку в любое время». Целевая аудитория — слушатели в возрасте 25 - 49 лет, преимущественно мужчины. Еженедельно на волну 96,4 FM в Москве настраивается более 614 тыс. москвичей, ежедневно —178 тыс. человек (данные «TNS Россия», «Radio Index-Москва», январь-март 2014 года). Эксперты считают, что аудитории двух радиостанций пересекаются со слушателями «Авторадио», радио «Шансон» и «Русского радио».

Что же касается станций, которые потеряли свои частоты, то здесь показатели довольно скромные. Компания TNS, измеряющая аудитории СМИ, предоставила «БИЗНЕС Online» цифры по среднесуточной аудитории станции «Юмор FM» в Казани за период с января по декабрь 2013 года. Так, согласно данным, за сутки данную радиостанцию слушали примерно 91,7 тыс. человек. Если рассматривать процент среднесуточной аудитории в целевой аудитории, то это 9% (от населения Казани от 12 лет и старше). «Юмор FM» — это было радио разговорного жанра.

Что касается «Сочного Радио», то его измерения не проводилось, так как оно вещало не полный период исследования. Последнее было местным продуктом с танцевальной направленностью. Развивать его пригласили известного диджея Антона Фиртича. «На частоте 89,7 FM в Казани раньше вещало радио Energy. Наверное, так бы дальше и вещало, если бы однажды на место директора холдинга (в холдинг также входит радиостанция «Юмор FM Казань») не пришел кризисный менеджер Василий Фирсов. Станция прибыли не приносила, поэтому в какой-то момент Василий Алексеевич принял решение о запуске собственного радио с вещанием 24 часа в сутки, — вспоминает Фиртич в интервью порталу «Шурум-бурум». — На тот момент я жил и работал в городе Ижевске, был креативным директором в одном из медиахолдингов и как раз собирался перебираться в Казань. Мы созвонились, и он пригласил меня на работу. Поначалу мы не совсем представляли, как, к примеру, планировать и составлять эфир, чтобы это не выглядело так, как будто это сделано в провинции, и самое главное, какую музыку ставить (ретрансляция федеральных станций и свое собственное вещание — вещи кардинально разные). При запуске радиостанции «Сочное» с тем форматом, который есть сейчас, мы руководствовались тремя правилами: нужно было сделать радио, которое бы отличалось от всех остальных в городе, чтобы это радио было в перспективе интересно потенциальным рекламодателям и чтобы за радио не было стыдно».

«КОНКУРЕНЦИЯ В СЕГМЕНТЕ ОЧЕНЬ ЖЕСТКАЯ»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам прокомментировать запуск новых радиостанций и оценить их концепции.

Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):

— Новые станции могут отщипнуть пересекающиеся аудитории у похожих по контенту. Но драматических событий не вижу, так как этот процесс перманентен.

В принципе, десятка лидеров из казанских станций работает на одну и ту же аудиторию, поэтому прорыва в контенте ждать не стоит. За последние 15 лет на казанском радиорынке прорывом было появление радио с классической музыкой и «Детского радио».

Инвестиции в запуск новых радиостанций у нас могут быть от нуля до бесконечности, все зависит от того, для чего создается проект, так как не все проекты создаются для получения операционной прибыли и окупаемости.

Про «Сочное радио» я промолчу, так как все изобретают свою модель велосипеда и к профессионалам не обращаются, а «Юмор FM» я вначале слушал, было интересно, потом надоело, но я не целевая аудитория. Много зависит от конкретного города и иногда от вещателя того же радио «Юмор FM». Где-то радио востребовано больше, где-то слабее. Видимо, в нашем городе «Юмор» не пошел во всех смыслах.

Так как сейчас частный вещатель не может получить частоту даже для социально значимых проектов (опыт хождения по комиссиям в течение 14 лет у меня есть), то обращаюсь к власть имущим, тем, кто все-таки регулярно их получает на конкурсе: запустите радио с радиопостановками, аудиокнигами популярной классической литературы, и это будет вам плюсом к вашей карме.

