Судебные приставы арестовали на аэродроме в Балтасях три самолета бывшего топ-менеджера «Таттрансгаза»

«ЕРМАКОВ — «ПРОСТОЙ ПЕРЕГОНЩИК»

Разбираясь в подробностях необычного дела, корреспонденты «БИЗНЕС Online» первым делом отправились посмотреть на крылатых «арестантов». Сейчас они по-прежнему находятся на аэродроме ДОСААФ под Балтасями. Два — абсолютно новых, один — почему-то без стекол — укрыт специальным чехлом. Легкие, двухместные, похожие по габаритам на обычную легковую машину, только с крыльями.

— Пришли приставы, ходили, смотрели, потом ушли, — рассказали «БИЗНЕС Online» на аэродроме. — Даже не опечатали. Обычно когда арестовывают имущество, опечатывают. Потому что это самолеты не его…

«Не его» — это о Булате Ермакове, в отношении которого, как выяснил «БИЗНЕС Online», собственно, и возбуждено исполнительное производство. В электронной базе за ним действительно числится задолженность в 13 млн. рублей. К миру самолетов он имеет самое прямое отношение — долгое время Ермаков был председателем российской федерации любителей авиации в Татарстане (ФЛА РТ).

Однако, по словам нашего собеседника, Ермаков — «простой перегонщик». Раньше жил в Татарстане, теперь переехал в Америку и по заказам местных «новых русских» доставляет сюда самолеты. Делал он это уже не раз и не два. Местные жители утверждают, что некоторые машины, переоформленные на других хозяев, находятся на этом же аэродроме. Что касается трех арестованных «птичек», то не исключено, что они все еще принадлежат Ермакову по документам, хотя плату от «олигархов» за них он уже получил.

— В первый раз Ермаков приехал года два назад. Ходил, смотрел аэродром, — вспоминает комендант аэродрома Фарит Закиров. — Потом привез несколько самолетов.

С тех пор он, по словам Закирова, периодически навещает поле, когда привозит очередную партию товара. В последний раз это было осенью, когда и были доставлены эти три машины. Приедет ли в этом году, никто не знает.

К слову, руководство аэроклуба ДОСААФ собирается запретить на поле «стоянку» частных самолетов.

— Начальник Радик Исмагилович (Радик Халиуллин — руководитель центрального аэроклуба РТ ДОСААФ Россииприм. авт.) сказал, что скоро на аэродроме только наши останутся, досаафовские, — сообщил Закиров. — Остальные пусть убирают, куда хотят. Есть же частные аэродромы.

Нынешний глава ФЛА РТ Марат Фазлеев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высоко оценил вклад Ермакова в развитие малой авиации в РТ: «Я учил его летать, это было еще до создания федерации. Примерно в 2002 году, когда ни о какой легкой авиации как таковой в республике еще и речи не было, он «подтащил», насколько помню, пять самолетов — до этого в Татарстане был только один. Благодаря этому началось бурное развитие легкой авиации в республике, а чуть позже Булат создал федерацию. Но потом закрыли старый аэропорт, где все и базировалось, и мы разлетелись по разным аэродромам… Булат — и фанат авиации, и пытался что-то на ней заработать, когда о таких вещах еще и не помышляли».

Рафкат Кантюков
Рафкат Кантюков заявил, что никаких доверенностей Ермакову не давал, поэтому подписывать платежные документы его начальник отдела по расчетам не имел права (фото: kazan-tr.gazprom.ru)

ИГРЫ С ВЕКСЕЛЯМИ В ХОЗЯЙСТВЕ КАНТЮКОВА

Долг, из-за которого сыр-бор, имеет очень давнюю историю. Как выяснил «БИЗНЕС Online», в 2001 году Ермаков был осужден по делу о злоупотреблении должностными полномочиями на 1 год лишения свободы, но освобожден от наказания по амнистии.

Согласно материалам уголовного дела, в 1998 - 1999 годах он был начальником отдела по расчетам ООО «Таттрансгаз» и одновременно являлся учредителем и фактическим руководителем ООО «Агрохимстрой» и ОАО «Целита». Как и многие предприятия в то время, он проворачивал с векселями сложные схемы. При этом, по мнению следователей, в какой-то момент финансист создал «искусственную ликвидность» векселей, используя их для «извлечения выгод для себя». В деле есть сразу несколько эпизодов различных манипуляций, которые, по версии обвинения, нанесли серьезный ущерб ООО «Таттрансгаз» и были на руку компаниям, созданным Ермаковым.

В 2003 году после серии апелляций дело дошло до Верховного суда. Ключевым стал вопрос о том, имел ли Ермаков вообще право действовать от имени компании. Казалось бы, трудно поверить, что крупные взаиморасчеты проходили без ведома руководства. Однако гендиректор ООО «Таттрансгаз» Рафкат Кантюков заявил, что никаких доверенностей Ермакову не давал, поэтому подписывать платежные документы его начальник отдела по расчетам не имел права. Доверенность Ермакову, как оказалось, выдал лишь главный инженер, но она была признана ничтожной.

Однако, с другой стороны, начальник финансового отдела «Таттрансгаза» дал показания, что, напротив, всегда считал доверенность, выданную Ермакову, правомочной. На основании этого противоречия в показаниях суд признал: из приговора не видно, использовал ли Ермаков при работе с векселями свои служебные полномочия или же вышел за их пределы. В итоге дело было возвращено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении гособвинение попросило уголовное дело прекратить, в связи в том числе и с незначительным характером материального ущерба.

Между тем еще до решения Верховного суда был установлен размер ущерба — приблизительно 13 млн. рублей. Удивительно, но арест самолетов стал первой серьезной попыткой судебных приставов по взысканию задолженности за 12 лет! Однако, как выясняется, и она может оказаться неудачной.

Марат Фазлеев
Нынешний глава ФЛА РТ Марат Фазлеев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высоко оценил вклад Ермакова в развитие малой авиации в РТ

«Я ПРОСНУЛСЯ ЗНАМЕНИТЫМ, НО ЭТИ САМОЛЕТЫ МНЕ НЕ ПРИНАДЛЕЖАТ…»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» вышел с Ермаковым, который находится за пределами России, на связь по Skype. Он подтвердил, что живет за рубежом — правда, не в штате Флорида США, как считают приставы, а в Суринаме — небольшом государстве в Южной Америке, куда он эмигрировал еще в 2008 году, потому что, по его словам, «бороться с судебным беспределом уже не было сил».

— Булат Ильдусович, вам известно о том, что судебные приставы арестовали самолеты? Они якобы принадлежат вам…

— Эти самолеты мне не принадлежат! Их истинный владелец — Владимир Лосков. Он сейчас едет в поезде из Москвы разбираться с этой ситуацией. Каким образом служба судебных приставов привязала ко мне эти самолеты, непонятно. Есть вопрос к приставам: если им известно, что человек достаточно давно проживает в США, для чего ему самолеты в России?

Ко мне обращаются россияне, которые хотят купить самолеты в Америке. Даже сейчас вот письма на почту идут: «Помогите, потому что eBay не хочет отправлять самолеты в Россию».

— То есть вы занимаетесь продажей самолетов?

— Нет. Я лишь оказываю консультативную помощь. Я ничего не отправляю! Хотите вы, к примеру, купить самолет в Америке. Вы находите необходимую модель в интернете, электронных площадок по продаже очень много, но с хозяином ведь как-то надо общаться. И тогда обращаются ко мне, я всегда доступен.

— А фактический владелец самолетов просто обращался к вам за консультацией?

— Да, я консультировал Лоскова. Он попросил меня связаться с продавцами, помочь в составлении контракта, потому что он должен быть на двух языках. Здесь надо знать язык. Потому что ко мне часто даже американцы обращаются с просьбой перевести на доступный им английский язык то, что пишут россияне. Наши соотечественники пишут им, используя Google-переводчик, и они не понимают, о чем идет речь.

— Только консультации и все?

— Конечно! Никаких денежных расчетов со мной не было! Самолет — это такая вещь, которую просто так в Россию не ввезешь. Предварительно надо согласовать эту сделку с министерством обороны, доказать им, что это не военный самолет. Заключив контракт и приложив все документы, Лосков, покупатель, отправляет все эти документы в минобороны и получает заключение. Разумеется, эту работу он делал самостоятельно. Затем идет таможенное оформление. И Лосков очень удивлялся, когда ему позвонили с таможни и сказали, что самолетами заинтересовались судебные приставы. Но приставы заранее знали, что самолеты принадлежат Лоскову.

— То есть вышла досадная ошибка?..