Екатерина Воронцова — коммерческий директор радиостанций «Русское радио», «Рекорд», «Юмор FM», «Маяк» (Тольятти):

— Практически во всех городах радиостанция «Дача» занимает лидирующие позиции, а тем более здесь — в умелых руках — они быстро наберут постоянных слушателей. Про «Такси FM» сложно что-либо сказать, они только начали развивать региональную сеть. Но думаю, что казанцам будет приятно узнать, что ведущий утреннего шоу на «Такси FM» Стас Карлов когда-то работал на радио «Шансон Казань». При грамотном продвижении и правильном ценообразовании эти радиостанции вполне смогут составить конкуренцию существующим лидерам радиоэфира.

Марат Ибляминов — директор «ММ-Пресс»:

— Формат двух новых радиостанций уже существует в Казани. «Дача» будет пересекаться с радиостанциями «Милицейская волна», «Ретро» и «Авторадио». Конкуренция в этом сегменте очень жесткая. Не думаю, что станции сразу займут большую долю на рынке Казани.

Что касается передела влияния на рынке столицы Татарстана, это также маловероятно. Этим станциям понадобится серьезное продвижение, промо на рынке.

Алексей Зотин — главный редактор и программный директор ТК «Эфир» (2003 - 2012 годы), содиректор агентства «Два товарища»:

— Что касается радио «Дача» — хорошая станция, четко сегментированная, с грамотно выстроенной концепцией и музыкальным форматом. Ориентирована на взрослую аудиторию, однозначно, какую-то часть аудитории откусит у «Русского радио», «Авторадио», радио «Шансон». Это лишь вопрос времени. Уверен, в ближайший год при грамотном продвижении эта станция легко войдет в Топ-10 радиостанций города. Если менеджмент сможет грамотно это монетизировать, коммерческий успех гарантирован

Жаль, что «Сочное радио» в Казани не пошло. Хороший формат, перспективный. Продвижение хромало, не было хорошего старта. Вполне логично, что собственники частоты решились на шаг по смене сетевого партнера.

Что касается «Такси FM», это, как говорится, потому что иного выбора нет. Нет сегодня хороших сетевых станций, которые способны в короткое время набрать приличную аудиторию. Опять же, это формат, во многом схожий с «Авторадио», радио «Шансон», «Русское радио». В этом сегменте сегодня работают почти 10 радиостанций города. Хватит ли на всех слушателей? Не знаю.

Ну и самое главное — это коммерческая сторона вопроса. Количество медиа, желающих заработать, сегодня растет. К сожалению, в городе количество специалистов, способных продать рекламные возможности СМИ, крайне мало. Еще хуже дела обстоят с профессионалами, способными в короткие сроки создать профессиональный отдел продаж и вывести радиостанцию на уровень продаж хотя бы в 500 тысяч рублей в месяц. По пальцам можно пересчитать таких людей. И успех новой радиостанции в городе — это не только грамотный формат, продвижение, это еще и профессиональный коммерческий директор, который в кратчайшие сроки создаст отдел продаж, наберет, обучит сотрудников и нарастит клиентскую базу.

Данила Григорьев — директор радиостанций «Вести FM в Казани» «Эхо Москвы в Казани»:

— Давать прогнозы относительно успеха этих радиостанций не стану, время покажет. На мой взгляд, он будет зависеть от того, как хорошо сработает рекламная служба и удастся ли радиостанциям стать выгодными с точки зрения коммерции. При этом рынок в Казани маленький, маркетинговые бюджеты компаний не увеличиваются, а медийных игроков становится все больше. Сейчас уже около 30 радиостанций делят один «рекламный пирог», поэтому молодым игрокам будет очень непросто.

Я не вижу уникальности этих форматов. По большому счету в нашем городе уже есть радиостанции с аналогичным радийным контентом. Например, «Ретро FM», «Дорожное радио». Видимо, именно у этих радиостанций и будут оттягивать слушателя «Дача» и «Такси».