— Вряд ли. Если бы они пришли ко мне в квартиру, описали все имущество и там были предметы, которые мне не принадлежат, тогда это недоразумение. Но в данном случае они целенаправленно поехали в Балтаси и арестовали самолеты Лоскова. И таких, как Лосков, по России очень много, я помню всех людей, которым я помогал покупать самолеты. Они есть и на аэродроме в Куркачах, например. Но это не значит, что их купили у меня!

Мне кажется, это не ошибка. Больше похоже на провокацию. Мне все сейчас звонят, сочувствуют, говорят: «Тебя хотели укусить». Но я смеюсь, знаете, я проснулся знаменитым, меня знает весь мир!

— Но ведь за вами, действительно, долг числится…

— Это очень длинная история. За Ходорковским ведь тоже «долг» числится, но ведь никто не называет вещи своими именами. Да, действительно, есть исполнительный лист в отношении меня на взыскание. Но подоплека была политическая, у меня хотели отжать бизнес и его реально отняли, меня осудили. Правда, впоследствии эти приговоры были отменены Верховным судом России. Впоследствии прокуратура отказалась от предъявления новых исков и попросила уголовное дело закрыть, что и было сделано. Но исполнительный лист был выдан до того, как это случилось, его никто не удосужился отменить.

Не исключено, что три арестованных самолета все еще принадлежат Ермакову по документам, хотя плату от «олигархов» за них он уже получил

«НЕ ТАК УЖ И СМЕРТЕЛЬНО ДОРОГО»

«БИЗНЕС Online» удалось связаться и с тем самым Владимиром Лосковым, купившим самолеты по рекомендациям Ермакова. «Пока самолеты находятся под арестом, я подал жалобу на действия судебных приставов, представил документы, подтверждающие, что я владелец самолетов, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Понятно, что у них какие-то подозрения появились, но меня даже в известность не поставили! Самолеты приехали еще в прошлом году и стояли на ремонте».

Сам он спортсмен-планерист, мастер спорта, самолеты для него — хобби. «Меня хорошо знают в сборной, я с ними ездил по всему миру на соревнования. Но не в качестве пилота, а наземного тренера. На аэродроме в Балтасях я тренируюсь с 1986 года. По своей основной профессии я обслуживаю кафе и рестораны, поставляю холодильники, плиты и многое другое. Кафе «Сказка», например, обслуживаю…» — рассказывает Лосков.

По словам экс-руководителя татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Шавката Умарова, Cessna — самые популярные в РТ легкие самолеты. «Как пилот считаю, что в этом классе Cessna — самый лучший самолет. Но выбор сейчас очень большой — десятки типов, моделей и модификаций». Отметим, что Умаров владеет тремя самолетами Cessna 172, которые летают в авиационном учебном центре «Авиатор» (базируется на аэродроме Куркачи): «Они у меня все время на ходу, к тому же летом работают по договору на лесоохране». По его словам, новая Cessna 172 стоит примерно $500 тыс., подержанная, но в хорошем состоянии, — в районе 5 млн. рублей. Однако Фазлеев считает, что можно найти бэушный легкий самолет и подешевле — миллиона за два. «А о новых самолетах пока и думать не приходится», — отметил он.

По оценке Умарова, владение легким самолетом типа Cessna обходится минимум в 200 тыс. рублей: «Во-первых, это техническое обслуживание (50 - 60 тысяч). Во-вторых, плата за стоянку и охрану (150 - 200 тысяч). Плюс топливо и аэронавигация. Небогатый человек, наверное, не потянет, но не так уж и смертельно дорого».

По словам Фазлеева, сегодня в Татарстане примерно 20 легких частных самолетов. «Мало по сравнению даже не с Москвой, но и с Самарой, Уфой, которая сейчас впереди планеты всей», — констатирует он. По его мнению, развитие легкой авиации в РТ затормозилось после катастрофы «Боинга». Такого же мнения придерживается советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев — сам владелец легкого самолета (раритетный Як-12 1957 года выпуска): «По моим ощущениям, остановилось развитие малой авиации в Татарстане. Во всяком случае, новых самолетов появляется мало. И так уже года два-три. Думаю, это связано и с общим состоянием экономики, и с тем, что на каком-то этапе вновь активизировались всевозможные проверяющие органы».

В службе судебных приставов, куда, разобравшись в ситуации, обратилась газета «БИЗНЕС Online», заявили, что арест с самолетов в Балтасях снимать пока не будут.

— Будем устанавливать, чьи эти самолеты в рамках исполнительного производства, — объяснил пресс-секретарь ведомства Арсений Галиев.